/ Микробиология. тесты с ответами(1500шт.). Антитоксический иммунитет вырабатывается при введении вакцины против


Тема: «Учение об иммунитете» - Документ

Лекция №10

Тема: «Учение об иммунитете»

План:

  1. Виды иммунитета

  2. Неспецифические факторы защиты организма

  3. Антигены

  4. Специфические факторы защиты организма

  5. Серологические реакции

Понятие «иммунитет» обозначает невосприимчивость организма ко всяким генетически чужеродным агентам, в том числе и болезнетворным микроорганизмам и их ядам.

Система органов и тканей, осуществляющая защитные реакции организма против нарушения постоянства его внутренней среды (гомеостаза), называется иммунной системой.

Наука об иммунитете - иммунология изучает реак­ции организма на чужеродные вещества, в том числе и микроорганизмы; реакции организма на чужеродные ткани (совместимость) и на злокачественные опухоли; определяет иммунологические группы крови и т. д.

Виды иммунитета

Наследственный (видовой) иммунитет - это наиболее прочная и совершенная форма невосприимчивости, которая обусловлена передающимися по наследству факторами резистентности (устойчивости).

Приобретенный иммунитет у человека формируется в течение жизни, по наследству он не передается.

Естественный иммунитет

Активный иммунитет формируется после перенесенного заболевания (его назы­вают постинфекционным). В большинстве случаев он длительно сохраняется: после кори, ветряной оспы, чумы и др. Однако после некоторых заболеваний длительность иммунитета невелика и не превышает одного года (грипп, дизентерия и др.). Иногда естественный активный иммуни­тет развивается без видимого заболевания. Он формирует­ся в результате скрытой (латентной) инфекции или много­кратного инфицирования небольшими дозами возбудителя, не вызывающими явно выраженного заболевания (дроб­ная, бытовая иммунизация).

Пассивный иммунитет - это иммунитет новорож­денных (плацентарный), приобретенный ими через плацен­ту в период внутриутробного развития. Новорожденные могут также получить иммунитет с молоком матери. Этот вид иммунитета непродолжителен и к 6-8 мес, как правило, исчезает. Однако значение естественного пассив­ного иммунитета велико - он обеспечивает невосприимчи­вость грудных детей к инфекционным заболеваниям.

Искусственный иммунитет

Активный иммунитет человек приобретает в результате иммунизации (приви­вок). Этот вид иммунитета развивается после введения в организм бактерий, их ядов, вирусов, ослабленных или убитых разными способами (прививки против коклюша, дифтерии, оспы).

При этом в организме происходит активная перестрой­ка, направленная на образование веществ, губительно действующих на возбудителя и его токсины. Развитие активного иммунитета происходит постепен­но в течение 3-4 нед. и сохраняется он сравнительно длительное время - от 1 года до 3-5 лет.

Пассивный иммунитет создают введением в орга­низм готовых антител. Этот вид иммунитета возникает сразу после введения антител (сывороток и иммуноглобу­линов), но сохраняется всего 15-20 дней, после чего антитела разрушаются и выводятся из организма.

Понятие «местный иммунитет» было введено А. М. Безредкой. Он считал, что отдельные клетки и ткани организма обладают определенной восприимчиво­стью. Иммунизируя их, создают как бы барьер для проникновения возбудителей инфекции.

Антимикробный иммунитет развивается при заболева­ниях, обусловленных различными микроорганизмами или при введении корпускулярных вакцин (из живых ослаблен­ных или убитых микроорганизмов).

Антитоксический иммунитет вырабатывается по отно­шению к бактериальным ядам - токсинам.

Антивирусный иммунитет формируется после вирусных заболеваний. Этот вид иммунитета большей частью дли­тельный и стойкий (корь, ветряная оспа и др.). Антивирус­ный иммунитет развивается также при иммунизации вирусными вакцинами.

Кроме того, иммунитет можно разделить в зависимо­сти от периода освобождения организма от возбудителя.

Стерильный иммунитет. Большинство возбудителей ис­чезает из организма при выздоровлении человека. Этот вид иммунитета называют стерильным (корь, оспа и др.).

Нестерильный иммунитет. Восприимчивость к возбуди­телю инфекции сохраняется только в период пребывания его в организме хозяина. Такой иммунитет называют нестерильным или инфекционным. Этот вид иммунитета наблюдают при туберкулезе, сифилисе и некоторых дру­гих инфекциях.

Неспецифические факторы защиты организма

Существуют механические, химические и биологиче­ские факторы, предохраняющие организм от вредных воздействий различных микроорганизмов.

Кожа. Неповрежденная кожа является барьером для проникновения микроорганизмов. При этом имеют значе­ние механические факторы: отторжение эпителия и выделения сальных и потовых желез, которые способ­ствуют удалению микроорганизмов с кожи.

Роль химических факторов защиты также выполня­ют выделения желез кожи (сальных и потовых). Они содержат жирные и молочные кислоты, обладающие бактерицидным (убивающим бактерии) действием.

Биологические факторы защиты обусловлены гу­бительным воздействием нормальной микрофлоры кожи на патогенные микроорганизмы.

Слизистые оболочки разных органов являются одним из барьеров на пути проникновения микроорганизмов. В дыхательных путях механическая защита осуществля­ется с помощью мерцательного эпителия. Кашель и чиханье способствуют удалению микроорганизмов, пре­дотвращают их аспирацию (вдыхание).

В слезах, слюне, материнском молоке и других жидко­стях организма содержится лизоцим. Он оказывает губи­тельное (химическое) действие на микроорганизмы. Также влияет на микроорганизмы кислая среда желудочного содержимого.

Нормальная микрофлора слизистых оболочек, как фактор биологической защиты, является антагони­стом патогенных микроорганизмов.

Воспаление - реакция макроорганизма на чужеродные частицы, проникающие в его внутреннюю среду. Развитие воспаления приводит к унич­тожению микроорганизмов или освобождению от них.

Клеточные факторы неспецифической защиты

Фагоцитоз

Одним из основных механизмов воспаления является фагоцитоз - процесс поглощения бактерий.

Стадии фагоцитоза:

Этап 1 - приближение фагоцита к объекту за счет химического влияния последнего. Это движение называют положительным хемотаксисом (в сторону объекта).

Этап 2 - прилипание микроорганизмов к фагоци­там.

Этап 3 - поглощение микроорганизмов клеткой, образование фагосомы.

Этап 4 - образование фаголизосомы, куда поступают ферменты и бактерицидные белки, гибель и перевари­вание возбудителя.

Процесс, который заканчивается гибелью фагоцитиро­ванных микробов, называется завершенным фагоци­тозом.

Однако некоторые микроорганизмы, находясь внутри фагоцитов, не погибают, а иногда даже размножаются в них. Это гонококки, микобактерии туберкулеза, бруцеллы. Такое явление называют незавершенным фагоцитозом; при этом погибают фагоциты.

Гуморальные факторы неспецифической защиты

В крови находятся растворимые неспецифические вещества, губительно действующие на микроорганизмы. К ним относятся комплемент, пропердин, β-лизины, х-лизины, эритрин, лейкины, плакины, лизоцим и др.

Антигены

Это генетически чужеродные для организма вещества (белки, нуклеопротеиды, полисахариды и др.), на введение которых организм отвечает развитием специ­фических иммунологических реакций. Одна из таких реакций - образование антител.

Антигены обладают двумя основными свойствами:

1) иммуногенностью, т. е. способностью вызывать обра­зование антител и иммунных лимфоцитов;

2) способно­стью вступать с антителами и иммунными лимфоцитами в специфическое взаимодей­ствие, которое проявляется в виде иммунологических реакций.

Антигены, обладающие обоими признаками, называются полноценными. К ним относятся чужеродные белки, сыворотки, клеточные элементы, токсины, бактерии, вирусы.

Вещества, не вызывающие иммунологических реакций, в частности выработку антител, но вступающие в специ­фическое взаимодействие с готовыми антителами, получи­ли название гаптенов - неполноценных антигенов. Гаптены приобретают свойства полноценных антигенов после соединения с крупномолекулярными веществами - белками, полисахаридами.

Специфичность антигенов, способность их соеди­няться только с соответствующим антителом - уни­кальное биологическое явление.

Она опреде­ляется антигенной детерминантой, т. е. небольшим участком молекулы антигена, который и соединяется с антителом. Число таких участков (группировок) у разных антигенов различно и определяет число молекул антител, с которыми может соединяться антиген (валентность).

Иммунная система четко дифференцирует «свои» и «чужие» антигены, реагируя только на последние. Однако возможны реакции на собственные антигены организма - аутоантигены и возникновение против них антител - аутоантител. Аутоантигенами становятся «забарьерные» антигены - клетки, вещества, которые в течение жизни индивидуума не контактируют с иммунной системой (хрусталик глаза, сперматозоиды, щитовидная железа и др.), а приходят в соприкосновение с ней при различных повреждениях, всасываясь обычно в кровь.

Антигены микроорганизмов

Микробная клетка содер­жит большое число антигенов, имеющих разное располо­жение в клетке и разное значение для развития инфекци­онного процесса.

О-антиген «соматический» - связан с клеточной стенкой микробной клетки. К-антигены (капсульные) связаны с капсулой и клеточной стенкой микробной клетки. Их называют также оболочечными. К-антигены расположены более поверхно­стно, чем О-антигены.

К поверхно­стным антигенам относят и Vi-антиген, который имеется у возбудителей брюшного тифа и некоторых других кишеч­ных бактерий. Наличие Vi-антигена связывали с вирулентностью микроорганизмов

Н-антигены (жгутиковые) локализуются в жгути­ках бактерий. Протективный антиген (защитный) образуется возбудите­лями в организме больного. Возбудители сибирской язвы, чумы, бруцеллеза способны образовывать протективный антиген.

Специфические факторы защиты организма

Антитела - это специфические белки крови - иммуноглобулины, образующиеся в ответ на введение антигена и способные специфически реагировать с ним.

Антитела связаны в основном с глобулинами, измененными под воздействием антигена и названными иммуноглобулинами (Ig).

Классы иммуноглобулинов

Иммуноглобулины G (IgG) составляют около 75% всех иммуноглобулинов человека. Они наиболее активны в развитии иммунитета. Единственные из иммуноглобулинов проникают через плаценту, обеспечивая пассивный имму­нитет плода.

Иммуноглобулины М (IgM) образуются в организ­ме плода и первыми появляются после заражения или иммунизации. К этому классу принадлежат «нормальные» антитела человека, которые образуются в течение его жизни, без видимого проявления инфекции или при бытовом многократном инфицировании.

Иммуноглобулины A (IgA) обладают способно­стью проникать в секреты слизистых (молозиво, слюна, содержимое бронхов и др.). Они играют роль в защите слизистых оболочек дыхательного и пищеварительного трактов от микроорганизмов.

Иммуноглобулины Е (IgE) несут ответственность за аллергические реакции. Играют роль в развитии местного иммунитета.

Иммуноглобулины D (IgD). Обнаружены в не­большом количестве в сыворотке крови. Изучены недо­статочно.

Структура иммуноглобулинов

Молекулы иммуноглобу­линов всех классов построены одинаково. Наиболее про­стая структура у молекул IgG: две пары полипептидных цепей, соединенных дисульфидной связью. Каж­дая пара состоит из легкой и тяжелой цепи, различающих­ся по молекулярной массе. Каждая цепь имеет постоян­ные участки, которые предопределены генетически, и переменные, образующиеся под воздействием антигена. Это специфические участки антитела называют актив­ными центрами. Они вступают во взаимодействие с антигеном, который вызвал образование антител. Количе­ство активных центров в молекуле антитела определяет валентность - число молекул антигена, с которым может связаться антитело.

Иммуногенез - антителообразование - зависит от дозы, кратности и способа введения антигена. Различают две фазы первичного иммунного ответа на антиген: ин­дуктивную - от момента введения антигена до появления антителообразующих клеток (до 20 ч) и продуктив­ную, которая начинается к концу первых суток после введения антигена и характеризуется появлением антител в сыворотке крови. Количество антител постепенно увели­чивается (к 4-му дню), достигая максимума на 7-10-й день и уменьшается к концу первого месяца.

Вторичный иммунный ответ развивается при пов­торном введении антигена. При этом индуктивная фаза значительно короче - антитела вырабатываются быстрее и интенсивнее.

Серологические реакции

Серологические реакции - реакции взаимодействия между антигеном и антителом.

Одно из основных применений серологических реакций - лабораторная диагностика инфекций. Их используют: 1) для выявления антител в сыворотке больного, т.е. для серодиагностики; 2) для определения вида или типа антигена, например выделенного от больного микроорганизма, т. е. для его идентификации.

При этом неизвестный компонент определяют по изве­стному.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите виды иммунитета.

  2. Назовите неспецифические факторы защиты организма.

  3. Поясните свойства антигенов.

gigabaza.ru

Микробиология. тесты с ответами(1500шт.)

637. Локальный иммунитет опосредован:

1) Костным мозгом

2) Селезенкой

+3) Ассоциирован с подслизистой лимфоидной тканью

4) Тимусом

5) Надпочечниками

638. Филогенетически наиболее древним классом иммуноглобулинов является:

1) ІgG

2) ІgA

+3) ІgM

4) ІgE

5) ІgD

639. Какой иммуноглобулин является фактором местного иммунного ответа:

+1) sІgA

2) ІgM

3) ІgD

4) ІgE

5) ІgG

640. Под влиянием какого иммуноглобулина из тучных клеток освобождаются вазоактивные амины:

1) ІgAB

2) ІgM

3) к L-цепи

+4) ІgE

5) ІgG

641. Какой иммуноглобулин может иметь добавочную цепь:

+1) ІgA

+2) ІgM

3) кL-цепи

4) ІgE

5) ІgG

642. Иммунная недостаточность, приводящая к снижению резистентности к вирусным и грибковым инфекциям - результат преимущественного дефицита:

1) В-клеток

+2) Т-клеток

3) Макрофагов

4) Комплемента

5) Нейтрофилов

643. Молекула SІgA:

+1) Взаимодействует с антигенами во внешней среде

+2) Секретируется эпителиальными клетками

+3) Входит в состав слезной жидкости

4) Проикает через плацентарный барьер

5) Обладает цитотропными свойствами

644. Атопией называют:

+1) Реакцию гиперчувствительности 1типа

2) Реакцию гиперчувствительности 2 типа

3) Реакцию гиперчувствительности 3 типа

4) Реакцию гиперчувствительности 4 типа

5) Реакцию гиперчувствительности 5 типа

645. Тяжелый комбинированный иммунодефицит:

1) Дефицит В-клеток, нормальное содержание Т-клеток

2) Дефицит Т-клеток, нормальное содержание В-клеток

+3) Дефицит и Т и В клеток

4) Дефицит фагоцитов

5) Дефицит компонентов комплемента

646. В какой реакции обычно используют иммуноглобулиновые антитела, меченные энзимами:

1) Агглютинации

2) Преципитации

3) РСК

+4) ИФА

5) Опсонизации

647. Проникновение микроорганизма в макроорганизм с дальнейшим размножением, называется:

1) комменсализм

2) метаболизм

3) симбиоз

4) мутуализм

+5) инфекция

648. Патогенный фактор микроорганизмов проявляющийся как пусковой механизм инфекционного процесса:

1) инвазия

2) агрессия

+3) адгезия

4) пенетрация

5) хемотаксис

649. Укажите патогенный фактор возбудителя. проявляющийся проникновением из одной клетки в другую:

1) инвазия

2) агрессия

3) адгезия

+4) пенетрация

5) хемотаксис

650. Выбрать механический способ стерилизации:

1) газовый способ

2) погружение объекта в формалин-изопропанол на 24 часа

3) стерилизация гамма излучением

+4) пропускание воздуха через бактерицидные фильтры

5) дезинсекция

651. Болезнь с фекально-оральным механизмом предачи:

1) дифтерия

+2) дизентерия

3) малярия

4) гонорея

5) грипп

652. Выберите форму инфекционного процесса по распространению:

1) острая

2) рецидив

3) носительство

+4) очаговая

5) хроническая

653. Фермент патогенности:

+1) плазмокоагулаза

2) лигаза

3) трансфераза

4) полимераза

5) липаза

654. Ферменты агрессии:

+1) гиалуронидаза

2) эксфолиатин

3) галатозидаза

4) каталаза

5) эритроцит

655. Барьерная функция кожи:

1) выработка антител

+2) механический барьер

3) более выражена в детском возрасте

4) антагонистическое действие

5) тургор

656. Центральным органом иммунной системы является:

+1) вилочковая железа

2) селезенка

3) лифоузлы

4) гепатоциты

5) купферовские клетки

657. К иммунокомпетентным клеткам относят:

1) эритроциты

+2) макрофаги

3) эозинофилы

4) базофилы

5) клетки эндотелия

658. Защитные функции комплемента:

1) связывается с антигеном в комплекс

+2) опсонизирует фагоцитоз

3) уничтожает вирусы

4) бактериостатическое действие

5) фунгицидное действие

659. Подвижные микрофаги:

+1) моноциты

2) ретикулярные клетки

3) клетки эндотелия

4) строма костного мозга

5) нейтофилы

660. Серологические реакции применяют для:

1) профилактики инфекционных болезней

2) терапии инфекционных болезней

+3) диагностики инфекционных болезней

4) санитарно-гигиенических исследований

5) определения биохимической активности

661. Интерферон играет большую роль в поддержании резистентности к:

1) аутоантигенам

2) бактериям

3) грибам

+4) вирусам

5) вирусам и бактериям

662. Антиглобулиновая сыворотка. меченая пероксидазой хрена применяется для:

1) РСК

+2) ИФА

3) РПГА

4) реакции агглютинации

5) иммуно-флюоресцентного метода

663. Антигены, встречающийся у различных видов животных:

1) изоантигены

2) проантигены

3) гаптены

4) аллоантигены

+5) гетероантигены

664. Клетки вырабатывающие иммуноглобулины:

1) тромбоциты

2) моноциты

3) фагоциты

4) гистоциты

+5) плазмоциты

665. Клеки, передающие информацию о структуре антигенов В- лимфоцитам:

+1) Т-хелперы

2) Т-супрессоры

3) фагоциты

4) гистоциты

5) Т-киллеры

666. В ответ на введение антигена первым вырабатывается:

1) ІgG

+2) ІgM

3) ІgA

4) ІgD

5) ІgE

667. Анатоксины получают из

1) эндотоксина

+2) Экзотоксина

3) ферментов

4) липополисахаридов

5) белков

668. Для выявления неполных антител используют:

1) реакцию Кунса

2) реакцию агглютинации

3) реакцию флокуляции

+4) реакцию Кумбса

5) реакцию связываия комплемента

669. Основной иммуноглобулин слюны:

1) ІgG

2) ІgM

+3) ІgA

4) ІgD

5) ІgE

670. При введении иммунных сывороток создается иммунитет:

1) искусственный активный

+2) искусственный пассивный

3) естественный пассивный

4) естественный активный

5) естественный антимикробный

671. Основную роль в противоопухолевом иммунтете играет:

1) секреторный иммуноглобулин А

2) иммуноглобулин Е

+3) натуральные клетки киллеры

4) белки системы комплемента

5) интерферон

672. Иммунобиологические препараты для создания активного искуственного иммунитета:

1) диагностикумы

2) иммунные сыворотки

3) эубиотики

4) иммуномодуляторы

+5) вакцины

673. Понятие "вакцина" произошло от латинског слова, означающего:

1) овца

2) оспа

+3) корова

4) бактерия

5) вирус

674. Живая вакцина:

1) АКДС

+2) БЦЖ

3) коклюшная

4) менингококковая

5) брюшнотифозная

675. Клеточные факторы неспецифического иммунитета:

+1) фагоцитоз

2) комплемент

3) Т-киллеры

4) антигены

5) лейкины

676. Иммуногенные и антигенные свойства антигенов связаны с:

1) низкой молекулярной массой

2) вирулентностью

+3) чужеродностью

4) нуклеойдом

5) резкими колебаниями комплемента

677. Реакция связывания комплемента в приложении к диагностике сифилиса называется реакцией:

1) Боде-Жангу

+2) Вассермана

3) Видаля

4) Кумбса

5) Кунса

678. Главная функция иммунитета:

1) Выполняет барьерно-фиксирующую роль.

2) Антагонистическое действие.

+3) Отличает "свое" от "чужого".

4) Изменяет проницаемость клеточных стенок.

5) Повышает местную чувствительность.

679. Основной признак естественного (видового) иммунитета:

1) Индивидуален.

+2) Передается по наследству.

3) Приобретается в течение жизни.

4) Относительный.

5) Неспецефичен.

680. Главный признак приобретенного иммунитета:

1) Видовой признак.

+2) Специфичен.

3) Передается по наследству.

4) Неспецифичен.

5) Относительный.

681. Естественный активный иммунитет может быть:

+1) Антибактериальный.

2) Антивакцинальный.

3) Антисывороточным

4) Противофагоцитарным.

5) Антигормональным.

682. Антибактериальный иммунитет может быть:

1) Антивирусным.

+2) Стерильным.

3) Антигрибковым.

4) Антивакцинальным .

5) Антитоксическим.

683. Искусственный пассивный иммунитет:

1) Служит механическим барьером .

2) Индуцируется введением вакцин.

3) Передается по наследству.

+4) Индуцируется введением сывороток.

5) Передается с грудным молоком.

684. Клеточные факторы естественного иммунитета:

1) Комплемент .

+2) Фагоциты.

3) Пропердин.

4) Антитела.

5) Лейкины.

685. Специфический гуморальный фактор иммунитета:

1) Лизоцим.

2) Бета лизин.

3) Комплемент.

4) Интерферон.

+5) иммуноглобулины

686. Гуморальный фактор неспецифического иммунитета:

+1) Лизоцим.

2) Преципитин.

3) Аглютинин.

4) Антитоксин.

5) Пенетрин.

687. Гуморальный фактор неспецифического противовирусного иммунитета:

1) Лизоцим.

2) Преципитин.

+3) Интерферон.

4) Антитоксин.

5) Пенетрин.

688. Комплементом называется:

+1) Система белков крови.

2) Липополисахарид.

3) Полисахарид.

4) Фермент мураминидаза.

5) Нуклеопротеид.

689. К подвижным макрофагам относят:

1) Клетки Купфера.

+2) Моноциты.

3) Остеокласты.

4) Микроглия.

5) Альвеолярные макрофагию

690. Фиксированные макрофаги клетки:

1) крови.

2) Плазмоциты.

+3) Купфера.

4) Тучные клетки.

5) Натуральные киллеры.

691. Интерфероны это:

1) Термостабильное дезинфицирующее вещество.

2) Высокомолекулярный белок сыворотки крови.

+3) Низкомолекулярные белки, вырабатываемый лейкоцитами и фибробластами .

4) Гидролитические ферменты.

5) Антитела-лизины.

692. Натуральные киллеры:

+1) Гранулярные лимфоциты.

2) Плазмиды.

3) Дентритные клетки.

4) Тучные клетки.

5) Моноциты

693. Иммуногенность антигенов связана с :

+1) Чужеродностью.

2) Низкой молекулярной массой.

3) Вирулентностью

4) Патогенностью.

5) Токсичностью.

694. Центральные органы иммунной системы:

1) Паращитовидная железа.

2) Селезенка и лимфокзлы.

+3) Костный мозг

4) Печень и диффузная лимфойдная ткань.

5) Клетки эндотелия капилляров.

695. После иммунизации первыми в организме появляются иммуноглобулины класса:

1) А

+2) М

3) G

4) D

5) E

696. Фазы синтеза антител :

+1) Индуктивная.

2) Селективная.

3) Активная.

4) Хемотаксическая.

5) Адгезивная.

697. При первичном иммунном ответе:

1) Продуктивная фаза наступает через сутки.

2) Во время продуктивной фазы первыми появляются ІgG.

3) Во время индуктивной фазы появляются ІgM.

4) После первой встречи с АГ часть Т-клеток не делится, а переходит в состояние покоя.

+5) Индуктивная фаза длится до 5-7 суток, первыми появляются Іg M.

698. При вторичном гуморальном иммунном ответе:

1) Продуктивной фаза наступает через 5-7 сутки.

+2) Пролиферируют В-клетки памяти.

3) Во время продуктивной фазы Іg M и Іg G появляются одновременно.

4) Во время продуктивной фазы первыми появляются Іg M

5) Образуются Тх1.

699. Функция плазматической клетки:

1) Взаимодействуют с активным центром антигена.

2) Синтезируют антитела нескольких классов.

+3) Синтезируют антитела только одного класса.

4) Выполняют эффекторные функции.

5) Сохраняют память об антигене.

700. Реакции антиген-антитело применяют для:

1) Профилактики инфекционных заболеваний.

2) Лечения инфекционных заболеваний.

+3) Индикации и идентификации культуры возбудителя.

4) Определения чувствительности к антибиотикам.

5) Для изучения культуральных свойств бактерий.

701. Для постановки реакции агглютинации необходимо :

+1) Корпускулярный антиген.

2) Комплемент .

3) Нормальная сыворотка.

4) Антиген в коллоидном состоянии.

5) Антитела лизины.

702. Реакция преципитации в геле исследуется для :

1) Титрования лизоцима.

2) Изучения устойчивости к антибиотикам.

+3) Определения токсигенности микроорганизмов.

4) Определения групповой принадлежности крови.

5) Титрования комплемента

703. Склеивание антигенов и выпадение в осадок происходит в реакции:

1) Преципитации.

+2) Аглютинации.

3) Нейтрализации.

4) Иммунофлюоресценции.

5) Флотации.

704. В мазке -отпечатке из нижней носовой раковины с помощью меченной противогриппозной сыворотки выявили вирусы гриппа. Применили:

1) Реакцию Кумбса

2) ИФА.

3) РИА,

+4) Реакцию Кунса.

5) РСК,

705. Принцип постановки РСК основан на:

1) Изменении поверхностного натяжения бактерии.

2) Изменении дисперсности сывороточных глобулинов.

+3) Связывании комплемента комплексом антиген-антитело.

4) Агрегации антигена.

5) Процессах диффузии и осмоса.

706. Реакция, в которой используются антиглобулиновые антитела, меченые энзимами:

1) Агглютинации.

2) Преципитации.

3) РСК.

+4) ИФА

5) Опсонизации.

707. Образуются пространственные решетки из растворимых антигенов и антител в реакции :

1) Агглютинации.

2) Опсонизациию

3) Ингибиция гаптеном.

4) Рекомбинант.

+5) Преципитации.

708. Реакция иммобилизации бактерии:

+1) Взаимодействие активно подвижных бактерии с гомологичной сывороткой и комплементом.

2) Выпадение в осадок комплекса антиген-антитело.

3) Процесс активного поглощения бактерий клетками макроорганизма.

4) Оценка влияния антител на способность к эндоцитозу .

5) Оценка токсигенности бактерии.

709. Убитая вакцина:

+1) Гонококковая.

2) СТИ.

3) Коревая.

4) БЦЖ.

5) Бруцеллезная.

710. Преимущество живых вакцин:

1) Отсутствие выраженной реактогенности. организме

2) Возможность адсорбции на трудно растворимых веществах.

3) Неспособность к размножению

+4) Высокая иммуногенность.

5) Вирулентность.

711. Лечебно-профилактические сыворотки получают путем:

1) Сенсибилизации.

2) Прогревания микробов.

3) Адсорбции на гидроокиси.

+4) Гипериммунизации животных.

5) Кипячением.

712. Врачу поручено организовать вакцинацию против туберкулеза. Какой препарат он сможет использовать для специфической профилактики:

1) Туберкулин.

2) Изониазид.

+3) БЦЖ.

4) Антитоксическую сыворотку.

5) Тубазид.

713. Антитоксические иммунные сыворотки это:

+1) Применяют с лечебной и профилактической целью.

2) Получают при иммунизации убитыми микробными клетками.

3) Являются токсинами, обезвреженными формалином.

4) Дозируют в антимикробных единицах.

5) Содержат бактериофаги.

714. Для получения лечебно-профилактических сывороток иммунизируют:

1) Баранов.

2) Кроликов.

+3) Лошадей.

4) Птиц.

5) Белых мышей.

715. Естественный активный иммунитет приобретается:

+1) после перенесенного заболевания

2) после вакцинации

3) после введения иммунных сывороток

4) после введения аллергенов

5) после введения антибиотиков

716. Основоположник клеточного иммунитета:

+1) И.И.Мечников

2) Л.Пастер

3) Ф.Бернет

4) Ж.Борде

5) Р.Кох

717. Барьерная функция кожи(неспецифический фактор защиты)

1) выработка антител

+2) механический барьер

3) более выражена в детском возрасте

4) антагонистическое действие

5) тургор

718. Раздел иммунологии, изучающий извращенные реакции организма на антигены:

1) иммуноонкология

2) трансплантационная иммунология

3) экологическая иммунология

4) вакцинация

+5) аллергология

719. Периферический орган иммунной системы организма человека:

+1) селезенка

2) костный мозг

3) печень

4) сумка Фабрициуса

5) вилочковая железа

720. Иммунитет, возникающий после перенесенного заболевания:

1) видовой

+2) активный, естественный, приобретенный

3) искусственный приобретенный

4) пассивный

5) местный

721. Специфические факторы защиты иммунной системы:

1) активация системы комплемента

+2) антителообразование

3) выработка лизоцима макрофагами

4) воздействие интерферона

5) кожные покровы

722. Основной иммунный фактор, противостоящий вирусной инфекции:

1) система комплемента

2) антителообразование

3) иммунологическая толерантность

4) лизоцим

+5) интерферон

723. Иммунитет, возникающий при вакцинации:

1) видовой

2) естественный приобретенный

+3) активный искусственный приобретенный

4) пассивный

5) местный

724. Комплемент это:

+1) система белков

2) липополисахарид

3) изменяет проницаемость клеточных стенок

4) углевод

5) иммуноглобулин

725. Химическая природа антител:

1) белки

+2) гликопротеиды

3) нуклепротеиды

4) липополисахариды

5) углеводы

726. . К основным свойствам комплемента относятся все нижеследующее, кроме:

1) термолабилен

2) вызывает иммунный лизис

+3) является иммуноглобулином

4) оказывает бактерицидное действие

5) связывается с комплексом антиген-антитело

727. Биологические активные вещества, вырабатываемые макрофагами, часто встречающиеся в слюне и слезе:

1) иммуноглобулины

2) пероксидаза

3) интерлейкины

4) белки комплемента

+5) лизоцим

728. - антиген бактерий входит в состав:

1) капсулы

+2) жгутиков

3) споры

4) клеточной стенки

5) включений

729. Для выявления О - антигена бактериальную культуру подвергают:

+1) обработке высокой температурой

2) обработке формалином

3) обработке ацетоном

4) обработке трипсином

5) обработке этанолом

730. Микрофаги это:

+1) нейтрофилы

2) эритроциты

3) ретикулярные клетки

4) моноциты

5) клетки Купфера

731. Для постановки реакции агглютинации необходим:

+1) корпускулярный антиген

2) комплемент

3) гемолитическая сыворотка

4) эритроциты барана

5) лизоцим

732. Классический путь активации системы комплемента происходит с участием:

1) пероксидаз

2) интерлейкина

3) интерферона

4) лизоцима

+5) антител

733. Антиглобулиновая сыворотка, меченная пероксидазой хрена применяется для:

1) реакции связывания комплемента

+2) ИФА

3) реакции преципитации

4) реакции агглютинации

5) иммунофлюоресцетного метода

734. "Окислительный взрыв" в фагоцитах сопровождается синтезом:

1) интерферона

2) лизоцима

+3) активных форм кислорода

4) интерлейкинов

5) белков

735. Иммуноглобулины вырабатывают клетки:

1) тромбоциты

2) моноциты

+3) плазмоциты

4) фагоциты

5) гистиоциты

736. Клетки, передающие информацию о структуре антигенов В- лимфоцитов:

+1) Т- хелперы

2) Т- супрессоры

3) фагоциты

4) гистоциты

5) Т- киллеры

737. Детерминантные группы антигена:

1) вызывают образование антител

2) активируют фагоцитоз

+3) взаимодействуют с антителами

4) изменяют дисперсность иммуноглобулинов

5) определяют вирулентность

738. Антигенами грамположительных бактерий являются:

1) нуклеоид

2) липополисахариды

3) углеводы

4) Vі- антиген

+5) тейхоевые кислоты

739. Через плаценту проходит иммуноглобулин:

1) A

2) M

+3) G

4) D

5) E

740. Иммуноглобулин, обеспечивающий местный иммунитет:

1) Іg G

2) Іg M

+3) sІg A

4) Іg D

5) Іg E

741. Гетерогенные лечебно - профилактические иммунные сыворотки получают:

1) путем иммунизации людей

+2) путем иммунизации лошадей

3) путем обработки крови формалином

4) путем иммунизации кроликов

5) путем обработки крови спиртами

742. При введении иммунных сывороток создается :

1) искусственный активный иммунитет

+2) искусственный пассивный иммунитет

3) естественный пассивныйиммунитет

4) естественный активныйиммунитет

5) естественный антимикробныйиммунитет

743. Молекулярная структура антител:

+1) две длинные тяжелые и две короткие легкие цепи

2) одна длинная тяжелая и две короткие легкие цепи

3) две длинные тяжелые и одна короткая легкая цепи

4) одна длинная тяжелая и одна короткая легкая цепь

5) три длинные тяжелые цепи

744. Основную роль в анафилаксии играет иммуноглобулин:

1) Іg D

2) Іg G

3) Іg A

+4) Іg E

5) Іg M

745. Иммуноглобулин, являющийся пентамером:

1) Іg D

2) Іg G

3) Іg A

4) Іg E

+5) Іg M

746. Иммунофлюоресценция основана на:

1) изменении дисперсности сывороточных иммуноглобулинов

2) проницаемости клеточных мембран

3) процессах диффузии и осмоса

+4) соединении антигенов со специфическими антителами, меченными флуорохромом

5) соматической мутации ядра макрофага под влиянием антигена

747. Иммуноферментный анализ основан на:

1) изменении дисперсности сывороточных глобулинов

+2) соединении антигенов с меченными антителами

3) проницаемости клеточных мембран

4) соматической мутации ядра макрофага под влиянием антигена

5) процессах диффузии и осмоса

748. Фактор противовирусного иммунитета, используемый с профилактической целью:

1) секреторный иммуноглобулин А

2) иммуноглобулин G

+3) интерферон

4) белки системы комплемента

5) натуральные белки киллеры

749. Неспецифические факторы гуморального иммунитет:

1) антитела

2) иммуноглобулин G

3) макрофаги

+4) белки системы комплемента

5) клетки киллеры

750. В индукции специфического иммунного ответа приминают участие:

+1) макрофаги

2) нейтрофилы

3) тучные клетки

4) плазматические клетки

5) эритроциты

751. Основную роль в противоопухолевом иммунитете играет:

1) секреторный иммуноглобулин А

2) иммуноглобулин Е

+3) ЕКК

4) белки системы комплемента

5) интерферон

752. Нарушение иммунного статуса, неполноценное функционирование иммунной системы называют:

1) иммунологической толерантностью

+2) иммунодефицитом

3) иммунологической памятью

4) реакцией иммунных комплексов

5) ареактивностью

753. Серологическая реакция для определения резус - фактора и антител против резус - фактора:

1) реакция агглютинации

+2) реакция Кумбса

3) реакция преципитации

4) реакция нейтрализации

5) реакция связывания комплемента

754. Агглютинирующую сыворотку используют в реакции

1) ПЦР

+2) Аглютинации

3) Иммобилизации

4) ИФА

5) Лизиса

755. Иммунобиологические препараты для создания активного

специфического иммунитета:

1) диагностикумы

2) иммунные сыворотки

3) эубиотики

4) иммуномодуляторы

+5) вакцины

756. Иммунобиологические препараты для создания пассивного специфического иммунитета:

1) диагностикумы

+2) иммунные сыворотки

3) эубиотики

4) иммуномодуляторы

5) вакцины

757. Серологическая реакция с участием меченных антител и антигенов:

1) реакция нейтрализации

+2) иммуноферментный анализ

3) радиоиммунный анализ

4) реакция преципитации

5) пцр

758. Главный фактор патогенности холерного вибриона:

1) белки наружной мембраны

2) эндотоксин

3) гиалуронидаза

+4) экзотоксин

5) плазмокоагулаза

759. Для постановки кожно-аллергических проб с диагностической целью используем:

+1) туберкулин

2) БЦЖ

3) столбнячный анатоксин

4) Вакцины

5) колибактерин

760. В календарь обязательных прививок входят вакцины:

1) гриппозная

+2) АКДС

3) туляремийная

4) коклюшный анатоксин

5) сибиреязвенная

761. Вакцина, которая не входит в календарь обязательных прививок :

1) полиомиелитная

+2) гриппозная

3) БЦЖ

4) АКДС

5) гепатит В

762. Выберите фактор, стимулирующий фагоцитоз:

+1) Комплемент.

2) Авитаминоз.

3) Ацетилхолин (медиатор парасимпатической системы).

4) Антигистаминные вещества (димедрол).

5) Кортикостероиды (кортизон).

763. Выберите свойства Т-хелперов:

+1) Участвуют в активации В-лимфоцитов наряду с макрофагами.

2) Принимают непосредственное участие в формировании иммунологической толерантности.

3) Участвуют в формировании ГЗТ.

4) Обладают цитотоксическими свойствами.

5) Образуются в сумке Фабрициуса.

764. Лизоцим в большей степени действует на:

1) Вирусы.

+2) Грамположительные микробы.

3) Грамотрицательные микробы.

4) Фагоцитоз.

5) Слизистые оболочки

765. Выберите какой иммунитет возникает после перенесенной Ку- лихорадки:

1) Нестойкий, непродолжительный.

2) Передается по наследству.

3) Не формируется.

+4) Прочный, длительный.

5) Нестерильный.

766. Выберите препарат, используемый для профилактики Ку- лихорадки:

1) СТИ.

2) БЦЖ.

3) ТАВte.

4) Сыпнотифозная вакцина.

+5) Живая вакцина М-44.

767. При незавершенном фагоцитозе отсутствует стадия:

1) Хемотаксиса.

2) Адгезии.

3) Захвата.

+4) Внутриклеточного переваривания.

5) Внутриклеточного размножения, фагоцитируемого микроба.

768. Выберите тест, используемый для оценки клеточного иммунитета:

+1) Реакция бластной трансформации лимфоцитов.

2) Определение уровня иммуноглобулинов по Манчини.

3) Определение комплемента в сыворотке крови.

4) Определение лизоцима.

5) Определение бактерицидности кожи.

769. Выберите вакцину, которая вводится детям в обязательном порядке:

1) Туляремийная.

2) Гриппозная.

3) Холерная.

4) Брюнотифозная.

+5) Против гепатита В

770. Выберите вид иммунитета, который формируется после введения убитой вакцины:

1) Видовой.

+2) Активный.

3) Пассивный.

4) Антитоксический.

5) Постинфекционный.

771. . Выберите, каике вакцины готовят из отдельных антигенных компонентов микробной клетки:

1) Живые.

+2) Химические.

3) Убитые.

4) Анатоксины.

5) Аутовакцины.

772. Выберите заболевание, при котором вакцина используется для лечения:

1) Туберкулез.

+2) Хроническая гонорея.

3) Грипп.

4) Холера.

5) Туляремия.

773. Укажите, что представляет собой препарат для специфической, активной профилактики полиомиелита:

1) Поливалентная полиомиелитная сыворотка.

studfiles.net

Вакцинация: за и против | Meddoc

Вакцинация представляет собой введение в организм возбудителя болезни, которую хотят предупредить, но таким образом, чтобы он не мог причинить вреда. Главная цель при этом — стимулировать выработку нужных антител.

Как известно, основоположником вакцинации как метода медицинской науки стал англичанин Э. Дженнер. Однако первые попытки создания активного иммунитета против инфекционных болезней предпринимались еще в глубокой древности. Так, в Древнем Китае и в Древней Индии оспенные струпья, взятые от больного оспой и растертые в порошок, после длительного хранения вводили в нос с тампоном или вдували через серебряные трубочки, а на детей надевали рубашку больного и продевали сквозь кожу шелковые нити, пропитанные содержимым гнойничков.

Какие бывают вакцины

Убитые вакцины получают путем инактивирования микроорганизмов: они теряют свою жизнеспособность, но при этом сохраняют антигенные свойства. Самые распространенные из вакцин такого типа — бактериальные (например, коклюшная) и вирусные (полиомиелит). Как антигены могут использоваться и цельные тела микроорганизмов (вакцина чумы), и отдельные компоненты возбудителей (вакцина против гепатита В). Если убитые вакцины содержат антиген одного микроорганизма, они называются моновалентными, а если нескольких — то поливалентными.

Живые вакцины содержат живые микробы, вирулентность (степень болезнетворности) которых специально ослаблена. Многие слабовирулентные штаммы получают от больных людей или животных. Живые вакцины более эффективны, поскольку полностью сохраняют антигенный набор возбудителя болезни. Они позволяют значительно увеличить срок невосприимчивости к той или иной инфекции. Самая известная из живых вакцин — БЦЖ (предназначена для профилактики туберкулеза).

Антитоксический иммунитет

Антитоксический иммунитет можно привить путем введения анатоксинов — обезвреженных токсинов, выделяемых микроорганизмами. Впервые способ приготовления анатоксинов был предложен в 1923 году французским ученым Густавом Рамоном (1886-1963). Их получают от дифтерийного, столбнячного, ботулинического и стафилококкового микробов, а также из ядов некоторых змей и ядовитых растений.

К тому времени, как ребенок пойдет в первый класс, ему будет сделано в среднем от 24 до 30 различных профилактических прививок.

Токсины, выделяемые микробами и лишенные способности нанести вред человеку, относят к самым эффективным иммунобиологическим препаратам.

Поливалентные вакцины содержат и анатоксины, и бактериальные компоненты. Например, в состав вакцины АКДС входят убитые коклюшные бактерии и анатоксины столбнячного и дифтерийного микробов.

Необходима ли вакцинация?

Сегодня детей еще в роддоме в обязательном порядке прививают от гепатита В и туберкулеза (БЦЖ), а на первом году жизни проводится вакцинация против дифтерии, коклюша и столбняка (АКДС) и полиомиелита (ОПВ и ИПВ). Приказом Минздрава ежегодно утверждается Национальный календарь профилактических прививок — документ, определяющий сроки и типы вакцинаций, проводимых бесплатно и в массовом порядке.

Главная проблема, касающаяся вакцинации, заключается в том, что в ходе исследований в ряде случаев был выявлен ее двойственный эффект. Некоторые ученые убеждены, что профилактические прививки в раннем возрасте могут повлечь за собой нарушения в работе иммунной системы.

Плюсы вакцинации

  1. Позволяет создать иммунитет к конкретной инфекции.
  2. Является иммунокоррекцией, поскольку вакцины — это иммунные препараты.
  3. В большинстве случаев прививки не вызывают особенных проблем, за исключением общей реакции (повышение температуры, головная боль и некоторые другие незначительные проявления, которые проходят через 1-3 дня после прививки), но в будущем могут спасти здоровье и даже жизнь.
  4. Именно благодаря правильно проведенной вакцинации привитой части человечества не грозят оспа, бешенство, полиомиелит, чума.
  5. Массовая вакцинация населения во время эпидемий резко сокращает количество больных, а также облегчает тяжесть течения болезни у уже заболевших.

Минусы вакцинации

  1. Поскольку введение вакцины в организм является дополнительной токсической нагрузкой, токсины, которых и так немало в пище, воздухе, воде, могут спровоцировать развитие патологического процесса.
  2. Специфический иммунитет после вакцинации может сформироваться только в изначально практически здоровом организме, который обладает достаточными собственными резервами и сильной иммунной системой, что в современном мире встречается нечасто. Для ослабленных людей вакцина — скорее яд.
  3. Почти все вакцины — сильные аллергены. Как у детей, так и у взрослых после вакцинации часто развиваются аллергические реакции.
  4. Сформировавшийся после вакцинации иммунитет является специфическим, то есть действует только на один конкретный возбудитель. Так, например, человек, привитый от гриппа одного типа, может заразиться другой его разновидностью.

Каждый родитель имеет право на выбор. Однако следует помнить, что, принимая решение не делать своему малышу ту или иную прививку, вы берете на себя огромную ответственность за его здоровье. И уж ни в коем случае нельзя отвергать все прививки огульно.

Если вы отправляетесь в отпуск или в командировку в страны третьего мира, обязательно сделайте прививки от малярии и иных тропических заболеваний, характерных для данного региона. Кстати, в некоторых странах без справки о вакцинации невозможно получить визу.

meddoc.com.ua

Вакцинация детей | Правила проведения вакцинации

В борьбе с инфекционными заболеваниями все большее значение приобретают методы специфической профилактики.

Из этой статьи вы узнаете что представляет собой вакцинация детей, каковы основные правила проведения вакцинации и много другой полезной информации о вакцинации в России.

История вакцинации

Защита от инфекции при помощи иммунизации известна уже многие сотни лет. Так, с древних времен китайцы втягивали в нос высушенные и измельченные корочки оспенных больных. Однако такой метод, названный вариоляцией, был связан с большим риском для жизни и здоровья. В XVIII веке Эдвард Дженнер впервые начал прививать людей с целью защиты их от натуральной оспы. Он втирал в скарифицированную (надрезанную) кожу каплю гноя, содержащего безвредный вирус коровьей оспы. Метод прививки Э.Дженнер назвал вакцинацией (лат. vaccinatio; от vacca - корова), а материал, взятый из коровьей оспенной пустулы,- вакциной.

Через 100 лет Луи Пастер разработал научные основы создания и применения вакцин из живых микробов. Он показал, что при естественном старении культур, выращивании возбудителей инфекционных болезней на необычных средах, воздействии на них неблагоприятных факторов окружающей среды, а также при пассировании микробов через организм невосприимчивых животных возможно резкое ослабление (аттенуация) вирулентности без существенного снижения антигенное.

Большой вклад в развитие вакцинопрофилактики внесли отечественные исследователи И. И. Мечников, П. Эрлих, П. Ф. Здродовский, А. М. Безредка, А. А. Смородинцев и др.

Цель вакцинации - создание специфической невосприимчивости к инфекционному заболеванию. Иммунизация должна быть безвредной и эффективной.

Активный поствакцинальный иммунитет сохраняется в течение 5-10 лет у привитых против кори, дифтерии, столбняка, полиомиелита или в течение нескольких месяцев у привитых против гриппа, брюшного тифа. Однако при своевременной ревакцинации иммунитет может сохраняться в течение всей жизни.

У детей, родившихся недоношенными или с пониженной массой тела, ответные реакции на иммунизацию выражены в такой же степени, как и у родившихся в срок детей того же возраста.

Иммунология вакцинального процесса

В иммунном ответе на введение вакцины участвуют макрофаги, Т-лимфоциты (эффекторные-цитотоксические, регуляторные-хелперы, Т-клетки памяти), В-лимфоциты (В-клетки памяти), продуцируемые плазматическими клетками антитела (IgM, IgG, IgA), а также цитокины (монокины, лимфокины).

После введения вакцины макрофаги захватывают антигенный материал, внутриклеточно расщепляют его и представляют фрагменты антигена на своей поверхности в иммуногенной форме (эпитопы). Т-лимфоциты распознают представленные макрофагом антигены и активируют В-лимфоциты, которые превращаются в плазматические клетки.

Образование антител в ответ на первичное введение антигена характеризуется тремя периодами:

1.

Латентный период, или "лаг-фаза" - интервал времени между введением антигена (вакцины) в организм и появлением антител в крови. Его длительность составляет от нескольких суток до 2 недель в зависимости от вида, дозы, способа введения антигена, особенностей иммунной системы ребенка.

2.

Период роста характеризуется быстрым нарастанием антител в крови. Продолжительность этого периода может составлять от 4 дней до 4 недель: примерно 3 недели в ответ на столбнячный и дифтерийный анатоксины, 2 недели - на коклюшную вакцину. После введения коревой и паротитной вакцин специфические антитела нарастают быстро, что позволяет использовать активную иммунизацию для экстренной профилактики кори и эпидемического паротита в очагах инфекции (в первые 2-3 дня от момента контакта).

3.

Период снижения наступает после достижения максимального уровня антител в крови, причем их количество снижается вначале быстро, а затем медленно в течение нескольких лет.

Существенным компонентом первичного иммунного ответа является выработка иммуноглобулинов класса М (IgM), тогда как при вторичном иммунном ответе антитела представлены, в основном, иммуноглобулинами класса G (IgG). Повторные введения антигена приводят к более быстрому и интенсивному иммунному ответу: "лаг-фаза" отсутствует или становится короче, максимальный уровень антител достигается быстрее, а время персистенции антител удлиняется.

Оптимальный промежуток времени между введениями вакцины - 1-2 месяца. Сокращение интервалов способствует нейтрализации антигенов предшествующими антителами, удлинение - не вызывает снижения эффективности иммунизации, однако ведет к увеличению неиммунной прослойки населения.

Дети с неблагоприятным аллерго-анамнезом могут ответить на введение иммунных препаратов развитием аллергических реакций. Аллергенным действием обладают коклюшный компонент АКДС вакцины, компоненты питательных сред и клеточных культур, на которых выращиваются вакцинные штаммы вирусов, а также антибиотики, которые используют при производстве вакцин. Однако введение вакцины АКДС, хотя и может вызывать кратковременное повышение уровня общего IgE в крови, не приводит, как правило, к стойкому его нарастанию. Применение анатоксинов у детей с аллергическими заболеваниями обычно не сопровождается повышением специфических антител класса Ig E к пищевым, бытовым и пыльцевым аллергенам.

Виды и характеристики вакцин

Препараты, применяемые для иммунизации

Вакцины - препараты, получаемые из ослабленных, убитых микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности и применяемые для активной иммунизации с целью специфической профилактики инфекций.

1.

Живые вакцины производят на основе использования живых ослабленных микроорганизмов со стойко закрепленной авирулентностью. Вакцинные штаммы в организме человека размножаются и индуцируют клеточный, гуморальный и местный иммунитет. Живые вакцины создают высоконапряженный и длительный иммунитет. Применяют следующие живые вакцины: БЦЖ, оральную полиомиелитную Сэбина, коревую, паротитную, краснушную; вакцины против чумы, туляремии, бруцеллеза, сибирской язвы, лихорадки КУ. Живыми вакцинами противопоказано иммунизировать детей с иммунодефицитами, пациентов, получающих глюкокортикоиды, иммунодепрессанты, радиотерапию, а также больных лимфомами и лейкозами; они противопоказаны беременным в связи с риском поражения плода.

2.

Инактивированные (убитые) вакцины получают путем обезвреживания бактерий и вирусов с помощью химического или физического воздействия. Убитые вакцины (коклюшная, антирабическая, лептоспирозная, полиомиелитная Солка и др.) создают нестойкий гуморальный иммунитет, для достижения защитного уровня специфических антител необходимо их повторное введение.

3.

Анатоксины изготавливают из экзотоксинов возбудителей путем обработки их 0,3-0,4% раствором формалина при температуре +38-40° С в течение 3-4 недель. Анатоксины адсорбируют на гидроокиси алюминия; они легко дозируются и комбинируются с другими вакцинными препаратами. При введении анатоксинов вырабатывается антитоксический иммунитет. Используют дифтерийный, столбнячный, стафилококковый анатоксины, а также анатоксины против ботулизма и газовой гангрены.

4.

Химические (субклетогные) вакцины содержат антигенные фракции убитых микроорганизмов. К ним относятся: поливалентная полисахаридная пневмококковая вакцина, полисахаридные менингококковые А и А+С вакцины, ТАБТе (против брюшного тифа, паратифов А и В, столбняка).

5.

Рекомбинантные вакцины (против вирусного гепатита В, гриппа и др.) созданы с использованием новейших генно-инженерных технологий. Инактивированные вакцины, анатоксины, химические и рекомбинантные вакцины содержат адъювант (фосфат или гидроокись алюминия), усиливающий иммунный ответ.

6.

Различают моновакцины (содержат один антиген), ассоциированные (имеют несколько антигенов) и поливалентные вакцины (состоят из различных штаммов одного и того же вида микроорганизмов). Примером ассоциированной (комбинированной) вакцины является адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина (АКДС), содержащая убитые бактерии коклюша, дифтерийный и столбнячный анатоксины; поливалентной - оральная нолиомиелитная вакцина Сэбина, состоящая из аттенуированных штаммов вируса полиомиелита типов 1, 2, 3.

Реакции на введение вакцин

Реакция организма на введение вакцины

Введение вакцины в организм ребенка сопровождается развитием вакцинального процесса, который, как правило, протекает бессимптомно. Возможно появление нормальных (обычных) реакций (общих и местных) после вакцинации.

Оценка интенсивности общих реакций

Для оценки интенсивности общих реакций применяют следующие критерии:

  • слабая реакция - повышение температуры тела до 37,5° С при отсутствии симптомов интоксикации;
  • средней силы - температура тела повышается в пределах 37,6-38,5° С с умеренными симптомами интоксикации;
  • сильная реакция - повышение температуры выше 38,5° С с выраженными, но кратковременными симптомами интоксикации.

Оценка степени интенсивности местных реакции

Для оценки степени интенсивности местных реакции используют следующие критерии:

  • слабая реакция - гиперемия в месте инъекции или гиперемия с инфильтратом до 2,5 см в диаметре;
  • средней силы - инфильтрат диаметром 2,6-5,0 см с лимфангоитом или без него;
  • сильная реакция - инфильтрат 5,0-8,0 см в диаметре; наличие лимфангоита и лимфаденита.

Обычные общие и местные реакции после профилактических прививок возникают лишь у части привитых. В наставлениях по применению биологических препаратов определена допустимая степень их реактогенности. В том случае, если частота выраженных (сильных) реакций среди привитых превышает допустимый наставлением процент, дальнейшее использование данной серии вакцины не допускается. Так, например, прививки против кори прекращаются, если среди привитых окажется более 4% лиц с выраженной общей реакцией. Вакцина АКДС допускается к применению, если количество сильных реакций не превышает 1%.

В ряде случаев после вакцинации отмечается развитие патологических реакций (осложнений) - общих и местных.

Правила проведения вакцинации

Перед прививкой врач анализирует данные эпидемиологического анамнеза (сведения о контактах с инфекционными больными), тщательно осматривает ребенка измеряет температуру тела. Лабораторное обследование и консультации специалистов проводят по показаниям.

Детям, которые не были привиты в связи с временными противопоказаниями, делают прививки по индивидуальной схеме в соответствии с рекомендациями соответствующих специалистов и действующими инструкциями по применению препаратов.

В медицинской документации производится запись врача (фельдшера) о разрешении проведения прививки конкретным препаратом.

Как и где ставят прививки детям?

Все профилактические прививки делают только одноразовыми шприцами. Прививки должны делать медработники, которые прошли соответствующую подготовку, а также обучены методам оказания неотложной помощи при осложнениях после прививок. В помещениях, где проводятся прививки, обязательно должны находиться наборы для оказания неотложной медицинской помощи и противошоковой терапии.

Прививки, особенно живыми вакцинами, рекомендуется проводить в утренние часы в положении сидя или лежа (для предупреждения падения при обморочных состояниях). В течение 0,5-1 часа после вакцинации необходимо медицинское наблюдение за ребенком в связи с возможным развитием аллергических реакций немедленного типа. Затем в течение 3-х суток ребенок должен наблюдаться медсестрой на дому (организованном коллективе). После вакцинации живыми вакцинами ребенок дополнительно осматривается медсестрой на 5-6-й и 10-11-й дни, так как реакции возникают в эти сроки.

Необходимо предупредить родителей о возможных реакциях после введения вакцины, рекомендовать гипосенсибилизирующую диету и охранительный режим.

Рекомендуемая схема проведения вакцинации

1.

Корь. Прививка - в возрасте 12 месяцев. Ревакцинация - в возрасте 6 лет. Интервал между введением вакцины против полиомиелита, коклюша, дифтерии и столбняка и вакцины против кори должен составлять не менее двух месяцев. Вакцинацию и ревакцинацию проводят одноразово.

2.

Паротит. Прививка - в возрасте 12 месяцев. При отсутствии комбинированной вакцины (корь, паротит, краснуха) прививку производят вместе с вакцинацией против кори разными шприцами в разные части тела.

3.

Краснуха. Прививка - в возрасте 12 месяцев. Ревакцинация - в возрасте 15-16 лет (девочки). При наличии комбинированной вакцины (корь, паротит, краснуха) прививку проводят в 12 месяцев. Ревакцинацию проводят моновакциной в возрасте 15-16 лет, только девочкам.

4.

Гепатит В. Прививка - в возрасте 1,2, 7 месяцев. Вакцинации против вирусного гепатита В подлежат новорожденные, в первую очередь дети от матерей - носителей вируса гепатита В. Прививки осуществляют трехкратно с интервалом один месяц после первой прививки и 5-6 месяцев - после второй. Противогепатитная вакцина новорожденным, а также детям старшего возраста, подросткам и лицам в возрасте до 20 лет назначается в дозе 0,5 мл, в возрасте свыше 20 лет - в дозе 1 мл. Вакцинация против гепатита В не зависит от времени проведения других прививок и осуществляется как одновременно, так и после введения вакцин и анатоксинов, которые включены в календарь прививок.

Календарь профилактических прививок России

В каждой стране проведение плановой иммунопрофилактики осуществляется в сроки и по схеме национального календаря прививок.

Календарь профилактических прививок в России в соответствии с приказом МЗ РФ № 375 от 08.12.97.

Профилактические прививки должны проводиться строго в сроки, указанные в календаре. При нарушении графика прививок допустимо одновременное введение и других вакцин отдельными шприцами в разные участки тела; при проведении последующих прививок минимальный интервал составляет 4 недели.

Во избежание контаминации недопустимо совмещение в один день прививки против туберкулеза с другими парентеральными манипуляциями.

С 1997 г. в России введена вакцинация против вирусного гепатита В.

Противопоказания к вакцинации

Существуют ситуации, когда ребенку не следует проводить вакцинацию; в этих случаях врач дает отвод от прививки. Все прививки проводятся в строгом соответствии с инструкцией. Категорически запрещено проводить прививки в домашних условиях. О сроках прививки детей в дошкольных и школьных учреждениях родителей заранее информируют.

Противопоказания к введению вакцин

Противопоказания к вакцинации разделяют на постоянные (абсолютные) и временные (относительные).

1.

Абсолютные противопоказания встречаются редко.

2.

Временные противопоказания. Плановая вакцинация откладывается до окончания острых проявлений заболевания и обострений хронических заболеваний. Обычно прививка проводится через 2-4 нед. после выздоровления. После легких форм ОРВИ, ОКИ детей можно вакцинировать сразу же после нормализации температуры тела.

Ложные противопоказания к проведению профилактических прививок - состояния, не являющиеся противопоказаниями к вакцинации. Указание в анамнезе на недоношенность, сепсис, болезнь гиалиновых мембран, гемолитическую болезнь новорожденных, осложнения после вакцинации в семье, аллергию или эпилепсию у родственников, а также такие состояния, как перинатальная энцефалопатия, стабильные неврологические состояния, анемия, увеличение тени тимуса, аллергия, астма, экзема, врожденные пороки, дисбактериоз, поддерживающая лекарственная терапия, местное применение стероидов не являются противопоказанием к вакцинации, но необоснованно используются педиатрами для оформления медицинских отводов.

Вакцинация детей группы риска

Детей с различными отягощающими факторами в анамнезе относят к "группам риска" по возможности развития поствакцинальных осложнений. Перед вакцинацией проводят необходимое дополнительное обследование, составляют индивидуальный график иммунизации. Вакцинацию проводят щадящими методами с предварительной подготовкой. Выделяют четыре группы риска:

I

группа риска включает детей с подозрением на поражение центральной нервной системы или с выявленным поражением ЦНС. В ней выделяют четыре подгруппы:

  • дети с вероятным перинатальным повреждением ЦНС;
  • дети с установленным перинатальным повреждением ЦНС;
  • дети, перенесшие различные формы острых нейроинфекций, детский церебральный паралич, органические заболевания нервной системы;
  • дети, имеющие в анамнезе судорожные приступы различного характера или пароксизмальные состояния (респираторно-аффективные припадки, обмороки и др.)

II

группа риска - дети, склонные к аллергическим реакциям, имеющие в анамнезе аллергические заболевания кожи или респираторного тракта (аллергические высыпания, аллергодерматозы, отек Квинке, различные формы респираторного аллергоза).

III

группа риска - дети, многократно болеющие инфекциями верхних и нижних дыхательных путей, отитом, с хроническими заболеваниями (почек, печени, сердца и др.), имеющие длительный субфебрилитет, остановку или недостаточную прибавку массы тела, транзиторные изменения в моче.

IV

группа риска - дети с местными и общими патологическими реакциями на прививки (поствакцинальными осложнениями в анамнезе).

Как проводится вакцинация детей с патологиями?

Детей с неврологигескими заболеваниями прививают в период исчезновения неврологической симптоматики или в период стойкой ремиссии. Пациентам с прогрессирующими заболеваниями нервной системы, афебрильными судорогами в анамнезе вместо АКДС вводят АДС.

Детям с судорогами в анамнезе прививки проводят с использованием противосудорожных средств (седуксен, реланиум, сибазон), которые назначают за 5-7 дней до и на 5-7 дней после введения анатоксинов и с 1 по 14-й день после коревой и паротитной вакцин. Показано назначение антипиретиков в течение 1-3-х дней после вакцинации анатоксинами и 5-7 дней при применении живых вакцин.

Вакцинация детей с гипертензионно-гидроцефальным синдромом, гидроцефалией осуществляется при отсутствии прогрессирования заболевания с проведением дегидратационной терапии (диакарб, глицерйл и др.).

Вакцинация детей с аллергическими заболеваниями проводится в период устойчивой ремиссии. Дети, страдающие поллинозом, не прививаются в течение всего периода цветения растений. Возможно удлинение интервалов между прививками, раздельное введение вакцин. Необходимо строгое соблюдение гипоаллергенной диеты в течение 1-2 недель после вакцинации. Для вакцинации детей группы риска назначают антигистаминные препараты (кларитин, тавегил, супрастин).

Вакцинация детей группы риска для профилактики

Детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями (более 6 раз в год), целесообразно вакцинировать в период наименьшей распространенности ОРВИ. С целью стимуляции антитело-образования, в течение 10 дней после прививки назначают дибазол, метилурацил, поливитамины. В течение 2 недель до и после вакцинации рекомендуется назначение биогенных стимуляторов (экстракт элеутерококка, настойка заманихи, женьшеня). Для профилактики острых респираторных вирусных инфекций у детей из группы риска в поствакцинальном периоде показано назначение интерферона интраназально.

www.medmoon.ru


Смотрите также