§ 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты. 8 дипломатические привилегии и иммунитеты


20. Дипломатические привилегии и иммунитеты.

Дипломатические привилегии/иммунитеты – права и преимущества, которые предоставляются дипломатическому представительству в целом, его главе и дипломатическому персоналу. Они могут быть распределены на административно-технический и обслуживающий персонал. Они складывались на основе обычаев, по мере развития дипломатических институтов.

В современное время ДИПы регулируются 2х сторонними соглашениями, а так же многосторонними конвенциями (1961г Венская конвенция), которая установила 2 категории ДИПов:

  1. ДИПы относящиеся к дипломатическому представительству в целом.

Помещение представительства неприкосновенны для власти государства пребывания. Власти не могут вступать в эти помещения. Под помещениями понимаются здания или часть зданий, территория, резиденция главы представительства. Согласно конвенции на государстве пребывания лежит обязанность, применять меры защиты от вторжения, либо нанесения ущерба, либо меры по защите спокойствия.

Сношения правительства со своим правительством производится с помощью дипломатических курьеров и закодированных/шифрованных депеш. Дипломатическая почта не подлежит вскрытию или задержанию. Дипломатические курьеры при исполнении обязанностей пользуются защитой страны пребывания. В особых случаях правительство может поручить доставку документа одному из своих сотрудников, с выдачей курьерского листа.

Командир экипажа, снабженный официальными документами, с указанием числа мест, составляющих почту, так же имеет право на иммунитет, но однако он не является дипломатическим курьером.

В случае разрыва дипломатических отношения, временного отозвания правительства и даже в случае вооруженных конфликтов, государство пребывания должно охранять помещение вместе с имуществом и архивами.

Так же Венская конвенция разрешает пользоваться флагом и эмблемой на зданиях своих представительств. В соответствии с порядком он поднимается по праздничным и др. дням, которые предусмотрены положением.

Помещение правительства не может быть использовано для насильственного задержания. Может быть использовано в качестве убежища.

Так же, правительство освобождается от всех видов государственных налогов, кроме тех, которые являются платой за конкретные виды обслуживания (плата за электроэнергию).

  1. Личные привилегии:

Главный личный иммунитет – личная неприкосновенность ( не подлежит аресту или задержанию). Государство должно относиться с уважением и принимать все меры для предупреждения посягательств. Все бумаги, корреспонденция, имущество дипломата – пользуются неприкосновенностью.

Дипломат имеет иммунитет от уголовной и административной юрисдикции страны пребывания.

НО, иммунитет дипломатического сотрудника не освобождает его от юрисдикции своего государства. Он может быть привлечен к ответственности.

Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. Привилегии и иммунитеты дипломатов не освобождают его от обязанности соблюдать законы страны пребывания, и не имеет право вмешиваться во внутренние её дела.

Дипломатические сотрудники – свободны от всех трудовых гос. повинностей.

Так же глава правительства и его дипломатические сотрудники имеют право беспошлинного ввоза предмета. Возможность свободного передвижения. Так же при проезде по 3ей стране – предоставляется иммунитет. Все иммунитеты распространены и на членов семьи дипломатического сотрудника.

Ряд ДИПов, с некоторыми оговорками распространяется и на обслуживающий персонал. От ДИПов нельзя отказаться по собственному желанию.

Цель ДИПов: направлена на обеспечение эффективного осуществления функции дипломатических представительств, как органов представляющих государство.

studfiles.net

23. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.

Дипломатический корпус - это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Дипломатический корпус в широком смысле - совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном государстве и членов их семей.

Существование понятия дипломатического корпуса в первом значении обусловлено протокольными причинами; дуайеном (старшиной, старейшиной) среди глав всех иностранных дипломатических представительств считается, согласно обычаю, старший по классу и по времени пребывания в данной стране (или в некоторых странах папский нунций).

Понятие дипломатического корпуса во втором значении объясняется необходимостью установить круг лиц, которые вправе претендовать на дипломатические иммунитеты и привилегии.

В Российской Федерации установлены следующие дипломатические ранги: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го и 2-го класса, первый секретарь 1-го и 2-го класса; второй секретарь 1-го и 2-го класса; третий секретарь; атташе.

Под дипломатическими привилегиями понимаются особые права и преимущества, предоставляемые представительствам и их сотрудникам. Иммунитеты - это изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания.

Различают привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников.

Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:

1) неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба;

2) помещения представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий;

3) представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин страны пребывания;

4) архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью и подлежат особой защите со стороны государства пребывания. Аккредитующим государством или представительством может быть назначен дипломатический курьер ad hoc. В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатическая почта может быть вверена также командиру экипажа гражданского самолета;

5) сотрудникам представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания.

Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:

1) личность дипломатического агента неприкосновенна. Дипломат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме;

2) частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства;

3) дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания;

4) дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме:

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства;

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.

24. Консульские учреждения: понятие, функции. Классы консулов, Почет­ный консул.

Консульское право как подотрасль права внешних сношений можно охарактеризовать как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности.

Источниками консульского права являются международный договор и международный обычай. В настоящее время международные обычаи продолжают являться основой правового регулирования консульских связей между государствами при отсутствии их договорно-правового оформления.

Международные договоры по консульским вопросам заключаются как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Среди международных договоров, регулирующих консульские отношения, можно назвать три многосторонние консульские конвенции. Две из них носят региональный характер: Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 года и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 года. Универсальный характер имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Конвенция вступила в силу 18 марта 1967 года, СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 года.

К источникам консульского права относятся также положения некоторых международных договоров, которые не посвящены исключительно консульским вопросам. Это, прежде всего, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, статья 3 которой предусматривает возможность выполнения консульских функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и международные договоры о правовой помощи, об урегулировании случаев двойного гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания и ряд других.

Установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. В государствах, с которыми консульские отношения не установлены, функции консульских учреждений могут выполнять дипломатические представительства. В то же время в государстве, где нет дипломатического представительства, консульские учреждения могут осуществлять некоторые из дипломатических функций.

Различают четыре вида консульских представительств: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Их возглавляют соответственно генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. К консульским учреждениям относятся также консульские отделы дипломатических представительств.

Местонахождение консульского учреждения и его класс определяются по соглашению с государством пребывания. Консульское представительство, в отличие от дипломатического, действует не на всей территории страны пребывания, а в пределах установленного консульского округа.

В Российской Федерации консульские учреждения подчинены МИДу России и действуют под руководством главы дипломатического представительства. Консульские должностные лица и сотрудники консульских учреждений состоят на государственной службе в МИДе России.

Функции консульских представительств несколько уже, чем у посольств. В задачи консульских учреждений Российской Федерации входят:

1) защита за границей прав и интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц;

2) содействие развитию дружественных отношений с государством пребывания;

3) учет постоянно проживающих и временно находящихся в его консульском округе граждан Российской Федерации;

4) воинский учет граждан Российской Федерации;

5) обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, задержанных или лишенных свободы в иной форме или отбывающих наказание;

6) выдача, продление, погашение виз на въезд и выезд;

7) регистрация актов гражданского состояния;

8) совершение нотариальных действий;

9) легализация документов;

10) содействие военным кораблям Российской Федерации, морским и воздушным судам;

11) иные полномочия, предусмотренные законом и договорами.

Персонал консульских учреждений делится на три группы: консульские должностные лица, административно-технический и обслуживающий персонал.

Консульский корпус, как и дипломатический, возглавляется дуайеном, т.е. старшим по рангу и времени получения экзекватуры главой консульского представительства, который выполняет в основном церемониальные функции. В государстве пребывания может быть несколько консульских корпусов в зависимости от количества пунктов, где имеются консульские представительства.

Для заведующих консульскими отделами дипломатических представительств, как правило, не требуется направления консульского патента и получения экзекватуры. Они, как и другие сотрудники этих отделов, продолжают оставаться членами персонала дипломатического представительства и сохраняют статус таковых. Об их назначении извещаются власти государства пребывания.

Свои консульские сношения государства могут осуществлять и через посредство так называемых нештатных (почетных) консулов. Нештатный консул - это лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее по его поручению и с согласия государства пребывания консульские функции. Нештатными консулами могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций нештатный консул жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.

Окончание миссии консула может иметь место в следующих случаях:

1) отозвание консула представляемым государством;

2) аннулирование экзекватуры государством пребывания;

3) истечение срока консульского патента;

4) закрытие консульского учреждения в данном пункте;

5) прекращение консульских отношений в целом;

6) война между государством пребывания и представляемым государством;

7) смерть консула;

8) выход территории, где находится консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания.

Отозвание консула представляемым государством наиболее распространено и в основном имеет место при нормальной смене консулов в каком-либо пункте государства пребывания. При этом государство пребывания извещается заблаговременно о факте отозвания консула, а для его преемника испрашивается экзекватура.

Аннулирование экзекватуры происходит гораздо реже, как правило, в результате нарушения консулом законов государства пребывания. При этом, согласно статьи 23 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, консул может быть объявлен persona non grata (нежелательным лицом) и перед представляемым государством может быть поставлен вопрос о его отзыве. Государство пребывания в этом случае не обязано мотивировать причины аннулирования экзекватуры.

В случае войны прекращающий свою миссию консул может поручить защиту интересов своих соотечественников в государстве пребывания консулу третьего государства.

Как и в дипломатическом праве, в консульском праве различают привилегии и иммунитеты консульских представительств и их сотрудников.

Выделяются следующие привилегии и иммунитеты консульских представительств:

1) неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года устанавливает ограничение неприкосновенности консульских представительств. Речь идет о так называемой «пожарной оговорке», когда на территорию представительства возможен доступ без разрешения в случае пожара. В заключенных нашим государством двусторонних консульских конвенциях «пожарная оговорка» отсутствует.

Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба;

2) консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и другими консульскими представительствами;

3) помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий;

4) представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пребывания;

5) архивы и документы консульского представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения;

6) официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами. Они таковы:

1) консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» определяется по законодательству страны пребывания;

2) консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения;

3) частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства;

4) консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:

исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства;

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.

studfiles.net

§ 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты

Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как совокуп­ность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрис­дикции, предоставляются как зарубежным органам внешних сно­шений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различа­ются привилегии и иммунитеты дипломатического представи­тельства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.

Привилегии и иммунитеты дипломатического предста­вительства. Дипломатическому представительству как органу аккредитующего государства на территории государства пре­бывания в соответствии с международным правом и националь­ным законодательством предоставляются особые льготы, пре­имущества.

В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях помещения представительства неприкосно­венны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также сред­ства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.

Эти конвенционные нормы воспроизведены в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностран­ных государств на территории СССР 1966 г., которое в опреде­ленной мере продолжает регламентировать поведение россий­ских правоохранительных органов. Это учтено (к сожалению, не во всем) в ряде специальных законов. Так, в Законе РСФСР "О милиции" 1991 г. при закреплении в ст. 11 права сотрудни­ков милиции беспрепятственно входить в помещения, занимае­мые предприятиями, учреждениями и организациями, и прово­дить осмотр в одном случае (п. 25) сделана важная оговорка: "кроме иностранных дипломатических представительств", в Другом (п. 18) такая оговорка отсутствует, хотя регулируются сходные ситуации.

Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. Это преимущество отличает­ся от провозглашенного в ч. 2 ст. 23 Конституции права каждого на тайну переписки и т. п., поскольку не может быть ограниче­но на основании судебного решения.

Согласно Конвенции государство пребывания должно раз­решать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задер­жанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необ­ходимо согласие государства пребывания.

В соответствии с международным правом Таможенный ко­декс РФ предусматривает таможенные льготы для дипломати­ческих представительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования пред­ставительств товаров с освобождением от таможенных плате­жей (ст. 202).

В отношении помещений представительства — как собст­венных, так и наемных — предусмотрено освобождение от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания.

Представительству и его главе принадлежит право поль­зоваться флагом и эмблемой своего государства на принадле­жащих им помещениях и средствах передвижения.

Конвенция возлагает на государство пребывания специаль­ную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надле­жащие меры для защиты помещений представительства от вся­кого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорб­ления его достоинства. Это обязательство учтено в Федераль­ном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" 1995 г. В перечне ее обязанностей: обес­печивать во взаимодействии с органами внутренних дел безо­пасность представительств иностранных государств на терри­тории Российской Федерации (п. "н" ст. 12).

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не со­вместимых с его функциями.

Привилегии и иммунитеты главы дипломатического пред­ставительства и дипломатических агентов. Конвенция содер­жит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно при­вилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основани­ем ареста, заключения под стражу или содержания под стра­жей.

Государство пребывания обязано относиться к нему с долж­ным уважением и принимать все надлежащие меры для преду­преждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения пред­ставительства.

Воплощением и конкретизацией этой общей нормы явля­ются обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, поль­зующихся международной защитой, в том числе дипломатиче­ских агентов, 1973 г.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уго­ловной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители ино­странных государств пользуются иммунитетом. Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится в ст. 17 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространя­ется на случаи:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребы­вания, если только дипломат не владеет им от имени аккреди­тующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попе­чителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в госу­дарстве пребывания за пределами официальных функций.

В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональ­ной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Наше законодательство — упомянутое выше Положение о дипломатических и .консульских представительствах 1966 г. — несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава представительства и члены дипло­матического персонала вступают в гражданско-правовые отно­шения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или дея­тельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.

Дипломатический агент не обязан давать показания в ка­честве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие, показания он не обязан для этого являться в судебные или следственные ор­ганы.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включае­мых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижи­мое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для лич­ного пользования дипломата или членов его семьи, освобожда­ются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобо­ждается от таможенного досмотра, если нет оснований предпо­лагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз кото­рых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Та­моженном кодексе РФ (ст. 203).

Указанными "в Венской конвенции привилегиями и имму­нитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами госу­дарства пребывания.

Дипломатические курьеры при исполнении своих обязан­ностей пользуются личной неприкосновенностью и не подле­жат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

В определенной степени привилегии и иммунитеты рас­пространяются на членов административно-технического и об­служивающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: "если они не явля­ются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно").

Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях, привилегии и иммунитеты "предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффектив­ного осуществления функций дипломатических представи­тельств как органов, представляющих государства". Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее госу­дарство.

Совершение дипломатическим агентом серьезного право­нарушения может стать основанием для объявления его неже­лательным лицом (persona non grata). В таком случае аккреди­тующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобож­дает его от юрисдикции аккредитующего государства.

studfiles.net

Дипломатические иммунитеты и привилегии - Дипломатический протокол и этикет

С целью эффективного выполнения возложенных на них представляемым стороной полномочий, иностранные дипломаты и дипломатические представительства в стране пребывания обеспечиваются привилегиями и иммунитетами, которые г гарантирует им. Венская конвенция 1961 рок.

. Иммунитет (от латинского"immunitus"- освобождение от чего-либо) - это освобождение от административной, уголовной, гражданской юрисдикции страны пребывания. Основа дипломатических иммунитетов - личная нетронутыми ннисть дипломата. Он не может подвергаться аресту или задержанию в какой-либо форме. Власти страны пребывания, освобождая дипломата от своей юрисдикции, принимает все необходимые меры для предотвращения зазиха нням на его личную свободу и достоинствоу та гідність.

. Привилегии - это льготы, преимущества (например, освобождение от налогов, таможенных пошлин и ухода и т.д.), рядовым иностранным гражданам не предоставляются. Предоставляя иностранным дипломатам особые права и освобождая их от д юрисдикцию, принимающее государство, считает их"абсолютно свободными"в исполнении своей миссии. Этот принцип происходит от суверенного характера государств и их равноправия как субъектов международного праводного права.

Дипломатический иммунитет и привилегии предоставляются дипломатическому персоналу, торговым представителям (советникам, атташе), их заместителям, атташе по вопросам обороны и их помощникам, специальным атташе, а также распространяются на членов их рода.

Для подтверждения принадлежности к дипломатического персонала дипломатам и членам их семей служба государственного протокола. МИД выдает на основании загранпаспортов специальные карточки, которые являются свидетельством м того, что они пользуются всеми привилегиями и иммунитетами. Дипломаты заинтересованы в максимально короткий срок получить этот документ, потому что только при его наличии они могут эффективно выполнять св й обязанности, решать вопросы, касающиеся их проживания в стране пребыванияя.

Некоторые страны в дипломатических паспортах не указывают дипломатический ранг или должность в посольстве, а принимают обобщенный термин"дипломат"(Гана,. Замбия,. Заир,. Камерун,. Индия и др.) или"сотрудник зако ордоннои службы"(Нигерия,. Сингапур и т.д.), или"правительственный служащий"(Бангладеш,. Пакистан и т.д.). В. Великобритании вообще не существует дипломатических паспортов, а в документах английских дипломатов есть только запись:"Сотрудник дипломатической службы ее. Величества"Дипломатические паспорта выдают в. США, в них делается лишь запись о том, что их владельцы находятся за границей по назначению. Государственного. Деппа ртаменту. В этих и других подобных случаях посольства, отправляя в. МИД страны пребывания ноты с запросом о выдаче дипломатической карточки и добавляя к ней паспорта новых сотрудников, указывают рангах (должности) этих работниковів, вказують ранги (посади) цих працівників.

При рассмотрении вопросов регистрации паспортов и выдачи документов работникам административно-технического и обслуживающего персонала расшифровки их специальностей не требуется, им также выдаются пр ротоколом. МИД служебные удостоверения, которые гарантируют определенные привилегии и иммунитет.

Согласно. Венской конвенции, существуют две категории привилегий и иммунитетов: такие, касающиеся дипломатического представительства, и личные, касающиеся глав и персонала диппредставительства

К первой категории иммунитетов относится неприкосновенность помещений представительства. Представители властей страны пребывания могут войти в них только с разрешения главы представительства. Это касается всего при имищення или его части, если посольство находится в общем доме, резиденции главы диппредставительства и территории вокруг здания посольства. При этом не имеет значения, эти помещения являются вл аснистю представляемого государства или арендуютсяься.

Согласно. Венской конвенции, государство пребывания обеспечить надлежащие меры защиты помещения от любого проникновения на его территорию, нанесения ущерба и нарушения покоя спи ивробитникив посольства. Все, что находится на территории посольства, его средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенной также официальная коре спонденция посольства, а дипломатическая почта не подлежит вскрытию или задержанию. Дипломатическая почта передается через дипломатических курьеров или путем закодированных и шифрованных депеш, для чего диппр едставництву, с согласия страны пребывания, разрешается устанавливать специальные радиопередатчики. В дипломатической практике сегодня активно используется также способ так называемой командирской почты, когда она передается с командиром воздушных судов своей страны, что также предполагается конвенции 1961 рокроку.

В случае разрыва дипломатических отношений и отзыв главы и персонала (даже в случае вооруженного конфликта) государство пребывания должно уважать и охранять помещения представительства с его имуществом и и архивами. Но, к сожалению, это правило далеко не всегда соблюдаются, особенно во время вооруженных конфликтов в странах. Азии,. Африки и. Латинской. Америкии.

Согласно. Венской конвенции, в случае вооруженного конфликта государство пребывания должно оказать всяческое содействие всем лицам, пользующихся иммунитетами и привилегиями, в уход страны пребывания я в кратчайшие сроки, предоставив для этого соответствующие транспортные средства, в том числе и для перевозки их имуществ.

Помещения дипломатического представительства не может использоваться для задержания любого лица или для оказания ей убежища, хотя это правило также нарушается, и не всегда по вине дипломатов

Венская конвенция подтверждает международную практику так называемого фискального иммунитета, то есть освобождение диппредставительств от всех государственных, районных или муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме п. ать за конкретные виды обслуживания (электроэнергию, газ, воду, телефон, вывоз мусора и т.д..

Согласно. Конвенции 1961 года, диппредставительствам предоставляется ряд льгот. Так, например, таможенные привилегии согласно ст 36 позволяют ввозить в страну пребывания без уплаты пошлины предметы и оборудова ния, необходимые для официального использования в диппредставительствві.

Разрешается также использовать флаг и эмблему (герб) представляемого государства на помещениях диппредставительства, включая резиденцию, автомобиль главы диппред-ставництва

Ко второй категории относятся личные иммунитеты и привилегии дипломатических сотрудников, основным из которых является личная неприкосновенность. В. Венской конвенции (в 29) записано:"Государство пребывания зобов ' 'связана относиться к нему (т.е. к дипломату -. О. С) с должным уважением и принимать все необходимые меры с целью предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинствостоїнство".

Частная резиденция посла, как и его корреспонденция, имущество и средства передвижения также считаются неприкосновенными и пользуются защитой

Дипломаты пользуются иммунитетом от уголовной ответственности в любых случаях. От иммунитета относительно конкретного дипломата, если он совершил какое-либо преступление, может отказаться только страна, которая его назначала, что бывает крайне редко, потому что такой дипломат, как правило, возвращается домой и привлекается к уголовной ответственности как обычный гражданин своей страныи.

Дипломаты не обязаны давать показания, но могут это делать по собственному желанию. Они пользуются также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции - их нельзя оштрафовать или подвергнуть каком-то другом административному наказанию; освобождаются от всех налогов, за исключением косвенных, которые в основном включаются в цену товара или обслуживания, от всех трудовых, государственных и войско вых обязань.

Таможенные привилегии обеспечивают главе представительства и дипломатам право беспошлинного ввоза товаров личного пользования и освобождение их багажа от таможенного досмотра, если нет подозрения перев ввоз запрещенных предметов (наркотики, оружие). К большому сожалению, такие нарушения хотя и очень редко, но все же случаютсяя.

Однако иммунитет и привилегии не освобождают дипломата и членов их семей от обязанности соблюдать законы, указы, правила и обычаи страны пребывания и в любом случае не дают разрешения вмешиваться в ее внут. Тришна дел.

Одним из привилегий дипломатических сотрудников посольства является возможность свободного передвижения по территории страны пребывания, за исключением зон, которые закрыты для иностранцев по соображениям безопасности

Дипломатам и членам их семей предоставляют привилегии и иммунитеты и те государства, территорию которых они пересекают, чтобы прибыть к месту работы и обратно. Это касается также беспрепятственного проезда администратором ивно-технического и обслуживающего персоналу.

Дипломатические привилегии и иммунитеты в полном объеме предоставляются и главам государств и правительств, министров иностранных дел, представителям международных организаций, имеющих дипломатический статус, другим общин дянам, имеющих дипломатические паспорта, выданные им на законных основания.

. Контрольные задания

1Суть понятий"дипломатия"дипломатическая деятельность государства * дипломат

2. Признание государство установления дипломатических отношений, основания дипломатического представительства и их виды

3. Назначение и отзыв дипломатического представителя. Церемониал вручения верительных грамот

4 Дипломатическое старшинство. Классы и ранги дипломатических работников

5Професийни требования и требования к личным качествам дипломата

6Поняття"дипломатический корпус"дуайена корпуса, его функции и обязанности

7. Определение и сущность дипломатических привилегий и иммунитетов

8. Дипломатический этикет. Поведение дипломата в стране пребывания. Роль жен дипломатов в протокольной практике диппредставительств

9

. Список литературы

1. Борунков. А. Ф. Дипломатический протокол. России -. М, 2000

2. Дипломатический словарь:. В 3 т -. М:. Наука,

1984-1986

3. Дипломатический корпус. Управление государственного о

протокол. МИД Украины -. К, 2002

4. Закон Украины о дипломатических рангах Украины / /. Политика и время - N ° 1 -. С 87-88

5. Закона. Ману -. М, 1960

6. Захарова JIM,. Коновалова AA. Основы. Дипломатическое и. Консульское службы:. Учеб пособ -. Минск, 2001

7. Исраэлян. В JI дипломаты лицом к лицу -. М, 1990

8. Кулик. О,. Сардачук. П. Элементы дипломатического протокола и дипломатической практики в истории Украины - JI, 2000

9. Левин. Д. В. Дипломатия: сущность, методы и формы -. М, 1962

10 Международное право в документах -. М:. Юридическая литература, 1982

11. Молочков. Ф. Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика -. М, 1979

12. Никольсон. Г. Дипломатия:. Пер с англ -. М, 1941

13. Попов. В. И. Современная дипломатия:. Теория и практика -. М:. Научная книга, 2000

14. Руденко. Г. М. Основы дипломатического протокола -. К, 1996

15. Руденко. ГМ Украина дипломатическая -. К, 1999

16. Сардачук. П. Д,. Кулик. О. П. Дипломатическое представительство организация и формы работы:. Учеб пособие -. М.: Украина, 2001

17. Сато. Э.. Руководство по. Дипломатическое практике -. М, 1947

18. Словарь иностранных слов -. К:. Наукова думка, 2000

19. Петровская. ММ. Президент и общественное мнение / /. США: экономика, политика и идеология - 1991 - № 10 -. С 29-36

20 Украина на международной арене:. Сборник документов и материалов 1991-1995 гг:. В 2 кн -. Кн 1 -. К, 1998

21. Правительственный курьер - 2002 - № 52 - 19 марта 2000

uchebnikionline.com


Смотрите также