Дипломатические и консульские иммунитеты. Дипломатические иммунитеты


понятие, функции, иммунитет и привилегии.

Дипломатическое представительство — орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления с ним официальных отношений. Существует два вида дипломатических представительств:

1) посольства

2) миссии.

Посольство — дипломатическое представительство первого класса.

Миссия — дипломатическое представительство второго класса.

Государства сами договариваются, какими видами дипломатических представительств обменяться. Государства чаще всего договариваются об обмене представительствами первого класса, т. е. посольствами, что свидетельствует об установлении между двумя государствами

нормальных межгосударственных отношений. Представительства работают на постоянной основе.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. определила главные функции дипломатических представительств. Они конкретизированы в Положении о Посольстве Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г., следующим образом:

1) представительство России;

2) обеспечение национальных интересов и реализация внешнеполитического курса Российской Федерации:

3) выполнение поручений органов власти Российской Федерации;

4) сбор информации;

5) обеспечение развития сотрудничества с государством пребывания;

6) контроль за выполнением договоров с государством пребывания;

7) выполнение консульских функций и общее руководство консульскими учреждениями Российской Федерации в стране пребывания.

Согласно международному и национальному праву дипломатические представительства и их сотрудники пользуются соответствующими иммунитетами и привилегиями.

Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

Дипломатические привилегии — это льготы, преимущества, предоставляемые дипломатическим представительствам и их сотрудникам.

Дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления функций дипломатическими представительствами. Правовой основой таких иммунитетов и привилегий является суверенное равенство государств,

поскольку дипломатические представительства и их сотрудники являются олицетворением государств.

Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на:

1) иммунитеты и привилегии дипломатического представительства

2) личные иммунитеты и привилегии.

К иммунитетам и привилегиям дипломатического представительства относятся:

1. Неприкосновенность помещений дипломатического представительства. Под помещениями понимаются здания или их части, используемые для целей представительства, включая резиденцию его главы, а также обслуживающий это здание или его части земельный участок, в том числе сад и автостоянку. Их неприкосновенность означает, что власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Государство пребывания обязано предпринимать надлежащие меры для защиты помещений представительства от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.

Ни при каких обстоятельствах нельзя без согласия главы дипломатического представительства вступать на его территорию.(даже при форс-мажорных)

Международное право не разрешает использовать институт неприкосновенности помещения дипломатических представительств в качестве убежища лиц, преследуемых властями государства пребывания.

2. Помещения дипломатических представительств, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения сотрудников представительств пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.

3. Помещения представительств, как собственные, так и арендованные, обладают фискальным иммунитетом, т. е. освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания.

4. Неприкосновенность архивов и документов дипломатических представительств в любое время и в любом месте. Это касается и периода разрыва дипломатических отношений между государствами, в том числе и в связи с вооруженным конфликтом между ними. Официальная корреспонденция дипломатических представительств также неприкосновенна. Поэтому пользуются иммунитетом дипкурьеры во время доставления ими диппочты по назначению.

Привилегии дипломатических представительств:

1. Право пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях диппредставительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения главы представительства.

2. Таможенные привилегии, т. е. право ввозить на территорию государства пребывания и вывозить с этой территории предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.

3. Свобода сношений со своим государством, его диппредставитсльствами и консульскими учреждениями в других странах. Для этого государство может пользоваться всеми подходящими средствами, в том числе услугами дипкурьеров или шифрованных депеш.

К личным иммунитетам и привилегиям относятся:

1. Неприкосновенность дипломатов. Они не могут быть задержаны или тем более арестованы. Государство пребывания должно принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.

2. Неприкосновенность резиденций дипломатов, их средств передвижения, имущества, бумаг и корреспонденции. Подвергать дипломата каким-либо санкциям представители власти государства пребывания не вправе.

3. Иммунитет от юрисдикции государства пребывания — уголовной и гражданской. Следственные органы этого государства не должны возбуждать уголовные дела в отношении дипломатов, а его суды не могут такие дела рассматривать. Власти страны пребывания могут обратиться к высшим органам государства дипломата о снятии с него иммунитета от уголовной юрисдикции в случаях совершения тяжких преступлений. Чаще всего речь идет о совершении дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут люди.

В редких случаях власти страны дипломата идут на то, чтобы снять с него иммунитет от уголовной юрисдикции, если им совершено тяжкое преступление.

Дипломаты не обладают иммунитетом в случаях предъявления исков:

1) по частному недвижимому имуществу дипломата, которое находится на территории государства пребывания;

2) по наследованию, когда дипломат выступает как частное лицо;

3) относящихся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за

пределами своих официальных функций.

В дипломатической практике встречаются случаи, когда дипломат сам возбуждает иск в суде государства пребывания. При этом он отказывается от неподсудности по данному делу. В этом случае на него не распространяется судебный иммунитет в отношении встречных исков, связанных с возбужденным им делом.

Дипломаты не обязаны давать свидетельские показания. Однако ничто не препятствует им это делать, если они сами того пожелают. Естественно, дипломаты пользуются иммунитетом от административной юрисдикции.

4. Личный багаж дипломата не подлежит досмотру таможенными властями государства. Исключение составляют случаи, когда есть серьезные основания полагать, что в багаже дипломата содержатся предметы, запрещенные законом для ввоза или вывоза.

Привилегии дипломата:

1) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин в государстве пребывания, кроме косвенных налогов, налогов на наследство и ряда сборов;

2) освобождение от всех трудовых, государственных и военных повинностей;

3) освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов

Дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами страны пребывания.

Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому, за исключением гражданской и административной юрисдикции, которая на последних не распространяется. Обслуживающий персонал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Он освобожден от налогов, сборов и пошлин на заработок, полученный им по службе.

studfiles.net

Дипломатические привилегии и иммунитеты

Привилегированное положение дипломатов в обществе традиционно, и причина не только в сохраняющемся уважении к их профессии, но и в том, что представители государства смогут выполнить свои дипломатические функции удовлетворительно лишь при условии полной свободы от правового, физического или морального давления со стороны государства, в котором они работают. В большинстве миролюбивых правовых государств предоставленные дипломатам привилегии и иммунитеты могут показаться не имеющими смысла и излишними до такой степени, что могут вызвать негодование жителей принимающей страны, но в исключительных обстоятельствах и в отдельных странах только официальное признание взаимно применимых привилегий и иммунитетов дает возможность поддерживать дипломатические отношения.

Привилегии и иммунитеты применяются как к дипломатической миссии, ее функциям, так и к отдельно взятому человеку.

Привилегии и иммунитеты, предоставленные дипломатическим миссиям, также применяются и к ООН и ее функциям в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ООН от 1946 года, хотя применение Конвенции варьируется в различных государствах.

Следующий текст является кратким изложением положений, содержащихся в Венской конвенции о дипломатических сношениях от 1961 года, которые были приняты подавляющим большинством членов ООН и представляют собой согласованный на международном уровне кодекс современного дипломатического права.

Привилегии и иммунитеты представительства

Неприкосновенность и иммунитет помещений, прилегающей к ним территории и имущества

Помещения и территория представительства и личная резиденция главы миссии неприкосновенны; этой неприкосновенностью по отношению к используемым помещениям обладают также члены дипломатического, административного и технического персонала миссии при условии, что они не являются гражданами или постоянными жителями принимающего государства. Представители принимающего государства не могут входить в такие помещения и на территорию, к ним прилегающую, без разрешения главы миссии; принимающая сторона обязана гарантировать то, что будут предприняты все необходимые меры по защите таких помещений и территорий от вторжения или причинения ущерба и по предотвращению любого нарушения порядка в миссии или ущемления ее достоинства. Помещения с прилегающей территорией и их содержимым, а также транспорт, принадлежащий миссии, обладают иммунитетом от обыска, реквизиции, наложения ареста или исполнения решения суда. Транспорт, принадлежащий членам дипломатического, административного и технического персонала, пользуется аналогичным иммунитетом, кроме специальных положений, относящихся к нарушению правил дорожного движения, действующих в различных странах. В отношении подобных нарушений с дипломатами обычно обращаются как с гражданами принимающей страны, но они не несут наказания, и об этом нарушении докладывается главе миссии.

Неприкосновенность записей, документов, корреспонденции и архивов

Записи, документы, корреспонденция и архивы миссии неприкосновенны в любое время, где бы они ни находились.

Свобода и неприкосновенность способов общения

Дипломатическая миссия имеет право на свободное общение по всем служебным вопросам и право на доступ к любому оборудованию для этого в стране пребывания. Миссия может использовать любой способ, включая курьеров и кодированные или шифрованные сообщения, для общения со своим правительством, с любыми из правительственных миссий и консульств, где бы они ни находились. Однако средства беспроводной связи могут быть установлены и использованы только с согласия правительства страны пребывания.

Дипломатическая почта (сумка, мешок, чемодан)

Это опечатанная сумка или контейнер, четко маркированный1 как диппочта, содержащий только служебные документы или предметы для служебного пользования. Дипломатическая почта обычно разделяется по важности содержимого на два вида: сопровождаемая и несопровождаемая. Диппочта неприкосновенна: она не может быть вскрыта или арестована; для ее быстрой пересылки должна быть использована любая возможность. Диппочта может перевозиться дипкурьером, который имеет право на защиту государством, которое он посещает или в котором он выполняет свои функции. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит никакой форме задержания или ареста. Дипломатический курьер — обычно служащий МИДа; на каждую поездку он должен быть обеспечен своим министерством или главой миссии документами, удостоверяющими его статус и указывающими количество мест багажа, составляющего диппочту. Там, где нет : постоянного дипкурьера, государство или миссия могут назначить отдельного человека, чаще всего — служащего соответствующего подданства, совершающего поездку по другим причинам, — как дипкурьера для специальной поездки. В таком случае он обеспечивается необходимыми документами министерством или главой миссии, кроме того, он пользуется таким же иммунитетом и личной неприкосновенностью, как и постоянный дипкурьер, до тех пор, пока у него находится врученная диппочта. В обычных условиях диппочта может быть вверена командиру экипажа самолета, если только он прибывает или покидает страну через служебный проход. Член соответствующей миссии имеет право передать диппочту лично в руки командиру экипажа и точно так же получить диппочту от него. Командир экипажа должен быть снабжен документами, подтверждающими число мест багажа, составляющего диппочту, но он сам дипкурьером не считается.

Когда связь между государством и его дипломатической миссией проходит через третье государство, последнее должно предоставить такую же неприкосновенность, как и принимающее государство. Дипломатическая почта, равно как и дипломатические курьеры, во время прохождения транзитом через третьи страны неприкосновенна. Тем не менее, дипкурьеры должны получить соответствующие визы.

Освобождение от обложения налогом

Дипломатическая миссия освобождена от всех государственных, региональных, муниципальных налогов и сборов, имеющих отношение к помещениям и территории миссии, являющихся собственностью миссии или арендованных, за исключением тех расходов, которые представляют собой плату за оказание специальных услуг (например: воду, электричество и уборку мусора). Это освобождение не распространяется на лиц, заключивших контракт с главой миссии или его правительством; по этой причине в контракте обычно оговаривается, что за любые платежи и сборы, связанные с резиденцией и миссией, отвечает глава миссии или его правительство.

Дипломатическая миссия также освобождена от налогов и сборов с любых вознаграждений и сумм, полученных в процессе обычного функционирования миссии.

Право на импорт и освобождение от таможенных пошлин

Дипломатическая миссия в соответствии с существующими законами имеет право на импорт предметов для служебного пользования, по отношению к которым она освобождена от таможенных и других подобных пошлин. Но миссия не освобождена от оплаты дополнительных услуг, связанных с ввозом своего имущества, таких, например, как хранение и перевозка. Товары, ввезенные беспошлинно, не могут быть проданы или распространены на территории принимающего государства, кроме как в соответствии с условиями, установленными государством.

Личные привилегии и иммунитеты. Основные положения

Полные дипломатические иммунитеты и привилегии применяются к (а) дипломатам и (b) членам их семей, проживающим вместе с ними, при условии, что они не являются гражданами или постоянными жителями страны, в которой служит дипломат.

Интерпретация термина «семья» различается в разных государствах, обычно в нее включены супруга и несовершеннолетние дети дипломата. Дипломат-вдовец или холостяк либо не сопровождаемый женой может получить право причислить к своей семье мать или сестру при условии, что они живут вместе с ним; в эту же категорию включены сыновья и дочери, за которых дипломат отвечает по закону, а также овдовевшие матери.

Ограниченные дипломатические привилегии и иммунитеты, предоставлены трем категориям членов персонала миссии: - тем, кто является гражданами или постоянными жителями страны, в которой они работают; членам административного: или технического персонала; личным слугам членов миссии.

Противоположной стороной обладания иммунитетом является запрет для дипломата на осуществление любой профессиональной или коммерческой деятельности на территории государства, в котором он служит, с целью получения, дохода (личной выгоды). Обычно (но это принято не везде) члены дипмиссии обеспечиваются принимающим государством дипломатическими удостоверениями. На них помещают фотографию с подписью владельца, а также инструкции, которые принимающее государство может счесть нужным добавить для пользы своих служащих, но с учетом привилегий, льгот и иммунитетов, которые должны быть предоставлены предъявителю.

Иммунитет, предоставленный дипломату и членам его семьи, принимающим государством, не освобождает их от юрисдикции их собственного государства.

Продолжительность действия иммунитетов

Личные привилегии и иммунитеты применяются с момента прибытия члена миссии в принимающую страну для занятия своей должности или, если он уже находится в стране, с момента уведомления соответствующего министерства. Действие привилегий и иммунитетов прекращается, когда член миссии покидает страну по завершении своей работы или (если он не уезжает немедленно) по истечении некоторого времени (например, в Соединенном Королевстве это 4—6 недель), но иммунитет от юридической ответственности за действия, совершенные в процессе выполнения должностных обязанностей, временем не ограничен. Иммунитет от юридической ответственности за любое действие, совершенное в качестве частного лица, прекращает действие по завершении дипломатической работы. В случае смерти сотрудника миссии члены его семьи продолжают пользоваться привилегиями и иммунитетами, которые были им предоставлены ранее, достаточный период, в течение которого они смогут покинуть страну.

Полные привилегии и иммунитеты Личная неприкосновенность и зашита

Все дипломаты, равно как и члены их семей, при условии, что они не являются гражданами или постоянными жителями принимающей страны, обладают личной неприкосновенностью. Государство, которое принимает служащих иностранной дипмиссии и их семьи, обязано обеспечить гарантии от физического насилия, откуда бы оно ни исходило, и от посягательств на их достоинство и свободу.

Иммунитет от уголовной ответственности

Дипломат, а также члены его семьи (при условии, что они не являются гражданами или постоянными жителями принимающей страны) обладают иммунитетом от уголовной ответственности по законам принимающей страны.

Иммунитет от гражданской и административной ответственности

Дипломат, а также члены его семьи, проживающие вместе с ним (при условии, что они не являются гражданами или постоянными жителями принимающей страны), обладают иммунитетом от гражданской и административной ответственности по законам принимающей страны, за исключением следующих случаев:

(а) действие по отношению к недвижимости, касающееся частной собственности (такое как, например, заявление прав на собственность или владение), расположенной в стране пребывания, кроме тех случаев, когда оно совершается от лица страны, которой он служит, и для целей миссии; (в) действие, связанное с наследованием, к которому он имеет отношение как исполнитель, распорядитель, наследник, как частное лицо, а не от имени государства, которому он служит; (с) действие, имеющее отношение к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой им в стране пребывания помимо своей служебной деятельности. Это ограничение применяется также к супруге и семье дипломата.

Лишение дипломатического иммунитета

Иммунитет от правовой ответственности лица, обладающей го такой защитой, может быть отменен правительством его страны. Отказ в иммунитете от гражданского и административного преследования по закону – это не более чем позволение подвергнуть личность суду: перед тем как судебное решение вступит в силу, требуется второй, особый отказ в иммунитете.

Встречные иски

Если юридические действия начаты лицом, пользующимся дипиммунитетом, оно не имеет права заявлять об иммунитете от юрисдикции по отношению к любому встречному иску, непосредственно связанному с главным иском.

Неприкосновенность корреспонденции

Личные и служебные документы, переписка дипломата и членов его семьи (при условии, что они не являются гражданами или постоянными жителями страны пребывания) являются неприкосновенными.

Неприкосновенность имущества

Имущество дипломата и членов его семьи (при условии, что они не являются гражданами или постоянными жителями страны пребывания) является неприкосновенным.

Освобождение от общественных обязанностей

Дипломат и члены его семьи, проживающие вместе с ним (при условии, что они не являются гражданами или постоянными жителями страны пребывания), освобождаются от всех индивидуальных и общественных работ и военных обязанностей, таких как реквизиция движимого и недвижимого имущества, военная контрибуция и участие в суде в качестве присяжных.

Освобождение от обязанностей выступать свидетелем

Дипломат, а также члены его семьи, проживающие вместе с ним (при условии, что они не являются гражданами или постоянными жителями страны пребывания), не обязаны давать показания в качестве свидетелей, и если они делают это, то часто – в порядке оказания помощи правосудию.

Освобождение от государственного и местного обложения налогом

Дипломат, а также члены его семьи, проживающие вместе с ним (при условии, что они не являются гражданами или постоянными жителями принимающей страны), освобождены от всех налогов и сборов на движимое или недвижимое имущество, а также налогов государственных, региональных или муниципальных за исключением:

(a) Косвенных налогов, обычно включенных в цену товаров или услуг, например, налог на добавленную стоимость (хотя в некоторых случаях уплата таких налогов и акцизов происходит по обоюдной договоренности или с целью поддержать продажу товаров, произведенных в принимающей стране).

(b) Налогов и пошлин на частную недвижимость, расположенную на территории принимающей страны, кроме случаев, когда управление такой недвижимостью осуществляется от имени посылающего государства и служит целям миссии.

(c) Налогов на наследство, взимаемых принимающим государством и предусмотренных статьей 39 Венской конвенции. В общем говоря, такие налоги не взимаются с личного движимого имущества при условии, что его присутствие на территории принимающей страны может быть объяснено выполнением служебных функций и что владельцы не являются резидентами или гражданами принимающей страны.

(d) Налогов и пошлин на личный доход, получаемый в принимающей стране, и налогов, взимаемых с коммерческого предпринимательства в этой стране.

(e) Сборов, взимаемых за предоставленные дополнительные услуги. (В практике Соединенного Королевства эти сборы охватывают почти четверть местных тарифов и налогов, касающихся таких услуг, как дороги, уличное освещение, уборка мусора, от которых дипломат получает прямую пользу.)

(f) Регистрации, оплаты служебных или протокольных издержек, долговых обязательств и гербовых сборов по отношению к недвижимой собственности (за исключением недвижимой собственности, заявленной как часть территории, относящейся к территории миссии, в таких случаях издержки и долги взимаются только по дополнительно предоставленным услугам).

Освобождение от таможенных пошлин

Дипломат, а также члены его семьи, проживающие с ним (при условии, что они не являются гражданами или постоянными жителями принимающей страны), имеют право (в соответствии с местными правилами, которые не должны посягать на дипломатические привилегии) на импорт предметов для личного пользования, включая предметы, необходимые для содержания дома. Эти предметы освобождаются от таможенных и других связанных с импортом пошлин, но не освобождаются от сборов, связанных с дополнительными услугами, такими как, например, хранение, перевозка. Дипломаты и члены их семей обязаны выполнять все требования, предъявляемые принимающей страной к предметам, ввезенным беспошлинно и впоследствии проданным или от которых избавились иным способом.

Освобождение от требований по социальному обеспечению

Дипломат, а также члены его семьи, проживающие с ним (при условии, что они не являются гражданами или постоянными жителями принимающей страны), освобождаются от требований законодательства принимающей страны по социальному обеспечению. Освобождаются также личные слуги, состоящие в услужении у дипломата, при условии, что они не являются гражданами или резидентами принимающей страны, подпадающими под категорию нуждающихся в социальной защите своего государства. Дипломат обязан подчиняться правилам социального обеспечения по отношению к любому лицу, которое он нанимает и которое не освобождается от требований по социальной защите. В некоторых странах дипломату может быть позволено участвовать в системе социального обеспечения, если он того пожелает; в других странах его положение может быть предусмотрено существующим соглашением между принимающей страной и его собственной.

Освобождение от досмотра личного багажа

Дипломат, а также члены его семьи, проживающие с ним (при условии, что они не являются гражданами или постоянными жителями принимающей страны), освобождаются от досмотра личного багажа, за исключением серьезных оснований для необходимости удостоверения, что в багаже не содержатся предметы, не имеющие иммунитета или незаконно ввозимые-вывозимые. В таком случае досмотр производится в присутствии дипломата или его полномочного представителя.

Свобода перемещений

Все члены персонала дипмиссии имеют право на свободное перемещение без ограничения по территории государства, в котором они служат, за исключением тех мест, доступ к которым ограничен по причине национальной безопасности. Это правило не всегда выдерживается, и некоторые страны ограничивают свободу дипломатов специальными зонами для поездок; в этих случаях проводится взаимная политика ограничений.

Проезд через третью страну

При условии наличия всех необходимых виз дипломаты, а также члены их семей, путешествующие вместе или раздельно, пользуются правом неприкосновенности и другими иммунитетами, необходимыми для обеспечения их безопасного проезда через третью страну к месту службы или обратно. Дипломаты должны быть снабжены письмом своего министерства (предпочтительно на языке третьей страны или стран), объясняющим цель их поездки, или дипломатической визой, выданной дипломатическим или консульским представителем страны. Обычно дипбагаж не подлежит досмотру, и властям необходимо иметь довольно веские причины, чтобы сделать его.

Ответные обязательства дипломатов

Предоставление государством привилегий и иммунитетов подразумевает высокий уровень ответственности и честности у получающего эти привилегии. Дипломат не может вмешиваться во внутренние дела принимающего государства; не может использовать служебные помещения с иными целями, кроме как прямых и закрепленных за ними функций; не должен извлекать выгоды из своего иммунитета по отношению к правовой ответственности за несоблюдение законов в таких случаях, как дорожно-транспортные происшествия, превышение скорости, нарушение правил парковки.

Дипломатические паспорта

Дипломатические паспорта выдаются большинством государств тем своим гражданам, которые обладают правом дипломатического иммунитета, а также в некоторых государствах и лицам, обладающим высоким положением. В Соединенном Королевстве практикуется выдача дипломатических паспортов на строго контролируемой основе и только дипломатам на период их деятельности в британских дипломатических миссиях за рубежом. Обычно паспорта воспринимаются не как подтверждение наличия иммунитетов (эту функцию prima facie выполняют Списки дипломатического корпуса), а лишь как подтверждение назначения; тем не менее они являются необходимым документом. Для этих же целей принимающая страна может выдавать удостоверения.

Представители международных организаций

В некоторых случаях резиденты (а иногда и нерезиденты) — представители стран в международных организациях обладают правом на привилегии и иммунитеты, аналогичные дипломатическим. Представители ООН и ее специализированных учреждений обычно наделяются широким спектром привилегий и иммунитетов согласно Конвенции ООН о привилегиях и иммунитетах от 1946 года и аналогичной конвенции, касающейся спецучреждений ООН. Немногие из старших служащих этих организаций обладают правом пользования всеми видами дипломатических привилегий и иммунитетов при условии, что они не являются гражданами или резидентами принимающей страны; остальные сотрудники этих организаций пользуется ограниченными привилегиями и иммунитетами. Что касается иных организаций, то вопросы о привилегиях и иммунитетах включаются обычно в устав организации или в соглашение, заключенное между принимающей страной и международной организацией, до того как она обоснуется в этом государстве. Специальные правила используются в Швейцарии и США, где такие организации многочисленны.

Члены дипломатических миссий, наносящих визит

Считается обычным предоставлять привилегии и иммунитеты представителям иностранных государств, которые не аккредитованы как дипломаты в каком-либо государстве, но которые выполняют квазидипломатические или представительские функции. В эту категорию входят главы государств или их представители, наносят ли они официальный или неофициальный визит, члены арбитражного суда и правительственные делегации, прибывшие на конференции или конгрессы. Для урегулирования вопроса о предоставлении таким специальным миссиям, присланным с согласия принимающей страны, привилегий и иммунитетов существует Нью-Йоркская конвенция о специальных миссиях.

Ограниченные привилегии и иммунитеты

Недипломатический персонал представительства, который не имеет подданства и не является резидентом страны, в которой служит

Члены административного и технического персонала миссии, а также члены их семей, проживающие с ними (при условии, что они не являются гражданами или резидентами государства, в котором служат), имеют право на все иммунитеты, предоставленные дипломатам, за исключением того, что иммунитет от гражданской и административной ответственности не распространяется на действия, совершенные вне служебной деятельности; право на все дипломатические привилегии, за исключением того, что они не освобождены от досмотра их личного багажа; освобождение от таможенных пошлин ограничено предметами, ввозимыми ими во время их прибытия в страну для служебной деятельности, а также они не обладают привилегиями и иммунитетами во время проезда к месту службы через третьи страны, но такие страны обязаны не препятствовать их проезду.

Члены обслуживающего персонала миссии, не являющиеся гражданами или резидентами страны, в которой они служат, обладают иммунитетом по отношению к действиям, совершенным в процессе их служебной деятельности; освобождены от налогов и сборов с заработка, который они получают за свою службу; на них не распространяются требования по социальному обеспечению принимающей страны, так как предусматривается, что они пользуются социальной защитой собственной страны.

Личные слуги членов дипломатического персонала миссии, не являющиеся гражданами или резидентами страны, в которой они служат, освобождены от уплаты налогов и сборов с заработка, который они получают за свою службу, но не имеют права ни на какие другие привилегии и иммунитеты, кроме тех, которые принимающая страна может посчитать нужным им предоставить; предоставление привилегий должно осуществляться таким образом, чтобы они не послужили препятствием для выполнения функций миссии.

Дипломаты и другие члены персонала миссии, являющиеся гражданами или резидентами принимающей страны

Дипломаты, являющиеся гражданами или резидентами страны, в которой они служат, имеют право только на иммунитет от правовой ответственности и на личную неприкосновенность по отношению к официальным действиям, совершенным в процессе выполнения своих функций, хотя в некоторых странах им могут быть даны и другие привилегии. Остальные члены недипломатического персонала миссии и личные слуги, являющиеся гражданами или резидентами страны, в которой они служат, пользуются лишь теми привилегиями и иммунитетами, которые принимающая страна посчитает приемлемыми. Тем не менее, любые ограничения, накладываемые на лиц этих категорий, не должны повлиять на выполнение миссией своих функций.

studfiles.net

Дипломатические и консульские иммунитеты.

Дипломатические и консульские иммунитеты по своей сути являются персональными в том плане, что они распространяются на отдельных лиц, а не на сами государства. Тем не менее, как мы увидим, дипломатические иммунитеты предоставляются не индивиду как таковому, а для обеспечения эффективного осуществления функций от имени государства. Очевидно, что право дипломатического иммунитета является обоюдосторонним. С одной стороны, лицу предоставляются определенные привилегии в рамках правовой системы государства, к которому он аккредитован (принимающему государству), а, с другой стороны, на принимающее государство возлагаются определенные обязательства по защите дипломата и его имущества, чтобы он мог эффективно выполнять возложенные на него функции. Право дипломатических и консульских иммунитетов включает в себя как привилегии для дипломатических / консульских должностных лиц, так и обязательства для принимающего государства.

Важность дипломатической деятельности в международных отношениях невозможно переоценить. Даже в современную эпоху стремительного развития прямых и мгновенных коммуникаций ничто не может соперничать с личными и конфиденциальными связями между дипломатическими агентами и представителями принимающего государства. Вследствие чего, право дипломатических иммунитетов является одним из наиболее важных институтов международного права. Как указывается в решении Международного Суда в деле о захвате американского посольства в Тегеране 1980 (США против Ирана), эти правила носят «фундаментальный характер», представляя собой jus cogens (лат. – неоспоримая норма), а их незыблемость имеет «жизненно важное значение для безопасности и благополучия сложного международного сообщества сегодняшнего дня».

Международное право.

Правовые принципы дипломатических и консульских иммунитетов в международном праве содержатся прежде всего в двух многосторонних конвенциях – Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. (в настоящее время 190 участников) и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года (в настоящее время 179 участников). В этой статье основное внимание уделяется Конвенции о дипломатических сношениях и ссылки на «Конвенцию» следует рассматривать как ссылки на этот договор. Хотя консульские работники выполняют жизненно важные административные функции в отношении граждан, находящихся в стране, к которой они аккредитованы, основная политическая и представительская работа ложится на дипломатический персонал. В большинстве случаев иммунитеты и привилегии консульских служащих, являются не столь широкими, как у дипломатических работников.

Венская конвенция о дипломатических сношениях вступила в действие 24 апреля 1964 года и, как уже было отмечено выше, на 1 апреля 2014 года насчитывается 190 договаривающихся сторон. Конвенция явилась итогом работы Конференции ООН по дипломатическим сношениям и иммунитетам 1961 года. В основу Конвенции был положен ряд проектов статей, подготовленных Комиссией по международному праву. Следуя обычному принципу международных договоров, только участники связаны конкретными обязательствами Конвенции, и нельзя уверено сказать, является ли Конвенция в большей степени результатом кодификации существующих международно-правовых норм либо представляет их прогрессивное развитие. Однако, как отметил Международный суд в деле США против Ирана, в настоящее время основная часть Конвенции отражает обычное международное право и совершенно очевидно, что практически все спорные вопросы по поводу дипломатического права могут быть решены согласно положениям и обязательствам данного договора.

Изначально считалось, что основание дипломатических привилегий базируется на статусе и положении главы государства. Отсюда вытекало, что дипломаты являются своего рода представителями или alter ego государя и должны обладать всеми иммунитетами, которыми бы пользовались он или она. Аналогичным образом, нормы, касающиеся защиты и неприкосновенности дипломатического представительства – посольства, выстраивались на идее о том, что представительство является частью суверенной территории представляемого государства. Однако со временем стало понятно ясно, что обе эти идеи искажают смысл дипломатических и консульских иммунитетов. Назначение этих иммунитетов является обеспечение эффективного осуществления функций дипломатических представителей своего государства без препятствий или опасения преследования со стороны властей принимающего государства. Основой дипломатических иммунитетов является функциональность, и с данной целью дипломату предоставляются определенные привилегии и иммунитеты, а на принимающее государство возлагаются определенные обязательства. Такое соображение остается верным, даже если некоторые иммунитеты распространяются и на случаи, когда дипломат не выполняет своих служебных обязанностей, но он пользуется иммунитетом в частных или личных делах. Опять же, это делается для того, чтобы избежать сомнений в том, что дипломат не находится под давлением в какой бы то ни было форме со стороны принимающего государства. Как поясняется в преамбуле Венской конвенции, «такие привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства».

Личные иммунитеты и привилегии.

Положения Венской конвенции относятся к нескольким категориям лиц, указанным в статье 1, которые могут пользоваться отдельными или всеми иммунитетами. К ним относятся «глава представительства» (например, посол или временный поверенный в делах), «члены дипломатического персонала» (дипломаты), «члены административно-технического персонала» (секретари и т.д.), «члены обслуживающего персонала» (например, кухонные работники, хозяйственный персонал) и «частные домашние работники» (например, личный камердинер). Как правило, самые обширные иммунитеты предоставляются руководителю миссии и его дипломатическому персоналу, и в нисходящей степени другим категориям. Такого же уровня дипломатические иммунитеты, какие предоставляются самому главе миссии, дипломатам или административно-техническому персоналу, распространяются и на членов их семей. Тем не менее, если не было принято специальное соглашение для лиц, являющихся гражданами принимающего государства, иммунитеты предоставляются только в объеме необходимом для исполнения служебных обязанностей, а для обслуживающего персонала, вообще отсутствуют.

Самые важные личные иммунитеты содержатся в ст. 29 и 31 Конвенции. Личность дипломатического агента (включать главу миссии) является неприкосновенной. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. (ст. 29). Согласно ст. 31 дипломатический агент пользуется полным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции кроме исков: связанным со сделками с частным недвижимым имуществом; касающихся наследственных споров; относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой за пределами своих официальных функций. Например, дипломат пользуется иммунитетом в отношении штрафов за парковку, магазинных краж, сексуального насилия и других преступлений уголовного характера, а также в отношении большинства исков по гражданским делам. Тем не мене, дипломатические агенты не обладают иммунитетом в отношении гражданских исков, скажем, касающихся частных бизнес-консультаций или внештатной «коммерческой деятельности». Как правило, члены семьи дипломата пользуются такими же иммунитетами, если они не являются гражданами государства пребывания.

Аналогичными иммунитетами пользуются административно-технические сотрудники и члены их семей с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции распространяется только на официальные действия, совершенные ими при выполнении своих функций. Они лишаются иммунитета, если являются гражданами принимающего государства или постоянно приживают на его территории (ст. 37). Иммунитеты других категорий служащих в значительной мере сокращаются. Иные иммунитеты, опять-таки в различном объеме для каждой категории, включают в себя освобождение от налогов, таможенных пошлин, а также от всех трудовых и государственных повинностей, например, призыва на военную службу или участия в суде присяжных.

Иммунитеты в отношении собственности.

Помещения представительства (посольство) неприкосновенны, а власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства (ст. 22). Термин «помещения представительства» означает любые здания, включая резиденцию главы миссии, и земельный участок под ними, независимо от права собственности на них (ст. 1). Также, имущество и средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска и изъятия (ст. 22), а архивы и документы миссии неприкосновенны, даже если находятся за пределами ее помещений (ст. 24). Государство пребывания обязано защищать помещения миссии (ст. 22) и будет нести ответственность в соответствии с международным правом, если не смогло обеспечить надлежащую защиту. Данные иммунитеты и обязанность охранять здания посольства остаются в силе даже после разрыва дипломатических отношений или в случае вооруженного конфликта (ст. 45), однако, только до тех пор, пока помещения миссии используются для дипломатических целей. Частная резиденция члена дипломатического персонала пользуется той же неприкосновенностью, как само посольство, а его документы и корреспонденция также неприкосновенны, за исключением случаев, касающихся вопросов, подлежащих гражданской юрисдикции (ст. 30). Подобные иммунитеты распространяются и на членов административно-технического персонала, не являющихся гражданами государства пребывания или постоянно проживающими на его территории.

Свобода сношений.

В соответствии со ст. 26, принимающее государство обязано обеспечить свободу передвижения по его территории, за исключением зон, «въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности». Кроме того, в ст. 27, содержится, пожалуй, одно из наиболее важных положений Конвенции. Государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения представительства для всех официальных целей. В статье специально оговаривается разрешение использовать шифрование сообщений для связи с правительством и другими посольствами аккредитующего государства, однако, радиопередатчик может быть использован только с согласия принимающего государства. Все корреспонденция, относящаяся к представительству и его функциям, неприкосновенна и, что немаловажно, дипломатическая почта не может быть ни вскрыта, ни задержана. Как видно, несмотря на то, что размер «почты» может варьироваться от воздушного судна, заполненного паллетными ящиками, до небольшого пакета бумаг, но, если «почта» имеет видимые внешние знаки, она не полежит стандартной процедуре ввоза.

В последние годы положение о неприкосновенности дипломатической почты является причиной серьезной озабоченности многих стран. Известно несколько случаев, когда дипломатическая почта использовалась для контрабанды наркотиков, оружия, художественных ценностей или даже людей в или из принимающего государства. Хотя ст. 27 (4) предусматривает, что дипломатическая почта должна содержать только «документы и предметы, предназначенные для официального пользования», тем не менее, положение о том, что принимающее государство не может вскрывать почту для досмотра, остается безусловным. Более того, несмотря на то, что компетентные власти некоторых государства требуют вскрытия почты в их присутствии уполномоченным сотрудником посольства представляемого государства, а при отказе подчиниться данному требованию почта возвращается в место отправления, подобная практика является нарушением ст. 27. Государство пребывания должно обеспечить свободу сношений и не имеет права задерживать дипломатическую почту.

Не удивительно, что в связи с возможностью злоупотреблений все чаще стали раздаваться призывы по реформированию положений о неприкосновенности дипломатической почты, и Комиссия международного права (КМП) принялась за тщательное изучение права дипломатической корреспонденции. В настоящее время в рамках ее работы, был подготовлен Проект статей о дипломатических курьерах и дипломатической почте, призванный заложить комплексную систему и стать основой многостороннего договора. Самые важные нововведения содержатся в ст. 28 – Защита дипломатической почты. Приводилось значительное количество совещаний в КМП относительно данного нововведения – некоторые участники отдавали предпочтение абсолютной неприкосновенности и другие правилу «вскрытие либо возвращение». Проект статьи в целом принимает строну первых из них: «дипломатическая почта неприкосновенна независимо от ее местонахождения; она не подлежит ни вскрытию, ни задержанию и освобождается от любого досмотра непосредственно или при помощи электронных или других технических средств». Однако, следует отметить, что в ст. 28 (2) Проекта статей для консульской почты сохраняется правило «вскрытие либо возвращение» подобное содержащемуся в ст. 35 (3) Венской конвенции о консульских сношениях.

После широкого обсуждения КМП склонилась к мнению об абсолютной неприкосновенности дипломатической почты, и редакция Проекта статей в основном направлена на повышение защищенности дипломатических сношений. Еще предстоит выяснить, поддержат ли государства данную редакцию, особенно с учетом того, что в ней не затрагиваются проблемы злоупотреблений. Тем не менее, следует помнить, что дипломатическая почта является жизненно необходимой формой связи между представляемым государством и его представителями. Ее неприкосновенность служит на благо всех государств, тем более, если государство имеет большое число зарубежных представительств. Кроме того, существует немало свидетельств того, что в некоторых странах дипломатическая почта и багаж дипломатических сотрудников (защищенный в соответствии со ст. 30) преднамеренно задерживается, а иногда обыскивается в пункте прибытия. Нарушения Конвенции не ограничиваются недобросовестностью дипломатов представляемого государства.

Злоупотребления.

В соответствии со ст. 41 все лица, пользующиеся дипломатическими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Аналогичным образом, помещения представительства не могут использоваться в целях несовместимых с его функциями, а на членах миссии лежит обязанность не вмешиваться во внутренние дела принимающего государства. Данные положения дают понимание, что дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются не для личной выгоды членов миссии, хотя и не ограничиваются только служебными задачами, но для обеспечения надлежащего функционирования миссии и эффективного исполнения обязанностей дипломата. Означает ли это, что иммунитет может быть ограничен в случаях преднамеренного злоупотребления со стороны дипломата – например, повторяющиеся нарушения правил парковки или кражу в магазинах? В Великобритании, например, в 1996 году было установлена причастность двадцать девяти дипломатов к «серьезным правонарушениям» (заслуживающим наказание в виде лишения свободы). Тем не менее, несмотря на подобные аргументы, в ст. 41 говорится предельно ясно: обязанность соблюдать и уважать законы принимающего государства возлагается на дипломатов «без ущерба для их привилегий и иммунитетов». Другими словами, злоупотребление привилегиями, предоставленными в соответствии с нормами Конвенции, не влечет за собой потерю этих привилегий. На первый взгляд, такое положение может показаться несправедливым – если цель иммунитетов заключается в содействии надлежащему функционированию миссии, почему такие иммунитеты сохраняются, когда дипломат явно «выходит за рамки»? Опять-таки, причина в том, чтобы защитить дипломата от ложных обвинений, умышленной фальсификации фактов и тому подобных методов, к которым могло бы прибегнуть принимающее государство, подстраивая дипломатические инциденты для компрометации других государств. Если дипломат или член миссии многократно злоупотребляет своими привилегиями или совершит деяние, являющиеся особо тяжким преступлением в соответствии с национальным законодательством, принимающее государство в соответствии со ст. 32 Конвенции может потребовать от аккредитующего государства отказаться от иммунитета своего представителя. В крайнем случае, принимающее государство может объявить дипломата персоной нон грата, так что представляемое государство обязано отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. Этим правом государство может воспользоваться в любое время и без объяснения причин. Чаще всего дипломатов и других сотрудников высылают в связи с «деятельностью, несовместимой с их статусом». Так, в мае 1996 года во время шпионского скандала между Россией и Великобританией было выслано по четыре дипломата с каждой стороны.

Как уже было сказано выше, большинство споров, касающихся дипломатического права, регулируются нормами Венской конвенции. Фактически, основная часть его положений также представляет собой кодификацию обычного международного права. Не удивительно, что заметно увеличившееся количество злоупотреблений дипломатическими привилегиями со стороны отдельных дипломатов в последние годы, спровоцировало требования к предоставлению менее абсолютных иммунитетов, хотя они явно не нашли поддержки с КМП при принятии Проекта статей о дипломатической почте. Действительно, трудно утверждать, что ослабление данных иммунитетов в пользу принимающего государства, в самом деле пойдет всем на благо. Ограничение дипломатических иммунитетов было бы приемлемо, если бы мы точно знали, что государства не попытаются использовать некоторые изменения для достижения своих собственных целей. Это явно не тот случай. Ограничение иммунитетов в отношении дипломатов или в отношении дипломатической собственности, лишь поощрит государства, уже пренебрегающие международными нормами. Как было подчеркнуто Международным судом в деле о захвате американского посольства «частота, с которой в настоящее время принципы международного права, регулирующие дипломатические и консульские отношения, сводятся на нет отдельными лицами и ли группами лиц уже вызывает сожаление». Очевидно, что послабление бескомпромиссного характера Венской конвенции, будет лишь провоцировать новые нежелательные инциденты.

Автор: Professor Martin Dixon.

interlaws.ru

7. Дипломатические привилегии и иммунитеты

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года уделяет значительное внимание дипломатическим привилегиям и иммунитетам. И это не случайно, потому что институт привилегий и иммунитетов существует специально для обеспечения выполнения дипломатическим представительством и его персоналом своих функций. Этот институт возник в глубокой древности и первоначально его нормы действовали в качестве обычных. В настоящее время они зафиксированы во многих многосторонних и двусторонних соглашениях.

В международной доктрине существует несколько принципиальных подходов к обоснованию предоставление дипломатических привилегий и иммунитетов:

- Принцип взаимности - в его основе лежит понимание того, что предоставление дипломатических привилегий и иммунитета осуществляется на взаимной основе;

- Принцип альтернативности - в его основе лежит утверждение о том, что предоставление привилегий и иммунитетов является правом, а не обязанностью государства;

- Принцип функциональной необходимости - в его основе лежит признание того, что в государстве пребывания дипломатического представительства иностранного государства должны быть созданы надлежащие условия для эффективной деятельности. Следует отметить, что именно на таком подходе базируется Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года.

Во дипломатическими привилегиями понимаются особые преимущества и льготы, предоставляемые представительствам и их сотрудникам, по сравнению с гражданами пребывания.

Во дипломатическими иммунитетами понимают изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания.

В международном праве различают привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников (личные привилегии и иммунитеты).

К привилегий и иммунитетов дипломатических представительств относятся:

- Неприкосновенность помещений представительства - она означает, что власти государства пребывания не могут вступать в это помещение без согласия главы представительства. Более того, в стране пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого нанесения вреда и вторжения и предотвращения всякого нарушения спокойствия или оскорбления его достоинства. Помещения представительств, предметы их обстановки и другое имущество, находится в них, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обысков, ареста, реквизиции и исполнительных действий. При этом термин «жилище» толкуется расширительно и охватывает здания или части зданий, используемые для представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы не принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть дома земельный участок. Но это ни в коей мере не означает, что помещения дипломатического представительства является суверенным частью территории государства, аккредитует. Территория дипломатического представительства находится под суверенитетом государства пребывания, но ей, согласно международному праву, предоставлен особый правовой режим (режим экстерриториальности) с целью успешного выполнение функций, возложенных на представительство;

- Фискальный иммунитет (от лат, fiscalis - казенный) означает освобождение дипломатических представительств всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Собрание, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин государства пребывания

- Неприкосновенность архивов и документов представительства - эти объекты неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения, т.е. где бы они теоретически не находились. Корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни распечатыванию, ни задержке;

- Свобода сношений представительства - означает, что дипломатическое представительство имеет свободу сношений со своим правительством, другими представителями и консульствами аккредитованной государства, где бы они ни находились. Для осуществления этих отношений дипломатические представительства вправе пользоваться всеми средствами, которые подходят, включая дипломатических курьеров, закодированными или шифрованными депешами. Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью и подлежат особой защите со стороны государства пребывания. Государством, аккредитующим, или представительством может быть назначен дипломатический курьер ad hoc (например, командир гражданского воздушного или морского судна, несущего флаг государства, аккредитует). В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатические представительства вправе по согласия страны пребывания установить радиостанцию и использовать ее, а также обладают внеочередным правом пользования средствами гражданского электросвязи. В свою очередь, государство пребывания для надлежащего и эффективного выполнения функций дипломатических представительств обязана способствовать облегчению их работы, обеспечить свободу передвижений и сообщений, предоставить все возможности для выполнение функций дипломатических представительств;

- Право пользования флагом и эмблемой государства, аккредитует, - это право принадлежит как самому представительству, так и его главе. Эти символы государства, аккредитует, размещаются в помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

В личных привилегий и иммунитетов относятся:

- Неприкосновенность личности дипломата - лицо дипломатического агента неприкосновенна, он не подлежит аресту или задержанию в любой другой форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать надлежащие меры для предотвращения каких-либо посягательств на его личность, свободу, достоинство.

- Неприкосновенность жилища - частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения дипломатического представительства (Частная резиденция дипломатического агента включает в себя любое помещение, в котором может жить дипломат: квартиру, номер в гостинице, дом). Бумаги дипломатического агента, его корреспонденция, кроме ряда случаев, связанных с гражданской юрисдикцией государства пребывания, неприкосновенны;

- Иммунитет от юрисдикции - дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и адми-

нистративного юрисдикции государства пребывания. Он абсолютный иммунитет от уголовной юрисдикции.

По общему правилу дипломат не должен нарушать законов государства пребывания, однако в случае совершения им уголовно наказуемого деяния уголовное дело в отношении него не нарушается в силу данного иммунитета. Такая лицо объявляется persona non grata и ему предлагается покинуть территорию государства пребывания. Вместе с тем, принимающая сторона, может ходатайствовать перед правительством государства, аккредитует, об отказе в иммунитете дипломату, что сделал преступление. При его получении такой отказ должна быть ясно и точно выражена.

На дипломатов также распространяется иммунитет от гражданской юрисдикции, кроме таких случаев:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если он не владеет этим имуществом для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или видмовоодержувача наследия. Таким образом, дипломатический агент не может ссылаться на дипломатический иммунитет как основание для отказа от явки при рассмотрении иска или иного дела, принадлежащего к наследованию;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или комерцийнии деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.

Дипломаты также пользуются иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания и поэтому на них не могут налагаться штрафы и другие административные взыскания.

Вместе с тем следует иметь в виду, что иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитованной государства;

- Фискальный иммунитет - дипломатический агент освобождается от всех пошлин и налогов, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением:

а) косвенных налогов, включаемых в цену то-вара и обслуживания;

б) сбора налогов на частное недвижимое имущество, находящееся в аккредитованной государстве, если он не владеет им от имени аккредитованной государства, или для представительства;

в) налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых страной пребывания;

г) сборов и налогов на частный доход, источник которых находится в стране пребывания;

д) судебных, реестровых сборов, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории государства пребывания.

Кроме дипломатического персонала, иммунитеты и привилегии распространяются на членов их семей.

К членам семьи дипломата принадлежат его жена (муж) и несовершеннолетние дети, а также, согласно международного порядка, взрослые незамужние дочери дипломата, проживающих с ним совместно и находятся на его иждивении.

Дипломатические привилегии и иммунитеты начинают распространяться на лиц, определенных в международном праве, с момента пересечения ими границы принимающего государства, и действуют до момента выезда указанных лиц из государства пребывания. Дипломат и члены его семьи пользуются установленными в международном праве привилегиями и иммунитетами также при проезде через третье государство. Третьи государства не должны препятствовать проезду через их территорию членов административно-технического и обслуживающего персонала представительства и членов их семей. Таким образом, дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются не для того, ицоб игнорировать законы, правила и обычаи государства пребывания, а с целью более эффективного выполнения дипломатическим представительством и его персоналом своих функций в полной соответствии с нормами международного права и внутригосударственного права страны пребывания.

readbookz.net

Дипломатические привилегии и иммунитеты - это... Что такое Дипломатические привилегии и иммунитеты?

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ (англ. diplomatic privileges and immunities) - в международном праве права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, специальным миссиям, представительствам государств при международных межправительственных организациях, их главам и сотрудникам. Д.п. и и. предоставляются для обеспечения дипломатическим представительствам иностранных государств или органам международных организаций возможности эффективно осуществлять свои функции без контроля со стороны властей государства пребывания, что вытекает из принципа суверенного равенства государств.

С 1815 г. договором, регулирующим вопросы Д.п. и и., был Венский регламент (с дополнениями, внесенными на Аахенском конгрессе в 1818 г.). После 2-й мировой войны заключены: Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.), Венская конвенция о консульских сношениях (1963 г.), Венская конвенция о представительстве государств и их отношениях с международными организациями универсального характера (1975 г.) и др. В уставах международных организаций, некоторых многосторонних конвенциях и двусторонних соглашениях определяются привилегии и иммунитеты международных организаций, а в двусторонних консульских конвенциях устанавливаются обычно консульские привилегии и иммунитеты. Д.п. и и. в большинстве государств регулируются также национальным законодательством.

Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства включают неприкосновенность помещений и архивов, освобождение от налогов, свободу сношений со своим правительством, таможенные привилегии, право вывешивать флаг и герб на здании представительства и др.

Личные привилегии и иммунитеты предусматривают личную неприкосновенность дипломата, неприкосновенность помещения, в котором проживает дипломат, а также иммунитет от юрисдикции государства пребывания (дипломат не может быть привлечен к уголовной и, за некоторыми исключениями, к гражданско-правовой и административной ответственности). Личный багаж дипломата освобождается от досмотра, кроме случаев, особо оговоренных в Венских конвенциях 1961 и 1975 гг.

Административно-технический персонал и члены их семей, если они не являются гражданами государства пребывания, пользуются Д.п. и и. с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении служебных обязанностей, а их личный багаж может быть подвергнут в государстве пребывания таможенному досмотру. Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих служебных обязанностей, а также рядом привилегий в отношении налогов, сборов и т.д.

Государства могут заключать между собой специальные соглашения о расширении Д.п. и и. на основе взаимности.

Д.п. и и. в полном объеме предоставляются главе государства, главе правительства, министру иностранных дел и обычно главам др. высших учреждений государства во время нахождения их на иностранной территории. Лица, пользующиеся Д.п. и и. без ущерба для этих привилегий и иммунитетов, обязаны уважать законы государства пребывания; в случае их нарушения они могут быть объявлены персоной нон грата.

Третьи государства должны обеспечить неприкосновенность и предоставлять иммунитеты при проезде дипломата и членов его семьи через их территорию.

ГА ООН принята Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в т.ч. дипломатических агентов (1973 г.) Иммунитет сотрудников дипломатических представительств от юрисдикции государства пребывания не освобождает их от юрисдикции аккредитующего государства (см. подр.: Ю.Д. Ильин. Основные тенденции в развитии консульского права. — М., 1969; И.П. Блищенко. Дипломатическое право. -М., 1972).

Энциклопедия права. 2015.

encyclopediya_prava.academic.ru


Смотрите также