Возрастные особенности иммунитета: Внутриутробный период. Возрастные особенности иммунитета


Возрастные особенности иммунитета: Иммунная система новорожденных, детей и подростков

Второй период развития иммунной системы (после рождения) характеризуется дальнейшим постепенным ее совершенствованием под воздействием разнообразных факторов внешней и внутренней среды организма. Наибольшее значение для полного созревания материального субстрата иммунной системы и тренировки ее функциональных возможностей имеют антигенные стимулы со стороны микрофлоры и других экзоантигенов.

На протяжении всего времени развития детей и подростков происходит адаптация систем и звеньев иммунной системы к динамичным условиям внешней среды, а также координация иммунологичеких механизмов с нейроэндокринной регуляцией функций организма. Несмотря на кажущуюся анатомическую обособленность иммунных органов и клеток, они являются частью целостного организма. Be только патология иммунитета отражается на работе других орга-аов и систем, но и иммунная система реагирует в большей или меньшей мере на патологию других систем организма. Особенно она чувствительна к метаболическим нарушениям, которые вносят дисбаланс в физиологию иммунокомпетентных клеток, извращают продукцию аитокинов.

Понятно, что пока в основном не завершится процесс становления иммунной системы (до 16-18 лет), воздействие неблагоприятных химических, биологических и физических факторов вызывает более глубокое нарушение иммунитета, чем в зрелом возрасте.

В иммунной системе детей, от момента рождения до периода зрелости, закономерно происходят критические морфофункциональные сдвиги. Эти этапные моменты в онтогенезе иммунной системы совпадают с переходными периодами общего развития детского организма. Иногда их образно называют вехами, или верстовыми столбами (milestones).

Первый иммунный кризис по времени совпадает с периодом новорожденности, когда организм впервые встречается с огромным количеством чужеродных антигенов. Лимфоидная ткань, клетки, ответственные за механизмы неспецифической реактивности, получают колоссальный стимул для развития уже в первые часы. Разнообразная микрофлора активно колонизирует желудочно-кишечный тракт, дыхательные пути, кожу, при этом на организм обрушивается водопад антигенов. Конечно, большое значение имеет качественный состав естественной микрофлоры тела: если быстро сформируется нормальная микробиота толстого кишечника (с преобладанием бифидобактерий и других анаэробов), то развитие иммунной системы пойдет правильнее.

Физиологическое развитие лимфоидного аппарата новорожденного характеризуется быстрыми темпами заселения лимфоцитами брыжеечных, мезентериальных и других периферических лимфоузлов, увеличением их массы и нарастанием функциональной активности. В них резко возрастает концентрация плазматических клеток, синтезирующих иммуноглобулины.

Отставание в развитии лимфоидной системы отмечено у детей, рожденных при помощи операции кесарева сечения. При этом заселение полостей организма микрофлорой происходит с существенной задержкой, к тому же качество этой микрофлоры отличается от приобретенной при нормальных родах.

Показано на животных, выращенных в безмикробных условиях (гнотобионтах), что их лимфоидный аппарат недостаточно развит из-за отсутствия антигенной стимуляции.

Только после рождения впервые активно и широко включаются механизмы иммунного реагирования Т- и В-систем. Однако в этих реакциях преобладает супрессорный компонент, потому что процесс антителообразования (реакция В-системы) и цитотоксические реакции Т-клеток еще развиты недостаточно.

Интересно отметить, что количество Т- и В-клеток в крови новорожденных чаще всего соответствует их содержанию у взрослых. Главное отличие - функциональная неполноценность регулятор-ных и исполнительных клеток из-за несовершенства системы цито-киновой регуляции иммунной системы у детей раннего возраста.

Как было отмечено выше, иммунная регуляция осуществляется противовоспалительными цитокинами - ИЛ-1, ИЛ-6, ИЛ-8, ИЛ-12, фактором некроза опухоли (ФНО), альфа- и гамма-интерферонами и др., а также цитокинами, непосредственно регулирующими направление и спектр иммунного ответа (ИЛ-2, ИЛ-5, ИЛ-7). Другие участвуют на этапе более ранней регуляции миеломоноцитопоэза и лимфопоэза (ИЛ-3, колониестимулирующие факторы). В разных ситуациях некоторые цитокины способны осуществлять противоположные эффекты, что свидетельствует о широком спектре их физиологических функций. Механизмы функционирования многокомпонентного ансамбля цитокинов, участвующих в регуляции системы, еще недостаточно изучены.

Однако уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что слаженная работа клеток иммунной системы зависит, с одной стороны, от эффективности синтеза этих цитокинов разнообразными продуцентами (макрофаги, моноциты, Т- и В-клетки, ЕК-клетки, эпителиальные клетки, фибробласты, стромальные клетки костного мозга и др.), с другой - от способности чувствительных клеток иммунной системы воспринимать цитокиновые сигналы и адекватно отвечать на них. Это зависит от качества экспрессии на мембранах клеток соответствующих рецепторов. Естественно, что для созревания сложной системы цитокиново-клеточной иммунной регуляции системы требуются годы.

Если судить по внешним проявлениям, то для периода новорожденности характерен слабый иммунный ответ на антигены из-за незрелости Т- и В-лимфоцитов, а также в связи с функциональной слабостью фагоцитоза (мала концентрация опсонинов в крови, снижен процессинг антигенов макрофагами, что ведет к невыразительной антигенной презентации). Еще недостаточно развиты естественные киллеры (ЕК-клетки). Этим, в частности, объясняется низкий уровень гаммаинтерферона.

В силу несостоятельности иммунной системы ребенка раннего возраста основные защитные функции выполняют пассивно приобретенные сывороточные и секреторные антитела. Сывороточные антитела в основном представлены материнским IgG, которые совершили трансплацентарный переход в эмбриональной стадии. Часть сывороточных иммуноглобулинов диффундирует из материнского молока в кровоток ребенка из кишечника. При инфицировании иммунная система новорожденного способна к первичному гуморальному иммунному ответу с преимущественным синтезом IgM, иммунологическая память еще не функционирует.

Секреторные иммуноглобулины, в основном в виде SIgA, в большом количестве поступают с материнским молоком и осуществляют функцию местного иммунитета в желудочно-кишечном тракте.

В целом для новорожденных характерна низкая резистентность по отношению к различным бактериям, особенно к условно-патогенной, гноеродной (слабый фагоцитоз), грамотрицательной (низкая активность системы комплемента и антител) микрофлоре. В этот период отмечается опасная тенденция генерализации гнойно-воспалительных инфекций с переходом в сепсис.

Второй критический период в иммунном статусе ребенка приходится на возраст 3-6 мес. Он характеризуется постепенным ослаблением пассивного гуморального иммунитета из-за уменьшения концентрации материнских иммуноглобулинов, полученных еще в эмбриональном периоде. Полное исчезновение молекул материнских антител происходит значительно позднее. Высокочувствительные методы иммунного анализа обнаруживают их до 18 мес, что имеет определяющее значение при решении вопроса о происхождении антител к возбудителю СПИДа в крови ребенка.

В это время на фоне сокращения запаса материнских антител и преобладания супрессорной реакции иммунной системы младенца могут проявляться скрытые до сих пор признаки врожденных имму-нодефицитов, нередко развивается ранняя иммунопатология в виде пищевой аллергии.

Также в разделе: Возрастные особенности иммунитета:

www.eurolab.ua

Возрастные особенности иммунной системы - очень важный вопрос современной иммунологии.

Несмотря на то, что иммунная система разнообразна у каждого из нас, ее структура и принципы действия совершенно одинаковы. Развивается и функционирует она вместе с организмом человека с момента зачатия и практически до дня его смерти. У младенца, молодого человека и глубокого старика иммунная система развита по-своему и работает для разных целей. Посмотрим, какие же особенности иммунной системы характерны для разных возрастов человека.

Одним из первых органов иммунной системы, полностью сформированных и готовых к работе на момент рождения, является тимус. Самая основная нагрузка на этот орган иммунной системы (ИС) приходится на первые месяцы жизни и развития человека. В этот период тимус активно вырабатывает периферические Т-клетки, необходимые для организации работы всей иммунной системы. По мере роста, развития и старения человека, тимус уменьшается в размерах и снижает свою активность, что не может ни сказываться на работе всего организма.

Известно, что тимус достигает пика своей деятельности и размера к моменту полового созревания, а ближе к сорока годам постепенно превращается в жировую ткань. В связи с этим, инволюция (атрофия органов и тканей, например при старении) тимуса вызывает ухудшение работоспособности иммунной системы. При этом наблюдается снижение деятельности хелперных Т-клеток, а это означает, что организм с большим трудом справляется с инфекционными заболеваниями. При этом риск аутоиммунных заболеваний резко возрастает. Тимус молодого организма старательно вырабатывает депрессанты (супрессоры), понижающие активность ИС, чтобы она «не переусердствовала» с защитой организма. А вот чем организм взрослее – тем больше производится клеток киллеров и хелперов: при старении организма, стареют и ослабляются клетки-защитки и клетки-убийцы, и для поддержания нормального функционирования всей системы становится необходимо их большее количество. Это основные возрастные особенности иммунной системы. Рассмотрим более подробно, как меняются функции и работа иммунной системы у малышей, молодых и пожилых людей.

Среди иммунологов считается, что у младенцев и детей ИС находится в стадии развития. У нее слабо развиты защитные функции, не хватает информации о возбудителях различных заболеваний. Поэтому именно в этом возрасте дети часто болеют, и нередко, болезни вызывают общую интоксикацию организма. Иммунологи также отмечают, что у совсем маленьких детей часто можно наблюдать чрезмерную активность фагоцитов и малое содержание глобулярных белков – пропедринов, которые отвечают за врожденный иммунитет. Чем старше становится человек, тем более стабильными и высокими становятся эти показатели, а по мере старения организма, они снова понижаются.

К моменту полового созревания в иммунной системе, а особенно в центральных органах ИС, включается процесс инволюции, который постепенно переходит и на периферические органы. В связи с этим происходит ослабление иммунной системы, и появляются первые признаки старения – болезни, возникающие из-за недостаточной защитной функции иммунной системы (ИС) и аутоиммунные заболевания (например, инфекции и появление склонности к диабету и кожным проблемам).

Человеческий организм, приближаясь к возрасту 50-ти лет и старше, начинает плохо переносить вакцинации и различные заболевания, которые ранее попросту не замечались им. Возрастные особенности иммунной системы при старении характеризуются уменьшением синтеза Т-лимфоцитов и повышенной выработке В-лимфоцитов, при которых организм утрачивает способность к производству антител.

Теперь мы можем понять, какие особенности иммунной системы заставляют менять свои функции с возрастом. Четко видно, что у детей ИС не развилась в достаточной степени, чтобы успешно бороться с заболеваниями. К старости, она наоборот, сама снижает свою активность. И, если следовать этому выводу, то становится понятно, почему врожденный иммунодефицит проявляется у молодых людей, а к старости возникают приобретенные иммунодефициты.

 

Физиология иммунной системы

Физиология иммунной системы не отличается особой сложностью, если, конечно, не вдаваться в сложные медицинские подробности. Коротко можно сказать следующее: иммунная система человека состоит из некоторого количества органов, которые выполняют определенные функции и способствуют выработке необходимых клеток для защиты организма. Центральные органы ИС (тимус и костный мозг) ответственны за образовании лимфоцитов – главных клеток иммунной системы. Периферические органы (селезенка, лимфатические узлы, миндалины, аппендикс) занимаются тем, что «обучают» лимфоциты и организовывают иммунный ответ. Проще говоря, физиология иммунной системы – это уникальный комплекс органов и клеток, работающих для защиты здоровья всего организма.

В любом возрасте необходимо заниматься поддержкой, восстановлением или лечением иммунной системы. Отличным помощником в таком важном и ответственном деле может стать иммуномодулятор Трансфер фактор. Его регулярное применение благотворно сказывается на состоянии иммунной системы в любом возрасте, и все это благодаря уникальному составу и влиянию, который он оказывает на нее (ИС).

В детском возрасте Трансфер фактор помогает иммунной системе понять, что именно от нее требуется, и как надо работать, ведь детская иммунная система еще не сформировалась, к тому же, малышей довольно сложно заставить есть полезные продукты. Препарат совершенно безопасен для детского организма, так как в его составе находится только тщательно очищенное молозиво здоровых коров. Иммуномодулятор Трансфер фактор не вызывает аллергии, и даже, если ваш малыш все-таки доберется до препарата и съест несколько лишних капсул, ничего страшного не произойдет.

Применение Трансфер фактора во время беременности позволяет улучшить качество материнского молока, что способствует получению малышом всех необходимых молекул иммунной памяти для хорошо развивающейся иммунной системы.

Пожилым людям иммунопрепарат Трансфер фактор также рекомендуется применять для поддержания и активизации работы ИС. С возрастом, клетки ИС утрачивают свою активность и способность вовремя и качественно реагировать на раздражители. Трансфер фактор в этом случае поставляет стареющим клеткам свежую иммунологическую информацию на клеточном уровне, необходимую для успешной борьбы с заболеваниями, омолаживает и поддерживает иммунную систему.

www.transferfaktory.ru

10. Возрастные особенности иммунитета. Понятие об иммунитете организма животных и человека

Похожие главы из других работ:

Анатомия почек

2.4 Возрастные особенности почек

Строение почек у новорожденного. Почки у новорожденного ребенка расположены ниже, чем у взрослого: на уровне IV поясничного позвонка. Причем, правая более опущена, чем левая. Продольные оси почек образуют угол, открытый кверху...

Биохимия иммунной системы

2.1 Возрастные особенности иммунитета. Критические периоды становления иммунной системы

В онтогенезе иммунной системы человека отчетливо различаются несколько периодов. Таблица 2.1...

Возрастные изменения костной ткани

Возрастные особенности скелета туловища

Скелет развивается из мезенхимы, представляющей зародышевую малодифференцированную соединительную ткань. Покровные кости черепа и кости лица формируются на месте соединительной ткани - эндесмально...

Возрастные особенности развития органов чувств у детей и подростков

1. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы

После рождения органы зрения человека претерпевают изменения. Например, длина глазного яблока у новорожденного составляет 16 мм, а его масса - 3,0 г, к 20 годам эти цифры увеличиваются до 23 мм и 8,0 г. В процессе развития меняется и цвет глаз...

Возрастные особенности развития органов чувств у детей и подростков

2. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы

Слуховая сенсорная система, имеет важнейшее значение в речевой деятельности и представляется как ухо. Ушная раковина у новорожденного уплощена, хрящ ее мягкий, покрывающая его кожа тонкая. Долька ушной раковины (мочка) имеет небольшие размеры...

Возрастные особенности развития органов чувств у детей и подростков

3. Возрастные особенности других сенсорных систем

Вкусовой анализатор - представлен рецепторными вкусовыми клетками, которые сосредоточены на вкусовых сосочках языка в виде вкусовых луковиц. Количество вкусовых луковиц на сосочках составляет 2000...

Возрастные особенности развития органов чувств у детей и подростков

4. Возрастные особенности соматосенсорной системы

Соматосенсорная система включает кожную и мышечную чувствительность. Это рецепторы, находящиеся в наружных покровах, мышцах, сухожилиях, суставах, некоторых слизистых оболочках (губ, языка, половых органов)...

Кишечный дисбиоз и хронические инфекции: урогенитальные и др.

2.2 Возрастные особенности микрофлоры кишечника

У здорового ребенка с момента рождения происходит быстрая колонизация кишечника бактериями, входящими в состав интестинальной и вагинальной флоры матери. Бактерии можно обнаружить в полостях ЖКТ через несколько часов после рождения...

Легкие, их строение, топография и функции. Доли легкого. Бронхо-легочный сегмент. Экскурсия легкого

9. Возрастные особенности легких

Легкие у новорожденного неправильной конусовидной формы, верхние доли относительно небольших размеров, средняя доля правого легкого по размерам равна верхней доле, а нижняя сравнительно велика...

Особенности вакцинации детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей

1.2 Особенности детского иммунитета

Иммунитет детей имеет ряд особенностей на определенных этапах развития. Детский иммунитет характеризуется наличием 5 основных критических периодов: • Первый критический период в течение первых 28 дней жизни ребенка...

Половая система человека, ее анатомо-физиологические и возрастные особенности

4. Возрастные особенности мужской половой системы

Семенники начинают свою генеративную функцию еще в препубертатном возрасте, однако в этот период времени сперматогенез блокируется на этой начальной стадии...

Половая система человека, ее анатомо-физиологические и возрастные особенности

5. Возрастные особенности женской половой системы

Яичник у новорожденной девочки имеет цилиндрическую форму. В период второго детства (8-12 лет) форма яичника становится яйцевидной. Длина яичника у новорожденной равна 1,5-3,0 см, ширина - 4-8 мм. В период первого детства длина становится равной 2,5 см...

Типологические особенности кровообращения у детей

1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ 8-16 ЛЕТ

Физическое развитие является одним из важных критериев контроля оздоровления детей и подростков (В.А. Доскин с соавт., 1997). Для определения физического развития применяют морфологические признаки (рост, масса тела, окружность грудной клетки)...

Укрепление и охрана репродуктивного здоровья зрелого населения

Возрастные особенности

Многие мужчины считают себя "богами секса", каждый день посещая тренажерный зал, сексологи утверждают, что мужская привлекательность во многом зависит от содержания в крови тестостерона...

Эпилепсия

Возрастные особенности заболевания

У детей и подростков, как и у больных зрелого возраста, можно наблюдать и генерализованные, и фокальные эпилептические приступы. Пароксизмальные состояния проявляются и у детей в разнообразных двигательных, сенсорных...

med.bobrodobro.ru

Возрастные особенности иммунитета

В грудном молоке содержатся также сывороточные иммуноглобу­лины классов М. G, А (их уровень существенно ниже, чем уровень SlgA), макрофаги. ЕК-клетки, В- и Т-лимфоциты, иммуноцитокины (иктерлейкины, интерферон и др.). Роль этих факторов еще мало изучена.

Вместе с тем замечено, что вскармливание нативным грудным молоком существенно активирует процесс становления иммунного статуса ребенка, из крови быстрее элиминируются малодифференцированные формы клеток, созревание лимфоцитов протекает более энергично.

Уникальный состав иммунных факторов женского молока, к со­жалению. весьма нестоек к термическому воздействию. Даже мягкая пастеризация грудного молока (63°С в течение 30 мин.) инактивируе1 иммуноглобулины, комплемент, лизоцим, другие ферменты, разруша­ет клетки.

Поэтому использование пастеризованного донорского женского молока, равно как и вскармливание различными искусственными смесями, частично позволяет решить задачи питания, но не предуп­реждает развития дисбактериоза кишечника и острых кишечных ин­фекций у детей 1-го года жизни.

ИММУННАЯ СИСТЕМА ПРИ СТАРЕНИИ

С возрастом у большинства лиц после 55-60 лет наблюдает­ся постепенное, все более глубокое угнетение иммунитета. Скорость этого процесса имеет сугубо индивидуальный характер.

Доказано, что абсолютное количество Т- и В-клеток при этом не снижается, однако изменяется их функциональная активность. У лиц старческого возраста (после 80 лет) особенно страдают функции Т- системы иммунитета, в частности, способность распознавания алло­антигенов макрофагами и лимфоцитами, угнетена активность хелпер- ных Т-клеток (как Тх2, так и Txl), извращена супрессорная функция иммунной системы. Весьма вероятен дисбаланс в системе цитокиновой регуляции иммунных реакций (применительно к пожилым эта проблема еще мало исследована).

В связи с расбалансировкой системы физиологической иммунорегуляции при старении возрастает частота злокачественных образо­ваний и аутоиммунных нарушений.

Ко всему прочему, из-за снижения активности метаболических процессов в фагоцитах и других клетках, ответственных за функцию неспецифической антиинфекционной реактивности, у пожилых лиц учащаются хронические и вялотекущие бактериальные, вирусные и грибковые инфекции.

Таким образом, типичные болезни старческого возраста непос­редственно связаны с подавлением иммуиореактивности вследствие глубоких изменений в популяциоиной структуре Т-клеток и их фун­кций, а также из-за снижения активности клеток, участвующих в реализации неспецифических клеточных и гуморальных реакций.

Контрольные вопросы

1. Чем объясняется «терпимость» иммунной системы матери к чужеродным

антигенам плода?

2. С чем связан первый критический период в жизни ребенка?

3. С чем связан второй критический период в жизни ребенка?

4. Что происходит с иммунной системой подростков при половом

созревании?

5. Что происходит при старении иммунной системы?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корнев М.А., Петрова Т.Б. Развитие и возрастные изменения органов иммунной системы человека: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ГПМА, 2000.

2. Сапин М.Р., Этинген Л.Е. Иммунная система человека. – М.: Медицина, 1996.

3. Яриллин А.А. Основы иммунологии. М.: Медицина, 1999.

13

studfiles.net

Возрастные особенности иммунитета: Внутриутробный период

В антенатальный период (т.е. до рождения) происходит закладка и дифференцировка основных органов и клеток иммунной системы. Уже с 6-8 недели начинается закладка, а затем постепенное функциональное совершенствование Т- и В-систем иммунитета. Иммунный аппарат эмбриона и плода весьма чувствителен к повреждающим воздействиям химической (лекарства, наркотики и др.), биологической (инфекции), физической (радиация, механические воздействия) природы. Последствия этих повреждений могут проявиться уже после рождения в форме врожденной иммунопатологии (иммунодефицит, аллергия, аутоиммунитет).

Весьма важным не только в теоретическом, но и в практическом плане является вопрос об иммунных взаимоотношениях плода и матери. В иммунной системе женщины в период беременности происходят существенные физиологические изменения, что обусловлено развитием плода и радикальными эндокринными сдвигами. Имплантация оплодотворенной яйцеклетки в матке (0-15 сут.) с последующим развитием эмбриона (16-75 сут.) до сих пор недостаточно объяснена с иммунологических позиций, поскольку в их составе присутствуют несколько групп чужеродных антигенов (аллоантигены). Главнейшими из них являются антигены отца и так называемые эмбриональные антигены. Последние через определенное время элиминируются.

Казалось бы, иммунная система матери должна ответить естественной реакцией отторжения гистонесовместимых клеток. Однако ни на первых этапах оплодотворения, ни в процессе прикрепления оплодотворенной яйцеклетки к стенке матки полного уничтожения сперматозоидов или блокирования имплантации, как правило, не наблюдается. Почему? Этому дают несколько объяснений.

Во-первых, факторы местной защиты слизистых женских половых органов (секреторные Ig А, лизоцим и другие ферменты) весьма умеренно реагируют на мужские половые клетки.

Во-вторых, факторы системной иммунореактивности - сывороточные антитела и Т-киллеры - малоэффективны из-за относительной изолированности женских половых путей от общего кровотока. Наконец, в семенной жидкости мужчин содержатся вещества, инги-бирующие иммунные реакции.

И в дальнейшем иммунная система беременной женщины проявляет терпимость к чужеродным антигенам в составе развивающегося плода. Толерантность в этот период обусловлена следующими обстоятельствами:

  • Трофобласт, как плацентарный барьер, изолирует кровоток плода от кровотока матери. Концентрация антигенов гистосовместимости плода на трофобласте очень мала. Таким образом, малоантиген-яые клетки трофобласта изолируют иммуногенные клетки плода.

  • Плацента и плод синтезируют группу белковых и небелковых веществ, которые активно подавляют реакции отторжения.

  • В организме беременной женщины происходит перестройка цитокиновой регуляции иммунных процессов, в результате запуска ется избирательная супрессия реакций против чужеродных антигенов плода. При этом сохраняется иммунореактивность против всех других антигенов, в том числе бактериальных и вирусных.

  • Плацента ограждает плод от проникновения В- и Т-лимфоцитов матери на ранних этапах развития эмбриона.

Вместе с тем организмы матери и плода не пассивны в плане взаимной регуляции иммунных отношений. Так, материнские антитела класса IgG свободно проникают через плаценту. Антитела всех других классов - IgM, IgA, IgE, IgD - такой способностью не обладают. Дело в том, что их Fc-участки, в отличие от Fc IgG, не обеспечивают связывание с комплементарными рецепторами клеток трофобласта и дальнейший мембранный транспорт антител матери через плаценту. Клеточный рецептор вместе с молекулой IgG поглощается путем пиноцитоза после чего иммуноглобулин выносится в кровь плода.

Особенно активный трасплацентарный транспорт материнских иммуноглобулинов происходит в конце срока беременности. Именно этим обстоятельством объясняется очень высокий уровень IgG в крови доношенных новорожденных, часто превышающий их концентра-»цию в организме матери. Естественно, что у недоношенных новорожденных этот показатель существенно ниже. Продукция собственных антител иммунной системой плода при нормальной беременности без антигенного раздражения происходит, но с очень низкой интенсивностью. Уже с 10-й недели начинается синтез IgM, с 12-й - IgG, с 30-й - IgA, но концентрация их невелика. Таким образом, к моменту рождения здорового ребенка основную массу антител в его организме составляют материнские IgG. Защитный спектр их весьма широк и направлен преимущественно против разнообразных инфекционных агентов.

Вместе с тем еще на внутриутробной стадии развития организма иммунная система реагирует на чужеродные антигены - бактериальные, вирусные и другие - усиленным синтезом преимущественно IgM-антител. Такова особенность иммунной реакции плода на инфекционные, а также иные чужеродные антигены. Этот феномен имеет важное практическое значение: повышенный уровень IgM в пуповинной крови новорожденного - индикатор внутриутробной антигенной стимуляции, чаще всего результат перенесенной внутриутробной инфекции. Эти инфекции опасны длительной персистенцией их возбудителей в организме плода с резкой активацией инфекционного процесса в раннем постнатальном периоде жизни ребенка.

Большой интерес представляет реакция иммунной системы матери против аллоантигенов плода, которые проникают время от времени в кровь матери. В частности, есть доказательства такого перехода эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов плода и антигенов трофобласта. Против аллоантигенов указанных клеток и тканей вырабатываются материнские антитела, но только антитела класса IgG, как показано выше, способны проникать через плаценту в организм плода. При этом возможно повреждение IgG-антителами клеток плода с развитием гемолитической болезни, аллоиммунной нейтропении, тром-боцитопенической пурпуры у новорожденных и других осложнений.

В других случаях проникновение аллоантигенов плода в организм матери приводит не к стимуляции гуморального иммунного ответа, а напротив, к развитию иммунологической толерантности к этим аллоантигенам.

До сих пор нет достаточно четкого объяснения механизмов, которые определяют характер и направление иммунного ответа матери на антигены развивающегося плода.

Что касается Т-клеточной реакции матери, то она также развивается, но не представляет угрозы для плода. Т-клетки не способны проникнуть из организму матери через плаценту к плоду.

Онтогенез неспецифических факторов резистентности характеризуется довольно ранними сроками их становления в организме плода. Начало синтеза некоторых фракций комплемента (СЗ, С4, С5), интерферона, лизоцима относится к 8-9 неделям беременности. Примерно в эти же сроки формируются фагоцитирующие клетки. Однако функциональная активность гуморальных и клеточных факторов неспецифической реактивности даже к моменту рождения очень низка. В основном это связано с несовершенством метаболизма клеток, ответственных за синтез эффекторов соответствующих реакций.

Также в разделе: Возрастные особенности иммунитета:

www.eurolab.ua

Возрастные особенности иммунной системы детей: spetsialny

Период трех-шести месяцев жизни

Родителям нужно знать, что в это время количество маминых антител становится меньше, а собственные еще практически не начали вырабатываться. Это не значит, что ребенка нужно срочно вакцинировать (ведь антителам нужно время, чтобы выработаться). Это означает, что малыша нужно оберегать от инфекций. Как происходит чаще всего? Месяц-полтора мама с ребенком сидит дома, а с трех начинает активно гулять по торговым центрам.

Особенностью данного периода является высокая проницаемость кишечника, поэтому именно в это время стартуют пищевые аллергии. Хочу заметить, что пищевая аллергия в течение первого года жизни не является истинной пищевой аллергией. Например, реакция ребенка на белок коровьего молока вовсе не означает, что такая проблема останется с ним на всю жизнь. Как правило, у большей части детей аллергические реакции проходят к двум-трем годам. По этой причине в указанный период жизни малыша очень важно уделять внимание его кишечнику, который также является одной из точек формирования иммунитета. Кормите ребенка грудью и обращайте внимание на правильное опорожнение кишечника.

Немного о вакцинации. На инфекцию у ребенка этого возраста развивается первичный иммунный ответ за счет синтеза IgM, которые не оставляют иммунологической памяти (эти иммуноглобулины быстро вырабатываются, но так же быстро и разрушаются). Вакцинация же построена на иммунологической памяти, это другие иммуноглобулины (IgG). Поэтому вакцинация в столь раннем возрасте не имеет смысла, ведь вырабатываемый класс антител не защитит ребенка в будущем.Оптимальным для начала вакцинации и получения иммунологической памяти является возраст 6–9 месяцев. Обратите внимание: в обычной эпидемиологической ситуации! В то же время при высоком риске заражения (например, родители болеют гепатитом В) ребенку показана вакцинация в более раннем возрасте.

Критический период двух-трех лет

В это время происходит расширение контактов с окружающим миром, малыш все больше выходит в социум. Пищевая аллергия в этот период, как правило, ослабевает, так как слизистая укрепляется, формируется микрофлора. Однако слизистые ребенка этого возраста еще недостаточно защищены, и система местного иммунитета остается неразвитой. Поэтому дети часто болеют респираторными заболеваниями, особенно склонны к повторным вирусным инфекциям и воспалительным заболеваниям органов дыхания. В организме маленького человечка происходит некий дисбаланс, например, лимфоидная ткань вместо выполнения защитных функций может разрастаться (об аденоидах многие знают не понаслышке). По этой причине немало специалистов советует отдавать ребенка в сад не ранее трех лет. Согласна с этим, однако мой многолетний опыт в педиатрии также говорит, что бывают исключения из правил.

Ребенок идет в школу (6–7 лет)

Не все иммунологи выделяют этот период, но, по моему мнению, он очень важен. В это время уровни иммуноглобулинов, как правило, соответствуют таковым у взрослых, однако местный иммунитет слизистых оболочек еще остается несовершенным.

Существует иммуноглобулин Е, отвечающий за формирование аллергических реакций. С одной стороны, он должен защищать от аллергенов, с другой, когда их много, эти белки провоцируют такие процессы, как бронхообструкция. В этом возрасте в плазме крови ребенка наблюдается максимальный уровень IgЕ в сравнении с другими возрастными периодами. На уровень этого белка сильно влияют стрессовые состояния. Дети идут в школу, как правило, начинают активно заниматься спортом, а значит, и участвовать в соревнованиях. Множество стрессов усиливают риск формирования у ребенка хронических заболеваний, прежде всего аллергического плана. Поэтому я не сторонник того, чтобы детей отдавали в школу слишком рано, во всяком случае, не раньше шести с половиной лет.

У детей этого возраста часто встречаются паразитарные инфекции: лямблиоз, гельминтозы. Это связано с активностью ребенка. Наличие таких инфекций может способствовать снижению иммунитета. Хочу заметить, что у детей, у которых наблюдается повышение IgЕ, нередко выявляются паразитарные инфекции. Есть немало специалистов, которые при наличии бронхиальной астмы в первую очередь лечат гельминтоз, и часто это приводит к очень хорошим результатам.

Подростковый возраст (12–13 лет у девочек, 14–15 лет у мальчиков)

В это время в организме ребенка происходит очень сложная перестройка. Могут давать о себе знать и старые заболевания. Всегда предупреждаю родителей своих пациентов, что все, с чем вы боролись в первые годы жизни, может напомнить о себе в подростковом возрасте. Например, если вы проходили лечение по поводу диэнцефального синдрома и благополучно с ним справились, то во время пубертатного периода могут снова появиться головные боли или другие симптомы. Тем не менее, дети могут перерасти хронические болезни. Перестройка организма позволяет многие заболевания оставить в детском возрасте.

В подростковом периоде секреция половых гормонов ведет к подавлению клеточного звена иммунитета. Содержание IgЕ в крови снижается, поэтому тяжесть атопических заболеваний (бронхиальная астма и др.) у многих детей ослабевает.

Как укрепить иммунитет

На иммунную систему оказывает влияние не только физиология, но и эмоциональная составляющая. Если ребенку комфортно, он будет болеть меньше. Бывает, что детский сад очень хороший, небольшое количество детей, прекрасные воспитатели, но малыш все равно болеет. Одним из главных моментов, который приносит стресс ребенку, является нарушение режима дня.

Иммунитет и режим дня имеют очень тесную связь. Когда вы готовите ребенка к детсаду, первое, что необходимо сделать, — за два-три месяца поменять ваш распорядок дня на режим детского сада. Это касается не только утренних подъемов, но и питания в одно и то же время, дневного сна. Самое главное — засыпание. Если в нашем детстве нас укладывали спать в 9 вечера, то, по моим наблюдениям, сегодня большинство детей ложится спать значительно позже. Гормоны, регулирующие иммунитет (и не только), — серотонин, соматотропный гормон, мелатонин — работают в основном с 10 часов вечера до 2-х ночи, когда ребенок крепко спит. Если этого не происходит, организм малыша будет испытывать стресс, а значит, иммунитет также будет работать плохо. Второй важный момент. Выработан режим по будням, но есть суббота-воскресенье, когда от него отступают. Это неправильно. Нужно придерживаться режима дня — это касается и выходных (хотя бы первые полгода, когда ребенок пошел в сад или школу).

Желательно спать в абсолютной темноте. Наличие дополнительного источника света сбивает работу гормонов, которые влияют не только на иммунитет, но и на эмоциональную составляющую. Идя в детский сад, школу, ребенок в любом случае испытывает стресс. Это и новые эмоции, и субординация в отношениях с воспитателем (учителем), много детей в классе. Серотонин и мелатонин — гормоны удовольствия, хорошего самочувствия и удовлетворения жизнью — вырабатываются, как мы уже говорили выше, когда мы спим, причем лучше всего в темноте. Кстати, все эти советы относятся и ко взрослым. Те, кто, ложась спать, надевают темную маску на глаза, поступают правильно.

Чтобы ребенок легче и быстрее засыпал, советую создать определенный ритуал перед ночным сном. За полтора часа до сна все должно быть спокойным и похожим изо дня в день. Нередко происходит наоборот: папа приходит поздно, соскучившись, начинает активно играть с ребенком, и тот впоследствии долго не может уснуть. Безусловно, общение также очень важно. Как вариант, можно пойти погулять на улице. Интересно, что уличные игры, как правило, хорошо влияют на сон.

Перед садом и школой желательно создать определенные защитные резервы организма ребенка. Мы не знаем, какая температура, например, в туалете детсада. Образно говоря, будущий детсадовец должен быть готов к тому, что станет босыми ногами на холодный пол. Не нужно растить ребенка в тепличных условиях. Очень часто сталкиваюсь с проблемой, когда родители жалуются, что ребенок кашляет только в детском саду. Оказывается, там очень сухо. Малыша нужно растить при температуре 21–22 градус и хорошей влажности воздуха. То есть в условиях, когда защитные барьеры работают хорошо.

Закаливание — отдельная большая тема. Оптимальный вариант — обливание ножек. Идеальный вариант к четырем-пяти годам — контрастный душ, который очень полезен для всех, а для детей особенно.

Очень важна психологическая подготовка. Мама должна быть больше готова к детсаду (школе), чем ребенок. Если у мамы внутри есть постоянные колебания «пойти — не пойти» и беспокойство, ребенок очень легко считывает эти эмоции.

Подстегнуть иммунную систему — быть или не быть иммуномодуляторам?

Препараты для поддержки иммунитета (афлубин, арбидол и т. п.) у всех на слуху. Ни в одной стране мира нет такого количества подобных средств, как в странах бывшего СССР. Я не знаю ни одного препарата из этого большого списка, который прошел бы через доказательную медицину и подтвердил свою эффективность. Некоторые вообще имеют отрицательную доказательную базу. Исключение — бактериальные лизаты (содержат частицы бактерий, вирусов, с которыми чаще всего встречается детский организм). При их применении стимулируется выработка секреторных IgА, заселяющих слизистые ребенка. Эта группа препаратов доказала не только свою эффективность, но и безопасность.

Нередко родители отмечают, что прием того или иного иммуномодулятора привел к тому, что ребенок стал болеть меньше. Скорее всего, малыш просто прошел критический период. Что касается интерферонов, то это заместительная терапия. Мы замещаем выработку детским организмом интерферона искусственным аналогом, что тормозит собственный процесс. Я категорически против применения подобных препаратов! Здоровый ребенок должен научиться болеть. Если мы ему постоянно будем помогать, он будет учиться значительно дольше.

Что касается гомеопатии, то я хорошо к ней отношусь (хотя доказательной базы тоже нет). Моя доказательная база — это мой опыт. С одной существенной оговоркой: гомеопатия — это очень индивидуальный подход. Назначать самому себе препараты для повышения иммунитета не стоит. Гомеопатия эффективна, но эффективных врачей-гомеопатов мало. Поэтому ищите хорошего специалиста.

Есть еще биологически активные добавки, так называемые БАДы. Проработав много лет педиатром, я поняла, что обычных лекарственных препаратов, чтобы сохранить здоровье, мало. Человек ищет что-то новое. И первое — это БАДы. Некоторые из них бывают очень эффективны. Если вы доверяете своему врачу и он вам советует препарат, который, по его опыту, хорошо работает, почему бы и нет?

Есть понятие «часто болеющие дети», оно очень условное. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ребенок болеет ОРВИ до восьми раз в год, а те, кто ходит в детский сад, могут умножить эту цифру на два. Если малыш болеет часто, но выздоравливает быстро, это нестрашно — так формируется иммунная система. Если же ребенок сходил два-три дня в детсад, а потом болеет две-три недели, нужно заниматься оздоровлением. Может быть, ребенок не готов к детскому саду, или мама что-то делает неправильно? Обратите также внимание на воздух в детсаду. Нередко родители покупают мойку воздуха, и детсадовцы значительно реже болеют. Также советую увлажнять слизистую ребенка (перед и после детсада) физраствором в спрее (препаратов много, выберите тот, который вам по душе).

Температура как защитная реакция — когда сбивать

Повреждающая температура для большинства детей — выше 40,5 градусов. Если у ребенка есть проблемы с нервной системой, были судороги, то мы не допускаем такого подъема. 39 градусов — оптимальная температура для борьбы с инфекцией. При этом обращайте внимание на самочувствие ребенка, достаточно ли жидкости он может выпить (ведь потери жидкости идут очень большие). Тревожные факторы — голова горячая, а ручки-ножки холодные. Традиционно, когда температура, достигнув отметки 38,5 градусов, начинает ползти вверх, мы сбиваем.

В первую очередь используйте физические факторы охлаждения. Во всем мире лучшим способом снижения температуры являются ванны. В нашей традиции так сложилось, что когда ребенок заболевает, он ни в коем случае не купается и не гуляет. Температура воды в ванной должна примерно соответствовать температуре ребенка. Не нужно дополнительных стрессов и обливаний ледяной водой! Ванная длится 10–15 минут, водичка постепенно остывает. К тому же происходит увлажнение слизистых, и очень многие заболевания на этом этапе уходят. Принимать ванны рекомендую, но опять же, это индивидуально, если ребенок не против такой процедуры.

Что разрушает наш иммунитет

Важным фактором влияния на иммунитет является питание. Враг иммунитета — большое количество простых углеводов (сахар, кондитерские изделия, конфеты, шоколад и т. д.), на которых растет грибковая флора. Недостаток белка также приводит к проблемам, ведь именно из белковой пищи строится весь наш иммунитет, иммуноглобулины — это белки. На формирование иммунитета влияют, безусловно, микроэлементы, в первую очередь железо, магний, медь, цинк. Общаясь с мамами деток, которые много болеют, часто слышу, что их рацион смещен в сторону углеводных компонентов. Утром сладкие блинчики или сладкая каша, в лучшем случае с медом. Мясо мы не очень любим, поэтому в обед картошка, которая также углевод. В итоге ребенок не получает строительного материала для иммунитета.

Гемоглобин влияет не только на иммунитет, но и на формирование нервной системы (особенно у младенцев). Было проведено интересное исследование. Отобрали детей, которые не очень хорошо успевали в первом-втором классе. Оказалось, что большинство из них (около 85%) имели низкий гемоглобин на первом году жизни. То есть в то время, когда мозг требовал быстрого созревания, кровоснабжения. При необходимости гемоглобин будет забирать железо отовсюду, а этот элемент также входит в состав ферментов, которые работают на антимикробных белках. Поэтому если уровень железа в организме снижается, иммунитет может падать.

Если гемоглобин понижен не критически, чаще всего повысить его можно с помощью определенной диеты. Хорошим источником железа прежде всего служит красное мясо, а усваивается этот элемент лучше в присутствии витамина С. Не зря в различных кухнях мясо употребляют с подливами, например, скандинавы любят фрикадельки подавать с брусничным соусом, богатым витамином С. Иногда возникают проблемы с усвоением железа. Поэтому при снижении гемоглобина я часто назначаю L-карнитин. Эта аминокислота обладает огромным количеством полезных свойств, в том числе улучшает усвоение питательных веществ. Однако если у ребенка запасы железа невысоки и уровень быстро падает, без препаратов железа не обойтись.

Подготовила Оксана ШКЛЯРСКАЯ

Читайте также: Памятка родителям: особенности питания подрастающего поколения

spetsialny.livejournal.com

Особенности развития иммунитета у детей разного возраста

Многие родители, видящие свое любимое чадо болеющим, беспокоятся за состояние его иммунитета. Такая реакция абсолютно оправдана, ведь в современном мире негативные факторы могут сильно влиять на здоровье детей. Чтобы понять, насколько верны подобные опасения, и не упустить момент, нужно знать особенности развития иммунной системы.

Иммунитет — это способ защиты организма от агрессивной окружающей среды, содержащей множество различных чужеродных агентов, таких как: вирусы, грибки, бактерии и другие микроорганизмы. Такая способность противостоять инфекциям является результатом слаженной работы механизма иммунной системы.

Врожденный иммунитет

Слово «врожденный» говорит само за себя. Этот иммунитет работает с момента появления ребенка на свет.

Первая преграда, которую встречают на своем пути микробы — это кожа и слизистые оболочки. Кожа является для них полноценным барьером благодаря своей непроницаемости и кислой рН поверхности. Слизистые оболочки, контактирующие с внешней средой, обладают целым комплексом защитных свойств. Слизь, выделяемая клетками, не дает микроорганизмам прикрепиться, а движения специальных ресничек «выгоняют» их наружу. Жидкости организма (слезы, желчь, слюна и другие) обладают бактерицидным свойством, то есть способностью убивать бактерии.

Если по каким-то причинам барьер не сработал, и микроорганизм проник сквозь него, на помощь приходят клетки — фагоциты, устраняющие чужеродные агенты.

Приобретенный иммунитет

Формируется постепенно. Каждая встреча с микробом остается в «иммунологической» памяти, с помощью которой организм получает возможность противостоять повторному заражению этой инфекцией, реагировать быстрее. Такая защита обусловлена двумя звеньями приобретенного иммунитета — клеточного (Т и В лимфоциты) и гуморального (антитела). Лимфоциты запоминают микроб, а антитела его убивают. Механизм «иммунологической» памяти лежит в основе вакцинации.

Сталкиваясь в течение жизни с различными микроорганизмами, иммунная система человека развивается и накапливает «опыт», чтобы эффективно отвечать на любое вторжение. Иммунитет ребенка несовершенен, процесс его становления длительный и имеет несколько критических периодов.

Первый критический период (до 28 дней жизни)

При рождении иммунная система целенаправленно подавлена. Происходит это потому, что в одночасье встреча с огромным количеством новых бактерий стала бы слишком серьезным испытанием для нее.

В этот период новорожденный восприимчив к окружающим его микробам, однако не беззащитен перед ними. Содержащиеся в грудном молоке матери антитела обеспечивают эффективную оборону.

Формирование нормальной иммунной системы и аллергии (как проявления неадекватного иммунного ответа) идут параллельно. Правильный баланс микрофлоры кишечника ребенка с преобладанием бифидобактерий является фактором, защищающим от развития аллергических заболеваний. «Заселение» кишечника полезными бактериями происходит благодаря грудному вскармливанию.

Второй критический период (до 4-6 месяцев)

Количество защитных антител матери постепенно уменьшается, и примерно к 6-ти месяцам они выводятся из организма ребенка. Этим фактом обусловлен второй критический период. Иммунная система приобретает способность самостоятельно продуцировать антитела в ответ на проникновение инфекции, однако она еще не может «запоминать» их. Именно поэтому вакцинация, проведенная в этом возрасте, требует повторения.

Местный иммунитет слизистых оболочек, контактирующих с внешней средой, очень слаб, а это означает, что они больше всего подвержены атакам микробов. Повторные ОРВИ, острые респираторные заболевания (ОРЗ) и кишечные инфекции — частая проблема. Нетипично могут протекать такие детские инфекции, как коклюш и корь, при этом не оставляя защитного иммунитета.

Аллергия в этом периоде — чаще всего пищевая (например, на белок коровьего молока) и маскируется явлениями диатеза.

Третий критический период (до 2-х лет)

Важный этап в развитии иммунной системы, на котором приобретенный иммунитет начинает формировать «иммунологическую» память к перенесенным инфекциям.

Свобода передвижения, активный контакт с другими детьми и животными — все это приводит к встрече с новыми микробами. Частота заболеваний ребенка нарастает, одна болезнь следует за другой, но бояться этого не стоит — иммунная система активно набирается «опыта», встречаясь с различными вирусами и бактериями.

Работа системы местного иммунитета слизистых оболочек по-прежнему недостаточна. Поэтому такие заболевания органов дыхания, как ринит, синусит, фарингит, тонзиллит, ларингит, трахеит, бронхит — остаются самыми частыми. Такое состояние малыша заставляет многих родителей прибегать различным препаратам, стимулирующим иммунитет, однако это может только вмешаться в процесс формирования нормальной иммунной системы ребенка и ослабить ее. Лучше воздержаться от подобных лекарств.

Явления аллергического диатеза (атопического дерматита) в этом возрасте могут нарастать.

Четвертый критический период (до 4-6 лет)

Наконец, концентрация защитных антител ребенка соответствует уровню взрослого человека. Однако местный иммунитет слизистых оболочек все еще развит неполноценно, что может привести к формированию хронических заболеваний дыхательных путей.

Для детей этого возраста характерны глистные инвазии (лямблиоз).

На данном этапе к проявлениям кожной аллергии может присоединиться повышенная чувствительность к вдыхаемым из воздуха аллергенам (домашняя пыль, пыльца растений и другие) и как итог аллергический насморк (ринит) и/или бронхиальная астма.

Пятый критический период (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков)

Подростковый возраст. Усиленный рост ребенка сочетается с уменьшением объема органов иммунной системы, а бурная гормональная перестройка подавляет клеточное звено иммунитета. В этот период нарастает воздействие внешних негативных факторов, например, курения. Характерна восприимчивость к различным вирусным инфекциям.

Аллергические заболевания, такие как бронхиальная астма, могут временно ослабевать, но впоследствии вновь появляться в молодом возрасте. Контроль врача аллерголога-иммунолога обязателен.

Формирование иммунной системы ребенка происходит активно. Родителям важно знать уязвимые периоды, быть внимательными и не допустить перехода острых инфекционных заболеваний в хронические, а также вовремя проводить профилактику развития аллергии при наличии предрасположенности к ней.

Частые заболевания ребенка не всегда показатель слабости его иммунитета. Самостоятельный прием иммуностимулирующих препаратов может неблагоприятно сказаться на развитии иммунной системы. Ни один из них не должен применяться без предварительного исследования состояния всех компонентов иммунитета (анализ «иммунный статус») и рекомендации врача аллерголога-иммунолога.

Комментарии экспертов

Екатерина Пушкова, врач-педиатр, аллерголог-иммунолог медицинского центра «Атлас»

— Что означает «группа часто болеющих детей» и кто к ней относится? 

— Термин ЧБД (часто болеющий ребенок) — это не диагноз, а группа диспансерного наблюдения, которая крайне разнообразна по составу. В нее входят дети с хроническими очагами инфекции, эндокринологической, сердечно-сосудистой, бронхо-легочной патологией, дети с аллергическими заболеваниями (в частности с бронхиальной астмой), с врожденными пороками развития и т. д.

После определения ребенка в группу ЧБД педиатр начинает диагностический поиск с подключением специалистов для выяснения причины рецидивирующих инфекционных заболеваний. Если есть подозрение на иммунодефицитное состояние, то в план обследования включается консультация иммунолога — аллерголога.

После полноценного обследования составляется индивидуальный план лечебных и реабилитационных мероприятий с целью стабилизации состояния и профилактики заболеваний.

— Как укрепить иммунитет ребенка, не прибегая к различным лекарствам?

— Для повешения неспецифической реактивности организма хорошо работают простые и понятные мероприятия, такие как закаливание, режим сна и отдыха, достаточное пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, сбалансированное питание. Для специфической реактивности — вакцинация.

Мария Ревенок, врач-педиатр, г. Брянск

От врача-педиатра можно услышать: «Ваш ребенок относится к группе часто болеющих детей (ЧБД)». Давайте разберем, что же это значит. Этот термин относится к острым респираторным вирусным инфекциям, которые обязательно встречаются на пути каждого ребенка. Но вот сколько раз эта встреча произойдет и как она будет протекать — это для нас и представляет интерес.

Для разных возрастных групп свои критерии часто болеющего ребенка. Дети до года — болеющие длительно 4 и более раз; дети младшего возраста, только начинающие посещать дошкольные учреждения — более 6 раз; далее эта цифра снижается до 4 раз в возрасте детей старше 5 лет.

Важная оговорка: болеющие не только часто, но и длительно! То есть больше важен не сам факт перенесения ребенком вирусной инфекции, а то, как он ее переносит. Как укреплять иммунитет и закалить малыша? Мой ответ — не надо его «раскалять». Дети рождаются с удивительной способностью к приспособлению к окружающим условиям! Помещение малыша в «идеальные» оранжерейные условия (часто это очень тепло и сухо) и ограждения от каждого дуновения свежего воздуха — одна из причин, почему иммунитету не нужно начинать активно трудиться. Когда все же происходит встреча с вирусом или холодной лужей — организм просто не знает, что с этим нужно делать!

Ребенку, который уже часто и длительно болеет важно максимально избегать контактов с новыми инфекциями для восстановления иммунитета и правильно лечить основную болезнь. Также важно научиться не прикасаться руками к лицу и не класть в рот то, что для этого не предназначено.

Вот некоторые советы, которые помогут поддержать иммунитет вашего малыша:

  • необходимо отрегулировать прохладный и влажный воздух в доме, где живет ребенок,
  • совершать ежедневные прогулки на свежем воздухе при любой погоде,
  • обеспечивать специально подобранное для вашего малыша питание,
  • не забывать о питье чистой воды и мытье рук всем членам семьи,
  • соблюдать умеренность в посещении людных мест.

medaboutme.ru


Смотрите также