Тема 2. Субъекты международного частного права. Отказ от иммунитета государства мчп


Лекции 2012 (Талимончик)

Стороны могут в момент заключения контракта или в любой момент во время действия их правоотношений выбрать право, которое применимо к их правам и обязанностям по контракту. Выбор права, сделанный впоследствии имеет обратное действие и начинает действовать с момента, когда контракт заключен. Нужно сказать, что выбор, относящегося к статуту сделки распространяется и на прекращение и возникновение права собственности на движимое имущество по сделке, если это не нарушает прав третьих лиц.

  1. Материальный аспект. Ряд унификационных международных договоров предусматривают, что стороны вправе исключить их действие или предусмотреть в контракте правила иные, чем предусмотрены международным договором. Так, Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года содержит правило о том, что стороны вправе исключить ее действие или отступить от любого из ее положений за исключением положения об обязательной письменной форме сделки, если государство сделало соответствующую оговорку. Из этой же предпосылки исходит конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 года и конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 года. Единственное, что конвенцию о международном факторинге если можно исключить, то только полностью

  1. Процессуальный аспект автономии воли

Стороны в контракте выбирают любые досудебные средства достижения споров: переговоры, посредничество, согласительная процедура, мини-трайл. Стороны вправе выбрать одно из этих средств или комбинацию этих средств. Если выбирается несколько средств разрешения споров, нужно определить очередность обращения к ним.

Что касается окончательного разрешения спора, у сторон есть выбор между судебным и внесудебным порядком. Стороны могут выбрать государственный суд (ориентируются на договоры о правовой помощи - если есть, можно выбрать государственный суд), также могут выбрать коммерческий арбитраж (Нью-Йоркская конвенция 1958г. о признании и приведении в исполнение иностранных решений).

Что делать, если договора нет и страна не является участником Нью-Йоркской конвенции. Расскажет когда-нибудь.

Чаще всего автономия воли рассматриваться в коллизионном аспекте - это свобода выбора применимого права сторонами контракта. Этому вопросу посвящена статья 1210 ГК.

Правила определения применимого права из данной статьи - стороны могут в момент заключения контракта либо в любой момент действия их правоотношений выбрать право, которое применимо к их правам и обязанностям по контракту. Выбор права, сделанный впоследствии, имеет обратное действие и начинает действовать с момента, когда контракт заключен. Нужно сказать, что выбор права, относящийся к статуту сделки распространяется на прекращение и возникновения права собственности на движимое имущество по сделке, если не нарушает прав третьих лиц.

В ГК закреплено такое явление как расщепление коллизионной привязки - к отдельным частям контракта можно выбирать разное применимое право. Однако расщепление коллизионной привязки следует использовать с осторожностью. Если контракта смешанный (например, поставка и подряд), то можно применить разное право. Права и обязанности сторон являются корреспондирующими - нельзя к обязательствам одной стороны применять одно применимое право, а к обязательствам другой - другое. То же самое в отношении прав и обязанностей и ответственностью, поскольку они тесно связаны. Если контракт подряда на несколько строительных площадок в разных государствах, логично выбрать для каждой площадки применимое право государство, где она находится.

Ст. 1210 ГК устанавливает, что если контракт связан с правом только одного государства, то применяются все императивные нормы этого государства. Причем под императивными нормами понимаются все императивные нормы внутреннего права.

Сложный вопрос, на который затруднительно дать четкий ответ - может ли внутренняя сделка регулироваться иностранным правом? Прямого запрета на регулирование иностранным правом внутренних сделок в ГК нет. Однако сама природа внутренних сделок не предполагает выбора иностранного права. В судебной практике такой вопрос возник применительно к акционерным соглашениям. Дело в том, что иностранные акционеры российского юридического лица, заключая между собой акционерные соглашения, подчиняли их иностранному праву. Арбитражные суды сделали вывод, что правом, применимым к акционерному соглашению, должен быть закон ЮЛ. Поскольку ЮЛ российское, то его личным законом является российское право. © автономия воли применительно к внутренним сделкам имеет более ограниченные пределы, чем к иностранным сделкам. Государство, разрабатывая право, выражает намерение, чтобы внутренние сделки регулировались внутренним правом.

Автономия воли в международном частном праве имеет свои пределы - она ограничивается оговоркой о публичном порядке и императивными нормами. Когда заключается контракт, публичный порядок нарушить сложно. А вот императивные норма нарушить легко - иногда неизвестны императивные нормы другого государства, особенно в сфере антимонопольного регулирования, требований акционерного законодательства об одобрении сделок. Зачастую порядок совершения сделок, установленный в иностранном праве, должен соблюдаться.

Тема: Субъекты международного частного права

В учебниках, как правило, не дается общего понятия субъекта. Мы будем исходить из того, что МЧП регулирует международные отношения невластного характера, т.е. те отношения, обязательными участниками которых являются:

- юридические лица

- физические лица

- международные неправительственные организации

- транснациональные организации

- политические партии

- субъекты федерации

- муниципалитеты.

Эти субъекты являются субъектами внутреннего права государств. Субъектами МЧП они становятся тогда, когда в правоотношении появляется иностранный участник. Следовательно, субъекты МЧП - это участники международных отношений невластного характера. Но в этих отношениях могут участвовать и властные субъекты, т.е. субъекты международного публичного права.

В международном частном праве субъекты разделены на две группы:

  • основные субъекты - несуверенные субъекты, правоотношения которых всегда регулируются нормами международного частного права. Т.е. это обязательные участники международных отношений невластного характера. К ним относятся юридические лица, физические лица, международные неправительственные организации, ТНК, субъекты федераций, муниципалитеты, общественные организации, политические партии. Главная особенность субъектов - кто-то из них всегда присутствует в международных отношениях невластного характера.

  • Неосновные субъекты - становятся субъектами МЧП только тогда, когда вступают в правоотношения с основными субъектами. Это государства, межгосударственные организации, квази-государства (например, Ватикан - договорная природа, договор с Италией), нации, которые борются за свою независимость.

Если государства вступают правоотношения с другим государством, то это отношения суверенного равенства, т.е. горизонтальные отношения. Если государство заключает сделку с ЮЛ другого государства, то это диагональные отношения. Потому что другое государство не имеет власти над этим ЮЛ - оно должно учитывать, позволяет ли государство, под юрисдикцией которого находится ЮЛ, вступать в международные отношения невластного характера и какие предписания обязательны для этого ЮЛ.

Государства как субъекты МЧП

Отношения между государствами построены на принципе суверенного равенства. Каждое государство обладает суверенитетом. Считается, что из такого качества государства как суверенитет вытекает его иммунитет, т.е. изъятие из-под юрисдикции другого государства. Это означает, что если государству подается иск в суде другого государства, оно вправе сослаться на иммунитет и тогда иск не будет принят и рассмотрен судом.

Но на иммунитет государство не может ссылаться при осуществлении юрисдикции его собственными судами.

Существует три вида государственного иммунитета:

  1. Юрисдикционные иммунитеты:

  • Иммунитет от предъявления иска, т.е. иск к государству в суде иностранного государства нельзя предъявить без его согласия

  • Иммунитет от обеспечительных мер, т.е. обеспечительные меры (арест имущества, запрет совершать определенные действия) могут приниматься только с согласия соответствующего государства

  • Иммунитет от исполнения решения, т.е. решение в отношении государства можно исполнить только с согласия этого государства.

  1. Иммунитет собственности означает, что государственную собственность на территории другого государства нельзя реквизировать, национализировать, подвергать иным принудительным мерам

  2. Налоговый иммунитет - государство не обязано уплачивать налоги в казну другого государства. Например, в НК установлены налоговые льготы консульств и представительств, поскольку они официальные представительства государства.

Долгое время доминирующей была теория и практика абсолютного иммунитета, т.е. иммунитеты государства распространялись на область МПП, но и на область МЧП. С 40х годов 20 века начинает развиваться теория функционального иммунитета. Эта теория построена на мысли о том, что если государство вступает в невластные отношения, оно не пользуется иммунитетом. Первоначально эта теория нашла отражение в национальных законах. Законы об иммунитете государства были приняты в Австралии, Аргентине, Великобритании, Канаде, Сингапуре, США, ЮАР. Основной идеей этих законов было то, что если государство вступает в коммерческие отношения, оно утрачивает право ссылаться на иммунитет. В 1972 году принимается Европейская конвенция об иммунитете государства. Она установила изъятие из иммунитета в отношении коммерческих сделок, трудовых отношений, права собственности, промышленной и иной интеллектуальной собственности, т.е. практически во всех отраслях МЧП государство иммунитетом не пользовалось. В 2004 году Генеральная ассамблея ООН одобрила конвенцию о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Она еще не вступила в силу, поскольку не ратифицирована (в частности, РФ).

Разберем отдельные положения конвенции в части тонкостей функционального иммунитета.

Прежде всего, что понимать под понятием государства - это государство и его органы. В этом перечне вторым пунктом идут субъекты федераций при условии, что они осуществляют суверенные государственные функции. Здесь нужно четко знать, что в РФ субъекты не являются субъектами международного публичного права, полномочия субъектов и РФ разграничены в КРФ, в силу чего субъекты РФ иммунитетами не пользуются и суверенных функций не осуществляют. Эта формулировка учитывает практику других федеративных государств.

Под государством понимаются учреждения, институции, организации, на которых возложены публичные функции. В судебной практике Франции возникал вопрос по поводу иммунитета российского государства в отношении культурных ценностей музея им. Пушкина, ценности были на балансе музея. Суды Франции признали государственный иммунитет за музеем. Может ли наш университет пользоваться иммунитетом - применительно к образовательным услугам. Не пользуется иммунитетом, речь идет не о публичной функции, а о коммерческих образовательных услугах. А если студент обучается на бюджетной основе на основании межправительственного соглашения. Здесь уже будет иммунитет. В РФ государственные унитарные предприятия не пользуются иммунитетом, т.к. по своей сути представляют собой коммерческие организации с обособленным имуществом.

Что входит в понятие государства, это официальные представители этого государства. Президент, глава Правительства и министр иностранных дел. Их действия признаются действиями государства. Они помимо этого обладают и личным иммунитетом.

Ст. 5 конвенции говорит о том, что государство пользуется иммунитетом в международных отношениях частноправового характера. Но далее установлено 8 изъятий из государственного иммунитета - если государство вступает в соответствующие правоотношения, оно не пользуется иммунитетом:

  1. В отношении коммерческих сделок

Для определения того, является ли сделка коммерческой для государства, используется два критерия:

  • природа сделки (если по своему содержанию это к/пр, предоставление услуг, финансовая сделка, есть предположение считать ее коммерческой). Необходимо сказать, что если коммерческая по своей природе сделка совершается между государствами, то она под действие данного пункта конвенции не подпадает. Имеются в виду коммерческие сделки с несуверенными субъектами.

  • Цель сделки - частная или публичная. Например, закупка вакцин Минздравом. Но данная сделка совершается в публичных целях. РФ будет пользоваться иммунитетом, поскольку цель сделки публичная.

  1. Трудовые отношения - выполняет либо должно выполнять работу в государстве суда. Из данного вида отношений предусмотрено множество изъятий, когда государство все-таки пользуется иммунитетом.

  • Во-первых, если речь идет о найме сотрудников с дипломатическими и консульскими иммунитетами. Если сотруднику российского консульства в США придет в голову мысль подать в суд, то РФ сошлется на иммунитет.

  • Президент, министр иностранных дел

  • Граждане государства, с которым заключен контракт - за исключением случая, если они проживают постоянно на территории другого государства.

Государство может заявить о своем иммунитете в интересах государственной безопасности. Например, аудиторская фирма аудирует Газпром. Чтобы вся информация не стала предметом анализа, например, в суде Германии, можно воспользоваться данным иммунитетом. Речь идет о сведениях, составляющих государственную тайну.

  1. Об ущербе жизни, собственности, здоровью, т.е. о внедоговорных обязательствах - иностранное государство причиняет имущественный или иной вред гражданину, находящемуся на территории государства суда. это ДТП с участием служебных машин консульств. Нужно подавать иск к Минфину иностранного государства, там он уже не сможет сослаться на иммунитет.

  1. Правоотношения собственности - это не только споры, связанные с возникновением и прекращением права собственности, но и связанные с передачей в дар, наследованием, бесхозяйным имуществом, если там есть государственные интересы, споры, касающиеся управлением собственностью при банкротстве, ликвидации ЮЛ, т.е. любые споры, прямо или косвенно связанные с правом собственности. Государство в таких спорах иммунитетом не пользуется. Единственное, в чем наше государство пошло на ослабление иммунитета в вопросе статуса торговых представительств - двусторонние договоры о торговых представительствах, заключаемые с 90х годов 20 века не содержат положений об иммунитете торговых представительств. Мы получаем, что частные лица накладывают аресты на торговые представительства и продают их с торга.

  1. Споры в сфере интеллектуальной собственности - прав на товарные знаки, промышленные образцы, изобретения, другие объекты промышленной собственности, авторских прав либо спор касается предполагаемого нарушения государством этих прав. Изъяты из-под иммунитета

  1. Споры, связанные с участием государства в ассоциациях, обществах и других организациях. Необязательно, чтобы эти организации были ЮЛ. Ограничение иммунитетов существует при наличии ряда условий. Во-первых, такое общество или организация должны иметь в качестве участников несуверенных субъектов. Во-вторых, они должны быть зарегистрированы в государстве суда и иметь там главные органы. Если РФ захочет участвовать в германском GmbH (ООО), она не пользуется иммунитетом.

  1. Морские суда, используемые для коммерческих нужд - все военные суда, безусловно, пользуются иммунитетом. Государственным иммунитетом пользуются гражданские суда, которые используются для государственных некоммерческих целей. Изъятия из иммунитета распространяется на отношения, связанные с эксплуатацией судов, на причинение ущерба данным судном, на договоры перевозки.

  1. Вопросы коммерческого арбитража - если государство заключает арбитражное соглашение, оно не вправе ссылаться на иммунитет от судебного контроля за арбитражем, т.е. оно отказывается от иммунитета в отношении таких вопросов как недействительность арбитражного соглашения, принудительное исполнение решения коммерческого арбитража, отмена решения коммерческого арбитража.

Все, что было сказано, касается иммунитета от предъявления иска. Что касается применения обеспечительных мер, то конвенция стоит на позициях абсолютного иммунитета. Отказ от иммунитета государства возможен на основании международного договора, контракта, одностороннего заявления государства. Специальный случай, когда государство специально резервирует имущество для целей данного спора, на такое имущество можно наложить арест.

В отношении иммунитета от исполнения судебного решения государству предоставлен весьма ограниченный иммунитет - не исполнять судебное решение можно только если государство ссылается на государственный некоммерческий интерес. Поскольку государственный некоммерческий интерес трудно, конвенция приводит перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по долгам государства. Это военное имущество, имущество дипломатических представительств, культурные ценности, не предназначенные для продажи, и имущество, используемые в целях образования и науки и не предназначенное для продажи.

В РФ есть ст. 401 ГПК и ст. 251 АПК. Статья 401 ГПК говорит, что подать иск, применить обеспечительные меры, исполнить судебное решение можно только с согласия соответствующего государства, т.е. ГПК стоит на позиции абсолютного иммунитета. Если иное не предусмотрено международным договором либо федеральным законом.

АПК говорит о том, что государство пользуется иммунитетом, если выступает в качестве носителя власти. Позиция АПК - функциональный иммунитет. И.О. Хлестова предлагает принять закон об иммунитете государства, основанный на теории функционального иммунитета. Печальна судьба этой идеи, закон уже давно не принимают.

3.10.2012

Межгосударственная организация как субъект МЧП

В уставах многих международных организаций зафиксирована формулировка о том, что они являются ЮЛ (МОТ, МАГАТЭ, МВФ, МБР). Даже в том случае, когда устав организации не предусмотрен статус ЮЛ, резолюции этой организации, национальное законодательство говорит о статусе международных организаций как ЮЛ.

Юридический комитет ООН провел исследования о том, существуют ли ситуации, когда суды не признавали за международными организациями статус ЮЛ. Таких прецедентов не нашлось.

Почему о МО говорят как о ЮЛ? Дело в том, что за ЮЛ зафиксирован определенный комплекс прав - приобретать, отчуждать, обладать имуществом, обладать правами на интеллектуальную собственность, совершать сделки, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже.

МО обладают этими правомочиями и могут вступать в отношения невластного характера. Но нельзя ставить знак равенства между категориями межгосударственная организация и юридическое лицо. ЮЛ - категория внутреннего права. Оно обычно подчинено какому-либо национальному правопорядку - зарегистрировано по правилам государства, действует под его юрисдикцией. Т.Н. Нешатаева вслед за английским юристом Джексом вводит категорию международных ЮЛ и применяет эту категорию к межгосударственным организациям. Межгосударственная организация создается на основе международного договора, она не может быть поставлена под контроль одного государства. Поэтому она не регистрируется ни в какой национальной правовой системе.

Ее статус международного ЮЛ вытекает из международного договора или актов этой организации. Межгосударственные организации отличаются от обычных ЮЛ тем, что имеют привилегии и иммунитеты. Есть права ЮЛ, но они не тождественны ЮЛ, поскольку имеют привилегии и иммунитеты.

В международных отношениях невластного характера межгосударственные организации пользуются иммунитетами. Иммунитет межгосударственной организации - это изъятия из-под действия национального законодательства и национального судопроизводства. Вопрос об иммунитете межгосударственной организации стал в тот период, когда разрабатывался устав ООН. Но в уставе ООН об иммунитете ООО говорится весьма лаконично. Суть формулировки в том, что он обладает правоспособностью, привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для ее деятельности. В 1945 году появляется конвенция об иммунитетах ООН, а в 1947 года заключается договор о штаб-квартире между ООН и США. В этих конвенциях раскрыты иммунитеты ООН.

Вернемся к природе иммунитета межгосударственной организации. Он имеет следующие характерные черты:

- договорная природа - межгосударственные организации пользуются иммунитетами на иной, нежели государства основе. Иммунитет государства существует исходя из факта существованию государства, имеет правовое происхождение и не нуждается в закреплении в международных договорах. Иммунитет межгосударственной организации возникает в силу того, что государства в уставе этой организации или отдельном международном договоре наделяют ее иммунитетом. В международном договоре всегда указывается какими конкретно иммунитетами обладает межгосударственная организация. Договорная природа заключается в том, что межгосударственная организация наделяется иммунитетами на основе международного договора.

- функциональный характер - иммунитет межгосударственной организации предоставляется с учетом ее правоспособности. Если организация выполняет свои международные функции, она пользуется иммунитетом. Если бы она осуществляла внеуставную деятельность, она бы не пользовалась иммунитетом. Но обычно организации так не делают. Надо понимать, что речь идет о соответствии цели деятельности организации. Все частноправовые сделки, которые совершает организация, подпадают под понятие иммунитет.

- при соблюдении двух предыдущих признаков иммунитет межгосударственной организации не может быть ограничен. Например, ограничения иммунитета в части трудовых отношениях в межгосударственных организациях нет. Тоже самое с коммерческими сделками - вступление в коммерческие отношения не влечет отказа от иммунитета.

Иммунитет межгосударственной организации подразделен на виды:

  1. Иммунитет от применения национального законодательства - например, соглашение 1947г. о штаб-квартире ООН, то оно содержит норму о том, что американское законодательство применяется к взаимоотношениям системы ООН только тогда, когда не противоречит правилам ООН. Этот вид иммунитета имеет два основных аспекта:

  • Право, применимое к трудовым отношениям

  • Право, применимое к коммерческим сделкам

Первые годы существования ООН были прецеденты, когда ее коммерческие сделки подчинялись национальному праву - праву места совершения или праву, выбранному сторонами. На сегодняшний день ООН и специализированные учреждения отказались от практики, когда коммерческие сделки подчиняются национальному праву. Применимым правом к сделкам ООН и системных организаций ООН, являются правила коммерческих сделок, разработанные в рамках ООН, какое-либо национальное законодательство не применяется. Иммунитет в отношении коммерческих сделок: применимое право - право международных организаций, а не национальное законодательство какого-либо государства.

То же самое с трудовыми отношениями с организациями системы ООН. Все они используют правила о персонале ООН и устав ООН в ст. 101 говорит о том, что наем персонала осуществляет Генеральный секретарь по правилам, утвержденным Генеральной Ассамблеей. Обычно международные организации имеют трибуналы, которые осуществляют рассмотрение споров с персоналом. Трибунал действует строго по правилам межгосударственной организации.

  1. Юрисдикционный иммунитет - межгосударственные организации имеют право

искать и отвечать в суде. Такой вывод был сделан в консультативном заключении международного суда ООН в 1948г. по делу Бернадотта. Это значит, что межгосударственная организация по своему желанию может обращаться в национальные судебные учреждения. На практике, они избегают обращения в национальные суды и коммерческие арбитражи и используют систему международных судебных учреждений.

Что делать, если в государстве был подан иск к международной организации? Суд должен отказать в принятии искового заявления. Такие ситуации имели место в практике различных государств. И все суды подходят к этому единообразно и отказывают в принятии искового заявления. Иногда суды не сразу отказывают в принятии искового заявления, суды направляют запрос в международную организацию с просьбой отказаться от иммунитета. Организации относятся к своему иммунитету очень щепетильно, примеров отказа мало, в основном связаны с ДТП.

  1. Иммунитет собственности - межгосударственные организации имеют в своей

собственности здания, воздушные и морские суда, автотранспорт. Собственность межгосударственной организации не может быть национализирована, реквизирована, экспроприирована и подвергнута мерам, аналогичным экспроприации. Т.е. никакие принудительные меры в отношении собственности не допускаются. Вопросы собственности обычно решаются в соглашениях о штаб-квартире. В этих соглашениях решают не только вопросы экспроприации, но и свободного открытия счетов в любой валюте, свободного перевода средств по счетам и со счетов, освобождение от налогов - как прямых, так и косвенных, таможенных сборов, право владеть ценными бумагами, золотом. Межгосударственным организациям предоставляются налоговые льготы и широкие правомочия по владению, пользованию и распоряжению различными видами собственности. На них не распространяется валютное регулирование, ограничение на рынке ценных бумаг. Это сделано для того, чтобы у организации была база для осуществления ее функций.

Обладая такими весомыми иммунитетами, международные организации весьма неохотно отказываются от иммунитетов. Если брать систему ООН, то отказаться от иммунитета может только высшее должностное лицо - Генеральный секретарь, генеральный директор. Они также могут выдать доверенность на отказ от иммунитета. В 1948г. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой призвала все органы ООН, специализированные учреждения ООН осуществлять страхование ответственности от дорожных происшествий и передавать все споры с ДТП на разрешение национальных судов. Но надежда слабая, поскольку резолюция ГА ООН носит характер рекомендаций и межгосударственные организации сами решают, отказываться от иммунитета или нет.

studfiles.net

Вопрос 12 Государство как особый субъект мчп. Проблемы иммунитета государства.

Согласно доктрине международного частного права государство может участвовать в международно-правовых отношениях в двух различных качествах: как суверен, носитель публичной власти (jureimperii) и как хозяйствующий субъект, носитель частного интереса (juregestionis). Первые правоотношения складываются в процессе взаимодействия субъектов международного права (государств, наций и народностей, международных организаций) и регулируются нормами международного публичного права (juspublicum). Вторые правоотношения возникают при взаимодействии государства, с одной стороны, и международного хозяйствующего субъекта либо иностранного юридического лица, либо гражданина, с другой стороны, и регулируются нормами международного частного права (jusprivatum).

Участвуя в коммерческом обороте на одинаковых условиях с частными лицами, государство становится для них равным контрагентом, который должен отвечать за свои действия, к которому в случае ненадлежащего поведения может быть предъявлен иск и против которого может быть вынесено судебное решение, обязывающее государство возместить убытки или иным образом восстановить нарушенное право своего партнера.

Однако участие государства в международном коммерческом обороте имеет специфику. Это объясняется особенностью самого государства как субъекта особого рода. Государства, участвуя в международной коммерческой деятельности, не перестают при этом оставаться субъектами властных отношений, которые обладают суверенитетом и независимы по отношению друг к другу. На этом основывается один из принципов международного права - принцип иммунитета иностранного государства, в соответствии с которым одно государство не может быть против своей воли подчинено власти другого государства.

возможность участия государства в частноправовых отношениях не только следует из его природы, но и прямо предусматривается законодательством.

В целом, международный иммунитет следует рассматривать как изъятие определенного субъекта из-под юрисдикции государств, проявляющееся в невозможности без его согласия предъявить к нему иск, привлечь к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, применить принудительные меры обеспечительного характера и принудительные меры по исполнению судебного решения.

Рассмотрение иммунитетов следует начать с иммунитета от действия иностранного законодательства.Он предполагает, что, поскольку публичный субъект обладает независимостью и верховенством, то невозможно без его согласия подчинить его действия закону какого-либо государства.

Судебный иммунитет (иммунитет от иностранного судопроизводства) включает: иммунитет от предъявления иска в иностранном суде, иммунитет от принудительных обеспечительных мер и иммунитет от принудительного исполнения судебного решения.

Иммунитет от предъявления иска означает неподсудность обладающего этим иммунитетом субъекта судам какого-либо государства. То есть ни один иностранный суд не вправе привлечь такое лицо в качестве ответчика без его согласия.

Иммунитет от предварительного обеспечения искаозначает невозможность наложения ареста на собственность обладающего этим иммунитетом субъекта или запрещения совершать определенные действия государственным органам иностранного государства в порядке обеспечения исковых требований.

Иммунитет от принудительного исполнения судебного решенияозначает невозможность принудительного исполнения решения, вынесенного в отношении обладающего этим иммунитетом субъекта.

Иммунитет собственностиозначает неприкосновенность имущества, то есть не применение каких-либо мер со стороны другого государства по изъятию, национализации и т.п.

В доктрине международного права существует несколько теорий международного иммунитета: теория абсолютного иммунитета,теория функционального иммунитетаитеория ограниченного иммунитета, причем две последние весьма сходны между собой. Поэтому можно говорить об абсолютном и неабсолютном иммунитетах, а последний разграничивать на функциональный и ограниченный по способу закрепления. Для функционального иммунитета - это характер осуществляемых функций, теория ограниченного иммунитета использует перечень ограничений. Теории иммунитетов относятся как к государству, так и к международной организации, но поскольку по сравнению с государствами международные организации как субъекты права существуют значительно меньше, теории иммунитета зарождались и развивались сначала только по отношению к государствам, а затем были применены к международным организациям.

Теория абсолютного иммунитетасостоит в том, что государства имеют право пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами; он распространяется на любую деятельность государства и любую его собственность.Теория функционального иммунитетабазируется на принципиальном разграничении функций государств на два вида: публично-правовую и частноправовую. Если государство действует как суверен, совершает акт властвования (actaimperii), то есть выступает как носитель суверенной власти (dejureimperii), то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частноправовой сфере. Если государство выступает в качестве частного лица (actagestionis), занимается коммерческой деятельностью (dejuregestionis), тогда государство иммунитетом не обладает. Следовательно, в зависимости от осуществляемых функций государство может выступать либо в качестве суверена, носителя публичной власти, либо в качестве частного лица.

Теории ограниченного иммунитетане использует никаких критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда лицо, обладающее иммунитетом, не пользуется им и положена в основу двусторонних и многосторонних международных договорах. Идея и основа ограниченного иммунитета заключается в том, что иммунитет – это право государства, вытекающее из его суверенитета, на неприменение к нему иностранной юрисдикции, от которого государство может отказаться как целиком, так и в любой его части. Поэтому основная задача заключается лишь в том, чтобы создать наиболее точные формулировки тех обстоятельств, при наличии которых государство не будет пользоваться иммунитетом. На ограниченном иммунитете построена Европейская Конвенция «Об иммунитете государства» 1972 г.

Итак, подводя итог, можно сделать вывод, что иммунитет государства - это общепризнанное качество государства как субъекта международного частного права, заключающееся в невозможности национальных судебных и судебно-арбитражных органов одного государства рассматривать дела, возникающие из гражданских правоотношений, по предъявленным в них искам физических или юридических лиц (вне зависимости от гражданства, места нахождения, учреждения, регистрации, личного закона) к иностранному государству, если нет на то согласия иностранного государства (в случае господства в стране суда доктрины абсолютного иммунитета государства) либо спор не связан с коммерческой деятельностью иностранного государства (в случае господства в стране суда доктрины ограниченного иммунитета государства).

studfiles.net

Тема 2. Субъекты международного частного права

§ 1. Понятие субъекта международного частного права. Основные и не основные субъекты

Субъектом права являются носители прав и обязанностей. Понятие субъекта права дается обычно только в доктрине. Что касается науки международного частного права, то следует отметить, что специалисты в области МЧП используют термин «субъекты МЧП», но не дают понятия используемого термина.1

МЧП регулирует международные не властные отношения, т. е. отношения, в которые вступают в основном не суверенные акторы (участники) – физические и юридические лица, международные неправительственные организации, ТНК, политические партии, общественные организации, муниципалитеты, субъекты федераций. Эти акторы являются субъектами внутреннего права государств, субъектами же МЧП они становятся только тогда, когда в правоотношении имеется иностранный участник. Таким образом, субъекты МЧП – это участники международных невластных отношений. Участниками этих отношений могут быть и суверенные образования – государства, а также их образования – международные межгосударственные организации, временные образования – нации, борющиеся за свою независимость, и квази-государства (Ватикан).

Все эти субъекты обладают различным правовым статусом и могут быть подразделены на две группы – основные субъекты и неосновные субъекты.

Основными субъектами <CLOSETEST1< FONT>являются такие акторы, международные отношения которых всегда регулируются нормами МЧП. К этой группе субъектов относятся физические лица, юридические лица, международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественные организации, политические партии, муниципалитеты, субъекты федераций.

Неосновные субъекты - <QUEST1< FONT>это государство, международные межгосударственные организации и нации, которые борются за свою независимость. <CLOSETEST3< FONT>Данные образования участвуют в основном в международных публичных отношениях и становятся субъектами МЧП только в том случае, когда они вступают в отношения с невластными субъектами или властными, но не суверенными субъектами (например, с субъектами федераций). Если государство вступает в отношения с другим государством, то такого рода отношения регулируются нормами международного публичного права. <CLOSETEST2< FONT>Но если государство заключает контракт с юридическим лицом, то такого рода отношения будут регулироваться нормами МЧП. Это так называемые диагональные отношения.

§ 2. Государство как субъект международного частного права. Иммунитет государства

Государство – суверенное образование. Все государства равны в публично-правовых международных отношениях и одно государство не обладает юрисдикцией в отношении другого (Par in parem imperium non habet, Par in parem non habet jurisdictionem). Государство пользуется иммунитетом, когда оно выступает в качестве такого властного субъекта. Это означает, что государство имеет право на изъятие из-под осуществления правосудия другого государства.

Иммунитет охватывает все стадии судебного процесса, начиная от предъявления иска и кончая исполнением судебного решения. Соответственно различают несколько видов иммунитета – судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения судебного решения.

  1. Судебный иммунитет <CLOSETEST4< FONT>означает, что к государству нельзя предъявить иск без его согласия.

  2. Иммунитет от предварительного обеспечения иска <OPENTEST1< FONT>означает, что до возбуждения и слушания дела с участием государства суд не имеет права принимать любые меры по обеспечению иска, например, налагать арест на морские суда, имущество, которое находится за границей. Принять меры обеспечения иска без согласия государства нельзя.

  3. Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения или арбитражного решения. Если, несмотря ни на что, иск к государству был предъявлен, решение было вынесено и теперь речь идет о том, чтобы это решение исполнить, то государство пользуется иммунитетом от исполнения иностранного судебного решения. Судебное или арбитражное решение в отношении государства нельзя исполнить без согласия этого государства.

<OPENTEST2< FONT>Наконец, тесно связан с этими тремя видами иммунитетов также иммунитет государственной собственности, то есть считается, что имущество государства нельзя арестовать, отчуждать каким-то принудительным путем, налагать на него арест и т. д.

<OPENTEST3< FONT>Длительное время практика государств по вопросу иммунитета государств весьма различалась. Одни государства считали, что они пользуются иммунитетом и в международных публичных отношениях и в международных невластных отношениях, т. е. распространяли иммунитеты и на область МЧП. Это была практика и теория так называемого абсолютного иммунитета.2 В дальнейшем эта практика подвергалась серьезной модификации, появляется теория, а затем и практика функционального иммунитета.  <QUEST2< FONT>Сущность функционального иммунитета заключается в признании иммунитета только за той деятельностью государства, которая является официальной, публичной, когда государство выступает в качестве суверенного субъекта (acta jure imperii), если же государство вступает в невластные отношения, осуществляет внешнеторговые операции (acta jure gestionis), то оно иммунитетом не пользуется.

Хлестова И.О. пишет: «В 40-50-е гг. XX века зарубежной доктриной были сформулированы основные положения теории функционального иммунитета. <CLOSETEST5< FONT>Начиная с 70-х гг. XX века законодательные акты, основанные на теории функционального иммунитета, были изданы в Австралии, Аргентине, Великобритании, Канаде, Сингапуре, США, ЮАР».3

Теория функционального иммунитета получила в настоящее время международное признание. Комиссия международного права ООН с 1949 г. включала в свою повестку дня вопрос «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности». Работа над этой проблемой была завершена только в 1999 г. Комиссия представила в ООН проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и работа над проектом была завершена в 2004 г. открытием для подписания Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Конвенция в силу еще не вступила. В ст. 5 данного документа закрепляется положение о наличии у государства иммунитета в отношении себя и своей собственности от юрисдикции судов другого государства. Статьи 10-17 устанавливают исключения из этого общего правила в отношении коммерческих сделок, трудовых договоров, возмещения ущерба личности и собственности, и др.

Европейская конвенция об иммунитете государств от 16 мая 1972 г.4 <CLOSETEST6< FONT>предусматривает ряд случаев, когда государство иммунитетом не пользуется: если государство выступает в качестве истца или третьего лица; если судебное разбирательство связано с обязательством государства, которое в силу имеющегося соглашения должно быть осуществлено на территории государства, где происходит судебное разбирательство; если судебное разбирательство связано с трудовым соглашением, заключенным между государством и физическим лицом; если государство участвует с одним или несколькими частными лицами в обществе, ассоциации или юридическом лице, имеющем свое местонахождение в государстве суда; если разбирательство касается прав промышленной собственности и т. п. Таким образом, случаи, когда государство иммунитетом не пользуется, предусмотренные Европейской конвенцией, относятся не только к коммерческой деятельности государства, но и к другим случаям участия государства в международных невластных отношениях.

В отношении иммунитета государства закреплен различный подход в ГПК РФ и АПК РФ. <OPENTEST4< FONT>Пункт 1 ст. 401 ГПК РФ предусматривает, что предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. <CLOSETEST7< FONT>В то же время п. 1 ст. 251 АПК РФ предусматривает, что иммунитетом государство пользуется в том случае, если оно выступает в качестве носителя власти. Таким образом, из АПК РФ вытекает, что в коммерческих отношениях государство иммунитетом не пользуется. Учитывая эти положения, Хлестова И. О. пишет: «Очевидно, что нормы АПК РФ и ГПК РФ, посвященные иммунитету иностранного государства, противоречат друг другу. Согласно АПК РФ при разрешении экономических споров предоставление иностранному государству судебного иммунитета и иммунитета от предварительных мер основано на теории функционального иммунитета. Однако в соответствии с ГПК РФ в спорах с участием граждан, например спорах относительно обязательств, возникающих из причинения вреда, иностранному государству предоставляется абсолютный иммунитет. Это ведет к неравенству участников гражданско-правовых отношений, что не соответствует п. 1 ст. 1 ГК РФ. Для того, чтобы устранить это противоречие, защитить права и законные интересы российских граждан и юридических лиц, вступающих в частноправовые отношения с иностранным государством, следует принять федеральный закон об иммунитете иностранного государства, который основывался бы на теории функционального иммунитета»5.

studfiles.net

4. Государство как субъект мчп

Как уже говорилось, к суверенным субъектам МЧП относятся государственно-подобные образования, международные организации, и в первую очередь - государства.

Сейчас существуют два государст­венно-подобных образования: государство-город Ватикан и Мальтийский орден. Ватикан обладает внешними атрибу­тами государства: небольшой территорией, органами вла­сти и управления. Но чаще его рассматривают как админи­стративный центр католической церкви (Святой престол). Мальтийский орден в 1889 г. был признан суверенным об­разованием; он имеет дипломатические отношения со мно­гими государствами, но ни своей территории (его место пребывания город Рим), ни своего населения у Ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность счи­тается юридической фикцией.

К международным организациям относятся органи­зации, созданные многосторонними международными договорами для выполнения определенных целей. К ним, например, относятся Организация Объединенных Наций (ООН), Международная Организация Труда (МОТ) и др.

Все эти суверенные субъекты, а также государства как субъекты международного частного права могут участво­вать в гражданских правоотношениях между собой по различным поводам. Они также участвуют в правоотноше­ниях с иностранными юридическими лицами, междуна­родными частными лицами, несуверенными субъектами МЧП по вопросам купли-продажи товаров, выполнения различных работ, оказания определенных услуг, внедоговорных обязательств, гражданских, семейных, трудовых споров и т.п.

В связи с участием государства в разнообразных гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом, возникает вполне резонный вопрос: каков правовой статус госу­дарства? Корень проблемы заключается в том, что в соответствии с положениями международного (публичного) права государство является суверенным политико-территориальным образованием.

Под государством в Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (Принята в г. Нью-Йорке 02.12.2004 Резолюцией 59/38 на 65-ом пленарном заседании 59-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) понимается "государство и его различные органы управления; составные части федеральных государств", учреждения государств "либо другие образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства".

Суверенитет государства означает верховенство государства в ре­шении всех внутренних вопросов в пределах своей территории и независимость одного государства от другого во всех сферах меж­государственного общения. Внешний аспект суверенитета нашел свое закрепление в классических латинских фразах: Par in parem non habet (равный над равным власти не имеет) и par in parem haber non jurisdictionen (равный над равным не имеет юрисдикции), что с точки зрения современного права означает, что государство обладает иммунитетом от юрисдикции другого государства.

Иммунитет — от лат. immnitas — освобождение, избавление кого-либо от действия чего-либо. Правовой иммунитет — освобождение субъекта права от действия тех или иных правовых норм. Таким образом, главной особенностью правового статуса государства как участника граждан­ско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, является наличие иммунитета. Прежде чем более подробно раскрыть содержание иммунитета государства, необходимо сделать одно уточнение. Вопрос об иммунитете возникает лишь тогда, когда кон­кретное частноправовое отношение, участником которого является государство, каким-либо образом связано с территориальной юрис­дикцией иностранного государства: например, иск к государству подан в суде иностранного государства или имущество государства, в отношении которого возник спор, находится на территории иного государства. Если же гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, с участием государства явилось предметом рассмотрения на его территории, то об иммунитете не может быть и речи (ст. 124, 1204 ГК РФ).

Иммунитет государства состоит из нескольких элементов:

судебный иммунитет;

иммунитет от применения мер по предварительному обеспече­нию иска;

иммунитет по принудительному исполнению судебного реше­ния;

иммунитет собственности государства;

иммунитет сделок государства.

Прежде чем дать характеристику каждого из них, необходимо отметить ряд общих моментов:

  1. все элементы (разновидности) иммунитета основаны на суве­ренитете государства;

  2. иммунитет государства в целом и соответственно каждый из его элементов — это право государства, а не обязанность, что пред­полагает возможность отказа от него. Однако такой отказ должен носить явно выраженный характер;

  3. отказ от одного из элементов иммунитета не влечет автомати­чески отказ от остальных.

Судебный иммунитет означает неподсудность государства суду другого государства. При этом не имеет значения, в связи с чем и по какому поводу намереваются привлечь государство к суду.

Среди относительно недавних примеров можно назвать дело о так называемых царских долгах, возбужденное в 1982 г. в одном из районных судов Нью-Йорка против СССР. Первоначальное решение, принятое в 1986 г. не в пользу СССР, было пересмотрено в 1987 г. Решением 1987 г. оно было признано ничтожным в связи с отсутствием у суда юрисдикции, что было впоследствии подтвержде­но Апелляционным и Верховным судами США.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска и принудитель­ного исполнения решения означает, что в отношении государства не могут быть применены никакие принудительные меры, предусмот­ренные законодательством страны суда, как для предварительного обеспечения иска, так и принудительного исполнения решения, за исключением случая явно выраженного согласия со стороны госу­дарства, причем соблюдение данного иммунитета никоим образом не связано с участием государства в процессе судебного рассмотрения иска.

Иммунитет собственности государства означает, что данная собственность абсолютно неприкосно­венна.

Иммунитет сделок государства состоит в том, что сделки, заклю­чаемые государством с иностранным физическим или юридическим лицом, должны регулироваться правом этого государства, если толь­ко стороны сами не договорятся о применении иного права.

Рассмотренные выше элементы иммунитета государства в част­ноправовых отношениях составляют доктрину абсолютного имму­нитета государства, действующую в течение длительного времени. Она была заложена в прецедентном праве либо в законодательстве или международных договорах и признавалась в качестве одного из принципов международного (публичного) права.

Наряду с доктриной абсолютного иммунитета все большее распространение получает доктрина ограниченного (функционального) суверенитета. После Второй мировой войны доктрина ограниченного имму­нитета получила правовое закрепление в Европейской конвенции об иммунитете государства от 16 мая 1972 г.

Государство в силу своего суверенитета пользуется иммунитетом лишь при совершении им действий в качестве субъекта политическо­го властвования. Если же государство вступает в имущест­венные (частноправовые отношения) и приравненные к ним отношения, оно тем самым молчаливо отказывается от иммунитета, ставит себя в по­ложение частного лица и подчиняется обычному коммер­ческому режиму. Иными словами, представители концепции ограниченного иммунитета считают, что когда государство ставит себя в положение частного лица, к нему могут предъявляться иски, а на его собственность распространяются принудительные меры.

В ряде стран в 70-х гг. XX в. были приняты законы, отражающие эту док­трину: в Австрии (1974 г.), США (1976 г.), Великобрита­нии (1978 г.), Сингапуре (1979 г.), Канаде и Пакистане (1981г.).

Этот подход порождает на практике целый ряд проблем, которые не находят однозначного разрешения: что понимать под частноправовой деятельностью государства,к разграничить частноправовую и публичноправовую деятель­ность государства, как поступать в отношении государств, которые по-прежнему исходят из доктрины абсолютного иммунитета, Каким образом может быть исполнено судебное решение, вынесенное против государства и др.

Российское законодательство исходит из концепции абсолютного иммунитета государства. В то же время сфера применения обычной международно-правовой нормы об абсолютном иммунитете государства постоянно сужается. Первая «брешь» в доктрине абсолютного иммунитета была «пробита» принятием в 2002 г. новой редакции Арбитражного процессуального кодекса Рос­сийской Федерации (от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ), в ст. 251 которого закреплено, что иностранное государство пользуется иммунитетом в отношениях, находящихся в компетенции государственных арбит­ражных судов, только в случае, если оно выступает в качестве носи­теля власти. Таким образом, если иностранное государство участвует в предпринимательской или иной экономической деятельности на территории РФ и вступает при этом в правоотношения с физически­ми или юридическими лицами в качестве, используя формулировку одного из решений английского суда, «торговца», то иммунитетом оно не пользуется.

В новом российском законодательстве в области международного частного права учтены современные тенденции в вопросе об участии государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом. В ст. 1204 ГК РФ предусмотрено: "К гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом".

Это положение сформулировано как двусторонняя коллизионная норма. Оно не ограничено в отношении только российского государства или его субъектов, а подлежит применению и к гражданско-правовым отношениям, в которых участвует иностранное государство в тех случаях, когда к нему будут применяться нормы российского международного частного права, установленные в разд. VI третьей части ГК РФ.

studfiles.net

6. Государство как субъект мчп

Уровни правоотношений:

1. Правоотношения на уровне государство-государство или государство-межгосударственная организация

2. Государство выступает в качестве одной стороны, иностранные юрлица, немежгосудаственные организации, граждане.

Ст. 1114 ГК – правовое регулирование гражданско-правовых отношений с иностранным элементом с участием государства строится на тех же началах, что и отношения с участием юридических и физических лиц, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Основой для участия государства и ее административно-территориальных единиц в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом является предусмотренная ГК возможность участия государства в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, причем на равных началах с иными субъектами этих правоотношений. Учитывая бланкетный характер ст. 1114 ГК, начинает действовать ст. 124 ГК. Соответственно, в силу данной основы, по общему правилу будут применяться нормы и об ответственности по обязательствам РБ и административно-территориальных единиц, т.е. общие положения об ответственности, закрепленные в ст. 126 ГК, но с учетом особенностей (ст. 127 ГК).

Основной особенностью правовой регламентации – является наличие иммунитетгосударства, влияющего на его статус в этих отношениях.

В МПП государство, являясь субъектом МЧП, остается суверенным образованием. Этот принцип закреплен в международных актах и предполагает то, что каждое государство обязано уважать правосубъктность другого государства. Именно из начала гос суверенитета, закрепленного в мп актах, вытекает принцип иммунитета государства в сфере имущественных отношений, в силу которого при общем приближении суверенное государство, а аткже его имущество, принадлежащее суверенному государству, пользуется иммунитетом. Т.о. принцип иммунитета государства и его имущества опирается на начала международного частного права. Нельзя сказать, что принцип иммунитета как таковой нормативно не закреплен. Он есть в междун договорах, Венскоц конвенции о праве международных сношений, Европейской конвенции о 1972, но в этих договорах РБ не участвует

Несмотря на это, необходимо учитывать, что вопросы ответственности будут разрешаться с учетом принципа государственного иммунитета, Иммунитет государства не носит и не должен носить императивного характера. Государство при его желании может от иммунитета отказаться. Такой отказ может быть предусмотрен или в договоре, подписанном государством, или же непосредственно путем заявления государства, сделанного им в суде. Соответственно, для преодоления иммунитетного барьера контрагент государства (иностранное юрлицо, физическое лицо), вступающий в отношения с государством, должны предусматривать в договорах с государством специальные положения, в которых государство-участник того или иного отношения принимает на себя обязательство отказа от иммунитета. В противном случае будут действовать правила об иммунитете государства без каких-либо ограничений.

Из принципа иммунитета государства вытекают важные начала МЧП, на основе которых выделяются виды иммунитетов государств:

- Судебный иммунитет– иностранное государство не может быть привлечено против своей воли к суду в качестве ответчика по гражданскому делу. Составными элементами судебного иммунитета являются:

1. Общая неподсудность одного государства суду другого государства, что означает, что иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства. Ни одно государство не может принудить другое государство быть в его судах ответчиком по делу.

2. Иммунитет от предварительного обеспечения иска – заключается в том, что в порядке обеспечения иска имущество иностранного государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера со стороны другого государства. Такие меры могут быть только в случае явно выраженного согласия со стороны этого государства.

3. Иммунитет от принудительного исполнения решения – невозможно в принудительном порядке исполнить судебное решение, вынесенное против иностранного государства без его согласия.

Данные элементы судебного иммунитета имеют каждый самостоятельное значение, в силу чего отказ государства от одного из элементов не будет свидетельствовать об отказе от других элементов. Судебный иммунитет не означает в то же время, что одно государство не может выступить в суде другого государства в качестве истца или заявителя. В то же время здесь возможен казус, но иммунитет от встречного иска у государства сохраняется. Т.е. обращение в суд государства с иском автоматически не влет согласия на отказ от иммунитета.

В РБ вопрос о судебном иммунитете регламентирован, но регламентирован в процессуальном законодательстве, на сегодняшний день: в ГПК – ст. 553; ХПК – ст. 239.

- Иммунитет государственной собственности (иммунитет от обращения взыскания на имущество)– в отношении имущества иностранного государства не может быть предпринято никаких принудительных мер, т.е. в отношении гос собственности установлен режим гос собственности. Гос собственность не может отчуждению, аресту и другим мерам принудительного хар-ра. Гос собственность одного государства нельзя насильно удерживать на территории другого государства. Проявляется и в так называемой доктрине акта государства – органы одного государства не могу не могут входить в рассмотрение вопроса о том, принадлежит ли собственность иностранному государству в случае, если эта собственность во-первых находится во владении этого иностранного государства, и во-вторых, это государство заявляет о принадлежности этой собственности ему. Иммунитет гос собственности распространяется на любое имущество государства, в то же время когда государства стали активно участвовать в коммерческих отношениях, положения о доктрине о акте государства дали трещину: может ли иммунитет распространяться на все имущество, или должен распространяться на имущество, служащее для публичных целей, а на имущество для коммерческих целей распространяться не должен. Началась дискуссия в начале 20 века на Гаагской конвенции. Промежуточным результатом этой дискуссии явилось подписание конвенции – вопрос применительно к морским судам, 1926 года. Она была подписана и ратифицирована необходимым количеством стран, но большого распространения не получила в силу нормы: суда вместе с их грузом, состоящие в собственности правительства или арендованные правительством и служащие для торговых целей, в мирное время подчиняются МЧП и не должны пользоваться иммунитету. Т.е. этой нормой режим государственных морских судов был приравнен к режиму частных. В то же время дискуссия по этому вопросу не завершилась, и на сегодняшний день ситуация обратная.

!!!!! Д/з в Конвенции по морскому праву найти норму, связанную с иммунитетом

В открытом море подчиняются флагу государства, в прибрежных водах – юрисдикция прибрежного государства. Однако юрисдикция распространяется на команду судна, но не само судно. Его нельзя задержать, подвергнуть аресту и т.д.

В то же время, в отношении правил если имущество государства пользуется иммунитетом, из этого не вытекает, что данное положение действует на всю собственность – это правило, а не обязанность, государство само устанавливает, и может отказаться от иммунитета гос собственности.

Ярким примером отказа от иммунитета может служить положения ст. 126 ГК, а именно об ответственности субъектов хозяйствования, у которых имущество находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Отсутствие в силу ст. 127 ГК ссылок на гос иммунитет свидетельствует об отказе.

- Налоговый иммунитет– к иностранному государству нельзя применить налогообложение без его на то согласия,

- Иммунитет от применения иностранного права– к отношениям с участием государства иностранное право применяться не может.

В середине 20 века серьезные изменения в закон-ве стран в вопросах правил применения государствами правил об иммунитете. Наряду с доктриной полного иммунитета, входят на арену и доктрины функционального и ограниченного иммунитетов.

Функциональный иммунитет – если государство как частное лицо занимается коммерческой деятельностью, оно иммунитетом не пользуется, и, соответственно, к его имуществу могут быть применены меры принудительного характера. Т.е. если государство не выполняет условия сделки (например, внешнеторговой), оно в функциональном плане не выполняет целей своего публичного образования, и, соответственно, может быть привлечено к суду как коммерсант.

Ограниченный иммунитет – непосредственно, либо в международных договорах, либо в национальном законодательстве государства вводят нормы, определяющие случаи, когда иммунитет иностранного государства не будет действовать. Конвенция об юрисдикционных иммунитетах ООН. Такие законы действуют в США, в Англии 1978 года. США – Иммунитет не будет признаваться в случаях, когда основание иска – осуществление США коммерческой деятельности на территории США. В случае предъявлении иска к иностранному государству, это государство должно обратиться в Госдеп США с просьбой признать иммунитет. Если +, то он обращается к Ген прокурору, и М

В современных и национальных, и международных актах государств наблюдается тенденция отхода от полного иммунитета государств и закрепляется в различных вариантах ограничение иммунитета государств.

В некоторых источниках дается ссылка, что одним из видов гос иммунитета является дипломатический иммунитет, но здесь идет речь о подсудности и распространении иммунитета на конкретное лицо, поэтому более правильно данный вид иммунитета не рассматривать в качестве вида государственного иммунитета.

studfiles.net


Смотрите также