§ 2. Проблема законодательной регламентации освобождения от уголовной ответственности лиц, обладающих иммунитетом. Лицо пользующееся личной неприкосновенностью и обладающее иммунитетом от уголовной ответственности


Уголовное право. Тема № 2,3 «Уголовный закон, пределы его действия и толкование», «Уголовная политика». Тест для самопроверки

1. Временем совершения преступления признается …Время наступления последствий от общественно опасного действия (бездействия)Момент задержания преступникаВремя совершения общественно опасного действия (бездействия)

2. Части уголовного кодекса:Общая и ОсобеннаяОбщая и основнаяОбщая и кодифицированная

3. Под декриминализацией в уголовно правовой политике следует понимать процесс изменения …норм Особенной части путем исключения отдельных составов преступлений переставших быть общественно опаснымиосновных задач и принципов уголовного праванорм Особенной части путем введения в нее новых составов преступлений, как результат выявления новых общественно опасных форм индивидуального поведения

4. Закон, не имеющий обратной силыСмягчающий наказаниеУстраняющий преступность деянияУсиливающий наказание

5. Под криминализацией в уголовно правовой политике следует понимать процесс изменения …норм Особенной части путем исключения, отдельных составов преступлений переставших быть общественно опасныминорм Особенной части путем введения в нее новых составов преступлений, как результат выявления новых общественно опасных форм индивидуального поведенияосновных задач и принципов уголовного права

6. Привлечение любого лица, в том числе иностранца и лица без гражданства, к ответственности по УК РФ за преступление, совершенное за границей, если оно совершено против интересов России возможно.Да, без учета международного договора РФНетДа, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФТолько граждан РФТолько граждан РФ и лиц без гражданства

7. Лицо, пользующееся личной неприкосновенностью и обладающее иммунитетом от уголовной ответственностиСотрудник милицииВоеннослужащийПосолВоенно-морской атташе

8. Принцип экстерриториальности распространяется на …Депутата Государственной ДумыИностранного гражданина, имеющего право дипломатического иммунитетаГражданина РФ, имеющего право дипломатического иммунитетаВсех

9. По … уголовной ответственности подлежит лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту РФ, находящемся в открытом водном пространстве иностранного государства.Закону иностранного государстваУК РФУК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ

10. Принципы действия уголовного закона в пространстве:Принцип гражданства, универсальный, территориальный, реальныйМежведомственный, универсальный, гражданский, реальныйКонституционный; территориальный, межведомственныйТерриториальный, универсальный, конституционный, гражданский

11. Часть УК РФ, которая содержит описание отдельных преступлений и предусматривает за них наказаниеОбщаяОсновнаяЗаключительнаяОсобенная

12. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона относятся к территории действия УК РФ.ДаНетТолько континентальный шельфТолько исключительная экономическая зона

13. Кто из перечисленных лиц может получить убежище в РФ?Любое лицо, в случае совершения им на территории иностранного государства общеуголовного преступления, не наказуемого по УК РФЛюбой гражданин иностранного государства или лицо без гражданства за политические убежденияНикто не может получитьГражданин России, в случае совершения им преступления на территории иностранного государстваЗадачи уголовной политики:Совершенствование законодательстваУлучшение социально-экономической и политической обстановки в странеСнижение темпов роста преступностиСовершенствование судебной системы

14. Выдача гражданина РФ с территории РФ стране, в которой тот совершил преступление возможна.ДаНетДа, если он совершил тяжкое преступлениеНет, если в этой стране ему грозит суровое наказание – смертная казнь.

15. Правовое признание гражданином РФ происходит на основании …Конституции РФПосле регистрации в отделе (бюро) ЗАГС РФПо рождению на территории РФЗакона РФ «О гражданстве Российской Федерации»

16. Территория РФ не включает в себя …Территории субъектов ФедерацииНейтральные водыВоздушное пространствоВнутренние воды

17. Средства уголовной политики:КриминализацияДекриминализацияОптимизацияПенализацияУнификацияДепенализацияДифференциация

18. Военнослужащие РФ, совершившие преступления за границей подлежат ответственности по …дисциплинарному уставууставу гарнизонной, караульной службыуставу боевой службыуголовному кодексу той страны, на чьей территории совершено преступлениеУК РФ толькоУК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ

nn.dekane.ru

ТЕСТЫ

1. Действующее уголовное право РФ … Модернизированное Реформированное Специальное Кодифицированное=

2. Источник уголовного права Обычай Уголовный кодекс= Постановление Пленума Верховного Суда РФ Конституция Российской Федерации

3. Орган, в компетенции которого принимать уголовные законы РФ Конституционный Суд Государственная Дума= Совет Федераций Верховный Суд

4. Правоприменительным актом является: Уголовно-правовая норма Гипотеза Диспозиция Акт амнистии=

5. Функции уголовного права: Охранительная, регулятивная, превентивная= Регулятивная, хозяйственная, превентивная Охранительная, хозяйственная, превентивная Регулятивная, административная, хозяйственная

6. Нормы международного права имеют приоритет перед нормами российского уголовного права. Да Нет=

7. Понятие «уголовное право» включает в себя Уголовное законодательство= Уголовно-исполнительное законодательство Уголовно-процессуальное законодательство Учебную дисциплину, которая представляет собой систему знаний об уголовном законодательстве= Криминологию

8. Принципом уголовного права не является … Законность Презумпция невиновности= Равенство Справедливость Гуманизм

1. Временем совершения преступления признается … Время наступления последствий от общественно опасного действия (бездействия) Момент задержания преступника Время совершения общественно опасного действия (бездействия)=

2. Части уголовного кодекса: Общая и Особенная= Общая и основная Общая и кодифицированная

3. Под декриминализацией в уголовно правовой политике следует понимать процесс изменения … норм Особенной части путем исключения отдельных составов преступлений переставших быть общественно опасными= основных задач и принципов уголовного права норм Особенной части путем введения в нее новых составов преступлений, как результат выявления новых общественно опасных форм индивидуального поведения

4. Закон, не имеющий обратной силы Смягчающий наказание Устраняющий преступность деяния Усиливающий наказание=

5. Под криминализацией в уголовно правовой политике следует понимать процесс изменения … норм Особенной части путем исключения, отдельных составов преступлений переставших быть общественно опасными норм Особенной части путем введения в нее новых составов преступлений, как результат выявления новых общественно опасных форм индивидуального поведения= основных задач и принципов уголовного права

6. Привлечение любого лица, в том числе иностранца и лица без гражданства, к ответственности по УК РФ за преступление, совершенное за границей, если оно совершено против интересов России возможно. Да, без учета международного договора РФ Нет Да, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ= Только граждан РФ Только граждан РФ и лиц без гражданства

7. Лицо, пользующееся личной неприкосновенностью и обладающее иммунитетом от уголовной ответственности Сотрудник милиции Военнослужащий Посол Военно-морской атташе=

8. Принцип экстерриториальности распространяется на … Депутата Государственной Думы Иностранного гражданина, имеющего право дипломатического иммунитета= Гражданина РФ, имеющего право дипломатического иммунитета Всех

9. По … уголовной ответственности подлежит лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту РФ, находящемся в открытом водном пространстве иностранного государства. Закону иностранного государства УК РФ УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ=

10. Принципы действия уголовного закона в пространстве: Принцип гражданства, универсальный, территориальный, реальный= Межведомственный, универсальный, гражданский, реальный Конституционный; территориальный, межведомственный Территориальный, универсальный, конституционный, гражданский

11. Часть УК РФ, которая содержит описание отдельных преступлений и предусматривает за них наказание Общая Основная Заключительная Особенная=

12. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона относятся к территории действия УК РФ. Да= Нет Только континентальный шельф Только исключительная экономическая зона

13. Кто из перечисленных лиц может получить убежище в РФ? Любое лицо, в случае совершения им на территории иностранного государства общеуголовного преступления, не наказуемого по УК РФ Любой гражданин иностранного государства или лицо без гражданства за= =политические убеждения= Никто не может получить Гражданин России, в случае совершения им преступления на территории иностранного государства Задачи уголовной политики: Совершенствование законодательства= Улучшение социально-экономической и политической обстановки в стране Снижение темпов роста преступности= Совершенствование судебной системы

14. Выдача гражданина РФ с территории РФ стране, в которой тот совершил преступление возможна. Да Нет= Да, если он совершил тяжкое преступление Нет, если в этой стране ему грозит суровое наказание – смертная казнь.

15. Правовое признание гражданином РФ происходит на основании … Конституции РФ После регистрации в отделе (бюро) ЗАГС РФ По рождению на территории РФ Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации»=

16. Территория РФ не включает в себя … Территории субъектов Федерации Нейтральные воды= Воздушное пространство Внутренние воды

17. Средства уголовной политики: Криминализация= Декриминализация= Оптимизация Пенализация= Унификация Депенализация= Дифференциация

18. Военнослужащие РФ, совершившие преступления за границей подлежат ответственности по … дисциплинарному уставу уставу гарнизонной, караульной службы уставу боевой службы уголовному кодексу той страны, на чьей территории совершено преступление УК РФ только УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ=

 «Уголовная ответственность и ее основания». Тест для самопроверки

1. Органы правомочные установить состояние невменяемости, при наличии заключения судебно-психиатрической экспертизы (два верных ответа) Прокуратура Следствие= Оперативно-розыскная служба Суд= Налоговая полиция

2. Уголовная ответственность может быть применена в отношении … лица. физического= физического и юридического юридического

3. Два обязательных критерия особо тяжкого преступления Деяние должно быть совершено неоднократно Деяние должно быть совершено в отношении несовершеннолетнего Деяние должно быть умышленным= Деяние должно быть наказуемым на срок свыше 10 лет лишения свободы или более строгим наказанием=

4. Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения подлежит уголовной ответственности. Нет Да= В зависимости от характера преступления

5. Критерии, характеризующие невменяемость (два верных ответа) Юридический= Социальный Медицинский= Биологический

6. Основание уголовной ответственности – совершение деяния, содержащего … все признаки состава преступления= хотя бы один из признаков состава преступления все признаки состава преступления, но в силу малозначительности не представляющего общественной опасности

7. К категории преступлений средней тяжести относятся умыш¬ленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает … лет лишения свободы. Двух Пяти= Десяти

8. Меры, которые могут применяться к лицу, признанному невменяемым (два верных ответа) Принудительная социальная реабилитация Принудительное санаторно-курортное лечение Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра= Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа=

9. Уголовная ответственность может быть возложена на лицо … прокурором следователем правоохранительными органами судом=

10. Заключение судебно-психиатрической экспертизы о вменяемости или невменяемости является обязательным для суда. Да Нет=

11. Уголовная ответственность наступает с возраста … (два верных ответа). 18 лет 16 лет= 14 лет (в отдельных случаях)= 20 лет

12. 14-летний подросток подлежит уголовной ответственности за кражу (ст. 158 УК РФ) (два верных ответа). Да= Нет Нет, если он отстает в психическом развитии= По усмотрению суда

13. В отношении лиц, совершивших преступление в состоянии невменяемости, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, суд выносит … приговор определение решение постановление=

14. Уголовная ответственность возникает с момента … намерения совершить преступление высказанного желания совершить преступление подготовки к совершению преступления совершения преступления=

15. Уголовная ответственность реализуется с момента … воспитательных мероприятий профилактических мер применения к лицу мер административной или гражданско-правовой ответственности применения к лицу мер уголовного принуждения=

Тема № 5 «Понятие преступления». Тест для самопроверки

1. Все предписания Уголовного кодекса опираются на … Преступление= Наказание= Правонарушение Правовой нигилизм

2. Признак, относящийся к преступлению Противозаконные идеи Противозаконные взгляды Преступные намерения, высказанные вслух (без реализации) Общественная опасность=

3. Два обязатель¬ных признака для любого состава преступления Потерпевший Орудия и средства совершения преступления Признаки специального субъекта Общественно опасное деяние= Вина=

4. Определение преступления, которое дает уголовный закон РФ Материальное Идеалистическое Историческое Материально-нормативное= Духовное Идеологизированное

5. Четыре признака, содержащиеся в определении преступного деяния Общественная опасность= Виновность= Противозаконность= Наказуемость= Корысть Жестокость Аморальность

 «Состав преступления». Тест для самопроверки

1. Виды составов преступлений, различаемые по степени обобщения системных признаков Общий= Демографический Социальный Родовой= Видовой=

2. Составы преступлений по способу описания (три верных ответа): Альтернативный= Описательный Простой= Сложный= Родовой Групповой Преступления, относящиеся к преступлениям с усеченным составом (два верных ответа) Преступление, оконченное с момента начала выполнения общественно опасных= действий Преступление, оконченное с момента наступления общественно опасного последствия Преступление, оконченное с момента совершения приготовительных действий=

3. Признак, не относящийся к составу преступления Объект Наказание= Субъективная сторона Субъект Объективная сторона

4. Составы преступлений по степени общественной опасности (три верных ответа): Привилегированный= Общепринятый Основной= Факультативный Второстепенный Квалифицированный=

5. Факультативные признаки состава преступления (два верных ответа) Общественно опасное деяние Способ совершения преступления= Наличие свидетелей преступления Мотивы и цели преступления= Физическое лицо, характеризующееся вменяемостью, возрастом, с которого наступает уголовная ответственность

6. Обязательные признаки состава преступления (два верных ответа) Общественные отношения, на которые посягает преступление= Вина в форме умысла или неосторожности= Время совершения преступления Возраст потерпевшего

7. Значение состава преступления (два верных ответа) Указывает на невиновность Служит целям квалификации преступления= Дает абстрагированное понятие о преступлении Является основанием уголовной ответственности=

8. Преступление, в котором содержится формальный состав преступления Кража Оставление в опасности= Доведение до самоубийства Убийство

9. Квалификация преступления – это … Определение наказания за совершение общественно опасного деяния Соответствие между признаками конкретного преступле¬ния и признаками= =соответствующей статьи УК= Пределы уголовной ответственности

«Объект преступления». Тест для самопроверки

1. Могут ли изменяться объекты преступления? Объекты преступления являются стабильными Находятся в прямой пропорциональной зависимости от социально-экономических отношений Изменение конкретных социально-экономических отношений влечет за собой= =изменение объектов преступления, защищенных уголовным законом=

2. Основной объект при совершении разбоя Здоровье человека Личность Отношения собственности=

3. Существуют объекты посягательства, находящиеся за рамками системы охраняемых уголовным законом общественных отношений. Да Нет= Существуют в предусмотренных законом случаях

4. Для определения объекта преступления необходимо установить … Каким общественным отношениям причинен вред в результате преступного деяния= Наличие в действиях преступника умысла Соответствие возраста и дееспособности

5. Критерий классификации объектов преступления По степени обобщения охраняемых законом общественных отношений= По способу совершения преступления; По видовым признакам посягательства на охраняемые законом общественные отношения.

6. Объекты преступления декриминализуются в случае … Изменения общественных отношений, при которых прежние посягающие на них деяния перестают считаться преступлениями Принятия новых нормативных актов Внесения соответствующих изменений (поправок) в действующий УК РФ=

7. Человек может являться предметом преступления. Да Нет= В определенных условиях

8. Факультативный непосредственный объект при совершении грабежа Физическая или психическая неприкосновенность потерпевшего= Чужое имущество Право собственности

9. По непосредственному объекту Уголовный кодекс делится на … Главы Статьи= Разделы

10. Общественные отношения, выступающие объектом преступления Все общественные отношения независимо от социальной природы (происхождения) Наиболее важные общественные отношения, охраняемые уголовным законом=, которым преступное деяние причиняет вред либо создает реальную угрозу причинения= вреда= Не находящаяся под защитой уголовного закона часть общественных отношений, которым в результате преступления причиняется или может быть причинен существенный вред

11. Жизнь и здоровье можно рассматривать в качестве видового объекта . Да Нет В случаях, когда преступление посягает на здоровье, при этом создается реальная угроза и его жизни=

12. Объекты преступлений закреплены в УК РФ исходя из … Их значимости= Их родовых признаков Тяжести преступных деяний

13. Объект, служащий критерием для деления Особенной части Уголовного кодекса на разделы Общий Родовой= Непосредственный

14. Совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом, является … объектом. Родовым Видовым Общим= Непосредственным

«Объективная сторона преступления»

1. К обязательным признакам объективной стороны преступления относятся: Деяние= Способ Общественно опасные последствия= Время Причинно-следственная связь=

2. Формы преступного деяния: Преступные последствия Действие, бездействие= Причинная связь

3. Поступок человека является единственной причиной наступившего в объективном внешнем мире изменения. Да Нет Один из факторов, совместно с другими способствовавший наступлению определенного последствия=

4. Значение объективной стороны преступления Ее отсутствие исключает уголовную ответственность= Ее наличие является основанием уголовной ответственности Квалификация преступления осуществляется исключительно по признакам объективной стороны преступления По признакам объективной стороны проводится отграничение смежных преступлений, совпадающих по другим признакам состава=

5. К каким признакам объективной стороны преступления относятся место, время, способ и обстановка? К обязательным К факультативным В случаях, указанных в Уголовном кодексе, при описании отдельных видов= преступления выступают обязательными, во всех других случаях – факультативными= признаками=

6. Признаки объективной стороны, относящиеся только к факультативным Орудия совершения преступления= Предмет преступления Деяние Общественно опасные последствия Способ совершения преступления=

7. Теории, относящиеся к причинно-следственной связи Тождественная Адекватная= Конгруэнтная Симметричная

8. Общественно опасные последствия – это … Причиненный преступлением вред не охраняемым уголовным законом общественным отношениям Вред, который намеревается причинить преступник охраняемым уголовным законом общественным отношениям Наступивший в результате совершения преступления существенный вред= общественным отношениям, охраняемым уголовным законом=

9. Преступные последствия и причинная связь являются обязательными признаками объективной стороны преступления для … Материальных составов преступления= Формальных составов преступления Усеченных составов

10. Часть уголовно-правовой нормы, в которой всегда полно отражаются признаки объективной стороны Гипотеза Диспозиция= Санкция

11. Причинная связь предусматривает взаимосвязь между преступным деянием и наступившими опасными последствиями. Да= Нет

12. При умышленном причинении тяжкого вреда здоровью причинная связь является обязательным признаком объективной стороны преступления. Да= Нет

«Субъективная сторона преступления».

1. Психическая деятельность лица, не связанная с совершением общественно опасного деяния относится к субъективной стороне преступлени Относится Не относится=

2. Признаки состава преступления, характеризующие субъективную сторону Вина= Мотив= Субъект Обстановка

3. Подрыв экономической безопасности страны в результате совершения террористических актов может быть целью преступного деяния. Да= Нет

4. Органы правосудия должны познать и рассмотреть психическую деятельность, образующую субъективную сторону преступления. Да= Нет В зависимости от правосознания следователя, прокурор судьи

5. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, когда лицо … Осознавало, предвидело, желало= Осознавало, предвидело, не желало Осознавало, предвидело, но сознательно допускало

6. Преступление с четко выраженным умыслом, направленным на причинение смерти, характеризуется … умыслом. Определенным= Неопределенным Альтернативным

7. Психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию является признаком … Вины= Мотива Цели

8. Мотивы при совершении преступления, не отягчающие наказание Низменные мотивы Мотивы, лишенные низменного содержания= Мотивы, закрепленные в норме Закона Особые мотивы

9. Степень вины влияет на … Выбор статьи УК На презумпцию невиновности Решение вопроса об уголовной ответственности=

10. Преступления, совершенные с неопределенным или альтернативным умыслом будут квалифицироваться в зависимости от … Обстоятельств дела Мотива преступления Фактически причиненного вреда=

11. В случае подмены ребенка в роддоме (ст. 153 УК РФ) такие действия будут признаны преступлением … Во всех случаях В случае наступления тяжких последствий В случае если они совершаются с особым мотивом=

12. Решение вопроса об уголовной ответственности лица, если оно не сознавало, но должно было и могло сознавать (предвидеть) фактические последствия содеянного. Данное лицо будет привлечено в обязательном порядке к уголовной ответственности, вина определяется в форме прямого умысла. Данное лицо должно быть привлечено во всех случаях к уголовной ответственности за преступление, совершенное по неосторожности. Данное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за неосторожное= совершение преступления лишь в тех случаях, когда уголовным законом =предусмотрена ответственность за неосторожное деяние=

13. Низменные мотивы субъективной стороны преступления Страх Зависимость Ревность Хулиганские побуждения=

14. Оценка непреступного деяния в качестве преступления является … ошибкой. Юридической= Фактической Альтернативной

15. Разные формы вины образуются … Под воздействием сознания Под воздействием воли При сочетании воли и сознания= Под воздействием окружающей среды

16. Принцип вменения, отрицающий возможность возложения уголовной ответственности без вины Субъективный= Объективный Деструктивный Альтернативный

17. Основной признак субъективной стороны преступления. Мотив Вина= Цель Эмоциональное состояние

18. Форма вины при незаконном производстве аборта (ч. 3 ст. 123 УК), причинившее по неосторожности тяжкий вред здоровью потерпевшей. Только умысел Только неосторожность Умысел и неосторожность=

19. Максимально закон выделяет … формы вины. Четыре Две= Три

20. Признак, позволяющий отличить угон транспортного средства от его хищения Никакой Цель= Вина

21. Цель как признак субъективной стороны преступления – это … Психическое отношение лица к совершаемому им преступлению Внутреннее побуждение лица, вызвавшее готовность совершить преступление Мысленная модель предполагаемого результата, которого желает достичь преступник= Переживания по поводу совершенного преступления

22. Признак субъективной стороны, характеризующий убийство в состоянии аффекта Вина Цель Мотив Эмоции=

23. Значение для наказания, которое имеет обстоятельство совершения преступления по мотиву религиозной или национальной вражды. Никакого Отягчает наказание= Смягчает наказание

24. Признак субъективной стороны, к которому относятся корысть, личная заинтересованность Цель Мотив= Вина Эмоции

25. Деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением … Во всех случаях По желанию следователя, прокурора В случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ=

26. Факультативные признаки субъективной стороны могут быть смягчающими или отягчающими наказание обстоятельствами. Да= Нет

studfiles.net

§ 2. Проблема законодательной регламентации освобождения от уголовной ответственности лиц, обладающих иммунитетом : ИММУНИТЕТЫ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Общая юридическая природа уголовно-правовых иммунитетов требует их общей уголовно-правовой регламентации. Нераспространение на определенные категории лиц общих правил наступления уголовной ответственности включает освобождение их от ответственности.

В ряде случаев иммунитет определен непосредственно в тексте уголовного закона. Но это касается лишь частноуголовных иммунитетов (примечания к ст.ст. 201, 206, 308, 316 УК РФ). общеуголовные иммунитеты (пожалуй, за исключением дипломатического в ч. 4 ст. 11 УК РФ) не нашли отражения в УК РФ. Так как преступность и наказуемость деяния «определяются только настоящим Кодексом», имеет место существенный пробел в регламентации исключительных правил уголовной ответственности ряда лиц, обладающих общеуголовными иммунитетами.

Как неоднократно подчеркивалось, наличие иммунитета не устраняет преступность деяния. Иммунитет представляет собой обстоятельство, в силу которого человек должен освобождаться от уголовной ответственности, ведь преодоление иммунитета позволяет уголовной ответственности наступить на общих основаниях.

Предложения по формулировке частноуголовных иммунитетов высказаны в разделах, посвященных их рассмотрению. Думается, что не имеет смысла вводить несколько статей, посвященных общеуголовным иммунитетам. Более привлекательна идея единой регламентации освобождения от уголовной ответственности при наличии иммунитета. В этих целях главу 11 УК РФ следует дополнить специальной нормой об освобождении от уголовной ответственности в связи с особым юридическим статусом лица. Видимо, подобная новелла в уголовном законодательстве потребует внесения соответствующих изменений и в уголовно-процессуальное законодательство.

Представляется, что в предлагаемой статье должны быть отражены следующие моменты: а) лицо обладает иммунитет в силу указания закона или международного соглашения; б) иммунитет может быть преодолен в установленном порядке, следствием чего будет наступление уголовной ответственности на общих основаниях; в) время действия иммунитета связано с наличием специального статуса лица, то есть исчезновение этого статуса влечет исчезновение и иммунитета.

В связи с тем, что наличие иммунитета – нереабилитирующее основание освобождения от уголовной ответственности, надо особо остановиться на вопросе о соотношении иммунитета и давностного срока привлечения к уголовной ответственности. В соответствии с ч. 2 ст. 78 УК, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно. А Верховный Суд России уточнил, что срок давности привлечения к уголовной ответственности исчисляется «с момента совершения преступления до предъявления лицу обвинения». Речь идет о том, что предъявить лицу обвинение можно только в указанный в ст. 78 УК промежуток времени, причем юридическая оценка деяния дается применительно к моменту его совершения.

Прекращение действия иммунитета в связи с утратой лицом особого юридического статуса (например, истечение полномочий депутата, отставка дипломатического агента и пр.) означает возможность наступления уголовной ответственности только при соблюдении давностного срока. Лишь истечение этого срока «реабилитирует» преступление и преступника. И освобождение от ответственности по причине наличия иммунитета не может считаться окончательным решением, снимающим с лица все правовые последствия содеянного.

Срок давности привлечения к уголовной ответственности может влиять на возобновление прекращенных ранее правоотношений. Возобновиться они могут только в связи с юридически значимым обстоятельством. Таким как раз и выступает прекращение действия уголовно-правового иммунитета. Если срок давности истек, по общему правилу не может иметь место и уголовное преследование. В то же время федеральное законодательство и международное право знают случаи, когда в принципе невозможна уголовная ответственность – например, за позицию депутата при голосовании. Это обстоятельство также должно найти свое отражение в предлагаемой норме.

Еще одно обстоятельство, на котором надо заострить внимание. Вполне допустима ситуация, когда одним из субъектов преступления, совершенного в соучастии, является лицо, обладающее иммунитетом. Возникает вопрос – как квалифицировать деяние другого соучастника, если первый освобожден от уголовной ответственности на основании наличия иммунитета. Если уголовный закон считает факт совершения преступления в соучастии квалифицирующим признаком или даже конститутивным признаком преступления (например, в ст. 209 УК РФ), то в действиях всех лиц был состав группового преступления (нельзя при этом забывать об особенностях соучастия, относящимся к специальному субъекту – ч. 4 ст. 34 УК РФ). Несмотря на фактическое освобождение одного из соучастников от уголовной ответственности по причине наличия иммунитета, все содеянное должно квалифицироваться как совершенное в соучастии, не смотря на то, что обладающее иммунитетом лицо может быть освобождено от уголовной ответственности. В любом случае, обладатель иммунитета не перестает быть субъектом преступления – следовательно, на момент его совершения двумя и более лицами имеет место соучастие. Следовательно, факт наличия или преодоления иммунитета сам по себе не может влиять на квалификацию содеянного как содеянного в соучастии.

Все вышеизложенное позволяет предложить ввести в главу 11 УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности» статью 78-1 следующего содержания:

«Освобождение от уголовной ответственности в связи с наличием иммунитета от уголовной ответственности.

1. Лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно обладает иммунитетом от уголовной ответственности, установленным федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности на общих основаниях, если иммунитет преодолен в порядке, установленном федеральным законом или международным договором Российской Федерации, либо истек срок действия такого иммунитета, но не истек срок давности в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

3. Депутаты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты представительных органов субъектов Российской Федерации, а также судьи Конституционного Суда Российской Федерации не могут быть привлечены к уголовной ответственности за мнение или позицию, высказанные при голосовании, не зависимо от истечения сроков, установленных в статье 78 настоящего Кодекса».

Наконец, хотелось бы остановиться на вопросе о дальнейшей эволюции иммунитета в российском уголовном праве. Каждый вид иммунитета появился и развивался в силу особого правового статуса лиц, им обладающим. И если возобладает тенденция увеличения числа категорий таких лиц, начнет терять смысл принципа равенства граждан перед Законом. Опыт западных стран наглядно показывает, что появление того или иного нового иммунитета от уголовной ответственности встречает негативное отношение и в среде ученых, и у широких слоев населения. Понятно, что различные категории лиц в любом обществе всегда будут стремиться укрепить свой социальный и правовой статус, в том числе и за счет расширения действия исключительных прав. Но подобная тенденция противостоит идеалу создания открытого гражданского общества.

Конечно, каждый идеал – это всего лишь благая цель, недостижимая полностью в реальной жизни. В обозримом будущем, безусловно, не найдется веское основание для отказа, скажем, от дипломатического или свидетельского иммунитета. Да и вряд ли подобное основание стоит искать. А предложения введения новых уголовно-правовых иммунитетов выглядят как барьеры для эволюции всей правовой системы России. Дальнейшая эволюция иммунитета видится в сокращении числа уголовно-правовых иммунитетов.

 

www.adhdportal.com

L_V_Inogamova-Khegay_Mezhdunarodnoe_ugolovnoe_p

Как уже отмечалось, территория дипломатических и консульских представительств не является территорией представляемого государства. Эта территория остается в пределах территориального пространства государства пребывания. Такое положение остается неизменным независимо от того, в собственности аккредитующего государства либо на правах аренды находятся помещения, занимаемые дипломатической миссией. Аналогично решается вопрос относительно транспорта дипломатических работников.

Вместе с тем на здания, транспорт, самих дипломатических работников не распространяется уголовно-правоваяюрисдикция государства пребывания.

Помещения дипломатического представительства как служебные, так и жилые неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий (ст. 22 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961

г.).

Дипломатический курьер обладает личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме (ст. 27).

Личность дипломатического агента неприкосновенна. Его нельзя арестовать или задержать в какой бы то ни было форме (ст. 29). Вместе с тем в международной практике государств существует правило, согласно которому свободу действий дипломатического агента временно можно ограничить в случаях, когда при нем нет соответствующих документов, подтверждающих дипломатический статус, до выяснения его личности, либо должностное лицо государства пребывания действовало невиновно, останавливая дипломатического работника. В практике государств допускается необходимая оборона против действий дипломата.

Как уже отмечалось, на транспорт дипломатических работников также распространяется неприкосновенность. Законы должны соблюдаться всеми лицами, находящимися на территории соответствующего государства, в том числе и дипломатическими агентами. Однако в случае нарушения этих законов, например дорожнотранспортных правил, дипломат пользуется личной неприкосновенностью. Вместе с тем сотрудники правоохранительных служб вправе остановить машину с дипломатическими номерами и сообщить дипломату о факте нарушения. Здесь нельзя говорить о нарушении личной неприкосновенности дипломата.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания (ст. 31 Венской Конвенции). В случае совершения преступления дипломатическим работником его нельзя ни задержать, ни привлечь к уголовной ответственности по закону государства пребывания. Обычно такое лицо объявляют «нежелательным лицом» (persona non grata) и высылают из государства. Однако государство пребывания может обратиться с просьбой к аккредитующему государству отказаться от иммунитета своего дипломатического работника. Такое положение не противоречит международно-правовымнормам. Статья 32 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. устанавливает, что «от иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов и лиц, пользующихся иммунитетом согласно статье 37, может отказаться

аккредитующее государство».67 Следует отметить, что иммунитет дипломатического работника от уголовной

ответственности за преступление по закону государства пребывания не означает автоматического его иммунитета от уголовной юрисдикции аккредитующей стороны (ч. 1 ст. 31 Венской Конвенции). Направляющее государство вправе привлечь своего дипломатического сотрудника к уголовной ответственности по своим законам за совершенное на территории государства аккредитации преступление согласно персональному принципу действия закона в пространстве. Правда, случаи отказа государства от иммунитета своих дипломатов, а также привлечения их к уголовной ответственности по своим законам в международной практике государств встречаются редко.

Дипломатические работники не могут допрашиваться в качестве свидетеля (ч. 2 ст. 31 Конвенции). Вместе с тем это не исключает право дипломата по собственной воле выступить в качестве свидетеля.

Дипломатический иммунитет распространяется на членов дипломатического персонала, т.е. на сотрудников дипломатического представительства, имеющих ранг «дипломатического агента». Под действие иммунитета подпадают также члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания (п. 1 ст. 37 Конвенции).

Дипломатический иммунитет распространяется на сотрудников административнотехнического персонала представительства и членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей (п. 2 ст. 37 Конвенции).

Члены обслуживающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий,

совершенных ими при исполнении своих обязанностей (п. 3 ст. 37 Конвенции). Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются

гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания. Однако государство пребывания должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций представительства (п. 4 ст. 37 Конвенции).

Лицо, имеющее право на дипломатический иммунитет, пользуется им с момента вступления его на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста или, в случае нахождения на этой территории, с того момента, когда о его назначении сообщается Министерству иностранных дел. Прекращается иммунитет лица в тот момент, когда оно оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать

(ст. 39).

Принцип дипломатического иммунитета (дипломатической неприкосновенности)

закреплен в ч. 4 ст. 11 УК РФ. Она устанавливает, что вопрос об уголовной ответственности

67 Действующее международное право. Т. 1. С. 518.

дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются дипломатическим иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается согласно нормам международного права.

б) Основным актом о консульском иммунитете является Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г.68

Консулом является должностное лицо направляющего государства для представления и защиты интересов граждан и организаций этого государства в государстве пребывания (аккредитации). Консул не представляет политические интересы аккредитующего государства, а выражает только частные интересы лиц и организаций. В связи с этим консульский иммунитет от уголовной юрисдикции более ограничен в сравнении с дипломатическим иммунитетом.

Неприкосновенность консульских помещений распространяется только на ту их часть, которая используется исключительно для работы консульского учреждения. Власти государства пребывания могут вступать в эту часть консульских помещений не иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица и главы дипломатического представительства представляемого государства (ст. 31 Конвенции).

Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения (ст. 33 Конвенции).

Консульский курьер при выполнении своих функций пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме (ст. 35 Конвенции).

Личная неприкосновенность консульских должностных лиц состоит в том, что они не подлежат уголовной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных во время исполнения консульских функций (ч. 1 ст. 43). Этих лиц нельзя подвергнуть аресту или предварительному заключению иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения только тяжких преступлений. Они могут быть заключены в тюрьму или подвергнуться другим формам ограничений личной свободы не иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу. Консульское должностное лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело, должно явиться в компетентные органы. Тем не менее при производстве дела ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и должно ставиться как можно меньше препятствий выполнению им консульских функций (ст. 41 Конвенции).

В случае ареста или предварительного заключения какого-либоработника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если последний сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство через дипломатические каналы (ст. 42 Конвенции).

Консульские сотрудники обязаны давать свидетельские показания. Если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания. Работники консульского учреждения вправе отказаться от дачи показаний по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций или

68 Там же. Т. 3. С.528-562.

разъясняющим законодательство представляемого государства (ст. 44 Конвенции).

Как и в случае с дипломатическими работниками, представляемое государство может отказаться от любых привилегий и иммунитетов работника консульского учреждения (ст. 45 Конвенции). Такой отказ должен быть определенно выраженным и о нем необходимо сообщить государству пребывания в письменной форме.

Консульский иммунитет возникает с момента вступления консула на территорию государства пребывания, а прекращается, когда данное лицо оставляет это государство (ст. 53 Конвенции).

в) Иммунитет международных организаций и их персонала.

Иммунитеты и привилегии международных организаций и лиц, пользующихся международной защитой, предусмотрены уставами, многочисленными международными конвенциями, соглашениями международных организаций с государством пребывания. В их числе можно назвать: Конвенцию ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.69; Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г.;70 Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.;71 Венскую Конвенцию о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.;72 Конвенцию о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г.,73 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским Космическим Агентством об учреждении в Российской Федерации постоянного представительства Европейского Космического Агентства и его статусе 1995 г.74 и др.

Общим правилом в международном праве является полная неприкосновенность высших должностных лиц, помещений, транспорта, корреспонденции, архивов международных организаций. Иммунитет от уголовной юрисдикции в этом случае аналогичен дипломатическому иммунитету. Таким иммунитетом в ООН наделены Генеральный секретарь ООН, его заместители, судьи Международного суда ООН и др.

Судьи Международного уголовного суда также обладают полным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Судьи, прокурор, заместители прокурора и секретарь пользуются, когда они участвуют в деятельности Суда или в отношении такой деятельности, теми же привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются главам дипломатических представительств (ст. 48 Римского Статута Международного уголовного суда).

На постоянных представителей государств при международных организациях универсального характера распространяется иммунитет аналогичный дипломатическому. Глава представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания (ст. 30 Венской Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.). При этом иммунитет главы

69См.: Там же. Т. 1. С.615-619.

70См.: Там же. С. 620-632.

71См.: Там же. Т. 3. С. 18-23.

72См.: Там же. Т. 1. С.582-615.

73См.: Там же. Т. З. С.51-60.

74См.: Информационная база системы КонсультантПлюс: Международное право.

представительства или члена дипломатического персонала представительства от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции посылающего государства.

На других должностных лиц и обслуживающий персонал международных организаций, иных представителей государств распространяется ограниченный иммунитет. Уголовная ответственность по законам государства пребывания не наступает для этих лиц за действия, совершенные ими при выполнении официальных функций.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Европейским Космическим Агентством об учреждении в Российской Федерации постоянного представительства Европейского Космического Агентства и его статусе 1995 г. предусмотрено: «Представитель и сотрудники пользуются в Российской Федерации, в той мере, в какой это необходимо для выполнения таких функций, следующими привилегиями и иммунитетами:

...иммунитетом от судебного преследования в отношении действий, включая высказывания в устной и письменной форме, совершаемых ими в официальном качестве, за исключением случаев, когда ЕКА через Генерального Директора отказывается от иммунитета, случаев дорожно-транспортныхпроисшествий, а также случаев, когда указанные лица были задержаны на месте совершения преступления, относящегося к категории тяжких согласно уголовному законодательству Российской Федерации (ст. 9).

г) Иммунитет специальных миссий.

Всовременном мире отношения между государствами развиваются интенсивно по разным направлениям. Государства обмениваются многочисленными делегациями по вопросам социально-экономического,научного, культурного, военного и иного характера. Правовой статус представителей таких делегаций регламентирован международным правом. Базовым документом в этом вопросе является Международная Конвенция о специальных миссиях 1969 г.75

Помимо этого документа, между государствами заключаются соглашения, договоры разного уровня о статусе представительств, делегаций, а также о взаимодействии правоохранительных органов по вопросам предупреждения, пресечения и привлечения лиц

кответственности при нарушении членами таких представительств законов страны пребывания, о сфере юрисдикции государства пребывания и т. п.

Вчисле таких соглашений и договоров можно указать: Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан 1994 г.76; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» 1997 г.77; Договор между Правительством Российской Федерации и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан 1999 г.78; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием

воинских формирований Вооруженных сил Российской Федерации на территории

75См.: Действующее международное право. Т. 1. С. 562-582.

76См.: СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4369.

77См.: Дипломатический вестник. 1997. № 11. С. 45-48.

78См.: Информационная база системы КонсультантПлюс: Международное право.

Республики Таджикистан 1997 г.79 и др.

В Конвенции о специальных миссиях дается определение: «специальная миссия» есть временная миссия, по своему характеру представляющая государство, направляемая одним государством в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных вопросов или для выполнения в отношении его определенной задачи (ст. 1).

Конвенцией подчеркивается условие направления специальной миссии в другую страну. Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы (ст. 2). Только с согласия принимающей стороны делегация государства получает статус специальной миссии и может осуществлять функции, определяемые по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством.

Примером неполучения согласия государства на направление миссии может быть отказ Чехии на выдачу визы в ноябре 2002 г. Президенту Беларуси. Власти Чехии приняли решение не выдавать въездную визу Президенту Беларуси А. Лукашенко для участия в саммите НАТО в Праге в ноябре 2002 г.

На специальную миссию, ее персонал, помещения, транспорт, корреспонденцию распространяется такой же иммунитет, что и на дипломатических агентов. Личность представителей посылающего государства в специальной миссии, а также личность членов дипломатического персонала миссии неприкосновенна. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Принимающее государство обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения какихлибо посягательств на их личность, свободу или достоинство (ст. 29 Конвенции). Личные помещения представителей посылающего государства в специальной миссии и членов ее дипломатического персонала пользуются той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения специальной миссии (ст. 30). Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции принимающего государства (ст. 31).

Семьи, сопровождающие членов миссии, административно-техническийперсонал, а также обслуживающий персонал обладают таким же иммунитетом, как и в случаях с дипломатическими представительствами.

Статья 21 Конвенции подчеркивает особый статус главы государства и лиц высокого ранга: глава посылающего государства, возглавляющий специальную миссию, пользуется в принимающем государстве или в третьем государстве преимуществами, привилегиями и иммунитетами, которые признаются международным правом за главами государств, посещающими другое государство с официальным визитом. На них распространяется дипломатическая неприкосновенность не только во время нахождения в принимающем государстве в официальном качестве, но и с частным визитом (ст. 1 Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.).

Как и в случае с дипломатическими агентами иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания представителей посылающего государства в специальной миссии и членов ее дипломатического персонала, включая главу и иных высших должностных лиц

79См.: Новые законы и нормативные акты. Библиотечка «Российской газеты». 1998. №6 11.0.98-101.

-66 -

такого государства, не освобождает их от юрисдикции направляющего государства (п. 5 ст. 31 Конвенции о специальных миссиях). Таким образом, членов специальной миссии направляющее государство вправе привлечь к уголовной ответственности по своим законам за преступление, совершенное в другом государстве во время пребывания в специальной миссии в соответствии с принципом гражданства (персональным).

Особо стоит вопрос об иммунитете главы государства. Общее правило по национальному праву состоит в том, что глава государства обладает иммунитетом от уголовной юрисдикции во время нахождения в должности. Привлечь к уголовной ответственности главу государства можно только в результате осуществления особой процедуры отстранения от должности (импичмента). Например, такой порядок предусматривает ст. 93 Конституции Российской федерации.

После ухода с поста главы государства вопрос об его иммунитете решается в национальном праве по-разному.Общим правилом демократических режимов является отсутствие иммунитета бывшего главы государства от уголовной юрисдикции за совершение особо тяжких преступлений. Этот важнейший принцип международного уголовного права был воспринят многими государствами мира, привлекшими к уголовной ответственности за коррупцию и другие преступления собственных глав государств.

Так был осужден за получение во время президентства взяток бывший президент Республики Корея Чон Ду Хван.

Однако, такое положение характерно не для всех государств. В России, например, действует государственный акт, которым гарантирована личная неприкосновенность, в том числе и от уголовного преследования, одного из бывших президентов страны.

Вмеждународном праве иммунитет от уголовной юрисдикции главы государства во время пребывания в должности не признается в отношении международных преступлений.

Вмеждународной практике государств имеются примеры, хотя и немногочисленные, выдачи бывших глав государств для привлечения к уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, совершенные в период пребывания лица в должности главы государства.

Вфеврале 2003 г. Верховный Суд Бельгии признал, что А. Шарона можно привлечь к уголовной ответственности за военные преступления после окончания его полномочий премьер-министраИзраиля. Дело рассматривалось по заявлению нескольких палестинцев.

Вапреле 2003 г. Сенат Конгресса США проголосовал за проведение расследования по обвинению в военных преступлениях, преступлениях против человечества или геноциде в отношении главы Ирака Саддама Хусейна и его окружения, а также за создание Международного трибунала для суда над иракским руководством. Сенат решил выделить на проведение расследования в отношении Саддама Хусейна и создание Международного трибунала 10 млн. долларов. Сенаторы поручили Госсекретарю США в течение 90 дней сообщить Сенату о конкретных планах и сроках проведения суда над иракскими лидерами, а также о возможном местонахождении такого суда.

Своеобразной разновидностью иммунитета специальной миссии является нераспространение уголовной юрисдикции государства пребывания на определенные подразделения (формирования) направляющей стороны, которые находятся по согласованию с принимающей стороной на ее территории. К этим специализированным

формированиям можно отнести воинские подразделения одного государства,

дислоцирующиеся на территории государства пребывания. При этом целями нахождения таких специализированных формирований могут быть: поддержание порядка и общественной безопасности в государстве пребывания, выполнение миротворческих функций, охрана Государственной границы, осуществление научно-исследовательскихпрограмм, проведение космических исследований и т. п.

Так же, как и в других случаях иммунитетов от уголовной юрисдикции, территория, занимаемая воинскими подразделениями одного государства, остается в территориальном пространстве принимающего государства. Однако в пределах такой территории действует по договоренности между государствами юрисдикция направляющего государства.

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан 1997 г. устанавливает: Российская Сторона осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации воинских формирований и, кроме того, вне пределов их дислокации в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований, при совершении ими противоправных деяний в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также в отношении Российской Федерации или ее граждан.

На все остальные случаи распространяется юрисдикция Таджикской Стороны, применяется ее законодательство и действуют ее компетентные органы (ст. 3).

По общему правилу уголовная юрисдикция принимающего государства в таких случаях носит ограниченный характер. Она не распространяется на преступления, совершенные на ее территории военнослужащими военных баз направляющего государства, когда преступления связаны с исполнением обязанностей воинской службы либо направлены против интересов своего государства или своих граждан, а также в случае их совершения в пределах дислокации Вооруженных сил.

При совершении военнослужащим иных преступлений, например, кражи вещей в таджикском селении, ответственность для него будет наступать в соответствии с УК Республики Таджикистан.

Иммунитет специальной миссии может варьироваться в зависимости от его регламентации в двусторонних соглашениях и договорах.

Жумуров и Коннов обвинялись в убийстве, сопряженном с насильственными действиями сексуального характера, а также в действиях сексуального характера с применением насилия к потерпевшей, совершенных на территории комплекса «Байконур».

Окружной военный суд возвратил уголовное дело в прокуратуру комплекса «Байконур» для выделения дела в отношении гражданина Республики Казахстан Жумурова и решения вопроса о передаче его в правоохранительные органы Республики Казахстан.

В своем решении суд сослался на п. 6.12 Договора аренды комплекса «Байконур» между РФ и Республикой Казахстан от 10 декабря 1994 г., согласно которому юрисдикция РФ распространяется только на ее граждан — военнослужащих, лиц гражданского персонала РФ и членов их семей. За гражданами Республики Казахстан, в соответствии с п. 10.1 этого международного Договора, без каких-либоограничений сохраняются их конституционные права, которые должны обеспечиваться компетентными органами Республики Казахстан.

Прокурор комплекса «Байконур» в протесте поставил вопрос об отмене постановления

судьи Окружного военного суда. По мнению прокурора, суду следовало руководствоваться не названным договором, а заключенным на его основе Соглашением между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан от 4 октября 1997 г. «О взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур"». Согласно ст. 5 этого Соглашения к юрисдикции РФ относятся все дела и материалы о правонарушениях, совершенных на территории комплекса «Байконур», за исключением преступлений, совершенных гражданами Республики Казахстан против Республики Казахстан, ее физических и юридических лиц.

В соответствии с положениями Венской Конвенции «О праве международных договоров» 1969 г., предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора. При несовместимости положений, исключающей одновременное применение договоров, предыдущий договор в этой части считается прекращенным. Исходя из сказанного, в этой ситуации подлежит применению Соглашение от 4 октября 1997 г., поскольку вопросы юрисдикции оно трактует иначе, чем Договор от 10 декабря 1994 г. По вопросам юрисдикции этот Договор прекращает свое действие.

Военная коллегия Верховного Суда РФ протест удовлетворила и постановление судьи окружного военного суда отменила, а дело направила в тот же суд на новое рассмотрение.80

Таким образом, к юрисдикции Российской Федерации относятся все дела и материалы о правонарушениях, совершенных на территории комплекса «Байконур», в том числе и в отношении граждан Республики Казахстан, за исключением преступлений, совершенных гражданами Республики Казахстан против Республики Казахстан.

Во время военных американских маневров 13 июня 2002 г. две корейские девочки попали под колеса армейской большегрузной машины на узкой дороге в Янгджу, к северу от Сеула: школьницы переходили дорогу перед колонной военных машин. Сержанта Фернандо Ниньо, который командовал колонной, и сержанта Марка Уолкера, сидевшего за рулем 50тонного грузовика, американский трибунал в ноябре 2002 г. признал невиновными и снял выдвинутые против них обвинения в халатности, повлекшей за собой смерть двух людей.

Однако многих жителей Южной Кореи подобное решение американского суда не удовлетворило, и они требовали передачи американских военнослужащих в руки корейского правосудия. В соответствии с международным уголовным правом данный пример находится в сфере только американской уголовной юрисдикции. У военнослужащих Армии США имеется иммунитет от уголовного преследования по законам Республики Корея. Наезд произошел при исполнении солдатами обязанностей воинской службы.

Часть 2 ст. 12 УК РФ закрепляет принцип специальной миссии. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Обычно действие этого принципа осуществляется при вводе войск на территорию иностранного государства по согласованию с этим государством. В соответствии с договоренностями государств по делам о преступлениях, совершенных указанными лицами, а также членами их семей, применяется уголовное законодательство страны пребывания, т.е. используется территориальный принцип, чем обеспечивается

80 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. № 7. С. 13.

суверенитет государства.

Из данного правила имеется исключение. Военнослужащие обладают иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания за совершенные в этой стране преступления, направленные только против интересов Российской Федерации либо ее граждан, а также за совершенные преступления против военной службы. В этих случаях они несут ответственность по УК РФ.

Эстратерриториальная юрисдикция. В сфере эстратерриториальной юрисдикции действуют три принципа: гражданства (персональный), реальный (безопасности) и универсальный.

2. Принцип гражданства (персональный) состоит в распространении уголовной юрисдикции государства на деяния своих граждан, совершенные на территории иностранного государства в соответствии с международным правом. Этот принцип большинство государств применяют и к лицам без гражданства (апатридам), постоянно проживающим на территории государства.

Принцип основан на верховенстве и суверенитете государственной власти, согласно которому государство в частности, как защищает интересы своих граждан, так и предписывает им соблюдение определенных правил, где бы они не находились, а в случае нарушениями ими этих правил, вправе требовать от них ответа за несоблюдение предписаний.

Всоответствии с международным уголовным правом принцип гражданства может действовать при наличии двойной преступности (двойной криминальности) деяния:

признании совершенного деяния преступлением как по закону государства места его совершения, так и по закону государства, гражданином которого является лицо, совершившее это деяние. Двойная преступность закреплена ст. 2 Европейской Конвенции о выдаче 1957 г., согласно которой выдача осуществляется в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны и запрашиваемой Стороны лишением свободы или в соответствии с постановлением об аресте на максимальный срок по крайней мере в один год, или более серьезным наказанием.81 Согласно ст. 5 Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. государство оказывает содействие другому государству по уголовному преследованию лица за преступление, наказуемое как по закону запрашивающей Стороны, так и по закону запрашиваемой Стороны.82

ВТиповом договоре о выдаче, утвержденном резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 г., отмечается, что правонарушениями, могущими повлечь за собой выдачу, являются правонарушения, которые наказываются в соответствии с законодательством обеих Сторон тюремным заключением или другой мерой лишения свободы на максимальный срок не менее одного года (двух лет) или более серьезным наказанием... (ст.

2).83

Принцип двойной криминальности является принципом международного права. В ряде стран, особенно странах общего права, при установлении уголовной ответственности в соответствии с персональным принципом (принципом гражданства) правило о двойной

81См.: СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2348.

82См.: Там же. Ст. 2349.

83См.: Информационная база системы КонсультантПлюс: Международное право.

studfiles.net


Смотрите также