Как в древности повышали иммунитет?в закладки 4. Иммунитет это в древней руси это


Как наши предки повышали иммунитет / Научный хит

Древние люди воспринимали заболевание как наказание, посланное богами — и лечились соответственно. Чуть позже, с возникновением цивилизации, появились и более адекватные способы борьбы с напастью. Люди начали использовать окружающую природу себе на пользу, опытным путем выясняя, какие травы смогут помочь при несчастном случае. Древние мыслители Китая, Индии и Греции писали подробные трактаты, посвященные медицине и особенно подробно описывали средства, способствующие профилактике заболеваний. Даже сейчас некоторые практикуют именно те методы укрепления здоровья, которые оставили нам предки. Вот, к примеру, несколько наиболее интересных способов повышения иммунитета, практиковавшиеся по всему миру.

Европа

История Европы больше похожа на медицинский справочник: чума, эпидемии холеры и других болезней выкашивали населения целых городов. Больше других болезням были подвержены воины-крестоносцы, здоровье которых усугублялось тяготами походной жизни. В то время распространился напиток на основе листьев и цветков бораго: крестоносцы пили его, спасаясь от цинги и насыщая организм витаминами.

Древний Китай

Китайская медицина существует дольше, чем некоторые цивилизации. Именно здесь были придуманы методы, которыми мы, иногда, лечимся до сих пор. Растение гибискус упоминается во многих старых китайских трактах. Лепестки гибискуса заваривали в чай, и пили в качестве профилактики против многих заболеваний.

Египет и Рим

Вопреки распространенному мифу, рабов в древнем Египте очень ценили — просто потому, что те были достаточно дороги. Чтобы рабы прослужили дольше, в рацион строителя пирамид в обязательном порядке включался чеснок. Он поддерживал физическую силу и предохранял от многих болезней, в том числе, и от рака. Примерно тем же руководствовались и римские полководцы: каждый солдат действительной службы был обязан ежедневно съедать зубчик чеснока, который помогал организму справиться с тяготами военной службы.

Древняя Греция

Древние греки не даром называли оливковое масло «жидким золотом», использовали его в качестве валюты и добавляли его практически во все блюда. Кроме витамин групп А, D, Е и К, оливковое масло содержит различные фенолы, замедляющие процесс старения и укрепляющие иммунитет.

Древняя Русь

На Руси медицина была развита довольно хорошо. Врачи прекрасно понимали взаимосвязь между пищей и состоянием человека. Самописные медицинские справочники содержали подробные руководства, предписывающие осенью и весной употреблять большее количество свежих овощей, чем в другое время. Наши предки использовали для поддержания иммунитета мед и свиное сало, а врачи умели не только искать целебные травы, но и применять их правильно. В XV веке арсенал лекарей пополнился шафраном, имбирем и корицей — сведения о них привез купец-путешественник Афанасий Никитин.

Древняя Индия

В древней индийской медицине Аюрведе существовал целый раздел, посвященный изучению иммунитета – Вяадхиксаматва. В основу его легла йога, которая на Востоке, кажется, считается панацеей от всех бед, и своеобразная диета, включающая в себя рис, воду и топленное масло. Для профилактики простудных заболеваний применяли растение эхиноцею.

Доколумбовая Америка

Тропическая Америка – родина жгучего красного перца или перца чили. Коренные жители потребляли его в огромных количествах, а часто использовали еще и в качестве боевого отравляющего средства. Все дело в веществе капсаицине, придающему перцу жгучесть, именно благодаря ему индейцы простудными заболеваниями страдали крайне редко.

Древние арабы

В стародавние времена плодам финиковой пальмы приписывались удивительные свойства. Якобы человек мог жить без еды в течение нескольких лет, питаясь лишь финиками и запивая их водой. Сколько в этом правды – неизвестно, но финики были и являются одним из лучших источников нужных организму солей, витаминов и минералов. В пищу использовались не только плоды, но и листья, косточки и даже ствол пальмы.

sci-hit.com

Как в древности повышали иммунитет?

Как в древности повышали иммунитет

Древние люди воспринимали заболевание как наказание, посланное богами — и лечились соответственно. Чуть позже, с возникновением цивилизации, появились и более адекватные способы борьбы с напастью. Люди начали использовать окружающую природу себе на пользу, опытным путем выясняя, какие травы смогут помочь при несчастном случае.

Древние мыслители Китая, Индии и Греции писали подробные трактаты, посвященные медицине и особенно подробно описывали средства, способствующие профилактике заболеваний. Даже сейчас некоторые практикуют именно те методы укрепления здоровья, которые оставили нам предки.

Вот, к примеру, несколько наиболее интересных способов повышения иммунитета, практиковавшиеся по всему миру.

Европа

История Европы больше похожа на медицинский справочник: чума, эпидемии холеры и других болезней выкашивали населения целых городов. Больше других болезням были подвержены воины-крестоносцы, здоровье которых усугублялось тяготами походной жизни. В то время распространился напиток на основе листьев и цветков бораго: крестоносцы пили его, спасаясь от цинги и насыщая организм витаминами.

Древний Китай

Китайская медицина существует дольше, чем некоторые цивилизации. Именно здесь были придуманы методы, которыми мы, иногда, лечимся до сих пор. Растение гибискус упоминается во многих старых китайских трактах. Лепестки гибискуса заваривали в чай, и пили в качестве профилактики против многих заболеваний.

Египет и Рим

Вопреки распространенному мифу, рабов в древнем Египте очень ценили — просто потому, что те были достаточно дороги. Чтобы рабы прослужили дольше, в рацион строителя пирамид в обязательном порядке включался чеснок. Он поддерживал физическую силу и предохранял от многих болезней, в том числе, и от рака. Примерно тем же руководствовались и римские полководцы: каждый солдат действительной службы был обязан ежедневно съедать зубчик чеснока, который помогал организму справиться с тяготами военной службы.

Древняя Греция

Древние греки не даром называли оливковое масло «жидким золотом», использовали его в качестве валюты и добавляли его практически во все блюда. Кроме витамин групп А, D, Е и К, оливковое масло содержит различные фенолы, замедляющие процесс старения и укрепляющие иммунитет.

Древняя Русь

На Руси медицина была развита довольно хорошо. Врачи прекрасно понимали взаимосвязь между пищей и состоянием человека. Самописные медицинские справочники содержали подробные руководства, предписывающие осенью и весной употреблять большее количество свежих овощей, чем в другое время. Наши предки использовали для поддержания иммунитета мед и свиное сало, а врачи умели не только искать целебные травы, но и применять их правильно. В XV веке арсенал лекарей пополнился шафраном, имбирем и корицей — сведения о них привез купец-путешественник Афанасий Никитин.

Древняя Индия

В древней индийской медицине Аюрведе существовал целый раздел, посвященный изучению иммунитета – Вяадхиксаматва. В основу его легла йога, которая на Востоке, кажется, считается панацеей от всех бед, и своеобразная диета, включающая в себя рис, воду и топленное масло. Для профилактики простудных заболеваний применяли растение эхиноцею.

Доколумбовая Америка

Тропическая Америка – родина жгучего красного перца или перца чили. Коренные жители потребляли его в огромных количествах, а часто использовали еще и в качестве боевого отравляющего средства. Все дело в веществе капсаицине, придающему перцу жгучесть, именно благодаря ему индейцы простудными заболеваниями страдали крайне редко.

Древние арабы

В стародавние времена плодам финиковой пальмы приписывались удивительные свойства. Якобы человек мог жить без еды в течение нескольких лет, питаясь лишь финиками и запивая их водой. Сколько в этом правды – неизвестно, но финики были и являются одним из лучших источников нужных организму солей, витаминов и минералов. В пищу использовались не только плоды, но и листья, косточки и даже ствол пальмы.

 

Окт 15, 2017Ольга

prokrasotu.info

Как укрепляли иммунитет в древности

Древние люди воспринимали заболевание как наказание, посланное богами — и лечились соответственно. Чуть позже, с возникновением цивилизации, появились и более адекватные способы борьбы с напастью. Люди начали использовать окружающую природу себе на пользу, опытным путем выясняя, какие травы смогут помочь при несчастном случае. Древние мыслители Китая, Индии и Греции писали подробные трактаты, посвященные медицине и особенно подробно описывали средства, способствующие профилактике заболеваний. Даже сейчас некоторые практикуют именно те методы укрепления здоровья, которые оставили нам предки.

Вот, к примеру, несколько наиболее интересных способов повышения иммунитета, практиковавшиеся по всему миру.

Европа

История Европы больше похожа на медицинский справочник: чума, эпидемии холеры и других болезней выкашивали населения целых городов. Больше других болезням были подвержены воины-крестоносцы, здоровье которых усугублялось тяготами походной жизни. В то время распространился напиток на основе листьев и цветков бораго: крестоносцы пили его, спасаясь от цинги и насыщая организм витаминами.

Древний Китай

Китайская медицина существует дольше, чем некоторые цивилизации. Именно здесь были придуманы методы, которыми мы, иногда, лечимся до сих пор. Растение гибискус упоминается во многих старых китайских трактах. Лепестки гибискуса заваривали в чай, и пили в качестве профилактики против многих заболеваний.

Египет и Рим

Вопреки распространенному мифу, рабов в древнем Египте очень ценили — просто потому, что те были достаточно дороги. Чтобы рабы прослужили дольше, в рацион строителя пирамид в обязательном порядке включался чеснок. Он поддерживал физическую силу и предохранял от многих болезней, в том числе, и от рака. Примерно тем же руководствовались и римские полководцы: каждый солдат действительной службы был обязан ежедневно съедать зубчик чеснока, который помогал организму справиться с тяготами военной службы.

Древняя Греция

Древние греки не даром называли оливковое масло «жидким золотом», использовали его в качестве валюты и добавляли его практически во все блюда. Кроме витамин групп А, D, Е и К, оливковое масло содержит различные фенолы, замедляющие процесс старения и укрепляющие иммунитет.

Древняя Русь

На Руси медицина была развита довольно хорошо. Врачи прекрасно понимали взаимосвязь между пищей и состоянием человека. Самописные медицинские справочники содержали подробные руководства, предписывающие осенью и весной  большое количество свежих овощей, чем в другое время. Наши предки использовали для поддержания иммунитета мед и свиное сало, а врачи умели не только искать целебные травы, но и применять их правильно. В XV веке арсенал лекарей пополнился шафраном, имбирем и корицей — сведения о них привез купец-путешественник Афанасий Никитин.

Древняя Индия

В древней индийской медицине Аюрведе существовал целый раздел, посвященный изучению иммунитета – Вяадхиксаматва. В основу его легла йога, которая на Востоке, кажется, считается панацеей от всех бед, и своеобразная диета, включающая в себя рис, воду и топленное масло. Для профилактики простудных заболеваний применяли растение эхинацею.

Доколумбовая Америка

Тропическая Америка – родина жгучего красного перца или перца чили. Коренные жители потребляли его в огромных количествах, а часто использовали еще и в качестве боевого отравляющего средства. Все дело в веществе капсаицине, придающему перцу жгучесть, именно благодаря ему индейцы простудными заболеваниями страдали крайне редко.

Древние арабы

В стародавние времена плодам финиковой пальмы приписывались удивительные свойства. Якобы человек мог жить без еды в течение нескольких лет, питаясь лишь финиками и запивая их водой. Сколько в этом правды – неизвестно, но финики были и являются одним из лучших источников нужных организму солей, витаминов и минералов. В пищу использовались не только плоды, но и листья, косточки и даже ствол пальмы.

zhizninauka.info

Yushkov_Istoria_gosudarstva_i_prava_Rossii_9-19_v_v

ров, и таким образом, духовенство стало разрядом насе­ ления, освобожденным от тягла уже в период Киевского государства.

Наиболее характерной чертой положения духовен­ ства было освобождение его от княжеской юрисдикции и подчинение юрисдикции церковной. Вероятно, в судах над духовенством применялось византийское законодатель­ ство, основные памятники которого были переведены на болгарский и древнерусский языки и получили распрос­ транение через их помещение в Кормчие книги. Напри­ мер, известно, что духовные власти в борьбе с еретиками и со своими противниками прибегали именно к визан­ тийским законам, предусматривавшим членовредительные наказания.

Духовенство в Киевской Руси не было закрытым со­ словием. Из Киевского патерика видно, что монахами Киево-Печерскогомонастыря делались представители раз­ ных групп населения. Но важнейшим условием для по­ ступления в клир была грамотность. Среди духовенства уровень грамотности был многократно выше, чем в дру­ гих группах населения. И дети духовенства скорее, чем представители других групп общества, могли стать гра­ мотными людьми. Показательно, неграмотного поповича один из списков Устава князя Всеволода называет изго­ ем. Будучи грамотными, дети священников могли с боль­ шей вероятностью и сами стать священниками. Следова­ тельно, наследственность духовного звания фактически стала устанавливаться уже в Киевской Руси.

1.4. Феодальный иммунитет

Иммунитет являлся юридической стороной феодаль­ ного властвования, следствием возникновения и юриди­ ческим выражением феодальной ренты.

В анализе иммунитета как института права необхо­ димо выделить несколько аспектов проблемы. Рассмот­ рим, прежде всего, вопрос о возникновении иммунитета феодалов-землевладельцев(бояр), которые не входили в состав дружинной княжеской организации.

Большинство исследователей пришли к признанию иммунитета этой части боярства исконным обычным пра­

вом крупных землевладельцев, которое со временем лишь получило оформление. Они стали обладать им, как толь­ ко их землевладение выросло и как только они вышли, выделились самостоятельным экономическим комплексом из общины. Образуя самостоятельную экономическую еди­ ницу, крупные землевладельцы тем самым выходили из общинной организации, переставали тянуться к ней су­ дом и данью. Они в силу своей экономической мощи ста­ новились представителями феодальной власти на местах и по мере дальнейшего роста своего землевладения, свое­ го экономического влияния, а также роста сельского на­ селения, находившегося под их властью, сами захваты­ вали суд и дань над общиной.

Когда же княжеская власть стала организовывать свои центры властвования на местах, то она вступала в контакт с этой выросшей феодальной группой, искала в ней опору и принуждена была закрепить за местными феодалами приобретенные ими права как личного имму­ нитета, так и иммунитета всей их феодальной сеньории. При вхождении крупных землевладельцев в вассалитет иммунитет за ними не только молчаливо признавался, но, вероятно, стал определенным образом фиксироваться в первых грамотах.

Именно такой путь становления иммунитета как ти­ пичного феодального института был показан в трудах пер­ вых исследователей этой проблемы.

Рассматривая возникновение иммунитета, К. А. Неволин пришел к выводу о том, что судебная и админист­ ративная независимость вотчин от княжеских чиновни­ ков стала историческим продолжением того положения независимых собственников, которое существовало «само собой и по общему праву». «С утвердившеюся и распрос­ транявшеюся княжеской властью такой порядок не мог быть совместен. Но он не мог быть вдруг уничтожен. Пе­ реход к уничтожению его составляют несудимые грамо­ ты. То, что прежде принадлежало вотчиннику в силу вот­ чинного права, то теперь знатнейшим вотчинникам было обеспечиваемо жалованными грамотами как особенное преимущество», — писал К. А. Неволин (Неволин К. А. Полное собрание сочинений. Т.2. 1857. С. 296). Таким

образом, по Неволину, иммунитет издавна существовал вместе с вотчинами, и иммунитетные грамоты являлись не следствием дальнейшего распространения института им­ мунитета, а его ограничением.

Приняв в основном установки К. А. Неволина и развивая его взгляды, Н. П. Павлов-Сильванскийписал: «Я полагаю, что жалованные грамоты только подтверж­ дали тот порядок вещей, который в древнейшие времена существовал сам по себе и по общему правилу» (Пав­лов-СильванскийН. П. Феодализм в удельной Руси. СПб, 1900. С.61-64).

В. И. Сергеевич также считал, что фактическое воз­ никновение иммунитета как системы преимуществ и льгот относилось к далекой древности. Но в то же время он отмечал, что источником иммунитетных прав являлись жалованные грамоты.

Несмотря на разницу во взглядах по отдельным ас­ пектам вопроса, большинство исследователей соглашались в том, что крупные местные землевладельцы-феодалыне подчинялись ни общинным властям, ни общей феодальной власти на местах. В случае необходимости их привлекали к суду наиболее значительных и влиятельных феодаловсеньоров (ими могли быть «старцы градские», «старейши­ ны», «нарочитые люди») или суду князя.

Примером личного иммунитета феодалов, не входив­ ших в дружинную организацию и в вассалитет, был так­ же иммунитет новгородских бояр, которые не только пользовались личным иммунитетом, но и сами его жало­ вали подвластным лицам и церковным учреждениям.

Личный иммунитет другой феодальной группы — дружинников, которые стали входить в состав вассалите­ та, также имел исконный характер. Он коренился не толь­ ко в дружинных институтах, но и в институтах, связан­ ных с так называемой княжеской защитой. Дружинник, а впоследствии княжеский вассал или министериал, не под­ чинялся суду местных княжеских агентов. Князь сам су­ дил не только своих дружинников, но и всех тех, кто на­ рушал их права и посягал на их личность.

Личный иммунитет дружинников и княж их мужей подтверждался Русской Правдой: здесь говорится о суде

князя над дорогобужцами, убившими старого конюха; имеется специальное постановление о запрещении «му­ чить* (т.е. наказывать без княжеского повеления) ог­ нищан.

Иммунитет не сразу появился в качестве закончен­ ного института. Постепенно развиваясь, личный иммуни­ тет перерастал в права крупных землевладельцев по от­ ношению к зависимому крестьянству в смысле суда и дани. Постепенно иммунитет охватывал все те элементы насе­ ления, на которые распространялась система феодальной зависимости. Причем право самосуда и взимания в свою пользу различных финансовых сборов устанавливалось само собой для обеих групп, входивших с состав феодалов: как свободных крупных землевладельцев, так и для чле­ нов дружинной организации. Права феодалов по отноше­ нию к зависимому населению определялись не положени­ ем самих феодалов, а вытекали из существа феодального властвования.

Первоначально иммунитет не мог фиксироваться в каких-либограмотах.

Однако с течением времени такое положение иммунитетного права начало изменяться. По мере углубления и расширения процесса феодализации, охвата феодаль­ ной эксплуатацией большой массы населения, князья начали передавать своему боярству и дружинникам зем­ лю с населяющим ее крестьянством. Поскольку кресть­ янство тяготело судом и данью к определенным админис­ тративным центрам, которые возглавлялись княжескими волостелями или тиунами, то простое пожалование тер­ ритории без указания прав нового владельца не могло обеспечить необходимого переподчинения: волостель или тиун, которые прежде пользовались поборами и опреде­ ленной долей дани и судебных пошлин с данной террито­ рии, могли оспаривать права нового владельца.

Во избежание различного рода споров и претензий князья стали фиксировать свои пожалования в особых грамотах, в которых указывалась передаваемая земля и устанавливались права нового владельца. Одновременно пожалования закреплялись принятием особого обраще­

ния к княжеским агентам, а часто и к своим наследни­ кам. Чтобы усилить действие этого обращения, оно сопро­ вождалось санкцией или проклятием в адрес его наруши­ телей.

Таким образом, иммунитету и иммунитетной грамоте в узком смысле этого слова (т. е. запретительному акту) предшествовал иммунитет в широком смысле (т. е. пере­ дача прав, защищаемых иммунитетом), иммунитет положи­ тельный как бы предшествовал иммунитету отрицательно­ му. Иммунитет устанавливался не изданием какого-либоакта со стороны княжеской власти, в котором содержа­ лось запрещение агентам государственной власти отправ­ лять правосудие или собирать дань в пределах данного владения, а подтверждением, что владельцу передаются дань, виры, продажи, т. е. права. Следовательно, особая грамота, устанавливавшая иммунитет в узком смысле слова и освобождавшая владельца от общей подсудности и фи­нансово-административногоподчинения агентам княжес­ кой власти, была более поздней формой иммунитетного пожалования, появившейся в результате пожалованных прав, защищаемых иммунитетом.

Наиболее ярким подтверждением этого факта яв­ ляется грамота великого князя Мстислава Владимирс­ кого и сына его Всеволода Юрьеву монастырю, по кото­ рой передавались последнему «Буйци с данью, вирами и продажами». В этой грамоте совершенно не устанавли­ вался иммунитет в узком смысле этого слова, т.е. в ней отсутствовало запрещение княжеским агентам отправ­ лять правосудие и выполнять финансово-административ­ные функции в пожалованной территории.

Так же определялось право на дань, виры, продажи (т. е. на суд) в Уставной грамоте Ростислава Смоленско­ го, но уже не в отношении какого-либоземельного владе­ ния, а в отношении определенной категории лиц — прощенников («А се даю святей Богородици и епископу прощеники, с медом, и с кунами, и с вирами, и с продажа­ ми»). К этому тексту уже есть добавление: «и не надобе их судити никакому же человеку».

Дошедшие до нас источники свидетельствуют также об иммунитетных пожалованиях церковным учреждени­

ям. Грамот светским феодалам не сохранилось, хотя от­ сутствие грамот не отрицает возможность их существова­ ния. Общие предпосылки и условия появления иммунитетных пожалований в равной степени относятся как к церковным феодалам, так и к светским.

Каков был объем тех прав, которые обеспечивались иммунитетом? В литературе высказывалось мнение, что иммунитет, как и другие институты в XI-XIIвв., имел слабо выраженный и неразвитой характер и объём защи­ щаемых им прав был не так широк, как впоследствии. Но нужно иметь в виду, что публичные права государ­ ственной власти вIX—XIIIвв. были вообще менее слож­ ны и осуществлялись только в суде и дани. Также не­ сложны и малочисленны были сеньоральные права, которые обеспечивались иммунитетом в этот период.

Высказывалось также мнение, что в некоторых слу­ чаях иммунитет был специально ограничен. Это сужде­ ние подкреплялось ссылкой, например, на уже неоднок­ ратно цитированное место из Лаврентьевской летописи о городах и селах, дарованных владимирской церкви кня­ зем Андреем Боголюбским и затем захваченных Ростиславичами: именно там упоминается, что владимирская церковь обладала только правом на дань, а не на суд. На этом основании делался вывод, что иммунитет владимир­ ской церкви был ограничен. А отсюда естественно пред­ полагалось, что подобного рода ограничения были обыч­ ными и в отношении менее значительных по сравнению с владимирской церковью церковных учреждений и в отно­ шении светских владельцев.

Но, возможно, право на суд потому не было упомяну­ то, что осуществлялось церковью без особого специально­ го пожалования со стороны князя и основывалось на об­ щих постановлениях о церковном суде, выраженных в княжеских уставах. Изучение церковного иммунитета по­ зволяет предположить это с большой вероятностью.

Итак, иммунитет в Древней Руси, так же как и в других странах, возник и развивался параллельно с отно­ шениями феодальной зависимости, являясь ее юридичес­ ким выражением. Приблизительно в XI в., когда расши­

рился круг феодальнозависимого крестьянства и начались раздачи свободного крестьянства дружинникам и церков­ ным учреждениям, в целях обеспечения и закрепления за ними прав стали выдаваться грамоты, являвшиеся первой формой иммунитетных дипломов.

1.5. Городское население

По мере развития феодального города как торгово­ ремесленного центра росла общая численность городского населения, увеличивалось число разного рода городских групп.

В городах — центрах отдельных земель — жили ме­ стные князья со своим многочисленным двором — бояра­ ми, слугами. В этих городах находилась и княжеская администрация — тысяцкие, соцкие, тиуны и т. д. Можно думать, что города привлекали и окрестное боярство, ко­ торое обзаводилось там дворами.

Как общее правило, города были также религиоз­ ными центрами. В наиболее крупных из них находились епископские кафедры, монастыри, иногда несколько мо­ настырей. Таким образом, в городах сосредоточивалось духовенство.

Оформлялись и особые группы торгово-ремесленногонаселения. О сравнительной развитости этих групп сви­ детельствуют факты существования своеобразных объе­ динений купцов и ремесленников.

Так, например, известно о существовании так назы­ ваемого Иванского купечества, которое было учреждено в Новгороде и регламентировано князем Всеволодом около 1135 г. особой грамотой. В историографии она известна под названием Уставной грамоты церкви Иоанна Предте­ чи на Опоках. Грамота говорит об Иванском купечестве как об ассоциации новгородских купцов, торговавших с русскими землями. Можно предполагать, что была и дру­ гая особая ассоциация, торговавшая с Западной Евро­ пой.

Чтобы стать членом этой ассоциации, необходимо было внести вклад: «А кто хочет в купечество вложиться в Иванское, даст купьцем пошлым вкладу пятдесят гри­

вен серебра, а тысяцксщу сукно Ипьское, ино купцам по­ ложить в святыи Иван полтретьядцать гривен серебра; а не вложится кто в купечество, не даст пятдесят гривен серебра, ино то не. пошлый купець, а пошлым купцем цти им отчиною и вкладом». Можно заключить, что права членов ассоциации имели наследственный характер.

Иванское купечество было ассоциацией со своей ад­ министрацией — двумя старостами, которые должны из­ бираться из пошлых купцов, добрых людей. Эти старо­ сты должны были «управливати всякие дела Иванская, и торговая, и гостиная, и суд торговый». По Уставной гра­ моте в дела Иванского купечества не должны были вме­ шиваться новгородские власти, а также новгородское бо­ ярство: «А Мирославу посаднику в то не вступатца, и иным посадникам в Иванское нивчтоже, ни боярам Новгороцкым».

Каковы были преимущества Иванской. ассоциации во­ вне, каковы были отношения внутри нее, к сожалению, за недостатком материала выяснить невозможно. Известно лишь, что Иванскому купечеству в лице его представите­ лей — старост — было поручено взвешивать товары ино­ городних купцов в притворе церкви Иоанна Предтечи, за что они должны были платить особую пошлину.

Возможно, купеческие объединения существовали и в других городах, в частности в Киеве. М. Н. Тихомиров считал, что здесь подобным объединением могло быть объе­ динение купцов «гречников», т. е. купцов, торговавших с Грецией.

Вероятно, в городах существовали также объедине­ ния ремесленников, близкие по своей сути и организаци­ онной структуре к цехам западноевропейского средневе­ ковья. Так, сведения о «древоделах», «градниках», т. е. объединениях плотников, существуют в источниках, отно­ сящихся к XI-XIIвв.

Городское торгово-ремесленноенаселение было весь­ ма неоднородно по своему составу. Но в то же время оно представляло собой некоторую общность, которая в це­ лом стояла над сельскими мирами.

9. История государства

 

и права России (IX-XIXвв )

2 5 7

Городское население не платило дани-полюдья.Но купцы и ремесленники, вероятно, платили особую дань, называвшуюся погородием, По крайней мере, в Уставной грамоте князя Ростислава Смоленского (третьей) говорится об этом погородии и указывается, какую часть его дол­ жен был получать смоленский епископ: «А се погородие от Мьстиславля б гривен урока, а почестья гривна и три лисицы, а се от Крупля гривна Урока, а пять ногат за лисицу; а се от Вержавска две гривны урока, а за три лисицы 40 кун без ногаты» и т. д. Погородие не входило в состав обычной дани: в первой грамоте князь Ростислав Смоленский уже дал епископу десятую часть дани, шед­ шей с городских финансовых округов. Из текста видно, что погородие состояло из урока — сбора, выраженного в определенной денежной сумме, и из так называемого поче­ стья, составлявшегося из натуральных приношений (ме­ хов, меда, рыбы, орудий лова, вещей домашнего обихода), а затем переложенных на деньги.

Городское население привлекалось также к платежу прямых и косвенных налогов, особенно торговых пошлин. Среди торговых пошлин древнейшей пошлиной был мыт. Русская Правда содержит упоминание о так называемых мытниках, которые собирали этот торговый налог. Кроме мыта купцы и ремесленники должны были платить по­ шлины с мер и весов, наблюдение за которыми, согласно Уставу князя Владимира, поручалось церкви.

Жизнь горожанина — рядового купца или ремес­ ленника — ценилась и была защищена вирой в 40 гривен (простая вира). Свободные горожане были в полной мере правоспособны и дееспособны, на них распространялись все статьи Русской Правды.

Положение торгово-ремесленногонаселения было нео­ динаково в различных территориях Киевской Руси. В час­ тности, в Новгородской земле городское население облада­ ло существенно большими правами (например, в вопросах самоуправления), чем это было в других землях.

1.6. Свободное сельское население

В древнерусском государстве часть сельского насе­ ления оставалась свободной. Это было возможно, по­

скольку существовали еще такие места, куда по тем или иным причинам не могли проникнуть представите­ ли княжеской администрации, а также территории, не охваченные властью отдельных феодалов. Кроме того, часть населения не была связана с земледелием и жила, например, лесными промыслами или рыболовством. Они

вменьшей степени, чем земледельцы, могли попасть в зависимость и превратиться в феодальнозависимое сель­ ское население.

Свободные общинники в X -XIIвв. назывались людь­ ми, так же как и городские элементы — купцы и ремес­ ленники. Ж изнь свободного крестьянства, как и вообще жизнь свободных людей, охранялась нормальной вирой: Русская Правда отмечает, что за убийство свободного че­ ловека уплачивалось 40 гривен («аще ли людин, то 40 гривен»). К свободным крестьянам полностью относи­ лись все статьи Русской Правды; никаких ограничений

вих правоспособности и дееспособности мы установить не можем.

Свободное сельское население, если оно не занима­ лось земледелием и не находилось на учете княжеской администрации, не знало никаких податей и повиннос­ тей. Если оно было охвачено княжеской администраци­ ей, оно платило князю дань, типичную для дофеодально­ го периода.

1.7.Положение смердов

Вотечественной исторической науке еще на ранних этапах изучения Древней Руси утвердилось мнение о том, что смерды представляли собой сельское несвободное на­

селение.

Оценивая смердов как группу зависимого населения, в историографии был поставлен вопрос о принадлежнос­ ти смердов. Ряд исследователей — В. Никольский (О на­ чале наследования по древнему русскому праву. 1853),

ш

П. Цитович (Исходные моменты в истории русского пра­ ва наследования. Харьков, 1870), Б. Романов (Смердий конь и смерд//Известия Отдела русского языка и сло­ весности Академии Наук. Т. XIII, кн. 3. СПб, 1908) —

studfiles.net


Смотрите также