Компоненты иммунной системы. Клетки синтезирующие антитела образуются из


Компоненты иммунной системы — ЗдоровьеИнфо

Какие клетки и вещества являются компонентами иммунной системы и какие функции они выполняют.

Основными клетками иммунной системы являются лейкоциты, среди них – макрофаги, нейтрофилы и лимфоциты. Растворимые вещества – это молекулы, содержащиеся не в клетках, а в жидкости, например, в плазме крови. К ним относятся антитела, белки комплемента и цитокины. Некоторые растворимые вещества действуют как посредники, привлекая и активируя другие клетки. Молекулы главного комплекса гистосовместимости позволяют отличить «свое» от «чужого».

Макрофаги

Макрофаги – это находящиеся в тканях большие лейкоциты, которые захватывают антигены. Антигенами называют вещества, способные стимулировать иммунный ответ. Ими могут быть бактерии, вирусы, белки, углеводы, злокачественные клетки и токсичные вещества.

В цитоплазме макрофагов есть гранулы, окруженные мембраной. Они содержат множество различных ферментов, которые позволяют макрофагам убивать поглощенные ими микроорганизмы и в дальнейшем разрушать их.

Макрофагов нет в крови, но они занимают «стратегические позиции» в местах, где органы соприкасаются с кровью или внешним миром. Например, макрофагов больше всего в участках легких, непосредственно контактирующих с воздухом, и там, где клетки печени соприкасаются с кровеносными сосудами. Клетки крови, похожие на макрофагов, называются моноцитами.

Нейтрофилы

Нейтрофилы – это большие лейкоциты, которые, подобно макрофагам, захватывают микроорганизмы или другие антигены. Нейтрофилы имеют гранулы, содержащие ферменты для разрушения поглощенных антигенов. В отличие от макрофагов, нейтрофилы циркулируют в крови. Чтобы выйти из нее и проникнуть в ткани, нейтрофилы нуждаются в специфическом стимуле.

Макрофаги и нейтрофилы обычно работают вместе: макрофаги начинают иммунный ответ и посылают сигналы, мобилизующие нейтрофилы, которые должны помочь им в борьбе с инфекцией. Привлеченные нейтрофилы вместе с макрофагами разрушают чужеродные агенты, переваривая их. Накопление нейтрофилов и разрушение микроорганизмов ведет к образованию гноя.

Лимфоциты

Лимфоциты – главные клетки иммунной системы – относительно невелики по сравнению с макрофагами и нейтрофилами. В отличие от нейтрофилов, которые живут не дольше 7-10 дней, лимфоциты могут жить несколько лет или даже десятилетий. Лимфоциты разделяют на три основные группы:

• B-лимфоциты образуются из стволовых клеток в костном мозге и превращаются в клетки, вырабатывающие антитела, которые называются плазматическими.• T-лимфоциты образуются из стволовых клеток, которые мигрировали из костного мозга в вилочковую железу (тимус). Здесь они делятся и созревают. В тимусе T-лимфоциты учатся отличать «свое» от «чужого». Зрелые T-лимфоциты покидают тимус и поступают в лимфатическую систему, где они выполняют контролирующую функцию.• Естественные киллеры немного превышают по размеру T- и B-лимфоциты. Они названы так потому, что уничтожают некоторые микроорганизмы и злокачественные клетки. Слово «естественный» в их названии указывает на то, что они изначально готовы уничтожать чужеродные клетки, а не нуждаются в обучении, как B- и T-лимфоциты. Естественные киллеры вырабатывают цитокины – вещества-посредники, регулирующие некоторые функции Т-лимфоцитов, В-лимфоцитов и макрофагов.

Антитела

После контакта с антигеном B-лимфоциты превращаются в клетки, синтезирующие антитела. Антитела – это особые белки, взаимодействующие с антигеном. Каждое антитело имеет специфическую часть, которая связывается с соответствующим антигеном, и часть, строение которой характерно для большой группы антител – иммуноглобулинов.

Выделяют пять классов иммуноглобулинов:

• IgM – антитела, которые первыми производятся в ответ на воздействие антигена. Например, когда ребенок получает первую прививку от столбняка, через 10-14 дней у него образуются антитела класса IgM. Таких антител много в крови, и в норме они не встречаются в органах и тканях.• IgG – самый многочисленный класс антител. Они производятся в ответ на повторное воздействие антигена. Например, после получения второй прививки от столбняка у ребенка в течение 5-7 дней вырабатываются антитела IgG. Этот вторичный ответ антител развивается быстрее и активнее, чем первичный ответ. IgG присутствуют и в крови, и в тканях. Это единственные антитела, которые могут переходить через плаценту от матери к плоду и защищают младенца, пока его иммунная система не начнет вырабатывать собственные антитела.• IgA – антитела, которые играют важную роль в защите организма от вторжения микроорганизмов через слизистые оболочки. IgA имеется в крови и в различных секретах желудочно-кишечного тракта, носа, глаз, легких, а также в грудном молоке.• IgE – антитела, которые вызывают немедленные аллергические реакции. В этом отношении они единственные из антител, которые, по-видимому, приносят больше вреда, чем пользы. Однако IgE очень важны в борьбе против паразитарных заболеваний, например, онхоцеркоза и шистосомоза, которые распространены в развивающихся странах.• IgD – антитела, присутствующие в очень небольшом количестве в циркулирующей крови. Их функция до конца не понятна.

Система комплемента

Система комплемента включает более 18 белков. Они действуют по принципу каскада: один белок активирует следующий. Система комплемента может быть «запущена» двумя путями. Один путь называется альтернативным (активация происходит микробными агентами или антигенами), а другой – классическим (активация происходит иммунными комплексами – специфическими антителами, связанными с антигеном). Система комплемента призвана разрушать чужеродные вещества самостоятельно или объединяясь с другими компонентами иммунной системы.

Цитокины

Цитокины – это молекулы-посредники, обеспечивающие успешное функционирование иммунной системы. Они вырабатываются ее клетками в ответ на стимуляцию антигеном. Цитокины усиливают одни реакции иммунной системы и уменьшают другие. В настоящее время описано много цитокинов, и их список продолжает расти.

Цитокины можно вводить в организм путем инъекций для лечения некоторых болезней. Так, альфаинтерферон эффективен в лечении ряда онкологических заболеваний, например, волосатоклеточного лейкоза. Другой цитокин, бетаинтерферон, помогает при рассеянном склерозе. Третий цитокин, интерлейкин2, может быть полезен в лечении злокачественной меланомы и злокачественных опухолей почек, хотя он имеет побочные эффекты. Еще один цитокин, колониестимулирующий фактор гранулоцитов, ускоряющий образование нейтрофилов, можно вводить пациентам со злокачественными опухолями, у которых в результате химиотерапии снизилось количество этих клеток.

Главный комплекс гистосовместимости

На поверхности всех клеток находятся молекулы, которые являются уникальными для данного человека. Они называются молекулами главного комплекса гистосовместимости. С их помощью организм способен отличать «свое» от «чужого». Иммунная система игнорирует клетки, имеющие идентичные молекулы главного комплекса гистосовместимости, а любую другую клетку атакует.

Молекулы главного комплекса гистосовместимости делят на два класса. Молекулы, относящиеся к классу I, присутствуют на поверхности всех клеток организма, кроме эритроцитов, а молекулы, относящиеся к классу II, – только на поверхности макрофагов и B-лимфоцитов, а также на Т-лимфоцитах, которые контактировали с антигеном. Для каждого человека набор этих молекул уникален.

Клетки иммунной системы учатся отличать «свое» от «чужого» в вилочковой железе (тимусе). При развитии иммунной системы у плода стволовые клетки мигрируют в тимус, делятся там и образуют T-лимфоциты. В ходе своего созревания в тимусе те Т-лимфоциты, которые реагируют на молекулы главного комплекса гистосовместимости, разрушаются, а те, которые игнорируют их и учатся взаимодействовать с несущими их клетками, продолжают созревать и затем покидают тимус.

В результате зрелые T-лимфоциты не атакуют собственные клетки и органы и могут «сотрудничать» с другими клетками, когда необходимо защитить организм.

www.zdorovieinfo.ru

Как известно, иммуноглобулины синтезируются клетками, которые образуются в результате дифференцировки полипотентной стволовой клетки. В какие клетки непосредственно синтезируют антитела?

А. Моноциты

В. Плазмоциты

С. Микрофаги

D. Лимфоциты

Е. Макрофаги

347. Студент, отвечая на вопрос преподавателя об иммуногенезе, назвал одну из теорий образования антител наиболее обоснованной и своевременной. Какую теорию имел в виду студент?

А. Клонально-селекционная теория Бернета

В. Прямой матрицы Гауровитца-Полинга

С. Естественной селекции Эрне

D. Сетевых структур Гайдельберга

Е. Непрямой матрицы Бернета-Феннера

В одном из центральных органов иммунной системы формируются клетки, которые являются предшественниками иммунокомпетентных клеток. Часть из них затем трансформируется в Т- или В-лимфоциты. В каком органе это происходит?

А. Костный мозг

В. Вилочковая железа

С. Селезенка

D. Лимфатические узлы

Е. Небные миндалины

При некоторых инфекциях в организме одновременно существуют антитела и возбудитель заболевания, т.е. имеет место такой своеобразный вид иммунитета. Как он называется?

А. Нестерильный

В. Стерильный

С. Наследственный

D. Пассивный

Е. Искусственный

Известно, что дети не болеют корью и др. инфекционными заболеваниями до 6 мес. так как получают антитела от матери трансплацентарным путем. Как называется такой вид иммунитета?

А. Искусственный пассивный

В. Искусственный активный

С. Естественный активный

D. Естественный пассивный

Е. Врожденный видовой

351. Для проведения микроскопии в иммерсионной системе на поверхность препарата-мазка бактериолог предварительно наносит вещество. Что оно собой представляет?

А. Спирт

В. Вода

С. Щелочь

D. Масло

Е. Кислота

Какой из перечисленных методов лабораторной диагностики позволяет выделить и идентифицировать возбудителя заболевания?

А. Аллергический

В. Биологический

С. Бактериологический

Серологический

Е.Микроскопический

Для специфической профилактики вирусного гепатита В сегодня широко используется вакцинация. Каким методом изготовляют препарат для вакцинации?

A. Из убитого формалином вируса гепатита

B. Из печени овец, зараженных вирусом гепатита

C. Из HBs-антигена, выделенного из крови носителей

D. Генно-инженерным методом

Е. Из вируса гепатита, выращенного в культуре клеток

Врачу- стоматологу проведена вакцинация против гепатита В. Против каких разновидностей вирусных гепатитов создан активный иммунитет?

A. Гепатитов В и D

B. Гепатитов В,С D

C. Гепатита В

D. Гепатита В и А

Е. Гепатита В и С

На губах больного появились везикулы, наполненные желтоватой жидкостью. Врач заподозрил Herpes labialis . Какие вирусы могут вызвать это заболевание?

A. Herpesvirus 6

B. Herpes simplex virus

C. Herpes zoster virus

D. Cytomegalovirus

E. Epstein-Barr virus

Во время эпидемии гриппом больному с повышенной температурой и слабостью врач поставил диагноз «Грипп». Какой препарат врач назначил больному?

A. Пенициллин

B. Стрептоцид

C. Стрептомицин

D. Ремантадин

Е. Новарсенол

Длительное время больной лечился по поводу хронической пневмонии. При микроскопическом исследовании мокроты в мазке-препарате выявлены тонкие прямые и слегка изогнутые палочки красного цвета, расположенные поодиночно. Мазок окрашен сложным методом Циля-Нильсена. Что не позволяет их выявить простым методом окрашивания?

А. Высокое содержание миколовой кислоты и липидов

В. Содержание белков и липидов

С. Наличие спор

D. Выработка ферментов агрессии

Е. Образование капсулы

Для оценки пригодности питьевой воды проведено бактериологическое исследование. Какой показатель характеризует количество бактерий группы кишечных палочек, содержащихся в 1 л?

А. Коли-индекс

В. Коли-титр.

С. Титр коли-фага.

D. Перфрингенс-титр.

Е. Микробное число

359. На практическом занятии по микробиологии студентам предложено окрасить смесь бактерий по методу Грама и объяснить механизм окраски. Какие морфологические структуры бактерий определяют грамотрицательную и грамположительную окраску бактерий?

A. Клеточная стенка

B. ЦПМ

C. Капсула

D. Жгутики

E. Цитоплазма

Как называется метод микробиологической диагностики, который заключается в определении титра специфических антител в сыворотке больного?

А. Аллергический

В. Биологический

С. Микробиологический

D. Серологический

Е. Микроскопический

В 2003 году появилась новая болезнь, которую обозначают как «атипичная пневмония» или SARS (тяжелый острый респираторный синдром). К какой группе микробов отнесли ее возбудитель?

A. Вирусы

B. Бактерии

C. Простейшие

D. Прионы

Е. Грибы

К врачу обратился больной с жалобами на длительную субфебрильную температуру, увеличение региональных лимфатических узлов, снижение массы тела. Врач заподозрил у больного «СПИД». Назовите возбудитель этого заболевания?

A. Human poliovirus

В. Human T-Lymphotropic virus-2

C. Human T-Lymphotropic virus-1

cyberpedia.su

Клетки образование антител - Справочник химика 21

    Человек, заразившийся оспой, может умереть в результате нарушений, которые вызывает вирус оспы, размножающийся в клетках организма. Если организм выживает, он приобретает против оспы иммунитет, который сохраняется до конца жизни, однако не защищает его от других вирусных заболеваний. Иммунитет обеспечивается специфическими белковыми молекулами — антителами, которые вырабатываются в организме в ответ на инъекцию определенных молекул. Молекулы (в случае оспы — вирусные частицы), стимулирующие образование антител в организме, называются антигенами. [c.447]     По мере развития иммунологии оказалось, что для иммунизации часто нужен не целый вирус или болезнетворный микроб, а лишь его антигенная часть, способная вызвать образование антител. Такая часть является белком - субъединицей вируса или бактерии, содержащие ее вакцины называют субъединичными. Генная инженерия открыла простой путь получения таких вакцин. Из генома вируса выделяют ген белка с антигенной активностью, встраивают его в вектор и размножают этот белок в бактериальной клетке. Производство такого белка в отличие от получения вируса не только дешево, но и безопасно, сама вакцина также безопасна и не содержит ничего лишнего. [c.62]

    Лимфоциты продуцируются в лимфатической ткани, основная их функция—образование антител, в частности иммуноглобулинов. Моноциты вдвое крупнее лимфоцитов они способны переваривать клетки бактерий. Гранулоциты образуются в красном костном мозге и выполняют различные функции например, основная функция нейтрофилов—фагоцитоз. [c.585]

    Все В-клетки первоначально вырабатывают антитела IgM. Некоторые клетки затем переключаются на образование антител других классов, имеющих тот же антиген-связывающий участок, что и исходные антитела IgM. Такое переключение класса позволяет одним и тем же антиген-связывающим участкам распределяться между антителами с весьма различными биологическими свойствами. [c.45]

Рис. 17-57. Эксперимент, впервые показавший, что для образования антител животному, вероятно, ие-обходимы и Т-клетки, и В-клетеи. Рис. 17-57. Эксперимент, впервые показавший, что для <a href="/info/566433">образования антител</a> животному, вероятно, ие-обходимы и Т-клетки, и В-клетеи.
    Люминесцентно-иммунохимические методы дают возможность определять локализацию в клетках и изучать динамику образования антител. Так как получение люминесцентно-меченых антигенов трудно осуществимо (антигены принадлежат к разнообразным классам химических веществ), были предложены непрямые методы выявления антител [4, 15, 16]. Одним из таких методов является следующий. Препарат, содержащий искомое антитело, обрабатывается соответствующим немеченым антигеном после того как произойдет образование комплекса антитело — антиген, этот же препарат обрабатывается люминесцирующим антителом, специфичным по отношению к данному антигену. Образующийся при этом тройной комплекс легко выявляется благодаря интенсивной люминесценции. [c.317]
Рис. 6-15. Иммунный ответ и действие антител. Когда чужеродная для данного организма макромолекула (например, молекула белка из какого-то другого вида) попадает в кровь или ткань, она вызывает защитную реакцию, которая называется иммунным ответом. Чужеродная макромолекула, называемая антигеном, связывается с поверхностью лейкоцита особого типа - В-лимфоцитом. Эта клетка под воздействием антигена постепенно изменяется и превращается в плазматическую клетку, вырабатывающую большое количество антител против данного антигена. Образованию специфических антител способствуют также другие клетки, называемые Т-лимфоцитами. Антитела, или иммуноглобулины, представляют собой сложные высокомолекулярные белки, молекулы которых состоят из четырех полипептидных цепей и содержат несколько углеводных групп. Они могут специфически связываться с антигеном, вызвавшим образование антител, но не связываются ни с какими другими белками. Иммуноглобулины имеют У-образную ф( му и содержат два участка для связывания антигена. Антитела вызывают преципитацию (выпадение в осадок) антигена благодаря образованию нерастворимого агрегата со структурой наподобие решетки. Каждый антиген стимулирует образование антител лишь одного определенного тша. Эти антитела распознают и связывают только данный антиген или близкородственные молекулы. Рис. 6-15. <a href="/info/99765">Иммунный ответ</a> и <a href="/info/101098">действие антител</a>. Когда чужеродная для <a href="/info/1389395">данного организма</a> макромолекула (например, <a href="/info/97382">молекула белка</a> из какого-то <a href="/info/481477">другого вида</a>) попадает в кровь или ткань, она вызывает <a href="/info/1302434">защитную реакцию</a>, которая называется <a href="/info/99765">иммунным ответом</a>. Чужеродная макромолекула, называемая антигеном, связывается с поверхностью лейкоцита <a href="/info/1489628">особого типа</a> - В-лимфоцитом. Эта клетка под воздействием антигена постепенно изменяется и превращается в <a href="/info/510352">плазматическую клетку</a>, вырабатывающую <a href="/info/472531">большое количество</a> <a href="/info/1390828">антител против</a> данного антигена. <a href="/info/490632">Образованию специфических</a> антител способствуют также <a href="/info/1642075">другие клетки</a>, называемые Т-лимфоцитами. Антитела, или иммуноглобулины, представляют <a href="/info/1795776">собой</a> сложные <a href="/info/1484389">высокомолекулярные белки</a>, <a href="/info/1459040">молекулы которых состоят</a> из четырех <a href="/info/31816">полипептидных цепей</a> и содержат несколько <a href="/info/1666224">углеводных групп</a>. Они могут <a href="/info/829140">специфически связываться</a> с антигеном, вызвавшим <a href="/info/566433">образование антител</a>, но не связываются ни с какими <a href="/info/915815">другими белками</a>. Иммуноглобулины имеют У-образную ф( му и содержат два участка для связывания антигена. Антитела вызывают преципитацию (выпадение в осадок) антигена благодаря <a href="/info/1880508">образованию нерастворимого агрегата</a> со структурой наподобие решетки. Каждый <a href="/info/1407373">антиген стимулирует</a> <a href="/info/566433">образование антител</a> лишь одного определенного тша. Эти антитела распознают и связывают только данный антиген или близкородственные молекулы.
    Существует много различных разновидностей вируса гриппа. Какую именно ткань будет поражать вирус, зависит от специфичности вируса по отношению к клеткам-хозяевам и от рецепторных свойств клеток. Вирус может вызвать нарушение клеточного метаболизма или даже гибель клетки. Кроме того, он действует как антиген и стимулирует образование антител в организме хозяина. Вирусы, ответственные за большие эпиде и гриппа, отличаются друг от друга по своей вирулентности и патогенности. [c.140]

    Л. Пастеру удалось избавить человечество еще от одной страшной болезни — бешенства. Вирус бешенства, попадая в организм, медленно развивается в клетках мозга. Л. Пастер приготовлял вытяжки из высушенных тканей мозга кроликов, зараженных этим вирусом, и использовал полученные препараты в качестве защитной прививки. Высушивание ослабляло вирус, но не препятствовало образованию антител, т. е. сохраняло антигенную активность. Однако химизм процессов иммунизации оставался совершенно неизвестным, и бактериологи нуждались в активной поддержке химиков. В начале XX в. химик и врач П. Эрлих утвердил основы химиотерапии, поставив задачей отыскание соединений, которые убивали бы клетки бактерий, не затрагивая клет- [c.180]

    Все это можно выразить несколько более современным языком при помощи понятий, с которыми мы познакомились, изучая регуляцию белкового синтеза (стр. 273). Генетическая информация во всех способных к образованию антител клетках в отсутствие инфекции блокирована, подавлена с помощью репрессора. Антиген снимает это подавление (дерепрессия), действуя при этом точно так же, как индуктор в синтезе ферментов. Итак, антиген служит индуктором в синтезе антител, инактивируя репрессор. [c.350]

    Согласно теории Эрлиха, антитела — это просто предсуществующие рецепторы клеток организма для различных химических групп. Когда число таких химических групп, соприкасающихся с клеткой, возрастает (антигенный стимул), образуется избыток рецепторов. Некоторые из них попадают в кровь и образуют циркулирующие антитела. От этой теории отказались, когда была установлена возможность образования антител против искусственных группировок, с которыми организм никогда не сталкивался в процессе развития и для которых вряд ли можно было ожидать наличия предсуществовавших рецепторов. [c.41]

    Для объяснения этого и других сходных явлений современные теории образования антител постулируют соединение антигена с незрелыми клетками, образующими антитела, что приводит к гибели этих клеток или по крайней мере к выведению их из организма (см. гл. II). Вполне возможно, что механизм, лежащий в основе приобретенной иммунологической толерантности, каким бы он ни был, ответствен также и за неспособность организма образовывать антитела к своим собственным циркулирующим антигенам. [c.50]

    Первоначально считали, что белковые антигены существенно отличаются от бактериальных и клеточных антигенов. Впоследствии, однако, было показано, что бактерии или клетки нельзя рассматривать как индивидуальный антиген, ибо они состоят из целого ряда различных веществ, так сказать из мозаики веществ, часть которых представляет собой антиген, тогда как другие не обладают антигенным действием. Антигенными свойствами обладает большинство белков, встречающихся в организме животных, растений и бактерий. В отличие от белков углеводы, липиды и другие вещества, как правило, не являются антигенами, т. е. не обладают способностью вызывать образование антител. [c.329]

    Образование антител точно так же, как и образование других белков, зависит от питания организма. У животных, питающихся полноценной пищей, образуется значительно больше антител, чем у животных, содержащихся на неполноценной диэте[61]. У лягушек титр антисыворотки зависит от температуры тела при 20° он значительно выше, чем при 8°. Снижение температуры вызывает адсорбцию антител клетками печени с соответствующим понижением титра антисыворотки [62]. [c.338]

    Очень часто образование в организме животного антител рассматривают как процесс, ничего общего не имеющий с другими непрерывно протекающими в нормальном организме процессами. Однако образование антител связано с синтезом новых белковых молекул, и нет никаких оснований считать, что этот процесс заметно отличается от обычного процесса синтеза белка [58, 87]. Механизм образования белков в живых клетках будет обсуждаться ниже (см. гл. ХУП). Здесь же необходимо только отметить, что этот процесс протекает, повидимому, в две стадии [58] 1) образование копии растянутого белкового шаблона и 2) превращение двумерной копии в трехмерную глобулярную молекулу белка путем образования складок. Влияние антитела сказы- [c.341]

    Несмотря на эти данные, некоторые авторы все же признают наличие ферментов, катализирующих синтез специфических белков. Так, например, Барнет [155] на основании ряда соображений, изложенных в гл. XIV (см. стр. 351), полагает, что антитела образуются не только в присутствии сенсибилизирующих антигенов, но и тогда, когда антиген разрушается или удаляется из сенсибилизированного организма. Образование антител, по мнению Барнета, свойственно не только непосредственно стимулированным клеткам, но также и тем клеткам, которые из них возникают. [c.414]

    Антиген — это молекула, вызывающая образование антител. Все клетки несут на своей поверхности антигены, которые выступают в роли меток (маркеров), позволяющих клеткам распознавать друг друга. Обычно антигены представлены белками или гликопротеинами, т. е. белково-углеводными соединениями, хотя в принципе антигенными свойствами может обладать любая крупная молекула. Организм отличает свои антигены от чужих и в норме образует антитела только против чужих. [c.175]

    В действительности селекционная теория образования антител вовсе не требует, чтобы клетки крови, размножение которых стимулируется антигеном, отличались друг от друга генетически. В принципе можно допустить, что хромосомы каждой клетки содержат по миллиону генов, кодирующих первичную структуру вариабельных участков легких и тяже- [c.521]

    Иммунный ответ млекопитающих проявляется в безграничном разнообразии антител, каждое из которых синтезируется в ответ на появление нового антигена. Обычно антиген представляет собою белок (или связанную с белком субстанцию) чужеродного происхождения, который попадает в кровяное русло животного или человека. Например, таким антигеном может быть белковая оболочка инфицирующего вируса. Появление антигена индуцирует образование антитела, специфически распознающего только данный антиген. Антитела синтезируются в В-лимфоцитах, и они (совместно с другими белыми кровяными клетками, Т-лимфоцитами и макрофагами) участвуют в удалении из организма антигена. Если в организме однажды уже синтезировались антитела на определенный антиген, то способность к производству данного антитела сохраняется, чтобы отражать дальнейшие повторные атаки уже знакомого антигена. Одной из наиболее загадочных особенностей этого процесса является способность образовывать нужные антитела всякий раз при попадании в организм нового антигена. Каким образом организм может быть подготовлен к производству антител, каждое из которых предназначено специфически распознавать антиген с непредсказуемой структурой  [c.502]

    Путь от антигена к синтезу антитела-индуцируемый процесс. Однако этот феномен может быть объяснен и без ссылки на ламаркизм при помощи клональной селекционной теории, основные положения которой суммированы на рис. 39.2. Рекомбинация V- и С-генов, приводящая к образованию функционального гена, происходит в популяции незрелых В-лимфоцитов. Каждая клетка образует антитело только одной специфичности, что предполагает только одну перестройку в генах легких цепей и одну перестройку в генах тяжелых цепей. Разные клетки продуцируют разные антитела, поскольку при каждом новом акте реконструкции соединяются разные V- и С-гены. При появлении антигена клетка, вырабатывающая антитело, специфичное к данному антигену, стимулируется к делению, возможно, благодаря какому-то сигналу, поступающему с клеточной поверхности, где происходит взаимодействие антитела с антигеном. В результате последующих клеточных делений появляется большое число новых лимфоцитов, секретирующих данное антитело в таких огромных количествах, что оно может стать доминирующим в популяции антител. Следует заметить, что весь этот процесс происходит исключительно в соматических клетках и не затрагивает клетки зародышевой линии таким образом, ответ организма на антиген по наследству не передается. [c.504]

    Образование антител, точно соответствующих чужеродному белку, — непростая задача. В ортанизме это умеют делать только некоторые виды белых кровяных телец (лейкоцитов). После того как такие клетки узнают, как построить специфические антитела, они в последствии легко могут делать то же самое. Именно так вырабатывается иммунитет к определенным вирусам и бактериям. Как только в кровь попадает определенный тип бактерий, некоторые из лейкоцитов могут сразу же синтезировать антитела, необходимые для разрушения бактерий. Человек, таким образом, выработал иммунитет к бо.лезни, вызываемой этими бактериями. [c.487]

    Внимание многих биохимиков в настоящее время сосредоточено на вопросе о том, камим образом поверхности клеток взаимодействуют с другими биологическими объектам и. На поверхности мембран, например, содержатся группировки, играющие роль антигенов. Антигены — это специфические химические структуры, которые вызывают образование антител, способных специфически связываться с ними. На поверхности эритроцита уже обнаружено около 250 различных антигенных группировок (детерминант). Эти детерминанты определяют группу крови, а аналогичные детерминанты, содержащиеся на поверхностях других клеток, определяют, будет ли отторгнута трансплантированная ткань. Различные бел ки из растений и из других источников действуют как агглютинины, связываясь, подобно антителам, с поверхностными группировками. Вирусы, атакующие клетки, адсорбируются на специфических поверхностных рецепторах, которые могут быть идентичны определенным антигенным детерминантам. Особенно интересно выяснить, каким образом одни клетки решают , что другие клетки являются чужеродными . Повышенный интерес к этой проблеме обусловлен тем, что ее решение может открыть путь к предотвращению реакций отторжения тканей и к лечению серьезных аутоиммунных заболеваний (гл. 16, разд. В.7). [c.372]

    Полного понимания молекулярного механизма образования антител пока не существует. По матричной теории Полинга каждая клетка, образующая антитела, может синтезировать неограниченное число различных структур, а по теории выбора клона, предложенной Бурнетом, генетическая информация о числе и структуре молекул антител содержится в ДНК. Современные представления о структурных основах образования и действия антител изложены в работе [255]. [c.427]

    Условия растворимости ферментов сходны во всех отношениях с таковыми у глобулинов. Если бы не были известны необычайные каталитические свойства чистых кристаллических ферментов, то их можно было бы отнести, по-видимому, к обычным классам белков или протеидов. Весьма вероятно, что во многих клетках вся или почти вся плазма состоит из ферментов (Виртапен). Подобно всем белкам, ферменты являются специфическими антигенами при введении в кровь животного они вызывают образование антител. [c.793]

    Разнообразные реакции Т-клеток в совокупности называют иммунным ответом клеточного типа. Как и образование антител, эти реакции играют у позвоночных важную роль в защите от нифекцин, особенно пря заражении определенными вирусами и грибами. Так же как и ответы, связанные с выработкой антител, они высокоспецифнчны в отношении антигена. О Т-клетках н их реакциях известно значительно меньше, чем о В-клетках,-главным образом потому, что рецепторы н продукты Т-клеток пока еще плохо охарактеризованы по сравнению с антителами. [c.51]

Рис. 17-59. Здесь показано, как Т-Елетки-хелперы, реагирующие с У, могли бы взаимодействовать с В-Елепсами, реагирующими с ДНФ, и агтивировать тем самым эти В-клетки для образования антител к ДНФ в эксперименте, показанном иа рис. 17-58. На схеме изображены две клетки, связанные антигенным мостиком между рецепторами иа их поверх-иости. Рис. 17-59. Здесь показано, как Т-Елетки-хелперы, реагирующие с У, могли бы взаимодействовать с В-Елепсами, реагирующими с ДНФ, и агтивировать тем самым эти В-клетки для <a href="/info/566433">образования антител</a> к ДНФ в эксперименте, показанном иа рис. 17-58. На схеме изображены две клетки, <a href="/info/445033">связанные антигенным</a> <a href="/info/811517">мостиком между</a> рецепторами иа их поверх-иости.
    Существуют по меньшей мере три функционально различных подкласса Т-лимфоцитов 1) цитотоксические Т-клетки, способные непосредственно убивать чузкеродные клетки или клетки, инфицированные вирусами 2) Т-хелпер , которые могут помогать В-клеткам в создании гуморального иммунного ответа (образовании антител), помогать другим Т-клеткам в осуществлении иммунных ответов клеточного типа и активировать макрофаги 3) Т-супрессоры, которые могут ингибировать реакцию В-клеток и других Т-клеток-Т-хелперы и Т-супрессоры-главные регуляторы иммунных ответов. Они взаимодействуют с лимфоцитами-мишенями, узнавая либо чужеродный антиген, либо идиотипы рецепторов на поверхности этих клеток-мишеней. [c.66]

    Биологические функции белков исключительно разнообразны. Некоторые из них обладают свойствами гормонов, регулирующих различные процессы обмена веществ (например, инсулин поддерживает уровень сахара в крови) другие белки действуют как катализаторы (ферменты) биологических процессов и, наконец, ряд белков является биологическим строительным материалохм (например, коллаген соединительных тканей и кератин волос). Выше уже были упомянуты свойства гемоглобина млекопитающих как переносчика кислорода. Функция некоторых белков крови заключается в образовании антител, обусловливающих сопротивляемость к заболеваниям, а так называемые нуклеопротеиды входят в качестве важной составной части в гены, которые несут наследственную информацию и передают ее в процессе деления клетки. Вирусы, например вирус табачной мозаики, состоят из нуклеопротеидов, заключенных в белковую оболочку. Структура многих вирусов настолько регулярна, что они могут быть получены в виде хорошо образованных кристаллов. [c.390]

    Антитела появляются в крови животного не сразу после введения антигена, а через нек-рый латентный период, длительностью от 3 дней до 4—6 недель. Образование антител связано не с превращением уже сформированных молекул белка, а с биосинтезом новых молекул белка специфич. строения. Этот процесс происходит гл. обр. в плазматич. клетках селезенки, легких, лимфатич. желез, костного мозга. Антитела образуются в микросомах клеток и затем быстро транспортируются в окружающую клетки среду. Интенсивность и продолжительность биосинтеза антител варьируют в зависимости от природы антигена, способа его введения и вида животного. Повторное введение многих антигенов вызывает значительно более интенсивный биосинтез антител, чем первичное. Продолжительность образования антител у людей после введения антигена может варьировать от недель до десятков лет. [c.111]

    Различают следующие группы Т-клеток хелперы (помощники), супрессоры, подавляющие функциональную активность других клеток, киллеры (убийцы) или (и) клетки, ответственные за развитие гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ). Последние раньше называли сенсибилизированными лимфоцитами. Т-лимфоци-ты-киллеры участвуют в формировании трансплантационного и опухолевого иммунитетов и предназначены для уничтожения чужеродных клеток. Т-лимфоциты-хелперы и супрессоры являются важными звеньями иммунологического гомеостаза, так как регулируют иммунный ответ. Принято считать, что хелперы участвуют в индукции процесса образования антител, а супрессоры подавляют как гуморальные, так и клеточные механизмы иммунитета. Именно с действием последних связывают развитие и поддержание толерантности (см. главу 4) и к экзогенным антигенам, и к собственным белкам. [c.9]

    Антитела появляются в крови животного не сразу после введения антигена, а через нек-рый латентный период, длительностью от 3 дней до 4—6 недель. Образование антител связано не с превращением ужо сформированных молекул белка, а с биосинтезом новых молекул белка специфич. строения. Этот процесс происходит гл. обр. в плазматич. клетках селезенки, легких, лимфатич. желез, костного мозга. Антитела образуются в микросомах клеток и затем быстро транспортируются в окружающую клетки среду. Интенсивность и продолжительность биосинтеза ан- [c.111]

    Различные штаммы бацилл туберкулеза усиленно изучались как in vitro так и in vivo. Твин 80 (моноолеат полиоксиэтиленсорбитана) не только способствует росту бацилл туберкулеза, но и в определенной степени нейтрализует влияние на них четвертичных аммониевых соединений, обладающих бактерицидным действием [87]. Это поверхностноактивное вещество настолько тесно связывается с бактериальными клетками, что они, будучи выращены в растворах твина 80, способствуют образованию антител, которые осаждают твин, хотя сам он и не обладает антигенным действием [88]. [c.277]

    Лимфоциты (24%) образуются в тимусе (вилочковой железе) и лимфоидной ткани из клеток костномозгового происхождения. Это сферические клетки с небольшим количеством цитоплазмы. Способность к амебоидному движению у них ограничена. Лимфоциты содержатся также в лимфе и других тканях тела. Различают два их основных типа — Т- и В-лимфоци-ты (разд. 14.9). Они индуцируют иммунные реакции или участвуют в них (способствуют образованию антител, отторжению трансплантатов и уничтожению опухолевых клеток). Продолжительность жизни отдельного лимфоцита широко варьирует — от считанных дней до десяти с лишним лет. [c.145]

    Помимо нарушений гемопоэтической активности селезенки, развивающихся в результате описанных выше повреждений, при нейтронном облучении изменяется и ее иммунная функция, что проявляется в снижении продукции гуморальных антител при иммунизации мышей эритроцитами барана. При количественной оценке такого угнетения антителогенеза учитывалось образование антител определенным числом облученных клеток селезенки, которые вводили смертельно облученной мыши той же генетической линии, что и донор ОБЭ нейтронов деления по этому показателю составила 4—5 (Gottlieb, Gengozian, 1970). По данным, полученным с помощью другой методики, — по оценке выработки антител клетками селезенки в культуре, — ОБЭ нейтронов близкой энергии оказалась существенно люньше — 2.3+0.2. Однако и эта [c.96]

    Таким образом, образование антител — это не просто защитная реакция против инфекционных заболеваний, но явление широкого биологического значения — общий механизм распознаваиия чужого материала. Способность к образованию антител у всех позвоночных, по крайней мере у тех, которые на эволюционной лестнице стоят не ниже костистых рыб, свидетельствует о том, что это очень древний процесс. Одно из наиболее верных объяснений биологического смысла иммунной реакции у высших эукариотических организмов состоит в том, что назначение иммунной реакции — удалять из организма аномальные белки андогенного происхождения. Например, иммунная реакция распознает как чужой и постарается удалить из организма любой аномальный и, следовательно, потенциально опасный вариант клетки, в которой в результате мутации в хромосомной ДНК образуется испорченная белковая молекула. Если бы среди миллиардов клеток позвоночных организмов, в которых постоянно возникают мутации, не работала такая очистительная система, то каждая рыба, лягушка, птица и млекопитающее погибли бы задолго до достижения зрелости. [c.519]

    К 1930 г. благодаря работе Карла Лаидштайнера и других исследователей было установлено, что любой организм способен синтезировать поразительное количество разнообразных специфических молекул антител — по крайней мере миллион различных типов. Каким же образом антиген вызывает образование именно того из мириад возможных белковых антител, которое обладает способностью специфически связываться именно с данным антигеном В начале 40-х годов Полинг и другие авторы высказали предположение, что антиген захватывается специальными клетками крови, ответственными за образование антител. В этих клетках новообразованные и пока еще нефункциональные полипептидные цепи антител закручиваются вокруг молекул антигена и таким образом приобретают специфическую четвертичную структуру, комплементарную этому антигену. [c.519]

chem21.info


Смотрите также