"ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ИММУНИТЕТЕ ГОСУДАРСТВ" (ETS N 74)(Заключена в г. Базеле 16.05.1972). Европейская конвенция 1972 об иммунитете государств 1972


О ПРИСОЕДИНЕНИИ РОССИИ К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ ОБ ИММУНИТЕТЕ ГОСУДАРСТВА 1972 Г.

ОБ ИММУНИТЕТЕ ГОСУДАРСТВА 1972 Г.И.О. ХЛЕСТОВАХлестова Ирина Олеговна - ведущий научный сотрудник ИЗиСП, доктор юридических наук.Развитие международных экономических связей, интенсификация процессов экономической интеграции оказывают влияние на совершенствование законодательства в области международной экономической деятельности. В этой связи перед Российской Федерацией встает вопрос о роли государства при осуществлении частноправовой деятельности и правовых нормах, эту деятельность регулирующих.С середины XX века государства от своего имени вступают в различные внешнеторговые сделки. Они расширили сферу своей внешнеэкономической деятельности в такой степени, что стали заключать такие же сделки, что и юридические лица. В этой связи на практике возникает вопрос, пользуется ли иностранное государство иммунитетом от юрисдикции судов другого государства? К концу XX столетия законодательство и судебная практика ряда государств отказывали в предоставлении иностранному государству иммунитета в тех случаях, когда оно заключало внешнеэкономические сделки, то есть действовало как купец.В доктрине и практике существуют две теории иммунитета иностранного государства: теории абсолютного иммунитета и функционального иммунитета. Согласно теории абсолютного иммунитета нельзя предъявить иск к иностранному государству, применить к его собственности обеспечительные меры, а также обратить судебное взыскание на его имущество без согласия этого иностранного государства. Теория функционального иммунитета исходит из того, что иммунитет за иностранным государством признается лишь в тех случаях, когда оно осуществляет суверенные функции, то есть действия jure imperium. Если же иностранное государство заключает торговые сделки, эксплуатирует торговый флот, то есть совершает действия jure gestionis, то оно не пользуется иммунитетом. Советская доктрина и законодательство базировались на теории абсолютного иммунитета иностранного государства . В 40 - 50-е гг. XX века зарубежной доктриной были сформулированы основные положения теории функционального иммунитета . Начиная с 70-х гг. XX века законодательные акты, основанные на теории функционального иммунитета, были изданы в Австралии, Аргентине, Великобритании, Канаде, Сингапуре, США, ЮАР . Ряд государств заключили международные договоры, которые в некоторых случаях отказывали в предоставлении иммунитета иностранному государству.--------------------------------См.: Богуславский М.М. Иммунитет государства. М., 1962; Он же. Иммунитет государства (советская доктрина) // Советский ежегодник международного права - 1980. М., 1981; Он же. Принцип иммунитета государства // Международное экономическое право. М., 1970; Иванов С.А. Нарушение США международно-правовых норм об иммунитете государства // Нарушение США международного права. М., 1984; Он же. Современные тенденции в законодательстве некоторых буржуазных стран по вопросу об иммунитете государства и его собственности (на примере США и Англии) // Советский ежегодник международного права - 1981. М., 1982; Лебедев С.Н. О современной буржуазной практике в области иммунитета государства от иностранной юрисдикции // Советский ежегодник международного права - 1960. М., 1961; Лунц Л.А. Международное частное право. Особенная часть. М., 1959; Усенко Е.Т. Иммунитет государства от иностранной юрисдикции и исполнительных мер // Сборник информационных материалов. Вып. 13. 1962; Шестаков Л.Н. Новое законодательство США и Великобритании об иммунитете государства. Обзорная информация. Вып. 228. М., 1985.См.: Kuhn A. The Extention of Sovereign Immunity to Governmental Owned Commercial Corporation // American Journal of International Law. Vol. 39. 1945; Festerwald B. Sovereign Immunity and Soviet State Trading // Harvard Law Review. 1950. N 4; Bishop W.W. New United States Policy Limiting Sovereign Immunity // American Journal of International Law. Vol. 47. 1953; Seidl-Hohnvelden I. // Souverinitit und wrischaftliche Koewistenz. Clunet. 1959.См.: Public Law. Washington, 1976. Ch. 94 - 583. P. 2897 - 2899. Public General Acts 1978. L., Part 1. 1979. P. 715. Materials on jurisdictional immunities of states and their property. N. Y., 1982. P. 7 - 11, 20 - 27, 28 - 34, 34 - 40.Одним из многосторонних международных договоров, посвященных проблемам иммунитета иностранного государства, является Европейская конвенция об иммунитете государства от 16 мая 1972 г. (далее - Европейская конвенция) . Цель составителей Конвенции заключалась в том, чтобы не только урегулировать вопросы юрисдикционного иммунитета, но и регламентировать признание и исполнение судебных решений, вынесенных против иностранного государства .--------------------------------См.: Materials on jurisdictional immunities... P. 171 - 175.См.: Sinclair I.M. The European Convention on State Immunity // The International and Comparative Law. Quarterly. Vol. 22. Part 2. 1973. P. 267.Европейская конвенция (ст. 29, 30) не распространяется на разбирательства относительно социального обеспечения, возмещения ядерного ущерба или вреда, таможенных обязательств, налоговых или уголовных санкций, разбирательств, связанных с управлением государственными морскими судами. Не затрагивает она и привилегий и иммунитетов, вытекающих из осуществления функций дипломатических представительств или консульских учреждений, и лиц, связанных с ними (ст. 31).Нормы Европейской конвенции условно можно разделить на следующие группы:1) нормы, определяющие случаи, когда иностранное государство не пользуется иммунитетом;2) процессуальные нормы, в частности, регламентирующие порядок вручения судебных документов;3) нормы, регулирующие исполнение судебных решений;4) нормы, предусматривающие факультативные положения, которые допускают возможность предъявления исков к иностранному государству в случаях, не подпадающих под действие Европейской конвенции;5) нормы, определяющие используемые в ней понятия .--------------------------------См.: Лунц Л.А., Марышева Н.И. Курс международного частного права. Международный гражданский процесс. М., 1976. С. 120 - 122, 181 - 182.Европейская конвенция устанавливает, что иностранному государству не предоставляется иммунитет, если оно отказалось от него, и определяет формы такого отказа (ст. 2). Государство-участник не вправе ссылаться на иммунитет, если оно явно отказалось от него в силу: международного договора; ясно выраженного условия, содержащегося в контракте, который был заключен в письменной форме; явного согласия, которое было дано после возникновения спора.Европейская конвенция регламентирует формы подразумеваемого отказа от иммунитета. Если иностранное государство-участник предъявило иск или вступило в разбирательство в суде другого государства-участника, иммунитет ему не предоставляется (п. 1 ст. 1). Государство-участник не пользуется иммунитетом в отношении встречного иска, если оно предъявило иск в суде другого государства-участника или если оно само предъявило встречный иск (п. 2, 3 ст. 1). Согласно ст. 3 Европейской конвенции иностранное государство не вправе ссылаться на иммунитет, если до того, как потребовать его предоставления, оно предприняло какие-либо меры в отношении существа разбирательства. Причем не считается, что иностранное государство отказалось от иммунитета, если оно явилось в суд государства-участника только для того, чтобы потребовать предоставления иммунитета.В Конвенции содержится перечень случаев, когда иностранное государство не пользуется иммунитетом в силу проводимой им деятельности или заключенной сделки. Согласно ст. 4 Европейской конвенции иностранное государство-участник не пользуется иммунитетом в судах другого государства-участника, если разбирательство касается обязательства иностранного государства, возникшего из контракта, который подлежит исполнению на территории государства суда. Эта норма не применяется, если: а) контракт был заключен между государствами; б) стороны контракта в письменной форме договорились об ином; в) если государство является стороной контракта, заключенного на его территории, и обязательства этого государства регулируются административным правом.Статья 5 Европейской конвенции устанавливает общий принцип, когда иностранному государству не предоставляется иммунитет относительно разбирательств, связанных с трудовыми отношениями на территории государства суда . Иностранное государство не пользуется иммунитетом в суде другого государства-участника, если разбирательство связано с контрактом о найме на работу, который был заключен между иностранным государством и физическим лицом при условии, что работа должна исполняться на территории государства суда. Эта норма содержит исключения. Так, она не применяется, если: а) физическое лицо является гражданином государства-нанимателя ко времени предъявления иска; б) во время заключения контракта физическое лицо не было гражданином государства суда и не имело постоянного места жительства на территории государства суда; в) стороны в письменном соглашении договорились об ином. Первое исключение вполне оправданно, так как оно охватывает случай, когда трудовые отношения возникают между иностранным государством-нанимателем и работником, являющимся его гражданином. В этом случае работник может обратиться за защитой своих прав в суд государства, гражданином которого он является. Большой интерес представляет судебная практика, связанная с применением Европейской конвенции. Так, в 1988 году австрийский суд вынес решение British Embassy Driver Case, в котором указывается, что австрийский гражданин, работавший в качестве водителя в посольстве Великобритании, вправе предъявить иск к своему нанимателю в силу того, что заключенный им с иностранным государством трудовой контракт не был связан с осуществлением суверенных функций. Ранее австрийский суд вынес решение, согласно которому переводчик, работавший в посольстве иностранного государства в Вене, вправе предъявить иск к этому государству с требованием о компенсации вследствие досрочного расторжения трудового договора, так как возникшие отношения регулируются частным правом .--------------------------------См.: Garnett R. State immunity in employment matters // International and Comparative Law. Quarterly. Vol. 46. Part 1. 1997. P. 85.См.: Garnett R. Op. cit. P. 95.В соответствии со ст. 6 Европейской конвенции иностранное государство не пользуется иммунитетом от юрисдикции судов другого государства-участника по спорам, касающимся участия иностранного государства в компаниях, ассоциациях, иных юридических лицах, которые были зарегистрированы, имеют основное местонахождение, основное место деятельности на территории государства суда при условии, что другими участниками этого юридического лица являются частные юридические или физические лица. Эта норма не применяется, если стороны в учредительном договоре о создании юридического лица или в уставе предусмотрели иное.Европейская конвенция устанавливает, что иностранное государство-участник не вправе ссылаться на иммунитет от юрисдикции суда другого государства-участника по спорам, касающимся деятельности офиса, агентства либо учреждения иностранного государства, которые находятся на территории государства суда, при условии, что такие офис, агентство, учреждение осуществляют производственную, торговую или финансовую деятельность таким же способом, что и частные лица. Это изъятие из иммунитета иностранного государства также обоснованно, поскольку если какое-либо агентство, учреждение иностранного государства, находящиеся на территории другого государства-участника, проводят коммерческую деятельность, то им, согласно теории функционального иммунитета, иммунитет не предоставляется.Иностранное государство-участник не пользуется иммунитетом относительно разбирательств, связанных с: а) патентом, промышленным образцом, знаком услуги или иным подобным правом, которое используется в государстве суда, было зарегистрировано или иным образом защищено, и в отношении которого государство является заявителем или собственником; б) предполагаемым нарушением иностранным государством на территории государства суда авторского права, которое принадлежит третьему лицу и защищено в государстве суда; в) правом пользования товарным знаком на территории государства суда.Согласно ст. 9 Европейской конвенции иностранному государству иммунитет не предоставляется в судах другого государства-участника по спорам относительно: а) права иностранного государства на недвижимую собственность, пользование ею или владение; б) обязательств иностранного государства, которые возникают из права на недвижимую собственность либо из права на пользование ею или владение при условии, что недвижимость находится на территории государства суда.Иностранное государство не пользуется иммунитетом по спорам, касающимся его прав на движимое и недвижимое имущество, которые возникли в силу наследования, дарения либо на основании того, что вещь является бесхозяйной (ст. 10 Европейской конвенции). Таким образом, для признания юрисдикции судов другого государства-участника Европейская конвенция закрепляет территориальный принцип. В приведенных случаях отсутствие иммунитета у иностранного государства основано на том, что его деятельность осуществляется на территории государства суда, являющегося участником Европейской конвенции. Как указывал И.М. Синклер, в силу этого перечень случаев отсутствия иммунитета закрепляет существенную связь, достаточную для установления юрисдикции судов другого государства, которая необходима в целях признания и исполнения вынесенного судебного решения . Однако из этого принципа есть исключение. Никакой существенной связи не усматривается в разбирательствах относительно прав на движимое имущество, которое возникает в результате дарения, наследования или является бесхозяйным имуществом. Если изъятия из иммунитета в отношении недвижимой собственности, находящейся на территории государства суда, оправданны, то изъятия в отношении движимой собственности, которая может находиться и не на территории государства суда, едва ли объяснимы. Эта норма может создать дополнительные трудности при исполнении судебного решения на территории другого государства-участника.--------------------------------См.: Sinclair I.M. Op. cit. P. 272.Согласно ст. 11 Европейской конвенции иностранное государство не пользуется иммунитетом в суде другого государства-участника по спорам, связанным с возмещением вреда лицу или ущерба имуществу, если факты, которые повлекли такой вред либо ущерб, имели место на территории государства суда. При этом имеется в виду, что причинитель вреда или ущерба находился на территории государства суда в тот момент, когда эти факты имели место.Иностранному государству, заключившему

СОВРЕМЕННАЯ КОНСТИТУЦИЯ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ  »
Комментарии к законам »

www.lawmix.ru

"Европейская конвенция об иммунитете государств" (ETS N 74) (Заключена

[неофициальный перевод] СОВЕТ ЕВРОПЫЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯОБ ИММУНИТЕТЕ ГОСУДАРСТВ(ETS N 74)(Базель, 16 мая 1972 года)--------------------------------Перевод на русский язык выполнен по заказу Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.ПреамбулаГосударства-члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию,считая, что целью Совета Европы является достижение более тесного союза между его членами;принимая во внимание существование в международном праве тенденции к ограничению тех случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранных судах;стремясь установить в отношениях друг с другом совместные нормы, касающиеся объема иммунитета от юрисдикции, которым государство пользуется в судах другого государства, и направленные на обеспечение выполнения судебных решений, вынесенных в отношении какого-либо государства;считая, что принятие таких норм может содействовать делу унификации, предпринятому государствами-членами Совета Европы в области права,договорились о нижеследующем:Глава I. ИММУНИТЕТ ОТ ЮРИСДИКЦИИСтатья 11. Договаривающееся государство, выступающее в качестве истца или третьего лица в судебном разбирательстве в суде другого Договаривающегося государства, признает в отношении предпринятого судебного разбирательства юрисдикцию судов этого государства.2. Такое Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в судах другого Договаривающегося государства в отношении встречного иска:a) в тех случаях, когда этот встречный иск вытекает из юридической взаимосвязи или из фактов, на которых основывается основной иск;b) в тех случаях, когда это государство, если против него было предпринято отдельное судебное разбирательство в судах другого государства, не смогло в соответствии с положениями настоящей Конвенции сослаться на иммунитет.3. Договаривающееся государство, выдвигающее в суде другого Договаривающегося государства встречный иск, признает юрисдикцию судов этого государства как в отношении основного иска, так и в отношении встречного иска.Статья 2Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно взяло на себя обязательство признавать юрисдикцию этого суда в соответствии с:a) международным соглашением;b) ясно выраженным положением, содержащимся в договоренности, составленной в письменной форме; илиc) ясно выраженным согласием, данным после возникновения спора.Статья 3Договаривающееся государство не пользуется иммунитетом от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно ссылается на иммунитет от юрисдикции после принятия решения по существу вопроса. Тем не менее, если оно устанавливает, что факты, на которых оно могло основывать иммунитет, могли стать ему известны лишь позднее, оно может ссылаться на иммунитет в том случае, если оно приведет эти факты как можно скорее.2. Договаривающееся государство не рассматривается как отказавшееся от иммунитета в том случае, когда оно выступает в суде другого Договаривающегося государства для того, чтобы сослаться на этот иммунитет.Статья 41. При условии соблюдения положений статьи 5 Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство связано с обязательством государства, которое в силу имеющегося соглашения должно быть осуществлено на территории государства, где происходит судебное разбирательство.2. Параграф 1 не применяется:a) в том случае, когда речь идет о соглашении, которое было заключено между государствами;b) в том случае, когда стороны в соглашении договорились об ином;c) в том случае, когда государство является стороной в соглашении, заключенном на его территории, и обязательство государства регулируется его административным правом.Статья 51. Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства в том случае, когда судебное разбирательство связано с трудовым соглашением, заключенным между государством и физическим лицом, и работа подлежит исполнению на территории государства, где происходит судебное разбирательство.2. Параграф 1 не применяется:a) в том случае, когда физическое лицо в момент возбуждения иска имеет гражданство государства-работодателя;b) в том случае, когда в момент заключения соглашения оно не имело гражданства государства, где происходит судебное разбирательство, а также не имело обычного места пребывания на территории этого государства; илиc) в том случае, когда стороны в соглашении в письменной форме договорились об ином, за исключением тех случаев, когда в соответствии с законами государства, где происходит судебное разбирательство, только суды этого государства компетентны рассматривать этот вопрос.3. Если работа осуществляется для учреждения, агентства или другой организации, упомянутых в статье 7, положения параграфов 2 "a" и "b" настоящей статьи применяются только в том случае, когда лицо, с которым было заключено такое соглашение, имело обычное место пребывания на территории государства-работодателя в момент заключения соглашения.Статья 61. Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно участвует с одним или несколькими частными лицами в обществе, ассоциации или юридическом лице, имеющем свое реальное или официальное место нахождения или свое главное учреждение на территории государства, где происходит судебное разбирательство, и если судебное разбирательство связано с отношениями между государством, с одной стороны, и организацией или одним из ее участников, с другой, которые вытекают из этого участия.2. Параграф 1 не применяется, если была достигнута договоренность об ином в письменной форме.Статья 71. Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно имеет на территории государства, где происходит судебное разбирательство, бюро, агентство либо другое учреждение, через которые оно осуществляет тем же образом, что и частное лицо, промышленную, коммерческую или финансовую деятельность, и если судебное разбирательство касается этой деятельности бюро, агентства или учреждения.2. Параграф 1 не применяется, если всеми сторонами в споре являются государства и если стороны договорились об ином в письменной форме.Статья 8Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство касается:a) патента на изобретение, чертежа или промышленной модели, производственного или товарного знака, фирменного наименования или другого аналогичного права, в отношении которого в государстве, где происходит судебное разбирательство, была представлена или зарегистрирована заявка или которые охраняются иным образом и в отношении которых государство является заявителем или владельцем;b) несоблюдения государством в государстве, где происходит судебное разбирательство, упомянутого права, которое в нем охраняется и принадлежит третьему лицу;c) несоблюдения государством в государстве, где происходит судебное разбирательство, авторского права, которое в нем охраняется и принадлежит третьему лицу;d) права использования названия фирмы в государстве, где происходит судебное разбирательство.Статья 9Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство касается:a) права государства на недвижимость, на владение или на пользование такой недвижимостью государством; илиb) возлагаемого на него обязательства либо как на владельца права на недвижимость, либо как на владельца или пользователя этой недвижимостью,и если недвижимость находится на территории государства, где происходит судебное разбирательство.Статья 10Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство касается права на имущество, движимое или недвижимое, зависящее от права наследования или дарения, либо на бесхозное имущество.Статья 11Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство касается возмещения за телесное повреждение или материальный ущерб, вызванные фактом, имевшим место на территории государства, где происходит судебное разбирательство, и если лицо, причинившее ущерб, находилось там в тот момент, когда этот факт имел место.Статья 121. Если Договаривающееся государство согласилось в письменной форме вынести на арбитраж уже возникшие споры или те, которые могут возникнуть по гражданским или коммерческим вопросам, оно не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, на территории или в соответствии с законодательством которого должно иметь место или имело место арбитражное разбирательство в отношении любых действий, связанных:a) с юридической действительностью или толкованием конвенции об арбитраже;b) с процедурой арбитража;c) с отменой приговора,если конвенция об арбитраже не предусматривает иного.2. Параграф 1 не применяется к конвенции об арбитраже, заключенной между государствами.Статья 13Параграф 1 статьи 1 не применяется, если Договаривающееся государство заявляет в суде другого Договаривающегося государства, ведущего судебное разбирательство, в котором оно не является стороной, что оно имеет право на имущество, являющееся предметом спора в той мере, в какой оно могло бы сослаться на иммунитет, если бы разбирательство было направлено против него.Статья 14Никакое положение настоящей Конвенции не может быть истолковано как препятствующее суду Договаривающегося государства управлять имуществом, таким как имущество под опекой или имущество банкрота, а также организовывать такое управление или надзирать за ним лишь в силу того, что другое Договаривающееся государство имеет право на это имущество.Статья 15Договаривающееся государство пользуется иммунитетом от юрисдикции в судах другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство не подпадает под статьи с 1 по 14; суд не может вести подобное судебное разбирательство даже в том случае, если государство не явилось в суд.Глава II. ПРАВИЛА ПРОЦЕДУРЫСтатья 161. В судебных разбирательствах против одного Договаривающегося государства в суде другого Договаривающегося государства применяются следующие Правила.2. Компетентные органы государства, где происходит судебное разбирательство, передают:оригинал или копию документов, на основании которого возбуждается судебное дело;копию любого судебного решения, вынесенного против государства-ответчика в случае его неявки, дипломатическим путем министерству иностранных дел государства-ответчика для передачи в случае необходимости компетентному органу. В случае необходимости эти документы сопровождаются переводом на язык или один из официальных языков государства-ответчика.3. Считается, что судебное предписание или уведомление о документах, упомянутых в параграфе 2, сделаны, когда они получены министерством иностранных дел.4. Срок, в течение которого государство должно явиться в суд или прибегнуть к путям обжалования заочного судебного решения, начинает исчисляться 2 месяца спустя после даты получения министерством иностранных дел документа о возбуждении судебного дела или копии вышеупомянутого судебного решения.5. Если срок явки в суд и применения путей обжалования заочного судебного решения устанавливает суд, он не может установить государству срок, составляющий менее двух месяцев после даты получения министерством иностранных дел документа о возбуждении судебного дела или копии судебного решения.6. Предполагается, что Договаривающееся государство, которое участвует в судебном разбирательстве, не будет выдвигать каких-либо возражений в отношении формы уведомления о судебном решении и уведомления о документе о возбуждении судебного дела.7. Если Договаривающееся государство не явилось на судебное разбирательство, заочное судебное решение может быть вынесено против него только в том случае, если установлено, что документ о возбуждении судебного дела был вручен ему в соответствии с параграфом 2 и что судом были соблюдены сроки явки, предусмотренные в параграфах 4 и 5.Статья 17Никакой залог или взнос под каким-либо наименованием, которые не могут быть истребованы в государстве, где происходит судебное разбирательство, от гражданина этого государства или от лица, которое там проживает или имеет место пребывания, не могут быть предписаны Договаривающемуся государству в качестве гарантии оплаты судебных издержек и расходов. Государство, выступающее в качестве истца в суде другого Договаривающегося государства, должно покрыть все судебные издержки и расходы, отнесенные на его счет.Статья 18К Договаривающемуся государству, участвующему в судебном разбирательстве в суде другого Договаривающегося государства, не может быть применена какая-либо принудительная мера или любая другая санкция в силу того, что оно отказалось или воздержалось от предоставления доказательств. Тем не менее суд рассматривает последствия такого отказа или непредоставления.Статья 191. Суд, проводящий судебное разбирательство, в котором одной из сторон является Договаривающееся государство, должен по ходатайству одной из сторон или, если это допускается его национальным законодательством, по своему решению прекратить судебное разбирательство или отложить принятие судебного решения, если другое судебное разбирательство с участием тех же сторон, основанное на тех же фактах и имеющее тот же предмет:a) не завершено в суде этого Договаривающегося государства, первым начавшего судебное разбирательство; илиb) не завершено в суде другого Договаривающегося государства, первым начавшем судебное разбирательство, и может привести к принятию судебного решения, которое государство, являющееся стороной в судебном разбирательстве, обязано выполнить в соответствии со статьей 20 или 25.2. Каждое Договаривающееся государство, законодательство которого предоставляет судам возможность прекратить судебное разбирательство или отложить принятие судебного решения в том случае, если суд другого Договаривающегося государства уже разбирает судебное дело между теми же сторонами, основанное на тех же фактах и имеющее тот же предмет разбирательства,

'Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам' (ets n 73) [рус., англ.] (Вместе со 'Списком правонарушений, иных чем уголовные правонарушения') (Заключена в г. Страсбурге 15.05.1972)  »

www.lawmix.ru

ETS N 074 (, 16 1972 .) ( 1 2017 .)

(, 16 1972 .)( 1 2017 .)

ETS N 074

- , E

: : : :3 :16/5/1972 :11/6/1976

-

. P. . B. T. C. O.
16/5/1972 10/7/1974 11/6/1976 X X
16/5/1972 27/10/1975 11/6/1976 X X
16/5/1972 3/7/1979 4/10/1979 X X X X
16/5/1972 15/5/1990 16/8/1990 X X X
15/12/1975 10/3/1976 11/6/1976
16/5/1972 11/12/1986 12/3/1987 X X
16/5/1972 21/2/1985 22/5/1985 X X X
10/5/1979
-
16/5/1972 6/7/1982 7/10/1982 X

:

:

:

:

: "ad referendum".

.:

.:

.:

.:

.:

.:

ETS N  074 (, 16 1972 .)

(http://conventions.coe.int)

base.garant.ru

"ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ИММУНИТЕТЕ ГОСУДАРСТВ" (ETS N 74)(Заключена в г. Базеле 16.05.1972)

СОВЕТ ЕВРОПЫЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯОБ ИММУНИТЕТЕ ГОСУДАРСТВ(ETS N 74)(Базель, 16 мая 1972 года)--------------------------------Перевод на русский язык выполнен по заказу Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.ПреамбулаГосударства-члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию,считая, что целью Совета Европы является достижение более тесного союза между его членами;принимая во внимание существование в международном праве тенденции к ограничению тех случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранных судах;стремясь установить в отношениях друг с другом совместные нормы, касающиеся объема иммунитета от юрисдикции, которым государство пользуется в судах другого государства, и направленные на обеспечение выполнения судебных решений, вынесенных в отношении какого-либо государства;считая, что принятие таких норм может содействовать делу унификации, предпринятому государствами-членами Совета Европы в области права,договорились о нижеследующем:Глава I. ИММУНИТЕТ ОТ ЮРИСДИКЦИИ

Статья 1. 1. Договаривающееся государство, выступающее в качестве истца или третьего лица в судебном разбирательстве в суде другого Договаривающегося государства, признает в отношении предпринятого судебного разбирательства юрисдикцию судов этого государства.

Статья 2. Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно взяло на себя обязательство признавать юрисдикцию этого суда в соответствии с:

Статья 3. Договаривающееся государство не пользуется иммунитетом от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно ссылается на иммунитет от юрисдикции после принятия решения по существу вопроса. Тем не менее, если оно устанавливает, что факты, на которых оно могло основывать иммунитет, могли стать ему известны лишь позднее, оно может ссылаться на иммунитет в том случае, если оно приведет эти факты как можно скорее.

Статья 4. 1. При условии соблюдения положений статьи 5 Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство связано с обязательством государства, которое в силу имеющегося соглашения должно быть осуществлено на территории государства, где происходит судебное разбирательство.

Статья 5. 1. Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства в том случае, когда судебное разбирательство связано с трудовым соглашением, заключенным между государством и физическим лицом, и работа подлежит исполнению на территории государства, где происходит судебное разбирательство.

Статья 6. 1. Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно участвует с одним или несколькими частными лицами в обществе, ассоциации или юридическом лице, имеющем свое реальное или официальное место нахождения или свое главное учреждение на территории государства, где происходит судебное разбирательство, и если судебное разбирательство связано с отношениями между государством, с одной стороны, и организацией или одним из ее участников, с другой, которые вытекают из этого участия.

Статья 7. 1. Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно имеет на территории государства, где происходит судебное разбирательство, бюро, агентство либо другое учреждение, через которые оно осуществляет тем же образом, что и частное лицо, промышленную, коммерческую или финансовую деятельность, и если судебное разбирательство касается этой деятельности бюро, агентства или учреждения.

Статья 8. Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство касается:

Статья 9. Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство касается:

Статья 12. 1. Если Договаривающееся государство согласилось в письменной форме вынести на арбитраж уже возникшие споры или те, которые могут возникнуть по гражданским или коммерческим вопросам, оно не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, на территории или в соответствии с законодательством которого должно иметь место или имело место арбитражное разбирательство в отношении любых действий, связанных:

Статья 15. Договаривающееся государство пользуется иммунитетом от юрисдикции в судах другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство не подпадает под статьи с 1 по 14; суд не может вести подобное судебное разбирательство даже в том случае, если государство не явилось в суд.

Статья 16. 1. В судебных разбирательствах против одного Договаривающегося государства в суде другого Договаривающегося государства применяются следующие Правила.

Статья 19. 1. Суд, проводящий судебное разбирательство, в котором одной из сторон является Договаривающееся государство, должен по ходатайству одной из сторон или, если это допускается его национальным законодательством, по своему решению прекратить судебное разбирательство или отложить принятие судебного решения, если другое судебное разбирательство с участием тех же сторон, основанное на тех же фактах и имеющее тот же предмет:

Статья 20. 1. Договаривающееся государство должно привести в исполнение судебное решение, вынесенное в отношении него судом другого Договаривающегося государства, если:

Статья 21. 1. Если против какого-либо Договаривающегося государства было вынесено судебное решение и если это государство не приводит его в исполнение, сторона, в пользу которой было вынесено это решение, может обратиться в компетентный суд данного государства с просьбой вынести решение о том, следует ли привести в исполнение судебное решение в соответствии со статьей 20. В суд может обратиться также и государство, против которого вынесено судебное решение, если это допускается его законодательством.

Статья 22. 1. Договаривающееся государство должно привести в исполнение мировую сделку, в которой оно является стороной и которая заключена в суде другого Договаривающегося государства в ходе судебного разбирательства; при этом положения статьи 20 не применяются.

Статья 23. На территории Договаривающегося государства не могут быть осуществлены принудительное исполнение судебного решения или охранительная мера в отношении имущества другого Договаривающегося государства, за исключением тех случаев и тогда, когда это государство дало на это свое ясно выраженное согласие в письменной форме.

Статья 24. 1. Невзирая на положения статьи 15 любое государство может в момент подписания или сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии или присоединении или в любой другой последующий момент путем уведомления, адресованного Генеральному секретарю Совета Европы, объявить о том, что, за исключением случаев, относящихся к статьям с 1 по 13, его суды могут быть компетентны в отношении судебных расследований, предпринятых против другого Договаривающегося государства, в той мере, в какой они могут быть компетентны в отношении судебных расследований против государств, не являющихся сторонами настоящей Конвенции. Это заявление не наносит ущерба иммунитету от юрисдикции, которым пользуются иностранные государства в отношении действий, совершенных при осуществлении публичной власти (acta jure imperii).

Статья 25. 1. Любое Договаривающееся государство, сделавшее заявление, предусмотренное в статье 24, должно, за исключением случаев, предусмотренных в статьях с 1 по 13, привести в исполнение судебное решение, вынесенное судом другого Договаривающегося государства, сделавшего такое заявление:

Статья 26. Невзирая на положения статьи 23 судебное решение, вынесенное против какого-либо Договаривающегося государства по делу, касающемуся промышленной или коммерческой деятельности, осуществляемой государством таким же образом, как частное лицо, может быть приведено в исполнение в государстве, где происходит судебное разбирательство, в отношении имущества государства, против которого было вынесено судебное решение, если это имущество было использовано исключительно для такой деятельности, в случае:

Статья 27. 1. В целях настоящей Конвенции термин "Договаривающееся государство" не включает самостоятельное подразделение какого-либо Договаривающегося государства, наделенное правоспособностью предъявлять иск в суд, даже в том случае, если этому подразделению поручено выполнение функций государственной службы.

Статья 28. 1. Без ущерба для положений статьи 27 автономные единицы, входящие в состав федеративного государства, не пользуются иммунитетом.

Статья 29. Настоящая Конвенция не применяется к судебным разбирательствам по вопросам:

Статья 34. 1. Споры, которые могут возникнуть между двумя или несколькими Договаривающимися государствами по поводу толкования или применения настоящей Конвенции, передаются на рассмотрение Международного суда путем ходатайства одной из сторон в споре или путем соглашения о третейском разбирательстве, если стороны не договорятся об ином способе мирного урегулирования спора.

Статья 35. 1. Настоящая Конвенция применяется только к тем делам, которые возбуждены после ее вступления в силу.

Статья 36. 1. Настоящая Конвенция открыта для подписания государствами-членами Совета Европы. Она ратифицируется или принимается. Ратификационные грамоты или документы о принятии сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.

Статья 37. 1. После вступления в силу настоящей Конвенции Комитет министров Совета Европы решением, принятым единогласно, может предложить любому государству, не являющемуся членом Совета Европы, присоединиться к настоящей Конвенции.

Статья 38. 1. Любое государство может при подписании или сдаче на хранение своей ратификационной грамоты, документа о принятии или присоединении указать территорию или территории, к которым будет применяться настоящая Конвенция.

Статья 40. 1. Любое Договаривающееся государство может в том, что его касается, денонсировать настоящую Конвенцию, направив уведомление Генеральному секретарю Совета Европы.

Статья 41. Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет государства-члены Совета и каждое государство, присоединившееся к настоящей Конвенции, о:

www.zonazakona.ru


Смотрите также