Психология правового иммунитета и его последствий. Правовой иммунитет это


ПРАВОВОЙ ИММУНИТЕТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

А.В. МАЛЬКО, С.Ю. СУМЕНКОВМалько Александр Васильевич - директор Саратовского филиала ИГП РАН, доктор юридических наук, профессор.Суменков Сергей Юрьевич - аспирант Саратовской государственной академии права.Особой разновидностью неприкосновенности личности выступает правовая неприкосновенность, или, что то же самое, правовой иммунитет. Иммунитет является самостоятельным правовым средством государства, через которое оно предоставляет исключительное право лицам, занимающим особое положение в межгосударственных, государственных и общественных отношениях, не подчиняться некоторым общим законам.Такое отступление от принципа равноправия позволяет включить иммунитет в систему правового неравенства. Вместе с иммунитетом систему неравенства в российском обществе составляют правовые льготы и привилегии.Иммунитет - особый вид привилегии. Он наделяет своих обладателей единственным, зато весьма значительным преимуществом - правовой неприкосновенностью.Анализируя сущность правовой неприкосновенности, можно выделить ряд признаков, характерных как для льгот и привилегий, так и для иммунитетов.1. Они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов.2. Иммунитеты призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими положительную правовую мотивацию. Иммунитет, как верно отмечает С.В. Мирошник, в качестве правового стимула "представляет собой совокупность особых правовых преимуществ" .--------------------------------Мирошник С.В. Правовые стимулы в российском законодательстве: Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. Ростов - на - Дону, 1997. С. 15.3. Иммунитеты являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.4. Названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями, установленными в специальных юридических нормах.5. Они представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.Вместе с тем иммунитеты имеют специфические признаки, свидетельствующие об их самостоятельной юридической природе и позволяющие выделить их в качестве отдельной правовой категории.Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, проявляются в виде отрицательных льгот (освобождении от выполнения отдельных обязанностей - уплаты налогов, пошлин, освобождении от ответственности). "Применительно к уголовно - процессуальному законодательству понятие "иммунитет", - подчеркивает В.И. Руднев, - может пониматься как освобождение от выполнения процессуальных обязанностей и ответственности... Это означает, что некоторые лица - депутаты, судьи, прокуроры, близкие родственники лица, привлекаемого к уголовной ответственности, могут иметь возможность не давать показаний, не привлекаться к ответственности" . "Отрицательность" иммунитета - его специфическая черта, позволяющая ему определенным образом достигать поставленных целей.--------------------------------Руднев В.И. Иммунитеты от уголовного преследования // Журнал российского права. 1998. N 7. С. 37.Во-вторых, целью иммунитета является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Так, в ст. 5 Протокола к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 6 ноября 1952 года, установлено, что "привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не в личных интересах соответствующих лиц, а для обеспечения выполнения ими обязанностей, связанных с Советом Европы". Согласно ст. 40 Устава Совета Европы (1949 г.), "Совет Европы, представители Членов и секретариат пользуются на территории Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей". В соответствии со ст. 6 Четвертого протокола к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 16 декабря 1961 года "привилегии и иммунитеты предоставляются судьям не для их личной выгоды, а с целью обеспечить независимое осуществление их функций" .--------------------------------Глотов С.А. Право Совета Европы и Россия. Краснодар, 1996. С. 163, 145.В-третьих, круг лиц, на которых распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, конституциях и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, а также Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, судей, прокуроров и др.Носители иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно и четко обозначены в соответствующем законодательстве.В литературе подчас слишком узко понимают правовой иммунитет, связывая его исключительно с лицами, занимающими те или иные должности. Например, С.В. Мирошник пишет, что "иммунитет представляет собой совокупность особых правовых преимуществ, предоставляемых в соответствии с нормами международного права и Конституцией страны определенному кругу лиц в силу занимаемой ими должности" . Между тем существует свидетельский иммунитет, в соответствии с которым "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом" (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ). Кроме того, есть круг лиц, призываемых к выполнению государственных задач не в силу служебного положения, а в силу особых общественных обязанностей. Таким образом, иммунитеты нельзя связывать лишь с определенным кругом лиц, занимающих те или иные должности. Это более широкое понятие, которое охватывает юридические средства, содействующие осуществлению не только международных и государственных, но и общественных функций.--------------------------------Мирошник С.В. Указ. соч. С. 15.Обобщая сказанное, представляется возможным следующим образом сформулировать краткое определение иммунитета как общеправовой категории. Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.Иммунитеты установлены в нормах международного, конституционного, уголовного, административного, уголовно - процессуального и гражданско - процессуального права. На наш взгляд, наибольший интерес должна вызывать суть действия иммунитета в административном и уголовно - процессуальном законодательстве. Такой интерес обусловлен прежде всего широким спектром применения, а также тем, что и для административного, и для уголовного судопроизводства характерны достаточно жесткие санкции при наступлении ответственности и влекущие ограничение прав и свобод личности некоторые процессуальные обязанности. Поэтому наличие здесь особой "касты неприкасаемых" воспринимается большинством населения как наибольшее отступление от принципа равенства граждан перед законом и судом, закрепленного в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ и в ст. 4 Уголовного кодекса РФ.Однако подобное отступление не есть противоречие данному принципу. Государство может устанавливать определенные изъятия и облегчения из общего порядка для определенных субъектов в зависимости от выполняемых функций, защищаемого интереса и некоторых других обстоятельств.Наибольшие споры в последнее время вызывают вопросы, связанные с правовой неприкосновенностью депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Проблема депутатского иммунитета периодически возникает и в связи с предложениями думской фракции "Союз правых сил" о ликвидации института правовой неприкосновенности депутатов. Подобные высказывания, имеющие целью сиюминутные политические выгоды, могут нанести непоправимый вред при разрешении такой сложной проблемы, как депутатская неприкосновенность.Да, во многом депутатский иммунитет требует своего совершенствования. Само законодательство о статусе депутата порой существенно затрудняет возможность сбора доказательств.Так, анализируя ст. 19 и 20 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" , можно заметить, что следователь или орган дознания, ведущий дело в отношении депутата, вынужден терять при производстве расследования как минимум несколько дней (испрашивание Генеральным прокурором согласия палаты о лишении неприкосновенности; вынесение палатой мотивированного решения), в течение которых законом установлен запрет на допрос депутата и обыск. Если же учесть, что обыск - это неотложное следственное действие, проводимое, как правило, внезапно, то испрашивание согласия на его проведение практически сводит к нулю возможность собрать какие-либо доказательства по делу. Поэтому можно вполне согласиться с тем, что необходимо предусмотреть такую меру, как ограничение неприкосновенности, смысл которой будет заключаться в том, что некоторые следственные действия должны производиться без какого-либо согласия .--------------------------------См.: СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.См.: Руднев В.И. Указ. соч. С. 41.Кроме того, представляется необходимым отменить существующее ныне положение, когда палата депутатов обладает правом разрешить или отказать в направлении дела в отношении депутата в суд. Фактически Государственная Дума присвоила себе прерогативу суда - определять виновность или невиновность. Ведь если палата принимает решение об отказе в направлении дела для судебного слушания, дело прекращается, депутат, в отношении которого было возбуждено уголовное дело и проведено расследование, объявляется палатой невиновным. Здесь совершенно недопустимо то, что законодательная власть подменяет собой судебную.По нашему мнению, правильным был бы такой порядок, при котором дела, возбужденные в отношении депутатов, направлялись бы в суд вне зависимости от воли палаты. Только суд вправе определить, виновен депутат в инкриминируемом ему деянии или нет. А вот вопрос о применении наказания должна решать палата депутатов.Необходимо также упростить и порядок возбуждения уголовных дел в отношении депутатов. Уголовное дело должно возбуждаться вне зависимости от воли палаты и связи общественно опасного деяния с депутатской деятельностью. Можно согласиться с положением, что дела, возбужденные в отношении депутатов, должны быть на особом контроле Генерального прокурора РФ.С этой точки зрения можно по-разному рассматривать обязательность установления связи между совершенным депутатом деянием и его депутатской деятельностью, необходимость которой закреплена в Постановлении Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" .--------------------------------См.: СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 828.С одной стороны, такое положение дает возможность дознанию и предварительному следствию вести расследование в отношении депутатов по делам, не имеющим связи с их депутатской деятельностью, без получения согласия палаты о лишении неприкосновенности и тем самым существенно ограничивает депутатский иммунитет. Но, с другой стороны, на самой начальной стадии предварительного расследования, без проведения основных следственных действий, довольно трудно решить вопрос о наличии или отсутствии связи между деянием депутата и выполнением им своих обязанностей.Здесь можно также вполне согласиться с И.Л. Петрухиным, который, не подвергая сомнению полезность Постановления Конституционного Суда РФ, его позитивную роль в дальнейшем совершенствовании правовой неприкосновенности депутатов, ставит несколько вопросов, касающихся практической реализации данного Постановления.И.Л. Петрухин пишет, что, во-первых, преступлений, связанных с исполнением депутатских обязанностей, почти не бывает (разве что драки и взаимные оскорбления в Думе). Зато появляется возможность скомпрометировать депутата, "вывести его из строя" путем возбуждения дела об общеуголовном преступлении. Во-вторых, открывается возможность для применения в отношении депутата мер уголовно - процессуального принуждения, не связанных с задержанием, арестом, обыском и досмотром. В частности, допускается отобрание у депутата подписки о невыезде, помещение его на экспертизу в психиатрическое учреждение, принудительное освидетельствование, наложение ареста на имущество, предъявление для опознания и др. Пройдя все эти этапы следствия, депутат вряд ли сможет успешно выполнять свои обязанности и выглядеть порядочным человеком в глазах избирателей, даже если следствие закончится прекращением уголовного дела .--------------------------------См.: Петрухин И.Л. Человек и власть (в сфере борьбы с преступностью). М., 1999. С. 340 - 341.Таким образом, проблемы депутатской неприкосновенности существуют, и их надо решать. В последние годы приняты некоторые меры, направленные на ограничение депутатского иммунитета. Так, Постановлением Государственной Думы от 9 июня 1995 года внесено изменение в регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в соответствии с которым для дачи согласия на привлечение депутата к уголовной ответственности требуется не две трети, как было раньше, а лишь простое большинство голосов .--------------------------------См.: СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 2369.Однако отменить полностью иммунитет депутатов в современных условиях было бы ошибкой. "Нельзя делать депутата беззащитным. Тогда он не сможет бороться, например, с коррупцией, потому что в результате этой борьбы он может запросто угодить за решетку. Депутата, который слишком далеко углубился в расследование деятельности какого-то высшего чиновника, вполне могут остановить, если лишить его депутатского иммунитета" . Поэтому говорить о полной и безоговорочной отмене неприкосновенности депутатов представляется неуважительным прежде всего по отношению к народу, избранниками которого они являются и чьи интересы представляют.--------------------------------Котков Д. Зачем депутату иммунитет // Труд. 2000. 24 февр.Депутатский иммунитет даже по состоянию на сегодняшний день не может быть назван абсолютным. И хотя прецедентов лишения неприкосновенности не так уж и много, все-таки они есть (в частности, были лишены неприкосновенности С. Мавроди и Н. Хачилаев).

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОГО СПОРА  »
Комментарии к законам »

www.lawmix.ru

правовой иммунитет - это... Что такое правовой иммунитет?

 правовой иммунитет

Law: legal privilege

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • правовой запрет преступления
  • правовой инспектор

Смотреть что такое "правовой иммунитет" в других словарях:

  • Иммунитет государства — (суверенный иммунитет) в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств. Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе …   Википедия

  • Иммунитет бюджетов — в РФ правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего: возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в… …   Финансовый словарь

  • Иммунитет государственного имущества — (англ. immunity of state property) особый правовой режим имущества, принадлежащего на праве собственности суверенному государству, основанный на принципе иммунитета государства. И.г.и. является одним из проявлений суверенитета …   Энциклопедия права

  • Иммунитет бюджетов — (англ. immunity of budgets) в бюджетном законодательстве РФ правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего возмещение: а) в размере недофинансирования в… …   Энциклопедия права

  • Правовой обычай — Правовой обычай (Обычное право) исторически сложившийся источник права и правило поведения, санкционированное государством и включённое в систему правовых норм. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории… …   Википедия

  • ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА — принцип международного права, основанный на принципе государственного суверенитета. И.г. состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства ( равный не имеет власти… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Иммунитет государственного имущества — (англ. immunity of state property) особый правовой режим имущества, принадлежащего на праве собственности суверенному государству, основанный на принципе иммунитета государства. И.г.и. является одним из проявлений суверенитета государства и… …   Большой юридический словарь

  • Иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ — 1. Иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за… …   Официальная терминология

  • ИММУНИТЕТ ПРЕЗИДЕНТСКИЙ — невозможность привлечения к юридической ответственности президента государства за его высказывания, связанные с выполнением служебных функций, а также личная неприкосновенность президента. Президент может бытьлишен неприкосновенности только… …   Энциклопедия юриста

  • ИММУНИТЕТ — (от лат. immunitas термин рим. права, означавший освобождение отд. групп населения, нек рых категорий земель от гос. налогов, повинностей и т. д.) в ср. века совокупность прав. присвоенных феодалами в процессе насильств. закрепощения крестьянства …   Советская историческая энциклопедия

  • ИММУНИТЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ — личная неприкосновенность дипломата, неприкосновенность его жилища и помещения, в котором он работает, а также невозможность привлечения дипломата к уголовной ответственности. Кроме того, невозможность привлечения (с некоторыми изъятиями) к… …   Энциклопедический словарь конституционного права

universal_ru_en.academic.ru

Что такое льготы, привилегии и иммунитеты в праве

Правовое регулирование не имеет ни вещественной, ни энергетической формы, а осуществляется исключительно на информационном уровне. В связи с этом, важен прежде всего информационно-психологический аспект действия права. Ведь право способно регулировать поведение только тогда, когда информация, адресуемая субъекту, воспринята и усвоена субъектом, его сознанием.

 

Существенная черта информационно-психологического механизма воздействия права на общественные отношения состоит в том, что правовые средства способствуют формированию и действию мотивов поведения, предписываемого или дозволяемого юридическими нормами.

 

Стимулирующими средствами в информационно-психологическом механизме правового воздействия выступают:

  1. Льготы;
  2. Привилегии;
  3. Иммунитеты.

 

1. Правовые льготы

 

Правовая льгота – это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

 

Признаки правовых льгот: 

  • Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель – социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим. Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не любое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами. 
  • Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключение из общих правил, отклонение от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупотреблений. Льготы – это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера. 
  • В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель – свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе. 

Категорию «правовая льгота» нужно отличать от категории «правовая гарантия», которая является более широкой по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, наказания, обязанности, запреты и т.п. Поэтому вполне закономерно, что в нормативных актах льготы нередко фиксируются в разделах, главах и статьях, посвященных гарантиям. Так, в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» в ст. 15, которая называется «Гарантии для государственного служащего», закрепляются различные льготы для данной категории лиц, что, бесспорно, призвано способствовать эффективному осуществлению ими своих функциональных обязанностей.

 

Основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.

 

С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку эти люди характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска). С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество.

 

От характера и объема льгот зависит качество права. Льготы, призванные воплощать в жизнь идеи справедливости и равенства, в условиях правового государства выступают специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ.

 

 

2. Правовые привилегии

 

Правовые привилегии выступают специфической разновидностью правовых льгот .

 

Правовые привилегии – это специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.

 

Признаки правовых привилегий: 

  • Во-первых, если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, властные органы и должностных лиц. Вместе с тем привилегии устанавливаются не только в отношении властвующих лиц. Как монопольные, исключительные права, они могут принадлежать в определенных случаях и гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и иным субъектам (допуск к государственной тайне, отсрочка от армии). 
  • Во-вторых, льготы распространяются на больший круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений. Их не может быть много, иначе привилегии будут подрывать основополагающие принципы права – справедливость, равноправие и т.п. 
  • В-третьих, если льготы в доминанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, матерей-одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц. 
  • В-четвертых, привилегии, ввиду того что они являются исключительными правами, выступают более детальными и персонифицированными юридическими средствами. Привилегии – это изъятия как из общих, так и из особенных норм права. Поэтому в принципиальном плане они могут соотноситься между собой как категории «особенное» (льготы) и «отдельное» (привилегия). 
  • В-пятых, в силу различных социальных ролей, которые выполняют разные субъекты в жизнедеятельности общества, право, с одной стороны, с помощью льгот пытается «выровнять» их фактическое неравенство, с другой же – посредством привилегий юридически «выделяет» тех, кому это необходимо для полноценного осуществления специфических обязанностей. 

В любом обществе, где присутствует власть, т.е. выполняются особые публичные функции, появляется и необходимость в юридическом «выделении» лиц, осуществляющих данные в общем-то непростые функциональные обязанности, нацеленные в той или иной степени на упорядочение процессов удовлетворения интересов различных субъектов.

 

В целях наиболее полной и качественной реализации соответствующих служебных обязанностей, независимого выполнения официальных функций, возмещения властвующим лицам затрат, возникающих в процессе управления, и необходимы юридические преимущества, называемые привилегиями. И хотя данное средство в целом олицетворяет известное неравенство, без привилегий не обойтись.

 

Вместе с тем в общественном сознании привилегии зачастую ассоциируются с чрезмерным получением благ «начальниками» (номенклатурой) в обход закона. Такие привилегии, как правило, устанавливаются тайно: либо по неписаному решению, либо на основе всевозможных закрытых подзаконных актов.

 

 

3. Правовые иммунитеты

 

Правовые иммунитеты – это особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

 

 

Общие черты иммунитетов, льгот и привилегий: 

  • Во-первых, все они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский иммунитеты также выполняют данную роль. 
  • Во-вторых, призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию. 
  • В-третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей. 
  • В-четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах. 
  • В-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.
  • Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий, говорить об их самостоятельной юридической природе. 

Признаки правовых иммунитетов 

  • Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, – в виде отрицательных льгот (освобождение от выполнения отдельных обязанностей – уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождение от ответственности). «Отрицательность» иммунитета – это его специфическая черта, позволяющая ему определенным образом достигать поставленных целей. 
  • Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Так, в Протоколе к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы прямо установлено, что «привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не в личных интересах соответствующих лиц, а для обеспечения независимого выполнения ими обязанностей, связанных с Советом Европы». Согласно Уставу Совета Европы «Совет Европы, представители Членов и Секретариат пользуются на территории Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей». 
  • В-третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституции и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и др. 
  • В-четвертых, правовой иммунитет не имеет абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что иммунитет из законного и эффективного юридического средства превращается в препятствующий фактор.

Данные признаки правовых иммунитетов весьма условны, им нельзя придавать самодовлеющего значения, ибо привилегии и иммунитеты – во многом весьма тесно связанные явления и понятия.

 

Правовые позиции: понятие и виды

Судебные правовые позиции

pravoross.jimdo.com

Психология правового иммунитета и его последствий

Иммунитет правовой представляет собой освобождение определенного законом круга субъектов права из-под действия общих правовых норм и порождаемые этим правовые и психологические последствия. В современном международном праве установлены правовые иммунитеты государств, военных кораблей, дипломатических и консульских представителей иностранных государств.

В российском праве под правовым иммунитетом понимается привилегия определенного круга должностных лиц государства, выраженная в их правовой неприкосновенности. В соответствии с ветвями власти выделяется президентский, депутатский, судейский и другие иммунитеты. Под подсчетам Н.И. Капинуса только в уголовном процессе пользуются правовым иммунитетом 187 категорий российских и иностранных граждан. Из них 34 категории российских граждан обладают иммунитетом по законам России, а 153 категории граждан России и иностранцев наделены правовым иммунитетом на основании международных договоров. Законодательство России наделяет правовым иммунитетом Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, представительных органов субъектов Федерации, зарегистрированных кандидатов в депутаты, членов избиркома и избирательных комиссий, председателя, его заместителя, аудиторов и инспекторов счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека, судей, прокуроров, следователей, сотрудников ФСБ, Федеральных органов государственной охраны и других должностных лиц. Пределы неприкосновенности Президента Российской Федерации обладают наибольшей широтой. Они сохраняются и после прекращения им своих полномочий. В соответствии с Федеральным законом “О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи” от 12 февраля 2001 года бывший Президент Российской Федерации не может быть привлечен к уголовной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения президентских полномочий.

Правовые основы депутатского иммунитета предусмотрены ст. 98 Конституции Российской Федерации. Депутатский иммунитет в Российской Федерации понимается весьма расширительно, как своего рода привилегия, а не правовая гарантия их парламентской деятельности. В зарубежном конституционном законодательстве нет такого широкого депутатского иммунитета. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной, административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, арестованы, задержаны, подвергнуты обыску, допросу без согласия Государственной Думы, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда эта мера административного принуждения предусмотрена для обеспечения общественной безопасности. Неприкасаемость депутатов распространяется на их служебные помещения, жилье, служебный и личный транспорт, документацию, переписку, средства связи.

Более узким должностным правовым иммунитетом обладают сотрудники правоохранительных и контролирующих органов: судьи, прокуроры, следователи, сотрудники налоговой полиции, судебные приставы, работники контролирующих органов, федеральных органов государственной охраны, таможенных и финансовых органов государства, их члены семьи и близкие люди.

Такая широкая распространенность правового иммунитета влечет за собой негативные психологические последствия: формирование у части должностных лиц, наделенных иммунитетом, синдрома вседозволенности, неприкасаемости, кастовости и отчужденности от населения. В общественном сознании “маленького человека” создается ощущение социальной несправедливости, нарушения конституционного принципа равенства всех перед законом, невозможности легитимным образом отстаивать свои права и законные интересы и на этой основе создает предпосылки коррупции и “теневой юстиции”.

(Л.М. Колодкин)

Литература: Сравнительное конституционное право (колл. авторов). - М., 1996; Авакьян С.А., Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Иммунитет парламентский (депутатский). // Российская юридическая энциклопедия. - М., 1999. С. 365-367;. С. 408-414, 565-566; Капинус Н.И. Если неприкасаемые, то - насколько? // Закон. 2001. № 9. С. 3-6.

Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.

legal_psychology.academic.ru


Смотрите также