Тест по теме "Лексика". Диктор изюм обет кличка иммунитет


Контрольная работа по русскому языку по теме «Лексика». 10 класс.

Вопросы

%

1.

Что такое омоформы? Приведите пример.

5

2.

Какие слова называются паронимами? Приведите пример.

5

3.

Распределите слова в 2 столбика: однозначные и многозначные

Конец, гибрид, розетка, река, зоосад.

5

4.

Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении:

А) прямой

Б) бархатный

5

5.

Подберите синонимы к выделенным словам:

А) Думать надо было раньше!

Б) Девочка ещё слишком мала, чтобы идти в школу.

5

6.

Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение.

А) Цементный завод -………..

Б) Целебный ключ - ………..

5

7.

Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом.

А) Передовые люди понимали, что нужно устранить крепостное право.

Б) На лице Веры Павловны появилась унылая улыбка.

5

8.

Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

А) На небе хорошо просматривались плотные дождливые облака.

Б) Ты совершил проступок и должен ответить за это.

В) Здесь ведётся строительство высокого дома.

5

9

Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Банкротство - …….., имитация - …….., финал - ……., шеф - ………, антракт - ………

5

10.

Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:

А) Ратник

Б) Чело.

В) Ланиты.

5

11.

Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову глубокий.

10

12.

Объясните значение фразеологизмов:

Гомерический смех - …., рыдать навзрыд - ….., бить баклуши - ……,набрать в рот воды - …..

10

13.

Объясните разницу в значениях слов: абонент – абонемент

10

14.

В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним старославянизмы.

А) Река Нарова медленно катила холодные воды к морю.

Б) Некоторые офицеры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному.

10

15.

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

А) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)

Б) Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

(А. Толстой)

В) Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и камень

Не столь различны меж собой.

(А. Пушкин)

10

lib.repetitors.eu

Лексика (тест) | Пчёлка - учитель!

Контрольная работа по теме «Лексика».

1 вариант.

Вопросы

1.

Что такое омофоны? Приведите пример

2.

Какие слова называются паронимами? Приведите пример.

3.

Распределите слова в 2 столбика: однозначные и многозначные

Диктор, изюм, обет, кличка, иммунитет.

4.

Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении:

А) седой_________________________________________

Б) высокий

5.

Подберите синонимы к выделенным словам:

А) Через несколько минут в комнату вбежал мальчик лет шести. (______________________)

Б) Нет ни в чём удачи.(_________________________)

6.

Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение.

А) Стрельба из лука — ……….

Б) Лошадь идёт рысью — ………

7.

Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом.

А) Наша машина неслась на сильной скорости.

Б) Дети делали всю тяжёлую работу.

8.

Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

А) Мне нужно успеть купить абонемент в бассейн.

Б) Это был умный, красивый, горделивый человек.

В) Почва в этом районе тяжёлая, глиняная.

9.

Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Банкротство — ……….., имитация — ……………., финал — ……………, шеф — ……….., антракт — ……..…

10.

Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:

А) Ланиты.

Б) Десница.

В) Чело.

11.

Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову сухой.

12.

Объясните значение фразеологизмов:

Дамоклов меч — ………………..………………, первая скрипка — ……….………………..…………., спустя рукава — ……………………………….., плясать под чужую дудку — ………………………….

13.

Объясните разницу в значениях слов: сытый и сытный

14.

В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним старославянизмы.

А) За золото они готовы забрать всё.

Б) Некоторые офицеры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному.

15.

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

А) Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь не пошлет!

Вынесет все – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

(Н. Некрасов)

Б) Траурный Моцарт зазвучал под сводами собора ( В. Астафьев )

В) Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и камень

Не столь различны меж собой.

(А. Пушкин)

Контрольная работа по теме «Лексика».

2 вариант.

Вопросы

1.

Что такое омоформы? Приведите пример.

2.

Какие слова называются паронимами? Приведите пример.

3.

Распределите слова в 2 столбика: однозначные и многозначные

Конец, гибрид, розетка, река, зоосад.

4.

Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении:

А) прямой ______________________________________________________________________________

Б) бархатный

5.

Подберите синонимы к выделенным словам:

А) Думать надо было раньше! (___________________________________________)

Б) Девочка ещё слишком мала, чтобы идти в школу. (_______________________________)

6.

Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение.

А) Цементный завод -………..

Б) Целебный ключ — ………..

7.

Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом.

А) Передовые люди понимали, что нужно устранить крепостное право.

Б) На лице Веры Павловны появилась унылая улыбка.

8.

Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

А) На небе хорошо просматривались плотные дождливые облака.

Б) Ты совершил проступок и должен ответить за это.

В) Здесь ведётся строительство высокого дома.

9

Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Банкротство — ……………….………, имитация — …………….………….., финал — ………………………….…., шеф — …………………………………..……, антракт — …………………………………………

10.

Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:

А) Ратник____________________________

Б) Чело.________________________________

В) Ланиты.

11.

Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову глубокий.

12.

Объясните значение фразеологизмов:

Гомерический смех — …………………………………..…., рыдать навзрыд — …………………..…………..….., бить баклуши — ………………………………….…,набрать в рот воды — ……………………………………….…..

13.

Объясните разницу в значениях слов: праздный и праздничный

14.

В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним старославянизмы.

А) Река Нарова медленно катила холодные воды к морю.

Б) Некоторые офицеры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному.

15.

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

А) В саду горит костёр рябины красной… (С. Есенин)

Б) Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)

В) Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом (В. Шукшин )

beestudy.ru

Тест по теме Лексика

Автор публикации: Грачева Е.А.

Дата публикации: 2016-10-02

Краткое описание: ...

Контрольная работа по теме «Лексика».

1 вариант.

1.

Что такое омофоны? Приведите пример

2.

Какие слова называются паронимами? Приведите пример.

3.

Распределите слова в 2 столбика: однозначные и многозначные

Диктор, изюм, обет, кличка, иммунитет.

4.

Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении:

А) седой_________________________________________

Б) высокий

5.

Подберите синонимы к выделенным словам:

А) Через несколько минут в комнату вбежал мальчик лет шести. (______________________)

Б) Нет ни в чём удачи.(_________________________)

6.

Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение.

А) Стрельба из лука - ……….

Б) Лошадь идёт рысью - ………

7.

Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом.

А) Наша машина неслась на сильной скорости.

Б) Дети делали всю тяжёлую работу.

8.

Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

А) Мне нужно успеть купить абонемент в бассейн.

Б) Это был умный, красивый, горделивый человек.

В) Почва в этом районе тяжёлая, глиняная.

9.

Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Банкротство - ……….., имитация - …………...., финал - …………..., шеф - ……….., антракт - ……..…

10.

Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:

А) Ланиты.

Б) Десница.

В) Чело.

11.

Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову сухой.

12.

Объясните значение фразеологизмов:

Дамоклов меч - ………………..………………, первая скрипка - ……….………………..………...., спустя рукава - ……………………………….., плясать под чужую дудку - ………………………….

13.

Объясните разницу в значениях слов: сытый и сытный

14.

В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним старославянизмы.

А) За золото они готовы забрать всё.

Б) Некоторые офицеры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному.

15.

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

А) Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь не пошлет!

Вынесет все – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

(Н. Некрасов)

Б) Траурный Моцарт зазвучал под сводами собора ( В. Астафьев )

В) Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и камень

Не столь различны меж собой.

(А. Пушкин)

Контрольная работа по теме «Лексика».

2 вариант.

1.

Что такое омоформы? Приведите пример.

2.

Какие слова называются паронимами? Приведите пример.

3.

Распределите слова в 2 столбика: однозначные и многозначные

Конец, гибрид, розетка, река, зоосад.

4.

Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении:

А) прямой ______________________________________________________________________________

Б) бархатный

5.

Подберите синонимы к выделенным словам:

А) Думать надо было раньше! (___________________________________________)

Б) Девочка ещё слишком мала, чтобы идти в школу. (_______________________________)

6.

Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение.

А) Цементный завод -………..

Б) Целебный ключ - ………..

7.

Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом.

А) Передовые люди понимали, что нужно устранить крепостное право.

Б) На лице Веры Павловны появилась унылая улыбка.

8.

Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

А) На небе хорошо просматривались плотные дождливые облака.

Б) Ты совершил проступок и должен ответить за это.

В) Здесь ведётся строительство высокого дома.

9

Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Банкротство - ……………….……..., имитация - …………….……...….., финал - ………………………….…., шеф - …………………………………..……, антракт - …………………………………………

10.

Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:

А) Ратник____________________________

Б) Чело.________________________________

В) Ланиты.

11.

Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову глубокий.

12.

Объясните значение фразеологизмов:

Гомерический смех - …………………………………..…., рыдать навзрыд - …………………..…………..….., бить баклуши - ………………………………….…,набрать в рот воды - ……………………………………….…..

13.

Объясните разницу в значениях слов: праздный и праздничный

14.

В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним старославянизмы.

А) Река Нарова медленно катила холодные воды к морю.

Б) Некоторые офицеры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному.

15.

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

А) В саду горит костёр рябины красной… (С. Есенин)

Б) Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)

В) Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом (В. Шукшин )

Читать полностью »

resheba.ws

Тест по теме Лексика - БОТАН

Контрольная работа по теме «Лексика».

1 вариант.

1.

Что такое омофоны? Приведите пример

2.

Какие слова называются паронимами? Приведите пример.

3.

Распределите слова в 2 столбика: однозначные и многозначные

Диктор, изюм, обет, кличка, иммунитет.

4.

Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении:

А) седой_________________________________________

Б) высокий

5.

Подберите синонимы к выделенным словам:

А) Через несколько минут в комнату вбежал мальчик лет шести. (______________________)

Б) Нет ни в чём удачи.(_________________________)

6.

Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение.

А) Стрельба из лука - ……….

Б) Лошадь идёт рысью - ………

7.

Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом.

А) Наша машина неслась на сильной скорости.

Б) Дети делали всю тяжёлую работу.

8.

Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

А) Мне нужно успеть купить абонемент в бассейн.

Б) Это был умный, красивый, горделивый человек.

В) Почва в этом районе тяжёлая, глиняная.

9.

Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Банкротство - ……….., имитация - …………...., финал - …………..., шеф - ……….., антракт - ……..…

10.

Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:

А) Ланиты.

Б) Десница.

В) Чело.

11.

Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову сухой.

12.

Объясните значение фразеологизмов:

Дамоклов меч - ………………..………………, первая скрипка - ……….………………..………...., спустя рукава - ……………………………….., плясать под чужую дудку - ………………………….

13.

Объясните разницу в значениях слов: сытый и сытный

14.

В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним старославянизмы.

А) За золото они готовы забрать всё.

Б) Некоторые офицеры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному.

15.

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

А) Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную -

Вынесет все, что господь не пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

(Н. Некрасов)

Б) Траурный Моцарт зазвучал под сводами собора ( В. Астафьев )

В) Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и камень

Не столь различны меж собой.

(А. Пушкин)

Контрольная работа по теме «Лексика».

2 вариант.

1.

Что такое омоформы? Приведите пример.

2.

Какие слова называются паронимами? Приведите пример.

3.

Распределите слова в 2 столбика: однозначные и многозначные

Конец, гибрид, розетка, река, зоосад.

4.

Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении:

А) прямой ______________________________________________________________________________

Б) бархатный

5.

Подберите синонимы к выделенным словам:

А) Думать надо было раньше! (___________________________________________)

Б) Девочка ещё слишком мала, чтобы идти в школу. (_______________________________)

6.

Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение.

А) Цементный завод -………..

Б) Целебный ключ - ………..

7.

Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом.

А) Передовые люди понимали, что нужно устранить крепостное право.

Б) На лице Веры Павловны появилась унылая улыбка.

8.

Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

А) На небе хорошо просматривались плотные дождливые облака.

Б) Ты совершил проступок и должен ответить за это.

В) Здесь ведётся строительство высокого дома.

9

Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Банкротство - ……………….……..., имитация - …………….……...….., финал - ………………………….…., шеф - …………………………………..……, антракт - …………………………………………

10.

Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:

А) Ратник____________________________

Б) Чело.________________________________

В) Ланиты.

11.

Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову глубокий.

12.

Объясните значение фразеологизмов:

Гомерический смех - …………………………………..…., рыдать навзрыд - …………………..…………..….., бить баклуши - ………………………………….…,набрать в рот воды - ……………………………………….…..

13.

Объясните разницу в значениях слов: праздный и праздничный

14.

В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним старославянизмы.

А) Река Нарова медленно катила холодные воды к морю.

Б) Некоторые офицеры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному.

15.

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

А) В саду горит костёр рябины красной… (С. Есенин)

Б) Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)

В) Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом (В. Шукшин )

botana.cc

Однозначные или многозначные изюм, кличка, диктор, обет, иммунитет

lenok 28 сентября 2013

Однозначные или многозначные изюм, кличка, диктор, обет, иммунитет

Являются многозначными.

пользователи выбрали этот ответ лучшим

комментировать

в избранное ссылка отблагодарить

Знаете другой ответ?

Другие вопросы по русскому языку

Продолжите текст срочняк плиз — Пятый «Ю», внимание! Пожалуйста, возьмите ручки в ваши ручки и запишите тему домашнего сочинения. Кто там тяжело вздыхает? Успокойтесь, пожалуйста! Мы с вами уже давно ничего не сочиняли. Кстати, кто мне назовет синонимы к слову «сочинять»? Пятый «Ю» оживился: — Выдумывать! Фантазировать! Заливать! Вешать лапшу на уши! — Прекрасно! Между прочим, вы не забыли, какой завтра день? Правильно, суббота. А кроме того, первое апреля! Самый подходящий день, чтобы выдумывать, заливать и это… как вы сказали, вешать лапшу… Кстати, и тема сочинения соответствующая: «Моя невероятная встреча». Все записали? Вопросов нет? Жду ваши шедевры в начале следующей недели. Записать слова в которых есть суффиксы: — еньк, — ок, — ник, — оньк, — ск, — енок, — н, — лив, — инк, — ов,- ист,-ушк

ПОПУЛЯРНОЕ

dan70000, 28 сентября 2013

Записать слова в которых есть суффиксы: — еньк, — ок, — ник, — оньк, — ск, — енок, — н, — лив, — инк, — ов,- ист,-ушк

tutreshu.ru

Лексика | Школьные файлы SchoolFiles.net

Контрольная работа по теме: «Лексика» 10 класс1. Распределите слова в 2 столбика: однозначные и многозначныеДиктор, изюм, обет, кличка, иммунитет.2. Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении:А) седойБ) высокий3. Подберите синонимы к выделенным словам:А) Через несколько минут в комнату вбежал мальчик лет шести.Б) Нет ни в чём удачи.

4. Подберите к выделенным словам омонимы.А) Стрельба из лука - .Б) Лошадь идёт рысью - 5. Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом.А) Наша машина неслась на сильной скорости.Б) Дети делали всю тяжёлую работу.6. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:А) Мне нужно успеть купить абонемент в бассейн.Б) Это был умный, красивый, горделивый человек.В) Почва в этом районе тяжёлая, глиняная.7. Замените заимствованные слова русскими синонимами:Банкротство - .., имитация - .., финал - ., шеф - , антракт -

8. Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:А) Ланиты.Б) Десница.В) Чело.9. Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову сухой.10.Объясните значение фразеологизмов:Первая скрипка - .., спустя рукава - ., плясать под чужую дудку - .11.Объясните разницу в значениях слов: болотный – болотистый

12. В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним старославянизмы.А) За золото они готовы забрать всё.Б) Некоторые офицеры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному.

13. Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.А) Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь. (С. Есенин)Б) Вынес достаточно русский народ,Вынес и эту дорогу железную –Вынесет все, что господь не пошлет!Вынесет все – и широкую, яснуюГрудью дорогу проложит себе.(Н. Некрасов)В) Они сошлись. Волна и камень,Стихи и проза, лед и каменьНе столь различны меж собой.(А. Пушкин)14. Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.А) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)Б) Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча!(А. Толстой)

ТЕСТ № 11. Дома новы, да предрассудки стары (А.Грибоедов).оксюморон 2) антитеза 3) перифраза 4) ирония

2. Сто лет с вами не виделись.перифраза 2) аллегория 3) литота 4)гипербола

3. Стальной оратор, дремлющий в кобуре (В.Маяковский).1) метонимия 2) перифраза 3) сравнение 4) синекдоха

4. В синем море волны плещут.В синем небе звезды блещут (А.Пушкин)1) эпифора 2) эпитет 3) синтаксический параллелизм 4) риторическое восклицание

5. Близко буря. В берег бьетсяЧуждый чарам черный челн (К. Бальмонт).1) аллитерация 2) аллегория 3) ассонанс 4) антитеза

6. Брожу ли я вдоль улиц шумных (А.Пушкин).1) аллитерация 2) градация 3) эллипсис 4) ассонанс

7. За окнами шел игольчатый льдистый мягкий снег (С. Сергеев-Ценский).1) сравнение 2) гипербола 3) эпитет 4) метонимия

8. В двух шагах отсюда.1) инверсия 2) гипербола 3) метафора 4) литота

9. Только слышно на улице где-то Одинокая бродит гармонь (В. Исаковский).1) антитеза 2) метонимия 3) риторическое обращение 4) умолчание10. Бегут по морю голубому Барашки белые, резвясь (И.Северянин).1) метафора 2) сравнение 3) аллегория 4) метонимия11. Люблю я пышное природы увяданье (А.Пушкин).1) антитеза 2) градация 3) оксюморон 4) литота

ТЕСТ № 2Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер.1. Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознание своей творческой силы.Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившие туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы (К. Паустовский).1) сравнение 2) звукоподражание 3) эллипсис 4) однородные члены 5) риторическое восклицание2. Полуправда в искусстве Говорят про иного писателя, что он, мол, пишет неправду. Но так ли это? Читаешь и видишь, что там люди с нормальными, встречающимися в жизни фамилиями. Занимаются делом, которым обычно занимаются люди; копают картошку, варят сталь, водят поезда, охотятся, ловят рыбу, руководят предприятиями, едят, ссорятся, любят, различаются, рассуждают чего же все-таки не хватает? (В.Солоухин)1) гипербола 2) вопросно-ответная форма изложения 3) эпитет; 4) противопоставление

3. Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо (А.Чехов).1) параллелизм 2) олицетворение 3) аллитерация 4) оксюморон 5) сравнение

Заголовок 315

schoolfiles.net

Тест по теме "Лексика"

Контрольная работа по теме «Лексика».

1 вариант.

1.

Что такое омофоны? Приведите пример

2.

Какие слова называются паронимами? Приведите пример.

3.

Распределите слова в 2 столбика: однозначные и многозначные

Диктор, изюм, обет, кличка, иммунитет.

4.

Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении:

А) седой_________________________________________

Б) высокий

5.

Подберите синонимы к выделенным словам:

А) Через несколько минут в комнату вбежал мальчик лет шести. (______________________)

Б) Нет ни в чём удачи.(_________________________)

6.

Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение.

А) Стрельба из лука - ……….

Б) Лошадь идёт рысью - ………

7.

Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом.

А) Наша машина неслась на сильной скорости.

Б) Дети делали всю тяжёлую работу.

8.

Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

А) Мне нужно успеть купить абонемент в бассейн.

Б) Это был умный, красивый, горделивый человек.

В) Почва в этом районе тяжёлая, глиняная.

9.

Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Банкротство - ……….., имитация - …………...., финал - …………..., шеф - ……….., антракт - ……..…

10.

Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:

А) Ланиты.

Б) Десница.

В) Чело.

11.

Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову сухой.

12.

Объясните значение фразеологизмов:

Дамоклов меч - ………………..………………, первая скрипка - ……….………………..………...., спустя рукава - ……………………………….., плясать под чужую дудку - ………………………….

13.

Объясните разницу в значениях слов: сытый и сытный

14.

В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним старославянизмы.

А) За золото они готовы забрать всё.

Б) Некоторые офицеры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному.

15.

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

А) Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь не пошлет!

Вынесет все – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

(Н. Некрасов)

Б) Траурный Моцарт зазвучал под сводами собора ( В. Астафьев )

В) Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и камень

Не столь различны меж собой.

(А. Пушкин)

Контрольная работа по теме «Лексика».

2 вариант.

1.

Что такое омоформы? Приведите пример.

2.

Какие слова называются паронимами? Приведите пример.

3.

Распределите слова в 2 столбика: однозначные и многозначные

Конец, гибрид, розетка, река, зоосад.

4.

Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении:

А) прямой ______________________________________________________________________________

Б) бархатный

5.

Подберите синонимы к выделенным словам:

А) Думать надо было раньше! (___________________________________________)

Б) Девочка ещё слишком мала, чтобы идти в школу. (_______________________________)

6.

Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение.

А) Цементный завод -………..

Б) Целебный ключ - ………..

7.

Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом.

А) Передовые люди понимали, что нужно устранить крепостное право.

Б) На лице Веры Павловны появилась унылая улыбка.

8.

Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

А) На небе хорошо просматривались плотные дождливые облака.

Б) Ты совершил проступок и должен ответить за это.

В) Здесь ведётся строительство высокого дома.

9

Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Банкротство - ……………….……..., имитация - …………….……...….., финал - ………………………….…., шеф - …………………………………..……, антракт - …………………………………………

10.

Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:

А) Ратник____________________________

Б) Чело.________________________________

В) Ланиты.

11.

Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову глубокий.

12.

Объясните значение фразеологизмов:

Гомерический смех - …………………………………..…., рыдать навзрыд - …………………..…………..….., бить баклуши - ………………………………….…,набрать в рот воды - ……………………………………….…..

13.

Объясните разницу в значениях слов: праздный и праздничный

14.

В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним старославянизмы.

А) Река Нарова медленно катила холодные воды к морю.

Б) Некоторые офицеры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному.

15.

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

А) В саду горит костёр рябины красной… (С. Есенин)

Б) Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)

В) Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом (В. Шукшин )

infourok.ru


Смотрите также