Урок в 8 классе по биологии на тему: «Лимфоциты. Иммунитет». Урок иммунитет эдуард дженнер


Урок в 8 классе по биологии на тему: «Лимфоциты. Иммунитет»

Здесь Вы можете скачать Урок в 8 классе по биологии на тему: «Лимфоциты. Иммунитет» для предмета : Биология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Урок в 8 классе по биологии

на тему:

«Лимфоциты. Иммунитет».

(слово закрыто)

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с факторами организма (защитными).

  2. Сформировать понятия:

иммунитет, инфекционное заболевание, лечебные сыворотки, вакцины, предупредительные прививки, аллергия.

Оборудование:

Проектор.

Репродукция «Учёные – борцы за жизнь и здоровье человека».

Портреты:

  1. Антони ван Левенгук

  2. Эдуард Дженнер

  3. Луи Пастер

  4. Илья Ильич Мечников

Таблица:

  1. Воспалительный процесс

  2. Мониторинг инфекционных заболеваний за 2 года по классу.

  3. Иммунитет Модуль содержит теоретический материал по теме "Кровь, лимфа, тканевая жидкость" 1.0.6.1 Санкт-Петербург Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена РГПУ [email protected] http://www.herzen.spb.ru Российский государственный педагогический университет

Новые понятия

Лейкоциты

Фагоциты

Фагоцитоз

Лимфоциты

Эпиграф к уроку: «Я познание сделал своим ремеслом» Омар Хайям

III группа учащихся

Подготовительная работа

Иммунологи

Вирусологи

Микробиологи

II группа учащихся

I группа учащихся

III группа учащихся

I группа учащихся

Иммунология, иммунопрофилактика, СПИД

Вирусология, вирусы, заболевания

Микробиология, микробы, вызывающие инфекционные заболевания

II группа учащихся

Поиск

и

Общие понятия (для I – III группы)

Прививки, вакцины, сыворотка, аллергия.

Миниинформация – учёные их вклад в науку. (учащиеся готовят заранее в виде сообщений)

  1. Антони ван Левенгук

  2. Эдуард Дженнер

  3. Луи Пастер

  4. Илья Ильич Мечников

I группа: Определение состояния здоровья человека с помощью анализа крови. (видеосюжет)

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух». А.С. Пушкин

  1. Организационный момент, цель урока.

Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с вами с клетками крови и их функциями.

Вопросы:

  1. Какие функции крови вам известны? (транспортная, гуморальная, защитная)

  2. Познавательная задача предыдущего урока: Какова же функции лейкоцитов? (защитная) (дискуссия)

На доске:

... «освобождение от податей» (с латинского) ( закрыто слово иммунитет). (Работа с этимологическим словарём)

Как же это понять?

Почему применили слово- подати ?

Что следует считать податью?

Учитель: Мы живём в мире живых существ они везде, но они невидимы. Ничтожно малы и бесконечно могущественны они великие друзья, но и смертельные враги человека?

Кто они? Микроорганизмы

Микробы

Вирусы

Учитель: И как же бороться с теми невидимками, которые являются виновниками многих болезней.

Общий анализ крови (обсуждение)

В анализе обозначаются соотношение между различными видами лейкоцитов. У человека должно быть определённое соотношение, называемое лейкоцитарной формулой. При заболевании наблюдаются отклонения, каких – либо лейкоцитов становится больше (идет воспалительный процесс)( Видеосюжет .Расшифровка анализа крови)

Лейкоциты

Работа с таблицей! Фагоциты

Фагоцитоз

Связь!

Воспаление – защита!

Доклад: И. И Мечников (фагоцитоз)А если подвижным лейкоцитам не удаётся победить микробов?

Лимфоциты (лимфа!)

Антитела (белки! яды токсичны, чужеродные тела)

Защита

Вывод: Так значит фагоцитоз и антитела защита , защитный механизм, освобождение от «подати».

Открываю слово «Иммунитет»

Иммунитет

Естественный

Врождённый

Приобретённый

Стр. 79 учебник

Искусственный иммунитет:

  1. Прививки

  2. Вакцины

  3. Лечебная сыворотка

Миниинформация:

  • 1796 год, английский врач Эдуард Дженнер делает прививки против оспы.

  • 1885 год, Луи Пастер делает первую прививку против бешенства человеку.

СПИД, птичий грипп, иммунопрофилактика, аллергия.

Каждая группа подрабатывает причины, ведущие к ослаблению иммунной системы.

I группа

Причины:

  1. Нарушение обмена веществ

  2. Старение организма

  3. Загрязнение окружающей среды

II группа

Итог: Как же беречь развивать иммунную систему?

  1. Анализ крови (Иммунологический контроль)

  2. Оздоровление окружающей среды

  3. Нет наркотикам, табаку и алкоголю.

Заключение:

Учитель: Я хочу закончить наш урок словами И.И. Мечникова: «Нет ничего неопознаваемого , есть ещё много неопознанного ».

На протяжении всего урока используется модуль(выход по ссылке) Необходимо загрузить соответствующую программу.

Приложения к уроку.

Неисчерпаемый кладезь

1861 год Антони ванн Левенгук изобрёл микроскоп, наблюдая каплю дождя. Сделал вывод о наличии большего количества микрочастиц.

Луи Пастер отец иммунологии разработал предохранитель прививки против бешенства, сибирской язвы, краснуха за счёт введения ослабленных возбудителей. Франция 1881 год Лауреат Нобелевской премии . Вакцина активный иммунитет.

1776 год, Эдуард Дженнер предложил способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал её в царапину на коже человека. Заражённый человек заболевал оспой в лёгкой форме.

1901 год Илья Ильич Мечников создал учение о фагоцитозе в труде « Невосприимчивость в инфекционных болезнях» Создал представление о воспалении как защитной реакции организма в борьбе с болезнью. Явление воспаления раскрыл на основе фагоцитоза.1908 год присуждена Нобелевская премия.

Иммунология: - наука о факторах и механизмах, обуславливающих невосприимчивость человека к инфекционным микроорганизмам.

1881 год: год рождения иммунологии. Отец иммунологии Луи Пастер.

Иммунопрофилактика:

Вакцина II поколения

Вакцина I поколения

Вакцинация

  1. Лечебные сыворотки

  2. Антитела (химические вакцины)

Вакцина III поколения

4. Генно-инженерные синтетические вакцины. Это получение ослабленных штампов вирусов и бактерий за счёт изменения структуры гена.

Значительная часть инфекций снова стала активизироваться.

  1. Туберкулёз

  2. Малярия

  3. Холера

  4. Жёлтая лихорадка

  5. Менингит

  6. Пневмония

  7. Сальмонеллез

  8. Вирусные гепатиты

  9. Новая смертельная инфекция СПИД - вирусная лихорадка- это иммунология будущего.

Причины роста инфекционных заболеваний

  1. Низкий жизненный уровень (не купить лекарственных препаратов)

  2. Урбанизация антисанитария

  3. Загрязнение ( h3O, почвы, воздуха).

  4. Миграция

  5. Торговля

  6. Заражение от животных (бешенство, бруцеллез).

Терминология:

Сыворотка: Это готовые антитела против возбудителей болезней. Заболевшему вводят или впрыскивают (столбняк) ( корь динотерия) сыворотку крови переболевшего человека или животного. Помогает до выработки собственных антител.

Вакцина: Культура ослабленных микробов, основа для прививок.

1776 год Эдуард Дженнер (оспа)

1881 год Луи Пастер бешенство, сибирская язва.

Аллергия: Повышенная чувствительность к различным веществам.

Причина( микробы, вирусы, грибы паразитирующие в организме человека).

Микробиология - наука о бактериях.

Микробы - бактерии, вызывающие инфекционные заболевания, дифтерия, коклюш, скарлатина, острые желудочно - кишечные расстройства.

Сыпной тиф – риккетсин

Чума – пастериллы

Лёгочная инфекция – пневлюхокки

Туберкулёз - микобактерии

Предохранение прививки

Вирусология: наука о вирусах.

Вирусы: ( от латинского яды), сохраняются годами ( - 40 градусов по Цельсию)

Оспа, полиомиелит, корь, краснуха, ветрянка, свинка, грипп, гепатит C, монокулеоз.

docbase.org

Урок по теме "Лимфоциты .Иммунитет" 8 класс .Биология.

Урок в 8 классе по биологии

на тему:

«Лимфоциты. Иммунитет».

(слово закрыто)

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с факторами организма (защитными).

  2. Сформировать понятия:

иммунитет, инфекционное заболевание, лечебные сыворотки, вакцины, предупредительные прививки, аллергия.

Оборудование:

Проектор.

Репродукция «Учёные – борцы за жизнь и здоровье человека».

Портреты:

  1. Антони ван Левенгук

  2. Эдуард Дженнер

  3. Луи Пастер

  4. Илья Ильич Мечников

Таблица:

  1. Воспалительный процесс

  2. Мониторинг инфекционных заболеваний за 2 года по классу.

  3. Иммунитет Модуль содержит теоретический материал по теме "Кровь, лимфа, тканевая жидкость" 1.0.6.1 Санкт-Петербург Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена РГПУ [email protected] http://www.herzen.spb.ru Российский государственный педагогический университет

Новые понятия

Лейкоциты

Фагоциты

Фагоцитоз

Лимфоциты

Эпиграф к уроку: «Я познание сделал своим ремеслом» Омар Хайям

Подготовительная работа

III группа учащихся

Иммунологи

Вирусологи

Микробиологи

II группа учащихся

I группа учащихся

III группа учащихся

I группа учащихся

Поиск

Иммунология, иммунопрофилактика, СПИД

Вирусология, вирусы, заболевания

Микробиология, микробы, вызывающие инфекционные заболевания

II группа учащихся

и

Общие понятия (для I – III группы)

Прививки, вакцины, сыворотка, аллергия.

Миниинформация – учёные их вклад в науку. (учащиеся готовят заранее в виде сообщений)

  1. Антони ван Левенгук

  2. Эдуард Дженнер

  3. Луи Пастер

  4. Илья Ильич Мечников

I группа: Определение состояния здоровья человека с помощью анализа крови. (видеосюжет)

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух». А.С. Пушкин

  1. Организационный момент, цель урока.

Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с вами с клетками крови и их функциями.

Вопросы:

  1. Какие функции крови вам известны? (транспортная, гуморальная, защитная)

  2. Познавательная задача предыдущего урока: Какова же функции лейкоцитов? (защитная) (дискуссия)

На доске:

... «освобождение от податей» (с латинского) ( закрыто слово иммунитет). (Работа с этимологическим словарём)

Как же это понять?

Почему применили слово- подати ?

Что следует считать податью?

Учитель: Мы живём в мире живых существ они везде, но они невидимы. Ничтожно малы и бесконечно могущественны они великие друзья, но и смертельные враги человека?

Кто они? Микроорганизмы

Микробы

Вирусы

Учитель: И как же бороться с теми невидимками, которые являются виновниками многих болезней.

Общий анализ крови (обсуждение)

В анализе обозначаются соотношение между различными видами лейкоцитов. У человека должно быть определённое соотношение, называемое лейкоцитарной формулой. При заболевании наблюдаются отклонения, каких – либо лейкоцитов становится больше (идет воспалительный процесс)( Видеосюжет .Расшифровка анализа крови)

Лейкоциты

Работа с таблицей! Фагоциты

Фагоцитоз

Связь!

Воспаление – защита!

Доклад: И. И Мечников (фагоцитоз)А если подвижным лейкоцитам не удаётся победить микробов?

Лимфоциты (лимфа!)

Антитела (белки! яды токсичны, чужеродные тела)

Защита

Вывод: Так значит фагоцитоз и антитела защита , защитный механизм, освобождение от «подати».

Открываю слово «Иммунитет»

Иммунитет

Стр. 79 учебник

Естественный

Врождённый

Приобретённый

Искусственный иммунитет:

  1. Прививки

  2. Вакцины

  3. Лечебная сыворотка

Миниинформация:

  • 1796 год, английский врач Эдуард Дженнер делает прививки против оспы.

  • 1885 год, Луи Пастер делает первую прививку против бешенства человеку.

СПИД, птичий грипп, иммунопрофилактика, аллергия.

Каждая группа подрабатывает причины, ведущие к ослаблению иммунной системы.

Причины:

I группа

  1. Нарушение обмена веществ

  2. Старение организма

  3. Загрязнение окружающей среды

Итог: Как же беречь развивать иммунную систему?

II группа

  1. Анализ крови (Иммунологический контроль)

  2. Оздоровление окружающей среды

  3. Нет наркотикам, табаку и алкоголю.

Заключение:

Учитель: Я хочу закончить наш урок словами И.И. Мечникова: «Нет ничего неопознаваемого , есть ещё много неопознанного ».

На протяжении всего урока используется модуль(выход по ссылке) Необходимо загрузить соответствующую программу.

Приложения к уроку.

Неисчерпаемый кладезь

1861 год Антони ванн Левенгук изобрёл микроскоп, наблюдая каплю дождя. Сделал вывод о наличии большего количества микрочастиц.

Луи Пастер отец иммунологии разработал предохранитель прививки против бешенства, сибирской язвы, краснуха за счёт введения ослабленных возбудителей. Франция 1881 год Лауреат Нобелевской премии . Вакцина активный иммунитет.

1776 год, Эдуард Дженнер предложил способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал её в царапину на коже человека. Заражённый человек заболевал оспой в лёгкой форме.

1901 год Илья Ильич Мечников создал учение о фагоцитозе в труде « Невосприимчивость в инфекционных болезнях» Создал представление о воспалении как защитной реакции организма в борьбе с болезнью. Явление воспаления раскрыл на основе фагоцитоза.1908 год присуждена Нобелевская премия.

Иммунология: - наука о факторах и механизмах, обуславливающих невосприимчивость человека к инфекционным микроорганизмам.

1881 год: год рождения иммунологии. Отец иммунологии Луи Пастер.

Иммунопрофилактика:

  1. Вакцинация

    Вакцина II поколения

    Вакцина I поколения

  2. Лечебные сыворотки

  3. Антитела (химические вакцины)

Вакцина III поколения

4. Генно-инженерные синтетические вакцины. Это получение ослабленных штампов вирусов и бактерий за счёт изменения структуры гена.

Значительная часть инфекций снова стала активизироваться.

  1. Туберкулёз

  2. Малярия

  3. Холера

  4. Жёлтая лихорадка

  5. Менингит

  6. Пневмония

  7. Сальмонеллез

  8. Вирусные гепатиты

  9. Новая смертельная инфекция СПИД - вирусная лихорадка- это иммунология будущего.

Причины роста инфекционных заболеваний

  1. Низкий жизненный уровень (не купить лекарственных препаратов)

  2. Урбанизация антисанитария

  3. Загрязнение ( h3O, почвы, воздуха).

  4. Миграция

  5. Торговля

  6. Заражение от животных (бешенство, бруцеллез).

Терминология:

Сыворотка: Это готовые антитела против возбудителей болезней. Заболевшему вводят или впрыскивают (столбняк) ( корь динотерия) сыворотку крови переболевшего человека или животного. Помогает до выработки собственных антител.

Вакцина: Культура ослабленных микробов, основа для прививок.

1776 год Эдуард Дженнер (оспа)

1881 год Луи Пастер бешенство, сибирская язва.

Аллергия: Повышенная чувствительность к различным веществам.

Причина( микробы, вирусы, грибы паразитирующие в организме человека).

Микробиология - наука о бактериях.

Микробы - бактерии, вызывающие инфекционные заболевания, дифтерия, коклюш, скарлатина, острые желудочно - кишечные расстройства.

Сыпной тиф – риккетсин

Чума – пастериллы

Лёгочная инфекция – пневлюхокки

Туберкулёз - микобактерии

Предохранение прививки

Вирусология: наука о вирусах.

Вирусы: ( от латинского яды), сохраняются годами ( - 40 градусов по Цельсию)

Оспа, полиомиелит, корь, краснуха, ветрянка, свинка, грипп, гепатит C, монокулеоз.

8

kopilkaurokov.ru

Урок в 8 классе по биологии на тему: «Лимфоциты. Иммунитет»

Урок в 8 классе по биологии

на тему:

«Лимфоциты. Иммунитет».

(слово закрыто)

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с факторами организма (защитными).

  2. Сформировать понятия:

иммунитет, инфекционное заболевание, лечебные сыворотки, вакцины, предупредительные прививки, аллергия.

Оборудование:

Проектор.

Репродукция «Учёные – борцы за жизнь и здоровье человека».

Портреты:

  1. Антони ван Левенгук

  2. Эдуард Дженнер

  3. Луи Пастер

  4. Илья Ильич Мечников

Таблица:

  1. Воспалительный процесс

  2. Мониторинг инфекционных заболеваний за 2 года по классу.

  3. Иммунитет Модуль содержит теоретический материал по теме "Кровь, лимфа, тканевая жидкость" 1.0.6.1 Санкт-Петербург Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена РГПУ [email protected] http://www.herzen.spb.ru Российский государственный педагогический университет

Новые понятия

Лейкоциты

Фагоциты

Фагоцитоз

Лимфоциты

Эпиграф к уроку: «Я познание сделал своим ремеслом» Омар Хайям

III группа учащихся

Подготовительная работа

Иммунологи

Вирусологи

Микробиологи

II группа учащихся

I группа учащихся

III группа учащихся

I группа учащихся

Иммунология, иммунопрофилактика, СПИД

Вирусология, вирусы, заболевания

Микробиология, микробы, вызывающие инфекционные заболевания

II группа учащихся

Поиск

и

Общие понятия (для I – III группы)

Прививки, вакцины, сыворотка, аллергия.

Миниинформация – учёные их вклад в науку. (учащиеся готовят заранее в виде сообщений)

  1. Антони ван Левенгук

  2. Эдуард Дженнер

  3. Луи Пастер

  4. Илья Ильич Мечников

I группа: Определение состояния здоровья человека с помощью анализа крови. (видеосюжет)

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух». А.С. Пушкин

  1. Организационный момент, цель урока.

Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с вами с клетками крови и их функциями.

Вопросы:

  1. Какие функции крови вам известны? (транспортная, гуморальная, защитная)

  2. Познавательная задача предыдущего урока: Какова же функции лейкоцитов? (защитная) (дискуссия)

На доске:

... «освобождение от податей» (с латинского) ( закрыто слово иммунитет). (Работа с этимологическим словарём)

Как же это понять?

Почему применили слово- подати ?

Что следует считать податью?

Учитель: Мы живём в мире живых существ они везде, но они невидимы. Ничтожно малы и бесконечно могущественны они великие друзья, но и смертельные враги человека?

Кто они? Микроорганизмы

Микробы

Вирусы

Учитель: И как же бороться с теми невидимками, которые являются виновниками многих болезней.

Общий анализ крови (обсуждение)

В анализе обозначаются соотношение между различными видами лейкоцитов. У человека должно быть определённое соотношение, называемое лейкоцитарной формулой. При заболевании наблюдаются отклонения, каких – либо лейкоцитов становится больше (идет воспалительный процесс)( Видеосюжет .Расшифровка анализа крови)

Лейкоциты

Работа с таблицей! Фагоциты

Фагоцитоз

Связь!

Воспаление – защита!

Доклад: И. И Мечников (фагоцитоз)А если подвижным лейкоцитам не удаётся победить микробов?

Лимфоциты (лимфа!)

Антитела (белки! яды токсичны, чужеродные тела)

Защита

Вывод: Так значит фагоцитоз и антитела защита , защитный механизм, освобождение от «подати».

Открываю слово «Иммунитет»

Иммунитет

Естественный

Врождённый

Приобретённый

Стр. 79 учебник

Искусственный иммунитет:

  1. Прививки

  2. Вакцины

  3. Лечебная сыворотка

Миниинформация:

  • 1796 год, английский врач Эдуард Дженнер делает прививки против оспы.

  • 1885 год, Луи Пастер делает первую прививку против бешенства человеку.

СПИД, птичий грипп, иммунопрофилактика, аллергия.

Каждая группа подрабатывает причины, ведущие к ослаблению иммунной системы.

I группа

Причины:

  1. Нарушение обмена веществ

  2. Старение организма

  3. Загрязнение окружающей среды

II группа

Итог: Как же беречь развивать иммунную систему?

  1. Анализ крови (Иммунологический контроль)

  2. Оздоровление окружающей среды

  3. Нет наркотикам, табаку и алкоголю.

Заключение:

Учитель: Я хочу закончить наш урок словами И.И. Мечникова: «Нет ничего неопознаваемого , есть ещё много неопознанного ».

На протяжении всего урока используется модуль(выход по ссылке) Необходимо загрузить соответствующую программу.

Приложения к уроку.

Неисчерпаемый кладезь

1861 год Антони ванн Левенгук изобрёл микроскоп, наблюдая каплю дождя. Сделал вывод о наличии большего количества микрочастиц.

Луи Пастер отец иммунологии разработал предохранитель прививки против бешенства, сибирской язвы, краснуха за счёт введения ослабленных возбудителей. Франция 1881 год Лауреат Нобелевской премии . Вакцина активный иммунитет.

1776 год, Эдуард Дженнер предложил способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал её в царапину на коже человека. Заражённый человек заболевал оспой в лёгкой форме.

1901 год Илья Ильич Мечников создал учение о фагоцитозе в труде « Невосприимчивость в инфекционных болезнях» Создал представление о воспалении как защитной реакции организма в борьбе с болезнью. Явление воспаления раскрыл на основе фагоцитоза.1908 год присуждена Нобелевская премия.

Иммунология: - наука о факторах и механизмах, обуславливающих невосприимчивость человека к инфекционным микроорганизмам.

1881 год: год рождения иммунологии. Отец иммунологии Луи Пастер.

Иммунопрофилактика:

Вакцина II поколения

Вакцина I поколения

Вакцинация

  1. Лечебные сыворотки

  2. Антитела (химические вакцины)

Вакцина III поколения

4. Генно-инженерные синтетические вакцины. Это получение ослабленных штампов вирусов и бактерий за счёт изменения структуры гена.

Значительная часть инфекций снова стала активизироваться.

  1. Туберкулёз

  2. Малярия

  3. Холера

  4. Жёлтая лихорадка

  5. Менингит

  6. Пневмония

  7. Сальмонеллез

  8. Вирусные гепатиты

  9. Новая смертельная инфекция СПИД - вирусная лихорадка- это иммунология будущего.

Причины роста инфекционных заболеваний

  1. Низкий жизненный уровень (не купить лекарственных препаратов)

  2. Урбанизация антисанитария

  3. Загрязнение ( h3O, почвы, воздуха).

  4. Миграция

  5. Торговля

  6. Заражение от животных (бешенство, бруцеллез).

Терминология:

Сыворотка: Это готовые антитела против возбудителей болезней. Заболевшему вводят или впрыскивают (столбняк) ( корь динотерия) сыворотку крови переболевшего человека или животного. Помогает до выработки собственных антител.

Вакцина: Культура ослабленных микробов, основа для прививок.

1776 год Эдуард Дженнер (оспа)

1881 год Луи Пастер бешенство, сибирская язва.

Аллергия: Повышенная чувствительность к различным веществам.

Причина( микробы, вирусы, грибы паразитирующие в организме человека).

Микробиология - наука о бактериях.

Микробы - бактерии, вызывающие инфекционные заболевания, дифтерия, коклюш, скарлатина, острые желудочно - кишечные расстройства.

Сыпной тиф – риккетсин

Чума – пастериллы

Лёгочная инфекция – пневлюхокки

Туберкулёз - микобактерии

Предохранение прививки

Вирусология: наука о вирусах.

Вирусы: ( от латинского яды), сохраняются годами ( - 40 градусов по Цельсию)

Оспа, полиомиелит, корь, краснуха, ветрянка, свинка, грипп, гепатит C, монокулеоз.

globuss24.ru

Урок в 8 классе по биологии на тему: «Лимфоциты. Иммунитет»

Урок в 8 классе по биологии

на тему:

«Лимфоциты. Иммунитет».

(слово закрыто)

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с факторами организма (защитными).

  2. Сформировать понятия:

иммунитет, инфекционное заболевание, лечебные сыворотки, вакцины, предупредительные прививки, аллергия.

Оборудование:

Проектор.

Репродукция «Учёные – борцы за жизнь и здоровье человека».

Портреты:

  1. Антони ван Левенгук

  2. Эдуард Дженнер

  3. Луи Пастер

  4. Илья Ильич Мечников

Таблица:

  1. Воспалительный процесс

  2. Мониторинг инфекционных заболеваний за 2 года по классу.

  3. Иммунитет Модуль содержит теоретический материал по теме "Кровь, лимфа, тканевая жидкость" 1.0.6.1 Санкт-Петербург Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена РГПУ [email protected] http://www.herzen.spb.ru Российский государственный педагогический университет

Новые понятия

Лейкоциты

Фагоциты

Фагоцитоз

Лимфоциты

Эпиграф к уроку: «Я познание сделал своим ремеслом» Омар Хайям

III группа учащихся

Подготовительная работа

Иммунологи

Вирусологи

Микробиологи

II группа учащихся

I группа учащихся

III группа учащихся

I группа учащихся

Иммунология, иммунопрофилактика, СПИД

Вирусология, вирусы, заболевания

Микробиология, микробы, вызывающие инфекционные заболевания

II группа учащихся

Поиск

и

Общие понятия (для I – III группы)

Прививки, вакцины, сыворотка, аллергия.

Миниинформация – учёные их вклад в науку. (учащиеся готовят заранее в виде сообщений)

  1. Антони ван Левенгук

  2. Эдуард Дженнер

  3. Луи Пастер

  4. Илья Ильич Мечников

I группа: Определение состояния здоровья человека с помощью анализа крови. (видеосюжет)

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух». А.С. Пушкин

  1. Организационный момент, цель урока.

Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с вами с клетками крови и их функциями.

Вопросы:

  1. Какие функции крови вам известны? (транспортная, гуморальная, защитная)

  2. Познавательная задача предыдущего урока: Какова же функции лейкоцитов? (защитная) (дискуссия)

На доске:

... «освобождение от податей» (с латинского) ( закрыто слово иммунитет). (Работа с этимологическим словарём)

Как же это понять?

Почему применили слово- подати ?

Что следует считать податью?

Учитель: Мы живём в мире живых существ они везде, но они невидимы. Ничтожно малы и бесконечно могущественны они великие друзья, но и смертельные враги человека?

Кто они? Микроорганизмы

Микробы

Вирусы

Учитель: И как же бороться с теми невидимками, которые являются виновниками многих болезней.

Общий анализ крови (обсуждение)

В анализе обозначаются соотношение между различными видами лейкоцитов. У человека должно быть определённое соотношение, называемое лейкоцитарной формулой. При заболевании наблюдаются отклонения, каких – либо лейкоцитов становится больше (идет воспалительный процесс)( Видеосюжет .Расшифровка анализа крови)

Лейкоциты

Работа с таблицей! Фагоциты

Фагоцитоз

Связь!

Воспаление – защита!

Доклад: И. И Мечников (фагоцитоз)А если подвижным лейкоцитам не удаётся победить микробов?

Лимфоциты (лимфа!)

Антитела (белки! яды токсичны, чужеродные тела)

Защита

Вывод: Так значит фагоцитоз и антитела защита , защитный механизм, освобождение от «подати».

Открываю слово «Иммунитет»

Иммунитет

Естественный

Врождённый

Приобретённый

Стр. 79 учебник

Искусственный иммунитет:

  1. Прививки

  2. Вакцины

  3. Лечебная сыворотка

Миниинформация:

  • 1796 год, английский врач Эдуард Дженнер делает прививки против оспы.

  • 1885 год, Луи Пастер делает первую прививку против бешенства человеку.

СПИД, птичий грипп, иммунопрофилактика, аллергия.

Каждая группа подрабатывает причины, ведущие к ослаблению иммунной системы.

I группа

Причины:

  1. Нарушение обмена веществ

  2. Старение организма

  3. Загрязнение окружающей среды

II группа

Итог: Как же беречь развивать иммунную систему?

  1. Анализ крови (Иммунологический контроль)

  2. Оздоровление окружающей среды

  3. Нет наркотикам, табаку и алкоголю.

Заключение:

Учитель: Я хочу закончить наш урок словами И.И. Мечникова: «Нет ничего неопознаваемого , есть ещё много неопознанного ».

На протяжении всего урока используется модуль(выход по ссылке) Необходимо загрузить соответствующую программу.

Приложения к уроку.

Неисчерпаемый кладезь

1861 год Антони ванн Левенгук изобрёл микроскоп, наблюдая каплю дождя. Сделал вывод о наличии большего количества микрочастиц.

Луи Пастер отец иммунологии разработал предохранитель прививки против бешенства, сибирской язвы, краснуха за счёт введения ослабленных возбудителей. Франция 1881 год Лауреат Нобелевской премии . Вакцина активный иммунитет.

1776 год, Эдуард Дженнер предложил способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал её в царапину на коже человека. Заражённый человек заболевал оспой в лёгкой форме.

1901 год Илья Ильич Мечников создал учение о фагоцитозе в труде « Невосприимчивость в инфекционных болезнях» Создал представление о воспалении как защитной реакции организма в борьбе с болезнью. Явление воспаления раскрыл на основе фагоцитоза.1908 год присуждена Нобелевская премия.

Иммунология: - наука о факторах и механизмах, обуславливающих невосприимчивость человека к инфекционным микроорганизмам.

1881 год: год рождения иммунологии. Отец иммунологии Луи Пастер.

Иммунопрофилактика:

Вакцина II поколения

Вакцина I поколения

Вакцинация

  1. Лечебные сыворотки

  2. Антитела (химические вакцины)

Вакцина III поколения

4. Генно-инженерные синтетические вакцины. Это получение ослабленных штампов вирусов и бактерий за счёт изменения структуры гена.

Значительная часть инфекций снова стала активизироваться.

  1. Туберкулёз

  2. Малярия

  3. Холера

  4. Жёлтая лихорадка

  5. Менингит

  6. Пневмония

  7. Сальмонеллез

  8. Вирусные гепатиты

  9. Новая смертельная инфекция СПИД - вирусная лихорадка- это иммунология будущего.

Причины роста инфекционных заболеваний

  1. Низкий жизненный уровень (не купить лекарственных препаратов)

  2. Урбанизация антисанитария

  3. Загрязнение ( h3O, почвы, воздуха).

  4. Миграция

  5. Торговля

  6. Заражение от животных (бешенство, бруцеллез).

Терминология:

Сыворотка: Это готовые антитела против возбудителей болезней. Заболевшему вводят или впрыскивают (столбняк) ( корь динотерия) сыворотку крови переболевшего человека или животного. Помогает до выработки собственных антител.

Вакцина: Культура ослабленных микробов, основа для прививок.

1776 год Эдуард Дженнер (оспа)

1881 год Луи Пастер бешенство, сибирская язва.

Аллергия: Повышенная чувствительность к различным веществам.

Причина( микробы, вирусы, грибы паразитирующие в организме человека).

Микробиология - наука о бактериях.

Микробы - бактерии, вызывающие инфекционные заболевания, дифтерия, коклюш, скарлатина, острые желудочно - кишечные расстройства.

Сыпной тиф – риккетсин

Чума – пастериллы

Лёгочная инфекция – пневлюхокки

Туберкулёз - микобактерии

Предохранение прививки

Вирусология: наука о вирусах.

Вирусы: ( от латинского яды), сохраняются годами ( - 40 градусов по Цельсию)

Оспа, полиомиелит, корь, краснуха, ветрянка, свинка, грипп, гепатит C, монокулеоз.

7

doc4web.ru

Урок по биологии по теме "Иммунитет"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №2»

630063,г.Новосибирск 63, ул.Чехова,271 тел. 262-48-13

Урок биологии в 8 класс

Тема: "Иммунитет"

Учитель биологии

высшей квалификационной категории

Утева С.Б.

Цель урока: расширить знания учащихся по теме «Иммунитет» с использованием проблемной технологии, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества (работы в группах) в условиях реализации ФК ГОС. 

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить понятия о внутренней среде организма; 

  • сформировать представление об иммунных защитных реакциях организма, изучить классификацию видов иммунитета;

  • познакомиться с механизмами иммунитета;

  • познакомиться с понятиями «вакцина», «предупредительная прививка», «лечебная сыворотка», «антигены», «антитела», «аллергия», СПИД.

Развивающие:

  • развивать способность учащихся к самостоятельной работе на уроке при решении возникающей для них проблемы, пониманию сути проблемы и пути её решения;

  • продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, умения анализировать, обобщать и отбирать необходимую информацию;

  • способствовать умению применять полученные знания в практических жизненных ситуациях.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей;

  • пропагандировать основы ЗОЖ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, презентация с использованием ЭОР, листочки для оценки работы, черновики. 

Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Методы: постановка и решение проблемы, самостоятельная работа с учебником и раздаточным материалом, демонстрация презентации, сообщение учащихся.

Оформление классной доски: записана тема и основные вопросы урока, основные понятия, таблица «Кровь».

План урока:

1. Организационный момент (2 минуты).

2. Изучение нового материала (30 минут).

3. Закрепление знаний (8 минут).

4. Итоги урока (3 минуты)

5. Домашнее задание (2 минуты).

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты).

Приветствие.

Организация класса для групповой работы.

Тема урока, её место в разделе «Внутренняя среда организма».

Работа в тетрадях учащихся: число и тема урока.

II. Изучение нового материала (30 минут).

Учитель: Любое пришествие эпидемии означало новый поворот в истории, поскольку громадное количество жертв, которые вызывали смертоносные заболевания, не могли оставаться незамеченными. Самые страшные случаи эпидемий дошли до нас сквозь века в исторических хрониках: наиболее известная пандемия в истории цивилизации была вызвана чумной палочкой, которая погубила государство Византию и половину населения Европы, по некоторым подсчетам, она унесла жизни от 75 до 200 млн. человек. Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой». Вирус оспы стал причиной гибели 60 млн. человек. Зарегистрировано 7 эпидемий холеры, последняя в 1992-93 годах в Индии, Бангладеш, которые унесли жизни 40 млн. человек. Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-19 годах унесла жизни 100 млн. человек по всему миру, известны эпидемии под названием «азиатский», «гонконгский», а в наши дни – «птичий», «свиной» грипп, болезнь Эбола. Постановка проблемы: Почему самые смертоносные болезни лишали жизни одних и не поражали других людей?

Самостоятельная работа в группах, ответы групп: содержат информацию о роли кожи и слизистых оболочек, о роли крови и лимфы, понятие иммунитета, его видов, органов иммунной системы.

Учитель: Английский ученый Эдуард Дженнер (1749— 1823) заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели натуральной оспой. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой, и перенес ее на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Продолжил дело Э. Дженнера французский микробиолог Луи Пастер (1822 - 1895). Он первый понял, что возбудителями инфекционных болезней являются микробы.

Постановка проблемы: Какой вид иммунитета был создан благодаря трудам Э. Дженнера и Л. Пастера?

Самостоятельная работа в группах, ответы групп: искусственный активный иммунитет.

Работа в тетрадях, с использованием презентации учителя, записывают:

1. Понятие иммунитет

2. Схему виды иммунитета

3.Органы иммунной системы

Учитель: Илья Ильич Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды. Под микроскопом видно, как собираются клетки вокруг занозы, у них вытягиваются ложноножки, охватывают непрошеных гостей, и вскоре те оказываются внутри клетки, как бы пожираются ею. Мечников так и назвал эти клетки - фагоцитами, что значит клетки – пожиратели. Он обнаружил фагоциты у самых разных животных - у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека. Вот он вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы. К месту введения микробов стекаются фагоциты, каждый захватывает одну, две, десяток бактерий. Клетки пожирают эти бациллы, переваривают их.

В то же время в 80-е гг. 19 века ученые Германии по-иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет.

Постановка проблемы: Кто же оказался прав? Как объясняет современная наука механизм образования иммунитета? В ходе ответа заполните таблицу:

Многообразие лейкоцитов

Клеточный

И.И. Мечников (Фагоцитоз)

Лимфоциты

Обладают памятью, могут помнить антигены и образуют антитела

Т-лимфоциты

Непосредственно убивают антигены и помогают в борьбе с антигеном

Клеточный

В-лимфоциты

Продуцируют антитела

Гуморальный

П. Эрлих

Проверяют заполнение таблицы, вносят необходимые дополнения.

Учитель: Некоторые ученые считают, что это заболевание было передано от обезьян к человеку примерно в 1926 году.  Последние исследования показывают, что человек приобрел этот вирус в Западной Африке. До 1930-х годов вирус никак не проявлял себя. В 1959 году в Конго умер мужчина. Позднейшие исследования медиков, проанализировавших его историю болезни, показали, что, возможно, это был первый зафиксированный в мире случай смерти от этого заболевания. 5 июня 1981 года американский ученый из Центра по контролю над заболеваниями Майкл Готлиб впервые описал новое заболевание, протекающее с глубоким поражением иммунной системы. Тщательный анализ привел американских исследователей к выводу о наличии неизвестного ранее синдрома, его назвали болезнью четырех «Н», по заглавным буквам английских слов - гомосексуалисты, больные гемофилией, гаитяне и героин, выделив этим самым группы риска для новой болезни.Постановка проблемы: О каком заболевании идет речь, каковы основные пути заражения? Какие ещё заболевания связанные с ослаблением иммунной системы вам известны, какие факторы могут быть причиной истощения иммунитета?

Ответы учащихся обобщаются, в тетради записываются:

1. СПИД, ВИЧ

2. Пути передачи ВИЧ

3. Грипп, аллергия

4.Факторы, которые могут быть причиной снижения или повреждения иммунитета:

  • Нездоровый образ жизни (курение, алкоголь, наркотики, недостаток сна).

  • Наследственность.

  • Неправильное питание.

  • Стрессы.

  • Загрязненная окружающая среда.

  • Тяжелые физические и умственные нагрузки.

  • Частые бактериальные и вирусные болезни, которые ослабляют организм и истощают иммунную систему.

III. Закрепление знаний (8 минут).

Работа в группах, задания по карточке: 

 Заполните пропуски в тексте №1.

Иммунитет – это способность организма избавляться от ……………. тел и соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. .

Заполните пропуски в тексте №2

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно …………… систему человека. Возбудитель заболевания – ……………………….. (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – ……………………. . Мерами профилактики СПИДа являются: ……………………………………………………. .

Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом в тексте № 3.

Способ приобретения

1)передается по наследству2) возникает под действием вакцины 3) формируется после перенесенной болезни4) врожденный5) возникает при введении лечебной сыворотки

Ответы:

1

2

3

4

5

А

В

А

А

В

Вид иммунитета

А. Естественный

В. Искусственный

lV. Итоги урока (3 минуты).

Выводы:

1.Иммунитет – это защитная реакция от генетически чужеродных объектов (антигенов), иммунитет бывает естественным и искусственным.

2. В формировании иммунитета принимают участие белые клетки крови – лейкоциты, строение и функции которых разнообразны (фагоциты, лимфоциты), они обеспечивают фагоцитоз и выработку антител.

3. В ходе эволюции у высших позвоночных животных и человека возникла иммунная система.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических требований и основ ЗОЖ являются важными факторами поддержания иммунитета человека.

Предлагается каждому ученику на отдельном листочке оценить работу участников своей группы и выбрать наиболее активного ученика (ов).

V. Домашнее задание (2 минуты): учебник стр. 133-137, письменно ответить на один из вопросов по выбору учащегося:

1. Согласны ли вы с формулой Гиппократа: «Любую болезнь легче предупредить, чем лечить»?

2. Можно ли воспаление считать защитной реакцией организма, например, от инфекции?

Список источников информации:

  1. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина “Человек” / авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2012.

  2. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: Учебник. – М.: Дрофа, 2015.

  3. Тарасов В.В. Иммунитет. История открытий. М..: Дрофа, 2004.

  4. Федорова М.З., Воронина Г.А. Материалы курса “Наиболее сложные вопросы преподавания раздела “Человек и его здоровье”: лекции 1-4. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2009.

  5. Энциклопедия для детей. Биология. Т.2. М.: Аванта+, 2001.

  6. Фрагменты ЭОР учителей образовательного портала «Инфоурок».

infourok.ru

Конспект урока "Защитные силы организма. Иммунитет"

Тема урока: « Защитные силы организма. Иммунитет».

Цель урока: дать представление о защитной системе организма человека – иммунитете.

Задачи:

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: рассказ с элементами беседы, работа в группах, самостоятельная работа с источниками информации, демонстрация презентации; использование элементов технологии критического мышления (приёмов «Кластер», «Фишбоун» и « Шляпы мышления»)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, настрой на продуктивную работу во время урока.

II. Актуализация знаний, установка познавательной задачи.

Учитель:

Осенняя пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя унылая краса…

Очень многие поэты, художники восхищаются осенью, воспевают ее в стихах, изображают на своих картинах. Однако есть люди, которые не любят это время года и осень для них – хоть и очей очарованье, но всё-таки унылая пора.

- Как вы думаете почему?

Так как на межсезонье приходится пик вирусных заболеваний, поэтому самое время задуматься о защите своего организма.

Постановка проблемы:

Все мы живем примерно в одних и тех же условиях, только кто-то из нас здоровехонек, а кто-то часто болеет. Как вы думаете, ребята, в чем тут дело?

Вспомните, в прошлом году многие из вас ходили в зелёнке. Какое это заболевание? (ветряная оспа). Болели многие, но не все. Почему не заболели другие ребята, родители и взрослые, которые с вами общались? (Вирус ветряной оспы встретился с защитными силами организма)

(Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: первая преграда - это кожа и слизистые оболочки; вторая - иммунитет.) (Слайд презентации, видео)

Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины – иммунитету.

Обратимся к эпиграфу урока: "Наш организм - государство, а силы иммунитета - армия, стоящая на страже его независимости". Эти слова принадлежат авторитетному российскому иммунологу Рэму Петрову. (Слайд презентации)

- А знаете ли вы что такое иммунитет?

Сегодня на уроке мы и должны познакомиться с принципом работы этой "армии", выявить способы защиты человека от инфекционных болезней, изучить способы сохранения и укрепления иммунитета . Это очень важно. Ведь мы живем в агрессивном мире - испытываем стрессы и влияние плохой экологии, а наш многострадальный организм со всех сторон окружают еще и невидимые враги - инфекционные агенты. Этими злейшими врагами могут быть бактерии, вирусы, патогенные грибки, и при попадании в наш организм они пытаются размножаться и питаться за наш счет, вызывая так называемые инфекционные заболевания. И если бы человек не имел особой "армии защиты", он был бы бессилен в борьбе с "чужаками".

Имунная система организма

Ткани Органы Клетки

Костный мозг

Лимфоидная ткань: Вилочковая железа ( тимус)

-миндалины

-слизистая бронхов и лёгких

-слизистая пищеварительного тракта

- Пейеровы бляшки на тонком кишечнике

- аппендикс

- слизистая мочеполовой системы

III. Проверка и закрепление ранее изученного материала:

- Какие клетки крови участвуют в защитных реакциях? (лейкоциты).

- Где образуются и где созревают лейкоциты? (в красном костном мозге, а созревают в тимусе и лимфатических узлах).

- Сколько живут лейкоциты? (3-5 дней).

- Какие виды лейкоцитов вы знаете? (фагоциты и лимфоциты)

Итак, мы вспомнили, что клетки с защитной функцией называются лейкоцитами.

IV. Изучение нового материала:

– Какова роль лейкоцитов в иммунитете? (РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ)

-К белым кровяным клеткам относят лимфоциты, образующие антитела, моноциты, которые становятся в тканях макрофагами (фагоцитами), и нейтрофилы, секретирующие токсичные вещества, негативно влияющие на окружение.

Если лимфоциты созревают в костном мозге, их называют В-лимфоцитами. А если клетки мигрируют для окончательного созревания в тимус, они становятся Т-лимфоцитами. Название Т-лимфоциты произошло от названия железы – тимуса.

Многие из этих клеток способны выходить из кровеносной системы в лимфатическую систему. Лимфатическая система располагается параллельно кровеносной. В неё поступает жидкость, которая накапливается между клетками(тканевая). Тонкие сосуды лимфатической системы объединяются в лимфатические узлы, расположенные по всему телу. Эти узлы играют роль фильтров и увеличиваются в размерах при инфекции.

В настоящее время принята следующая классификация клеток иммунной системы:

В-лимфоциты – клетки, образующие антитела. Каждый В-лимфоцит может синтезировать только один тип антител.

Т-лимфоциты – «двоюродные сёстры» В-лимфоцитов, не образующие антитела. Эти клетки необходимы для образования антител В –лимфоцитами и активации определённых типов макрофагов и В – лимфоцитов.

- Итак, третьим барьером являются клетки крови. Попадание болезнетворных бактерий в организм вызывает заболевание. Такое заражение называют инфекцией, а заболевание  – инфекционным. То, что инфекционное заболевание вызывается бактериями, впервые доказал основоположник микробиологии Луи Пастер. (см. слайд презентации)

- Ребята, вам ничего не напоминает имя этого учёного? Пастер?

Помимо этого, Луи Пастер изобрел способ защиты продуктов питания от порчи путем их быстрого нагревания до 80 градусов с последующим быстрым охлаждением.

Заболевания принято делить на две группы: общее заболевание, в результате которого страдает весь организм, например, такие как грипп или ангина, и местные заболевания, в результате которых поражен только один орган, например, к таким можно отнести больной зуб или вскочивший прыщ. Особенность местных заболеваний в том, что они могут переходить в общие. Но существует разница между заражением и заболеванием. В организм человека могут попасть болезнетворные бактерии, но он при этом не заболевает. Это обусловлено защитными силами организма, т.е. явлением иммунитета.

Иммунитет – это способность организма человека распознавать чужеродные соединения и тела и уничтожать их. Название «иммунитет» происходит от латинского слова immunitus – освобождение. Иммунитет – это защитная реакция организма. И является функциями лейкоцитов и лимфоцитов.

В организме человека иммунитет может осуществляться несколькими путями.

Иммунитет бывает неспецифический и специфический. Неспецифический иммунитет был открыт в 1883 г. нашим ученым Ильей Мечниковым. ( см. слайд презентации). Часть лейкоцитов попадает в вилочковую железу и лимфатические узлы, где они преобразуются в клетки лимфы, так называемые лимфоциты.

Лимфоциты обладают удивительной способностью. Они могут распознавать и убивать чужеродные организмы. Одна группа лимфоцитов распознает чужеродные организмы и дает сигнал другой группе лимфоцитов, которые начинают активно размножаться, окружают болезнетворный организм или инородное тело и уничтожают его. На этом основано явление клеточного иммунитета. Если чужеродное тело, которое еще физиологи называют антигеном, не может быть сразу уничтожено лимфоцитами, то тогда в дело вступают лимфоциты третьей группы. Они начинают вырабатывать специальные химические вещества, которые называются антителами. При контакте с антигеном антитела убивают их. Таким образом, антитела – это химические соединения, находящиеся в плазме крови, имеющие сродство к антигену и способные убивать его. Антитела разносятся током крови по всему организму. Встречаясь с антигеном, они его уничтожают. Антитела действуют на определенный антиген и не убивают другие. Вот почему антитела, которые у нас вырабатываются, допустим, при заболеваниях ветряной оспой, не могут защитить нас от кори или краснухи. Иммунитет, обусловленный в организме антителами, носит название гуморального иммунитета. Явление гуморального иммунитета было открыто в 1897 году немецким ученым Эрлихом. ( см. слайд презентации). А в 1908 году два ученых – Мечников и Эрлих – были удостоены Нобелевской премии за открытие механизмов иммунитета.

Как правило, человек, перенесший инфекционное заболевание, повторно этим заболеванием уже не болеет, или протекает оно у него в более мягкой форме. Связано это с тем, что клетки лимфы – лимфоциты, способные к образованию антител, – обладают так называемой иммунной памятью.

Открытие иммунной памяти позволило ученым разработать ряд профилактических мер против различных заболеваний. К таким профилактическим мерам относятся прививки, вакцины, сыворотки.

Около 200 лет назад английский врач Эдуард Дженнер заметил, что доярки, которые работали с коровами, больными коровьей оспой, не заболевали потом человеческой оспой. Он решил провести определенный эксперимент, в ходе которого он доказал, что если в организм человеку внести жидкость из оспинок коровы, он потом не будет заболевать человеческой оспой. Так была сделана первая профилактическая прививка. (см. слайд презентации)

А 80 лет спустя Луи Пастер разработал теорию вакцинации, т.е. предупреждения заболеваний в ходе прививок. Слово «вакцинация» происходит от латинского названия «вакцио» – корова. Луи Пастер предложил вводить человеку убитые или ослабленные микробы, которые уже не могут вызвать у него заболевания, но зато делают его невосприимчивым к данной инфекции. После этих открытий представления об иммунитете достаточно сильно изменились.

Специфический гуморальный иммунитет, открытый Эрлихом, можно разделить на две большие группы (см. Рис. 8). Это врожденный иммунитет и приобретенный иммунитет. Врожденный иммунитет человек приобретает сразу после рождения вместе с молоком матери. А вот приобретенный иммунитет возникает у человека двумя путями. Он может быть естественным после перенесения какого-либо заболевания, или искусственным после применения профилактической прививки. Если человеку в организм вводят сыворотку, т.е. жидкость, которая содержит готовые антитела против микробов, вызывающих данную болезнь, такой иммунитет называют пассивным. Сыворотку вводят, например, для того, чтобы защитить организм от бешенства. Если же в организм вводят вакцину, которая содержит в себе ослабленные микробы, то иммунитет, который возникает у человека, носит название активный.

- Профилактические прививки необходимы для предотвращения различных заболеваний. Благодаря им человечество уже смогло справиться с такими серьезнейшими заболеваниями, как чума, оспа. Для того чтобы эти болезни вновь не вернулись к нам, необходимо делать профилактические прививки и следовать указаниям врача. ( См. слайд презентации)

V. Закрепление изученного материала:

На этапе закрепления учитель даёт задания для работы в группах.

Задание учащимся I группы: составить кластер на тему «Иммунитет. Виды иммунитета»

Задание учащимся II группы: изучить текст, обозначить проблему, причины, действия и сделать вывод. (приём Фишбоун ( рыбий скелет))

Задание для учащихся III группы: используя информацию текста, выданного учителем, организовать дискуссию на тему « Прививки. «За» и «против»». (приём «Шляпы мышления)

После выполнения заданий группы отчитываются о проделанной работе.

VI. Рефлексия.

- Ребята, а сейчас давайте вспомним последовательность написания синквейна и попробуем все вместе создать синквейн по теме «Иммунитет».

VII. Домашнее задание: изучить текст параграфа в учебнике, приготовить сообщения о факторах, снижающих и повышающих иммунную защиту организма.

Информационный лист

"Наш организм - государство,

а силы иммунитета - армия,

стоящая на страже его независимости".

Рэм Петров

Тема урока:

– Какова роль лейкоцитов в иммунитете? (Заполните таблицу)

Виды лейкоцитов

Виды лейкоцитов

Выполняемая роль

Фагоциты (макрофаги)

Лимфоциты

Т-лимфоциты

В-лимфоциты

Ключевые понятия урока:

Иммунитет – способность организма человека распознавать чужеродные соединения и тела и уничтожать их.

Фагоцитоз - это процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ

Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.

Антитела (иммуноглобулины) – химические вещества (белки), синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).

Инфекция -попадание болезнетворных бактерий в организм, вызывает заболевание.

Сыворотка - жидкость, которая содержит готовые антитела против микробов, вызывающих болезнь.

Вакцина – жидкость, которая содержит в себе ослабленные микробы.

Имена:

И.И. Мечников

Луи Пастер

Пауль Эрлих

Эдуард Дженнер

Техника безопасности перед и после прививки.

Перед прививкой:

- заложенность носа, першение в горле, ощущение разбитости и другие жалобы – повод отложить прививку

- проводить вакцинацию можно лишь через 1,5 месяца после выздоровления от гриппа, простуды или обострения хронического заболевания. Если болезнь протекала долго и тяжело, за несколько дней до прививки сдайте анализ крови, чтобы убедиться, что организм в норме.

- Во время эпидемии делать прививку нельзя.

- перед прививкой пройдите медосмотр. Врач должен подтвердить, что вы здоровы.

После прививки:

- в первые три дня утром и вечером измеряйте температуру. О её повышении и других болезненных симптомах, беспокоящих после вакцинации, обязательно сообщите врачу.

- В день прививки примите витамин С

- в ближайшие дни ограничьте острые, солёные, копчёные продукты, шоколад, цитрусовые. Отдайте предпочтение кефиру, йогурту, творогу и яблокам, поддерживающим иммунитет.

multiurok.ru

«Лимфоциты. Иммунитет»

ч. 1 Урок в 8 классе по биологии

на тему:

«Лимфоциты. Иммунитет».

(слово закрыто)

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с факторами организма (защитными).
  2. Сформировать понятия:
иммунитет, инфекционное заболевание, лечебные сыворотки, вакцины, предупредительные прививки, аллергия.

Оборудование:

Проектор.

Репродукция «Учёные – борцы за жизнь и здоровье человека».

Портреты:

  1. Антони ван Левенгук
  2. Эдуард Дженнер
  3. Луи Пастер
  4. Илья Ильич Мечников
Таблица:
  1. Воспалительный процесс
  2. Мониторинг инфекционных заболеваний за 2 года по классу.
  3. Иммунитет Модуль содержит теоретический материал по теме "Кровь, лимфа, тканевая жидкость" 1.0.6.1 Санкт-Петербург Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена РГПУ [email protected] http://www.herzen.spb.ru Российский государственный педагогический университет
Новые понятия

Лейкоциты

Фагоциты

Фагоцитоз

Лимфоциты

Эпиграф к уроку: «Я познание сделал своим ремеслом» Омар Хайям

III группа учащихся Подготовительная работа Иммунологи Вирусологи Микробиологи II группа учащихся I группа учащихся

III группа учащихся I группа учащихся

Иммунология, иммунопрофилактика, СПИД Вирусология, вирусы, заболевания Микробиология, микробы, вызывающие инфекционные заболевания II группа учащихся Поиск

и

Общие понятия (для I – III группы)

Прививки, вакцины, сыворотка, аллергия.

Миниинформация – учёные их вклад в науку. (учащиеся готовят заранее в виде сообщений)

  1. Антони ван Левенгук
  2. Эдуард Дженнер
  3. Луи Пастер
  4. Илья Ильич Мечников

I группа: Определение состояния здоровья человека с помощью анализа крови. (видеосюжет)

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух». А.С. Пушкин

  1. Организационный момент, цель урока.
Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с вами с клетками крови и их функциями.

Вопросы:

  1. Какие функции крови вам известны? (транспортная, гуморальная, защитная)
  2. Познавательная задача предыдущего урока: Какова же функции лейкоцитов? (защитная) (дискуссия)
На доске:

... «освобождение от податей» (с латинского) ( закрыто слово иммунитет). (Работа с этимологическим словарём)

Как же это понять?

Почему применили слово- подати ?

Что следует считать податью?

Учитель: Мы живём в мире живых существ они везде, но они невидимы. Ничтожно малы и бесконечно могущественны они великие друзья, но и смертельные враги человека?

Кто они? Микроорганизмы

Микробы Вирусы

Учитель: И как же бороться с теми невидимками, которые являются виновниками многих болезней.

Общий анализ крови (обсуждение)

В анализе обозначаются соотношение между различными видами лейкоцитов. У человека должно быть определённое соотношение, называемое лейкоцитарной формулой. При заболевании наблюдаются отклонения, каких – либо лейкоцитов становится больше (идет воспалительный процесс)( Видеосюжет .Расшифровка анализа крови)

Лейкоциты

Работа с таблицей! Фагоциты

Фагоцитоз

Связь!

Воспаление – защита!

Доклад: И. И Мечников (фагоцитоз) А если подвижным лейкоцитам не удаётся победить микробов?

Лимфоциты (лимфа!)

Антитела (белки! яды токсичны, чужеродные тела)

Защита

Вывод: Так значит фагоцитоз и антитела защита , защитный механизм, освобождение от «подати».

Открываю слово «Иммунитет»

Иммунитет

Естественный Врождённый Приобретённый Стр. 79 учебник

Искусственный иммунитет:

  1. Прививки
  2. Вакцины
  3. Лечебная сыворотка
Миниинформация:
  • 1796 год, английский врач Эдуард Дженнер делает прививки против оспы.
  • 1885 год, Луи Пастер делает первую прививку против бешенства человеку.
СПИД, птичий грипп, иммунопрофилактика, аллергия.

Каждая группа подрабатывает причины, ведущие к ослаблению иммунной системы.

I группа Причины:

  1. Нарушение обмена веществ
  2. Старение организма
  3. Загрязнение окружающей среды
II группа Итог: Как же беречь развивать иммунную систему?
  1. Анализ крови (Иммунологический контроль)
  2. Оздоровление окружающей среды
  3. Нет наркотикам, табаку и алкоголю.

Заключение:

Учитель: Я хочу закончить наш урок словами И.И. Мечникова: «Нет ничего неопознаваемого , есть ещё много неопознанного ».

На протяжении всего урока используется модуль(выход по ссылке) Необходимо загрузить соответствующую программу.

Приложения к уроку.

Неисчерпаемый кладезь

1861 год Антони ванн Левенгук изобрёл микроскоп, наблюдая каплю дождя. Сделал вывод о наличии большего количества микрочастиц.

Луи Пастер отец иммунологии разработал предохранитель прививки против бешенства, сибирской язвы, краснуха за счёт введения ослабленных возбудителей. Франция 1881 год Лауреат Нобелевской премии . Вакцина активный иммунитет.

1776 год, Эдуард Дженнер предложил способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал её в царапину на коже человека. Заражённый человек заболевал оспой в лёгкой форме.

1901 год Илья Ильич Мечников создал учение о фагоцитозе в труде « Невосприимчивость в инфекционных болезнях» Создал представление о воспалении как защитной реакции организма в борьбе с болезнью. Явление воспаления раскрыл на основе фагоцитоза.1908 год присуждена Нобелевская премия.

Иммунология: - наука о факторах и механизмах, обуславливающих невосприимчивость человека к инфекционным микроорганизмам.

1881 год: год рождения иммунологии. Отец иммунологии Луи Пастер.

Иммунопрофилактика:

Вакцина II поколения Вакцина I поколения Вакцинация

  1. Лечебные сыворотки
  2. Антитела (химические вакцины)
Вакцина III поколения

4. Генно-инженерные синтетические вакцины. Это получение ослабленных штампов вирусов и бактерий за счёт изменения структуры гена.

Значительная часть инфекций снова стала активизироваться.

  1. Туберкулёз
  2. Малярия
  3. Холера
  4. Жёлтая лихорадка
  5. Менингит
  6. Пневмония
  7. Сальмонеллез
  8. Вирусные гепатиты
  9. Новая смертельная инфекция СПИД - вирусная лихорадка- это иммунология будущего.
Причины роста инфекционных заболеваний
  1. Низкий жизненный уровень (не купить лекарственных препаратов)
  2. Урбанизация антисанитария
  3. Загрязнение ( h3O, почвы, воздуха).
  4. Миграция
  5. Торговля
  6. Заражение от животных (бешенство, бруцеллез).
Терминология:

Сыворотка: Это готовые антитела против возбудителей болезней. Заболевшему вводят или впрыскивают (столбняк) ( корь динотерия) сыворотку крови переболевшего человека или животного. Помогает до выработки собственных антител.

Вакцина: Культура ослабленных микробов, основа для прививок.

1776 год Эдуард Дженнер (оспа)

1881 год Луи Пастер бешенство, сибирская язва.

Аллергия: Повышенная чувствительность к различным веществам.

Причина( микробы, вирусы, грибы паразитирующие в организме человека).

Микробиология - наука о бактериях.

Микробы - бактерии, вызывающие инфекционные заболевания, дифтерия, коклюш, скарлатина, острые желудочно - кишечные расстройства.

Сыпной тиф – риккетсин

Чума – пастериллы

Лёгочная инфекция – пневлюхокки

Туберкулёз - микобактерии

Предохранение прививки

Вирусология: наука о вирусах.

Вирусы: ( от латинского яды), сохраняются годами ( - 40 градусов по Цельсию)

Оспа, полиомиелит, корь, краснуха, ветрянка, свинка, грипп, гепатит C, монокулеоз.

ч. 1

ansya.ru


Смотрите также