Антитела и антигенсвязывающие рецепторы лимфоцитов. 5 идиотиповые и антиидиотиповые антитела


Изучить схему развития клеток иммунной системы. — КиберПедия

 

2. Ознакомиться с характеристикой свойств некоторых изучаемых субпопуляций Т-лимфоцитов (Th9, Th27, Тfh, Тreg) и их особенностями в реализации иммунных механизмов (таблица).

 

 

Свойст-ва Th2 Th3 Th9 Th27 Tfh (follicular helper) Treg (regulatory)
Главные продуцируе-мые цито-кины IFNg, IL-2, TNFa, TNFβ IL-4, IL-5, IL-10, IL-13 IL-9 IL-17A, 7F, IL-21, 22, IL-25, 26, TNFa IL-21, IFNg, IL-4 TGF-β, (Transforming growth factor), IL-10
Подавляе-мые патоге-ны Вирусы, в/клет. бактерии, простейшие, грибы Внеклеточ-ные патоге-ны, гельминты и др. Гельминты Внеклеточн. бак-терии, грибы. Внеклеточные патогены, доступные IgM, IgG, IgA Негативная регуля-ция клиренса патоге-нов
Иммунопа-тология Аутоиммун. болезни, Трансплантат-против-хозяина   Аллергия тип I ? Аутоиммун. болезни, Аллергия ? Поддержание иммун. толерантности.

2. Изучить с помощью таблицы особенности функционирования В-клеточного рецептора (BCR) и Т-клеточного рецептора Т-лимфоцитов (ТСR).

 

 

 

 

Молекулы кооперации основных лимфоидных клеток, их функциональное назначение и распределение на клетках

 

Молекулы Функциональное значение Экспрессия
CD2 Рецептор к эритроцитам барана; лиганд для LFA-3 - антигена, ассоциируемого с функцией Lm. Т - лимфоциты
CD3 Сигнальный комплекс Т-клеточного антигенраспознающего рецептора (TCR). Т – Lm альфа, бета; Т– Lm гамма, дельта
TCR α, β Т-клеточный Ag-распознающий рецептор (альфа, бета) Т – Lm (большинство)
TCR γ, δ Т-клеточный Ag-распознающий рецептор (гамма, дельта) Т – Lm (слизистые, эпидер-мис)

 

4. Изучить схему строения молекул МНС-I и МНС-II; указать расположение пептидосвязывающей бороздки (щель Бьоркмана) и отметить их функциональные отличия.

5. Изучить и дополнить механизмы процессинга и презентации экзогенных и эндогенных пептидных антигенов.

 
 

 

 

Подпись преподавателя _________________

Дата _____________

Занятие 3

Тема: Кооперация клеток иммунной системы и формирование приобретенного гуморального иммунитета. Идиотиповые и антиидиотиповые антитела. Моноклональные антитела. Реакции антиген-антитело (Аг-Ат), их практическое применение. Реакция агглютинации.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Рецепторная и медиаторная кооперация антигенпредставляющих клеток (АПК), Т- и В- лимфоцитов при развитии гуморального иммунного ответа. Генетическая регуляция синтеза антител.
  2. Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память.
  3. Т-зависимый иммунный ответ
  4. Т-независимый иммунный ответ
  5. Идиотиповые и антиидиотиповые антитела.
  6. Моноклональные антитела, их получение.
  7. Техника постановки РА на стекле и ее учет.
  8. Техника постановки развернутой РА и ее учет.
  9. Варианты РА: реакция непрямой агглютинации (РНГА), реакция обратной непрямой агглютинации (РОНГА), реакция коаглютинации.

 

Практические задания:

1. Нарисовать схему межклеточной кооперации при развитии гуморального иммунного ответа.

 

 

2. Нарисовать схему иммунного ответа на Т-независимые антигены.

 

3. Нарисовать схему идиотиповых и антиидиотиповых антител.

 

 

4. Дополнить схему получения моноклональных антител.

 

 

5. Поставить реакцию агглютинации (РА) на стекле исследуемой чистой культуры с диагностическими сальмонеллезными монорецепторными сыворотками, учесть и зарисовать полученные результаты. Определить вид исследуемой культуры с помощью табл.

 

 

Рис. 2. Результаты постановки РА на стекле

 

 

Таблица 1.

Классификация сальмонелл по антигенной структуре

(сокращенный вариант)

 

Серогруппа, вид или серовар   О-антиген Н-антиген
фаза -1 фаза-2
Серогруппа А S. paratyphi A   1,2,12   a   (1,5)
Серогруппа B S. schottmuеlleri S. typhimurium   1,4,(5),12 1,4,(5),12   b i   1,2 1,2
Серогруппа C S. cholerаesuis   6,7   c   1,5
Серогруппа D S. typhi S. enteritidis S. dublin S. moscow   9,12,Vi 1,9,12 1,9,12 9,12   d g,m g,p b,g   - (1,7) - -

 

Выводы: на основании полученных результатов постановки РА на стекле чистой культуры диагностическими сальмонеллезными монорецепторными сыворотками установлено, что исследуемая культура бактерий относится к ______________________________________________________________________

(дописать видовое название)

3. Произвести учет результатов развернутой реакции агглютинации для определения титра антител в сыворотке крови больного с подозрением на брюшной тиф. Используя схему постановки реакции, зарисовать полученные результаты.

Таблица 2.

Схема постановки реакции агглютинации для выявления антител в сыворотке крови больного и определения их титра

Ингредиенты Номер пробирки
Контроль сыворотки Контроль диагностикума
0,85% р-р NaСl, мл 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 - 1,0
Сыворотка крови больного в разведении 1:50, мл 1,0 → 1,0 → 1,0 → 1,0 → ‎ 1,0 →   → 1,0 → → -
Полученное разведение сыворотки крови больного 1:100 1:200 1:400 1:800 1:1600    
Диагностикум, в каплях 1:100

 

Инкубация при 37º С в течение 2 часов, затем при комнатной температуре 18-20 часов.

Выводы: титр антител к О-антигену Salmonella typhi в сыворотке крови больного составляет 1: ____________.

Полученный результат позволяет/не позволяет подтвердить диагноз болезни (нужное подчеркнуть). Объяснить почему: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подпись преподавателя __________________

Дата _____________

Занятие 4

Тема: Формирование приобретенного клеточного иммунитета. Эффекторные функции Т- цитотоксических лимфоцитов и Т- эффекторов воспаления (ГЗТ). Противоопухолевый и трансплантационный иммунные ответы. Реакция преципитации.

Вопросы для обсуждения:

1. Рецепторная и медиаторная кооперация антигенпредставляющих клеток и популяций Т- лимфоцитов в развитии клеточной формы иммунного ответа.

2. Генетический механизм формирования специфического антиген-распознающего Т- клеточного рецептора (TCR).

3. Эффекторная функция цитотоксического Т-лимфоцита (Т-киллер): распознавание мембранных антигенов клетки- мишени и механизм реализации цитотоксичности.

4. Эффекторная функция Тгзт-Lm в иммунном воспалении. Медиаторы иммунного воспаления.

5. Классификация онкогенных антигенов по локализации и генезу.

6. Механизм развития антиопухолевого иммунного ответа.

7. Роль макрофагов в антиопухолевом иммунном ответе.

8. Функции гамма-интерферона

9. Классификация трансплантантов.

10. Трансплантанционный иммунный ответ.

11.Реакция преципитации Ингредиенты, применяемые для постановки реакции преципитации.

12. Техника постановки реакции кольцепреципитации и реакции преципитации в геле.

13. Практическое применение реакции преципитации.

 

Практические задания:

1. Изучить молекулы, участвующие в кооперации основных лимфоидных клеток, свойства молекул (антигенов) I и II классов главного комплекса гистосовместимости и феномен HLA – рестрикции.

Таблица 1.

Молекулы кооперации основных лимфоидных клеток, их функциональное назначение и распределение на клетках

 

Молекулы Функциональное значение Экспрессия
CD2 Рецептор к эритроцитам барана; лиганд для LFA-3 - антигена, ассоциируемого с функцией Lm. Т - лимфоциты
CD3 Сигнальный комплекс Т-клеточного антигенраспознающего рецептора (TCR). Т – Lm альфа, бета; Т– Lm гамма, дельта
TCR α, β Т-клеточный Ag-распознающий рецептор (альфа, бета) Т – Lm (большинство)
TCR γ, δ Т-клеточный Ag-распознающий рецептор (гамма, дельта) Т – Lm (слизистые, эпидер-мис)

 

cyberpedia.su

Антитела и антигенсвязывающие рецепторы лимфоцитов.

Занятие 1

 

Иммунология – предмет, задачи, методы, основные понятия.

История развития иммунологии. Органы и клетки иммунной системы.

Виды иммунитета. Факторы неспецифической резистентности организма

 

Вопросы для устного опроса:

  1. Иммунология – предмет, задачи, методы, основные понятия (иммунитет, иммунная система)
  2. Основные этапы развития иммунологии

Иммунная система: центральные и периферические органы иммунитета

  1. Клетки иммунной системы
  2. Иммунная система: центральные и периферические органы иммунитета.
  3. Клетки иммунной системы.
  4. Иммунитет: виды иммунитета.
  5. Факторы неспецифической резистентности организма.

 

 

Программа занятия:

1. Изучить иллюстрационные материалы, начертить схемы и зарисовать рисунки в рабочую тетрадь.

2. Изучить схемы строения тимуса, селезенки, лимфоузла, пейеровой бляшки, зарисовать.

3. Изучить схему развития клеток иммунной системы, зарисовать.

4. Изучить схему «Основные отличия врожденного и приобретенного иммунитета», зарисовать.

5. Изучить схему фагоцитоза, зарисовать.

6. Изучить схемы путей активации комплемента, зарисовать.

7. Просмотр презентации «Нобелевские лауреаты в области иммунологии».

 

Литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

3. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.

4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.

5. Лекционный материал.

 

Занятие 2

Антигены, их свойства. Антигены организма человека. Антигены микроорганизмов.

Вопросы для устного опроса:

1. Основные свойства и строение антигенов.

  1. Антигены организма человека.
  2. Антигены микроорганизмов.

 

Программа занятия:

  1. Изучить схему расположения антигенов у бактерий, зарисовать.
  2. Изучить схему расположения антигенов вирусов, зарисовать.
  3. Изучить иллюстративный материал «Антигены организма человека», зарисовать.

Литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

3. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.

4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.

5. Лекционный материал

Занятие 3

Факторы и механизмы врожденного иммунитета.

Антитела и антигенсвязывающие рецепторы лимфоцитов.

Вопросы для устного опроса:

1. Факторы и механизмы приобретенного иммунитета.

2. Антитела (иммуноглобулины).

3. Структура иммуноглобулинов.

4. Классы и типы иммуноглобулинов, их свойства.

5. Антиглобулиновые и антиидиотиповые антитела.

6. Рецепторы антигенреактивных лейкоцитов.

7. Генетический контроль иммунного ответа.

 

Программа занятия:

1. Изучить иллюстративный материал по теме занятия, зарисовать.

2. Изучить иллюстративный материал «Факторы и механизмы врожденного иммунитета», зарисовать.

3. Просмотр презентации по теме занятия.

Литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

3. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.

4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.

5. Лекционный материал.

Занятие 4

Дата добавления: 2015-10-29; просмотров: 113 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.069 сек.)

mybiblioteka.su

Занятие 4. Факторы и механизмы врожденного иммунитета. Антитела и антигенсвязывающие рецепторы лимфоцитов.

Вопросы для устного опроса:

  1. Факторы и механизмы врожденного иммунитета.

  2. Антитела (иммуноглобулины).

  3. Структура иммуноглобулинов.

  4. Классы и типы иммуноглобулинов, их свойства.

  5. Антиглобулиновые и антиидиотиповые антитела.

  6. Рецепторы антигенреактивных лейкоцитов.

  7. Генетический контроль иммунного ответа.

Программа занятия:

  1. Изучить иллюстративный материал по теме занятия, зарисовать.

  2. Изучить иллюстративный материал «Факторы и механизмы врожденного иммунитета», зарисовать.

  3. Просмотр презентации по теме занятия.

Литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

3. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.

4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.

5. Лекционный материал.

Занятие 5. Гуморальный и клеточный иммунитет. Возрастные особенности иммунитета. Механизмы специфического иммунитета в противоинфекционной защите организма.

Вопросы для устного опроса:

  1. Иммунный ответ: гуморальный и клеточный.

  2. Возрастные особенности иммунитета.

  3. Закладка и развитие иммунной системы во внутриутробном периоде.

  4. Иммунная ситема новорожденных, детей и подростков.

  5. Иммунные факторы грудного женского молока.

  6. Иммунная система при старении.

  7. Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях.

  8. Особенности иммунитета при вирусных инфекциях.

  9. Особенности иммунитета при грибковых инфекциях.

  10. Особенности иммунитета при протозойных инвазиях.

  11. Противоопухолевй иммунитет.

  12. Трансплацентарный иммунитет.

  13. Иммунологическая память, иммунологическая толерантность.

Программа занятия:

1. Изучить схему гуморального иммунного ответа.

2. Изучить схему клеточного иммунного ответа.

3. Изучить схемы противобактериального, противовирусного, противоопухолевого и трансплацентарного иммунитета.

4. Изучить схему антителообразования при первичном и вторичном иммунном ответе.

Литература:

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов /Под ред. А.А. Воробьева – 2 изд., исп и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 704 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.

3. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.

4. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учебное пособие для студентов медицинских вузов /под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова, А.В.Караулова – М,: Практическая медицина, 2006. -288с.

5. Лекционный материал.

studfiles.net


Смотрите также