«Антитела» А.Совлачкова, «Балтийский дом», СПб, реж. Михаил Патласов. Антитела балтийский дом


«Антитела» А.Совлачкова, «Балтийский дом», СПб, реж. Михаил Патласов

По аннотации я заранее радовался: ну вот, наконец-то захотели, а может и сумели хоть отчасти отказаться от привычных клише и увидеть в борьбе т.н. «фашистов» с т.н. «антифашистами» что-то сверх банального противостояния тупых ублюдков и жертвенных героев. Но авторы если и пытались приподняться над банальностью, ушли от нее недалеко. Спектакль рассказывает об убийстве петербургского антифашиста Тимура Качаравы. Восстанавливаются события 2005 года, и не только напрямую, в формате типа «продвинутый док», то есть с мультимедиа, мониторами, видеопроекциями, с безликой куклой, банками с краской, в финале две матери и накрытое тело манекена на столе. Создатели спектакля стараются быть объективными, но объективность с ними же самими играют злую шутку. Уходя от прямых оценок, от черно-белой картинки, они напоминают, что убитый был анархистом, сам участвовал в акциях «прямого действия», возможно даже нападал на своих «идейных» противников, девушку свою водил на хардкор-концерты против ее желания, вообще, анархистствуя на слова, на деле вел себя скорее как непримиримый большевик, не говоря уже про собственно идеологическую составляющую, а взгляды жертвы были немногим либеральнее, чем его убийц, хотя формально и противоположные.

Вся эта горе-объективность ведет не к осмыслению противоречий, сложностей социально-политической реальности, но к тупой скуке, все быстро становится понятно, а исполнители еще долго, внося разнообразие нехитрыми, банальными, расхожими для европейского документального театра приемчиками, талдычат одно и то же: мол, виноваты не конкретные персонажи, а система виновата. Странно получается, система за сто лет несколько раз менялась, ну по крайней мере формально, а все виновата система и никто кроме нее. Вот один из персонажей, представленный как «полицейский, которому небезразлична судьба России», называет активистов, равно правых и левых, вшами, которые показывают, что кругом грязь, а также сравнивает их с антителами, которые вырабатывает больной организм. Но почему-то в заглавие спектакля вынесены именно героические «Антитела», а не поганые гниды «Вши», и уже это одно демонстрирует, что подлинная объективность создателям опуса не дается.

Правда, авторы достаточно последовательно и практически открытым текстом говорят о том, что между фашистами и антифашистами гораздо больше общего, чем можно подумать — что совершенно справедливо, поскольку фашисты и антифашисты смыкаются в своем противостоянии «бездуховному» и «безыдейному» обывателю, способному худо-бедно устроиться при любой «системе». Обыватель представлен во плоти охранником магазина «Буквоед», возле которого произошел инцидент с поножовщиной — дородный детина рассуждает в том духе, что помимо драк за идею есть масса более приятных и достойных занятий типа рыбалки, но под конец «человек из народа», и поначалу-то не особенно симпатичный, полностью дискредитируется напоминанием, что когда жертвы фашистского нападения зашли в магазин, охрана пыталась их выгнать, что товар не попачкали, а подоспей помощь быстрее, и, кто знает, спасли бы жизнь, возможно.

Не пренебрегают авторы и аллюзиями литературными, самого простецкого сорта — девушка убитого в вечер преступления смотрела «Бесов» Додина в МДТ, и через весь спектакль проходят параллели с Достоевским, прямые и косвенные. Допустим, это элемент документальный, невыдуманный, и к чести девушки этот бессмысленный, тягомотный, тюзовского уровня додинский спектакль ей не понравился, показался покрытым пылью, она хотела с него свалить, встретиться с женихом — но осталась, и неизвестно, чем закончилось бы дело, если бы не Додин, но достоевщина как контекст тем не менее важна для общего замысла проекта. Вообще история чисто питерская — и по реальному сюжету, и по театральному его решению, и по общему подходу к осмыслению факта. В Москве разгуливают «патрули» православных фашистов, с крестами через косую палку вместо свастик и надписями на спинах типа «за великую Россию», и убивают, поди, не меньше — но как-то нет острого внимания к каждому отдельному случаю, а тут — восемь лет прошло, но как будто вчера.

При этом полная неспособность помножить два на два. В драматургической композиции прописано, что матери убитого и убийцы — обе православные, убийцы — даже регент в церковном хоре, убитого — ходит ставит свечки за каждое удачное событие. Но кроме как того, что вот, мол, вроде все христиане, а такое происходит — никаких выводов в этом направлении, а они напрашиваются, не следует.

teatr-live.ru

АНАЛИЗ НА «АНТИТЕЛА» | Петербургский театральный журнал (Официальный сайт)

«Балтийский дом» выпустил спектакль о смерти Тимура Качаравы

«Антитела» идут в помещении 91-й комнаты театра, вмещающей с полсотни человек, и основаны на истории жизни и гибели Тимура Качаравы. Студент философского факультета университета, активист антифашистского движения, мальчик из хорошей семьи был жестоко убит националистами 13 ноября 2005 года в центре Петербурга. Никто — ни прохожие, ни охранники книжного магазина, на пороге которого произошло убийство, — тогда не вступился и не помог. Трагедия потрясла горожан, но посвященный ей спектакль сегодня оказался не менее сильным потрясением — эмоциональным, эстетическим, нравственным.

Перед впуском в зал устроители гостеприимно предлагают чай с сушками, но… под звуки и кадры из «Лебединого озера», давящие на психику с экрана телевизора, словно отбрасывая нас во времена путча 1991 года. Публику ненавязчиво знакомят и с жуткой российской статистикой жертв агрессивной ксенофобии — с 2007 года до наших дней. А еще вежливо, но настойчиво просят заполнить анкету, там спрашивается, например, стоит ли внимания угроза насилия на межнациональной почве или это выдуманная журналистами и политиками проблема, а то и вовсе какая-то игра.

Затем людей ведут по коридору, где глаза слепит, словно на допросе, свет прожектора, где из других телевизоров оглушают крики толпы на митингах и пугают бесстрастные кадры новостной хроники на тему экстремизма.

Дальше еще страшней. На площадке, на расстоянии вытянутой руки и в проекции с ручных видеокамер крупным планом люди — подавленные, растерянные, сломленные. Невыносимо тяжело не только матери и близким убитого Тимура (его родители и девушка присутствовали на премьере), но и матери Паши, убийцы Тимура. Передать, что испытывают и как живут теперь эти несчастные женщины, невозможно. Обе — люди одного поколения, гражданки одной страны, а какие разные судьбы. Слушать актрис, выступающих от их имени, очень трудно: неподготовленному сознанию выдержать подобные откровения не под силу, ведь «такое случается только с другими». Однако сам спектакль, что поразительно, вовсе не истерит и обходится без соплей, патетики и назиданий. Он — лишь зеркало, и то, что в нем отражается, делает дальнейшую спокойную сытую жизнь немыслимой. Мол, граждане, вы чай пили, плюшками угощались, а теперь голову и сердце включите — и оглянитесь вокруг.

Премьера эта выворачивает наизнанку не только тех, кто по разным причинам редко ходит в театр. Я видела плачущих театральных критиков, а это, поверьте, такая же редкость, как расчувствовавшийся хирург, ампутирующий конечности в военно-полевом госпитале. Актеры работают на тонкой грани высокого психологического и жесткого документального театра. Адскую боль испытывают все: и прототипы — действующие лица, и исполнители, и мужественный режиссер Михаил Патласов, и вся постановочная бригада, работавшая над спектаклем бесплатно и предложившая переводить деньги от сборов на благотворительность.

Анализ на «Антитела» выявил, что новая сценическая эстетика может предложить обществу в качестве лекарства мощный и честный современный театр.

Сильнодействующим средством оказываются и неподдельная искренность, и очевидный профессионализм, и волнующая социальная проблематика, и осознанно активная гражданская позиция. Наконец, предельно откровенный разговор по душам — не по поводу выдуманных драматургами сюжетов, а на основе подлинных историй и прямой речи их участников, из многочасовых интервью с которыми был составлен сценарий.

Вступительный экзамен в новую театральную реальность сдан «Балтдомом» на отлично. Аплодисменты и поклоны после столь глубокого потрясения выглядят кощунством. После паузы в звенящей тишине шок приходится «снимать» перерывом-перекуром, прежде чем приступать к обсуждению. А поговорить после премьеры остался почти весь зал. И разговор этот вправил мозги лучше, чем все общественно-политические волнения последних недель.

ptj.spb.ru

Театр-фестиваль "Балтийский дом"

Театр-фестиваль «Балтийский дом» –  это крупный театральный холдинг.

Его история началась в 1936 году, когда возник Ленинградский Государственный театр имени Ленинского комсомола (ныне – Театр-фестиваль «Балтийский дом»). Основатели театра поставили перед собой непростую задачу: сделать театр современным, актуальным и интересным зрителю, сохраняя при этом лучшие традиции русской театральной школы. С первых дней своего существования «ЛенКом» стал центром современного театрального искусства  города на Неве.

В разные годы здесь работали прославленные режиссеры: В. Кожич, М. Чежегов, Г. Товстоногов, П. Хомский, Р. Быков, Г. Опорков, К. Гинкас, Г. Яновская, – те, кто сегодня составляют историю и славу русского театра. 

На этой сцене играли знаменитые артисты: Ю. Толубеев, Е. Лебедев, Т. Доронина, Н. Ургант, О. Басилашвили, Ю. Панич, Н. Тенякова, А. Балтер, Э. Виторган, Л. Малеванная, О. Даль. 

«Балтийский дом» продолжил традиции своего славного предшественника, став одним из самых прогрессивных театральных коллективов города.

Сегодня в составе труппы  театра – звезды петербургской сцены и молодые талантливые актеры: народные артисты России Т. Пилецкая,  И. Соколова,  Р. Громадский, В. Яковлев, заслуженные артисты России Л. Михайловский, Н. Попова, В. Соловьев, В. Тыкке, А. Дубанов, К. Белова, В. Виноградова, И. Конопацкая, Н. Мальцева, Н. Нестерова,  артисты Л. Алимов, К. Анисимов, Ю. Елагин, Н. Индейкина, Н. Парашкина, А. Тенетко, А. Чернышев, М. Шульга и другие.

Здесь возник первый российский ежегодный международный театральный фестиваль «Балтийский дом», первый в России фестиваль русскоязычных театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России», фестиваль моноспектаклей «Монокль».

Здесь получили петербургскую прописку лидеры современной драматургии братья Пресняковы, М.Угаров, В.Сигарев, И.Вырапаев и др. 

Здесь родились первые сценические версии известных литературных произведений: «Похороните меня за плинтусом» П.Санаева, «Одиночество в сети», Я.-Л. Вишневского, «Зеленый шатер»  Л. Улицкой и  и другие. 

Афиша  театра поражает разнообразием постановок. Классика  и современность   представлены в ней спектаклями разных жанров. 

Театр-фестиваль «Балтийский дом» всегда остро  ощущает нерв времени, именно  здесь родился проект «Петербургская документальная сцена», который прежде всего рассчитан  на молодежную аудиторию. Первая постановка этого проекта -  спектакль «Антитела» -  стала лауреатом Национальной театральной премии России “Золотая маска” и Высшей петербургской театральной премии “Золотой софит”. 

Большое внимание театр уделяет работе с детской аудиторией, учитывая все возрастные группы. Также на базе театра работает детский клуб «Территория театра», где дети могут познакомиться с основами театрального искусства. 

Впервые в Санкт-Петербурге именно в «Балтийском доме» появилась Детская комната, где  на время спектакля родители могут оставить  детей под чутким присмотром педагога. Комната работает с 18.30  до окончания спектакля  в  пятницу, субботу, воскресенье и праздничные дни. 

inv02_max.jpg

Театр уделяет большое внимание зрителям с ограниченными возможностями. Специально для них оборудованы пандусы как на улице, так и внутри театра, и установлена закрытая подъемная платформа.

Обратите внимание!! 

В связи с ремонтными работами временно с 08.11.2017 по 30.03.2018 подъемная платформа работать не будет. Приносим свои извинения. О возможности посещения театра можно узнать по телефонам: 232-65-40, 232-62-44.

Спектакли «Балтийского дома» постоянно участвуют в международных  театральных фестивалях, являются лауреатами и номинантами Национальной театральной премии России “Золотая маска” и Высшей петербургской театральной премии “Золотой софит”.

Сегодня Театр-фестиваль «Балтийский дом» – это уникальная творческая структура, подобных которой нет, не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России.

baltic-house.ru

Вердикт: «Антитела» — театральный проект «Балтийского дома» в гостях у «Открытой сцены»

Вердикт: «Антитела» — театральный проект «Балтийского дома» в гостях у «Открытой сцены»

«Когда в организме появляется болезнь, организм начинает вырабатывать антитела, которые начинают бороться. Когда государство и общество больно, в нем тоже появляется такой передовой отряд…»

18 декабря московский проект «Открытая сцена» (ул. Поварская, 20) представил документальный спектакль «Антитела», который привезли гости из Северной столицы — театр-фестиваль «Балтийский дом».

Документальный театр — по следам настоящей драмы

«Антитела» — это уникальный проект «Балтийского дома». Его нельзя назвать спектаклем в традиционном понимании этого слова, скорее это спектакль-акция, спектакль-дискуссия, спектакль-документалистика. В его основе лежит реальная драма: 11 ноября 2005 года у магазина «Буквоед», в самом центре Петербурга, был убит студент-антифашист Тимур Качарава. Вскоре после нападения, участники были арестованы и осуждены…

Создатели спектакля попытались собрать непростую, противоречивую картину тех трагических событий, отталкиваясь от интервью друзей и врагов Качаравы. Они постарались понять, как выглядит современное молодежное экстремистское подполье. Но если свотреть шире, то «Антитела» — это попытка театра поставить диагноз современному «больному» обществу. Может ли искусство его исцелить? Или хотя бы подсказать пути борьбы с болезнью?

Фото с официального сайта театра "Балтийский дом"

Когда общество болеет

На сцене зритель видит семерых героев, чьи невыдуманные монологи рисуют образ восьмого, главного героя — Тимура. В этой непростой попытке воссоздать образ реального человека, погибшего более 7 лет назад, актерам, кроме реальных монологов участников ноябрьских событий, помогают отрывки из видеоархивов следствия, музыка, свет и декорации, художественно-постановочные приемы. Помимо личной драмы нескольких семей, друзей и людей, посвященных в подробности убийства, авторы пишут пейзаж нездоровой среды обитания фашистов и антифашистов, а поверх, что самое главное, — портреты совсем молодых людей, уже видевших насилие не на экранах телевизора, а в реальной жизни.

Команда, работавшая над спектаклем, буквально проводит наждачкой по болезненным нарывам и на женской нежной, и на ороговевшей коже современного общества. Проблемы, актуальные 67 лет или 8 лет назад, по-прежнему не спешат уходить из нашей жизни. Антитела (фашисты и антифашисты) — это всего лишь симптомы больного общества, государства, больного тяжело и болеющего уже долго: безразличием и злобой.

фото с официального сайта театра "Балтийский дом"

Спектакль длится 1 час 45 минут без перерыва. Все это время зритель просто не может отстраненно наблюдать за происходящим на сцене — приходит понимание того, что наш безысходный, равнодушный мир нуждается в переменах. К лучшему. Быть может, осознание этой идеи, пусть и через художественное действие — главный смысл проекта «Антитела». Он не дает ответов, но жестко и бескомпромиссно заданные вопросы побуждают их искать.

Спектакль номинирован на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой Софит» и Национальную театральную премию «Золотая маска-2013».

Над спектаклем работали:

Режиссер — Михаил Патласов

Драматический сценарий — Андрей Совлачков

Инсценировка — Наталия Стеркина

Художник-постановщик — Валентина Серебренникова

Видео — Елена Анисимова

Художник по свету — Константин Удовиченко

Музыкальное оформление — Андрей Гурьянов

Действующие лица и исполнители: Мать Тимура — Алла Еминцева, Мать Паши — Ольга Белинская, Девушка Тимура — Елена Карпова, Антифашист — Владимир Бойков, Бывший фашист — Александр Муравицкий/Игорь Гоппиков, Следователь — Александр Передков, Охранник — Илья Борисов.

Где посмотреть: спектакль «Антитела» входит в репертуар театра «Балтийский дом» (Санкт-Петербург, Александровский парк, 4). Блеты можно приобрести в кассе театра или заказать на сайте театра http://www.baltic-house.ru/theatre/repertoire/1723/

Узнать о других спектаклях на «Открытой сцене» и заказать билет можно на сайте http://www.o-stage.ru/ или в группе «В контакте» http://vk.com/club5836584.

фото с официального сайта театра "Балтийский дом"

Фотографии взяты с официального сайта театра «Балтийский дом» http://baltic-house.ru/

Ранее по теме: 

gaude.ru


Смотрите также