Как сохранить и укрепить иммунитет у ребенка? Как сохранить иммунитет


Как сохранить иммунитет ребенка?

К сожалению, сегодня о многих малышах можно сказать, что они часто болеют. Это связано с ослабленным иммунитетом, однако как же должны вести в этом случае родители?

Иммунитет - это универсальная биологическая защитная реакция, оберегающая организм от всего чужеродного и вредного, в которой принимают участие костный мозг, лимфатические узлы, селезенка, кожа, субэпителиальная лимфоидная ткань, гипоталамус, гипофиз, шишковидная железа (эпифиз). Однако полноценная работа каждого из указанных органов невозможна без хорошей работы других органов, в результате чего и рождается реакция, главная задача которой - борьба за генетическое постоянство организма.

Если отношения внутри системы "человеческое тело" гармоничны, то вся система приобретает новое, более высокое качество иммунитета. При этом человек здоров и невосприимчив ко многим заболеваниям. Если же эта гармония нарушается, неизбежно начинаются болезни. В истоках появления и банального насморка, и онкологического заболевания - снижение иммунитета. Аллергия - это излишне чувствительная, повышенная реакция иммунитета, а появление воспаления щитовидной железы - его извращенная, ошибочная реакция. Даже немотивированное снижение памяти и невозможность обучения иностранным языкам – может быть результатом иммунной недостаточности.

У детей первых лет жизни "взаимоотношения" между органами и системами развиты слабо, поэтому и возможности приспособления к меняющимся условиям жизни ограничены, в результате чего малыши так часто и легко заболевают. Проблемы начинаются с постоянных простудных заболеваний, они не проходят бесследно, а вызывают стойкое снижение иммунитета, которое будет зависеть от индивидуального набора генетически "слабых" органов, степени их "слабости" и особенностей конституционального типа. Так как же можно повысить иммунитет?

Применять иммуностимуляторы можно только по очень строгим показаниям, при обострении заболевания или при сильном нарушении иммунитета, базирующихся на генетических аномалиях иммунокомпетентных органов. Но, как показывает клинический опыт, чаще всего применение этих препаратов в широкой практике нежелательно.

Механизмы, восстанавливающие системные отношения между органами, заложены в нас самих. Ведь человек - это саморегенерирующаяся система, то есть внутри него постоянно идет рост и обновление клеток - регенерация. Организму надо помочь восстановить гармоничное взаимодействие с другими органами и системами, для этого надо найти генетически "слабое" или травмированное звено в системе "человеческое тело", компенсировать его работу, тем самым восстанавливая гармоничное протекание физиологических процессов в рамках конституциональных особенностей. Главным средством решения проблемы здесь будут выступать не таблетки и микстуры, а грамотное управление физиологическими процессами.

Существуют ли какие-то общие рекомендации для сохранения нормального иммунитета? Общие рекомендации общеизвестны: грудное вскармливание, оберегание ребенка от психологических травм, излишней физической нагрузки, прием рыбьего жира и морепродуктов, витаминов с микроэлементами, закаливающие процедуры, гимнастика, массаж, чеснок... Похожие рекомендации давались и сто лет назад, когда не было такой интенсивности жизни, таких экологических проблем. Как показывает практика, сегодня эти мероприятия малоэффективны, если наряду с ними не проводится специфическая терапия по восстановлению деятельности генетических "слабостей", которые есть у каждого человека. Например, витамины и микроэлементы действительно необходимы, поскольку почти не синтезируются в организме малыша, но толку от их применения будет мало, если качество их усвоения в кишечнике будет низким. Поэтому, возвращаясь к предыдущему вопросу, суть не в том, какие витамины пить, а в том, насколько хорошо они будут усваиваться организмом. Достаточно одного функционального нарушения, например, несвоевременного и недостаточного сокращения желчного пузыря, как процесс усвоения пищевых продуктов, в том числе и витаминов, будет нарушен. У детей первых лет жизни указанное нарушение присутствует чуть ли не в 60% случаев, являясь одной из причин дерматитов, дисбактериозов, нарушения веса и, естественно, падения уровня иммунитета.

О предрасположенности к пониженному иммунитету можно судить по плотности радужной оболочки глаза ребенка: чем выше плотность радужки, тем меньше вероятность развития иммунных нарушений. А уж если перед осмотром радужки ребенка осмотреть радужные оболочки глаз обоих родителей, то можно почерпнуть совершенно уникальную информацию, не только прогнозирующую вероятность этих нарушений, но и объясняющую происхождение уже состоявшихся заболеваний малыша. Ведь весь генетический потенциал, имеющийся у ребенка, может складываться только из положительного и негативного генетического фонда отца и матери. При совпадении генетической "слабости" одного и того же органа у обоих родителей вероятность заболевания этого органа, а также других нарушений, связанных с его плохой работой, у ребенка увеличивается в 2 раза.

Существуют еще и специфические признаки подверженности этим нарушениям. У детей-левшей при всех равных условиях склонность к самым различным заболеваниям в 2,5 раза чаще, чем у детей-правшей. Это связано с тем, что в ряду органов, заинтересованных в производстве иммунокомпетентных клеток, на одном из первых мест стоит правое полушарие головного мозга, деятельность которого у левшей подавляется активностью левого полушария.

На сегодняшний день статистические данные свидетельствуют о нарастающей волне детских болезней, в основе которых - проблемы с иммунитетом. В школах только 14% детей признаются практически здоровыми, 50% остальных имеют конкретные хронические заболевания. Однако в этом случае не учитываются дети, которых признают "часто болеющими", так что цифры еще более печальны.

Поэтому у тех, кто хочет вырастить здоровых детей в реально сложившихся условиях, есть единственный выход - постоянная работа, направленная на компенсацию негативного генетического фонда, а для этого необходимо обладать и соответствующими знаниями. Результат грамотных усилий - гармоничное протекание физиологических процессов, он и сложится в вектор равновесия - всемогущий иммунитет.

Выпуск 7.

Статью можно обсудить в дискуссионном листе "Мамам о детях". [AD]

www.gradusnik.ru

Как сохранить и укрепить иммунитет у ребенка?

Природа сделала детям первых месяцев жизни подарок: новорождённый получает от матери с кровью, а затем грудным молоком иммунитет (или, проще говоря, антитела) ко многим десяткам инфекций. Но дело в том, что запас антител постепенно (к шести месяцам) исчезает, и ребёнку самому приходится «нарабатывать» их к каждой инфекции, с которой он встречается. К сожалению, родители порой делают «все возможное», чтобы приостановить этот процесс.

Рассмотрим пример. У ребёнка повысилась температура до 38 градусов, в результате в организме начинает вырабатываться особый белок — интерферон, борющийся с чужеродными микробами. Что делает мама? Уже при температуре 37,8 она даёт парацетамол, или, хуже того, какой-либо антибиотик, что тормозит выработку защитных антител. В результате, в первый раз вы победили болезнь в кратчайшие сроки, но тем самым затормозили процесс образования антител, и ваш ребенок стал ещё более беззащитен перед инфекцией. И таких примеров не счесть.

Родители должны понять одно, ребёнок не может не болеть. Но очень важно предпринять все шаги, чтобы болезнь протекала легко и быстро. А это зависит от активности иммунной системы ребёнка.Стимуляторы иммунитета делятся на физиологические и фармакологические. Иммунитет — это не отвлечённое понятие — это конкретные органы, синтезирующие совершенно определённые защитные вещества. И физиологические стимуляторы (холод, голод, движение) оказывают сильное воздействие на них, способствуя выработке антител. Но так как образ жизни наших детей сводится к пребыванию в помещении (квартира, садик, школа) плюс носильное кормление и создание максимально тепличных условий, то в результате инфекционные и аллергические заболевания становятся частыми спутниками.

Конечно, это не значит, что надо впадать в крайности: морить ребёнка голодом, создавать спартанские условия, выгонять на снег босиком. Достаточно простых, но эффективных мер. Регулируйте интенсивность обучения. Вместо четырёх кружков, оставьте два и один из них спортивный. Контролируйте рацион. Он должен быть сопоставим с реальными энергетическими затратами детей. Это значит, что ребёнок, сидящий целыми сутками дома, не может съесть на обед и первое, и второе плюс десерт. А этот страх перед ветром и морозом, от которого, по нашему мнению должны защитить многочисленные одёжки! Можно ещё много рассуждать, приведем пример.

Отец с сыном просыпаются раньше обычного и независимо от погоды устраивают пробежку. Для начала 5-10 минут спокойно, никаких рекордов. Остановились — 5-10 минут — комплекс упражнений (прыжки, приседания, махи руками-ногами) и побежали домой. Подкрепились. Пошли в школу  или детский сад. Затем увеличиваются дальность и время пробежек, усложняются гимнастические упражнения, понижается градус воды. И никаких перерывов в водном закаливании, даже во время болезни! В результате ребенок реже болеет, но что самое главное, он справляется с простудой в короткие сроки. Что мешает это делать всем взрослым? Ответ прост — элементарная лень!

Поделиться новостью в соцсетях « Предыдущая запись Следующая запись »

mei-sonnen.ru

Что такое иммунитет. Как сохранить здоровье

Что такое иммунитет

Познакомимся поближе с главным защитником организма – иммунитетом.

Под иммунитетом понимается способность организма распознавать, уничтожать и выводить вон из организма генетически чужеродный материал. Носителями чужеродной генетической информации являются белки (которые по каким-то причинам миновали печеночный барьер и оказались в крови), вирусы, бактерии, простейшие микроорганизмы, гельминты, чужеродные клетки и видоизмененные клетки самого организма. Все ранее перечисленное является чужеродным для организма и вызывает при попадании внутрь иммунную реакцию (распознавание, уничтожение и выведение).

Считается, что иммунитет способствует зарождению жизни и ее сохранению. Благодаря ему бесчисленное множество клеток и тканей соединяется в единый организм. Иммунитет отвечает за целостность каждого конкретного организма и поддерживает ее до тех пор, пока не исчерпаются его ресурсы. Угасание иммунитета вызывает процессы старения и болезни, а его полное исчерпание приводит к смерти.

Формированием иммунитета занимается иммунная система. Она состоит из органов и тканей, которые распознают свои ткани от чужеродных белков, вирусов, бактерий и прочего.

Главными «распознавателями» и «уничтожителями» чужеродного генетического материала являются лимфоциты (клетки иммунной системы), которые вырабатываются или созревают в особых иммунных органах.

Иммунная система человека, состоящая из различных иммунных органов, условно делится на центральную и периферическую.

К центральным органам иммунитета относят тимус (вилочковую железу) и костный мозг. В тимусе созревают Т-лимфоциты, которые уничтожают чужеродные вещества, особенно чужеродные или видоизмененные клетки и вирусы. В костном мозге созревают В-лимфоциты, которые действуют на чужеродные вещества с помощью антител (дистанционно). Причем на каждое чужеродное вещество вырабатываются свои антитела. Оба вида лимфоцитов способны по кровеносным сосудам и межтканевым щелям проникать туда, где имеются генетически инородные вещества, и обезвреживать их.

Макрофаги являются третьим типом клеток иммунной системы. Они обладают мощным ферментативным аппаратом, с помощью которого уничтожают (переваривают) чужеродные вещества.

Все клетки иммунной системы (Т– и В-лимфоциты, макрофаги) работают совместно для лучшего обеспечения защиты организма. Организм пронизан и начинен клетками иммунной системы, готовыми в любой момент атаковать генетически чужеродный материал (собственные видоизмененные клетки, вирусы, грибки, бактериальных паразитов, гельминтов и тому подобное).

К периферической иммунной системе относятся селезенка, лимфатическая система и лимфатические узлы, кровь, лимфа, лимфоидная ткань. В селезенке происходит синтез антител. В лимфатической системе преимущественно находятся Т-лимфоциты. С ее помощью происходит эффективная очистка всех органов и тканей. Лимфатические узлы «контролируют» соответствующие участки организма. С их помощью осуществляется быстрая реакция на возможное вторжение чужеродного материала в данном участке. С током крови и лимфы осуществляется продвижение клеток иммунной системы по организму. Лимфоидная ткань находится в тех местах организма, которые контактируют с внешней средой (кожа, слизистые оболочки глаз, носа, горла, половых органов, легкие и желудочно-кишечный тракт). Эти места организма, через которые наиболее вероятно поступление чужеродного материала внутрь, заранее хорошо защищены. В лимфоидной ткани (слизистых оболочках) быстрее всего происходит обновление и восстановление ткани.

Следует особо остановиться и на других защитных приспособлениях организма.

Здоровая и неповрежденная кожа препятствует проникновению внутрь организма большинству микроорганизмов.

Особая роль здесь принадлежит поту. Молочная кислота пота и секрет сальных желез оказывают бактерицидное действие. Слизистые оболочки активно защищают организм от проникновения внутрь патогенных микробов и т. п. Секреты слизистых оболочек обладают бактерицидными свойствами. Слезы защищают глаза; слюна (лизоцим) защищает слизистую рта; соляная кислота защищает стенки желудка. Нормальная микрофлора желудочно-кишечного тракта (особенно толстого кишечника) уничтожает болезнетворные микробы, попадающие внутрь организма с пищей. Моча защищает слизистую мочеточника от проникновения через нее бактерий. Она обладает повышенной кислотностью, в которой выживают лишь редкие микроорганизмы. К вышеуказанным факторам я бы добавил еще биополевую защиту – энергетический экран (ауру), препятствующий проникновению в организм разного рода полевых паразитов и сущностей, обеззараживающий пространство вокруг человека. Ученые эту защиту организма (посредством кожи, слизистых оболочек, мочи, микрофлоры, ауры) называют по-разному – врожденный, неспецифический иммунитет или внеиммунная защита организма. Иммунитет срабатывает только тогда, когда пройдена, разрушена или ослабла внеиммунная защита организма.

Иммунитет бывает специфическим и естественным.

Специфический иммунитет основан на «иммунной памяти» и осуществляется главными клетками иммунной системы: Т-лимфоцитами, В-лимфоцитами и макрофагами. Его отличительная черта в том, что, прежде чем он образуется, клетки лимфатической системы должны контактировать с генетически чужеродным материалом. В результате этого контакта они будут распознаны как чужие (на это уходит некоторое время – от нескольких часов до суток) и уничтожены. Это оставляет свою «память» о вредности данного вещества для организма. И теперь, при повторном попадании, они сразу же будут уничтожаться.

Естественный иммунитет основан на том, что некоторые клетки иммунной системы сразу же уничтожают генетически чужеродное вещество либо вырабатывают такие вещества, которые способствуют уничтожению. Таким образом генетически чужеродный материал, попавший каким-либо образом в организм или образовавшийся там в результате клеточных мутаций, уничтожается в течение нескольких минут или часов. Если этого оказывается мало, то дополнительно включается специфический иммунитет.

Естественный иммунитет обладает высокой распознающей способностью (распознает присутствие в организме единичных опухолевых клеток). Распознающая способность специфического иммунитета несколько хуже (распознает от нескольких десятков опухолевых клеток).

Главной действующей силой естественного иммунитета являются клетки, похожие на лимфоциты (естественные киллеры). Естественные киллеры (слово «киллер» означает «убийца») уничтожают и удаляют из организма клетки, пораженные вирусами, опухолевые или видоизмененные чем-либо. Особенно эффективно они действуют против вирусов и опухолевых клеток. Киллеры контролируют количество здоровых клеток в организме.

Особая роль в механизме защиты естественного иммунитета отводится крови и соединительной ткани организма.

Здоровые компоненты крови обладают способностью уничтожать, поглощать и переваривать бактерии и чужеродные частицы. Соединительная ткань организма может выделять особые вещества, которые уничтожают вирусы и бактерии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Как сохранять и укреплять иммунитет после 50 лет

Организм человека начинает формироваться еще в утробе матери. Там же развивается главная защитная система человеческого организма — это иммунитет.

Иммунитет представляет собой совокупность некоторых органов, которые вырабатывают важные для человека вещества. Они помогают бороться с вирусами, бактериями, токсинами, аллергенами. 

Эти органы производят или накапливают лейкоциты, которые, в свою очередь, вырабатывают антитела. Антитела не дают вредным бактериям атаковать наше здоровье.

Из этого следует, что при ослаблении иммунитета могут атаковать болезни, инфекции.

Иммунитет – это способность живых организмов распознавать антигены и уничтожать их.

Антигены – это чужеродные тела и вещества, попадающие в организм извне.

Например, причиной осложнения при гриппе или ОРВИ, может стать слабый иммунитет, также, последствием этого являются множества грибковых заболеваний и даже рак.

Слабый иммунитет сразу дает о себе знать. Его симптомами являются постоянная усталость, сонливость, нервность, головные боли, ухудшение аппетита, температура, высыпания на коже и так далее.

Что же делать и как сохранить иммунитет в крепком и готовом к борьбе состоянии?

Существуют  много методов сохранения и повышения иммунитета, начиная с научных и заканчивая народными.

Итак:

1. Необходимо прекратить или хотя бы снизить употребление никотина, алкоголя. Они плохо влияют на иммунную систему и на весь организм.

2. Нужно организовать правильное питание, особенно весной и зимой, когда организм нуждается в витаминах и минералах. Для этого нужно внести в рацион много фруктов и овощей, которые богаты витаминами A, B, C. Также употреблять белковую пищу (животного и растительного происхождения): мясо, яйца, рыба, горох, фасоль, гречку, овсянку и морепродукты (креветки, кальмары).

Зимой особенно полезны варенья из смородины, малины.

 

3. Как известно, снижению иммунитета способствуют стресс и психическое напряжение. Иногда бороться с этим помогает врач, хотя каждый должен прежде всего держать себя в руках, не принимать все близко к сердцу и принимать ситуации жизни не так болезненно, если исправить ничего нельзя. Снятию стресса помогают некоторые растительные препараты, чай и настои.

 

 

4. Не секрет, что на человека существенным образом влияет окружающая среда. Для того чтобы избежать болезней при эпидемии или не подвергать опасности организм при плохой экологии, необходимо следить за личной гигиеной, часто мыть руки и лицо, избегать личного контакта с больными в общественном месте. Необходимо часто бывать на чистом воздухе, проветривать квартиру и организовать влажную уборку.

5. Можно также прибегнуть к помощи препаратов укрепляющих иммунитет.

Иммунную систему можно восстановить народными средствами, отлично помогают шиповник, зверобой, имбирь, хрен, женьшень.

Таким образом, иммунная система играет решающую роль в жизни каждого человека. В случае ее ослабления, важно своевременно начать правильное лечение. А ещё лучше, каждый день укреплять иммунитет!

Post Views: 676

after50.ru

Как сохранить иммунитет ребёнка? | Bhealth.ru

К сожалению, сегодня о многих малышах можно сказать, что они часто болеют. Это связано с ослабленным иммунитетом, однако как же должны вести в этом случае родители?

Иммунитет - это универсальная биологическая защитная реакция, оберегающая организм от всего чужеродного и вредного, в которой принимают участие костный мозг, лимфатические узлы, селезенка, кожа, субэпителиальная лимфоидная ткань, гипоталамус, гипофиз, шишковидная железа (эпифиз). Однако полноценная работа каждого из указанных органов невозможна без хорошей работы других органов, в результате чего и рождается реакция, главная задача которой - борьба за генетическое постоянство организма.

Если отношения внутри системы "человеческое тело" гармоничны, то вся система приобретает новое, более высокое качество иммунитета. При этом человек здоров и невосприимчив ко многим заболеваниям. Если же эта гармония нарушается, неизбежно начинаются болезни. В истоках появления и банального насморка, и онкологического заболевания - снижение иммунитета. Аллергия - это излишне чувствительная, повышенная реакция иммунитета, а появление воспаления щитовидной железы - его извращенная, ошибочная реакция. Даже немотивированное снижение памяти и невозможность обучения иностранным языкам – может быть результатом иммунной недостаточности.

У детей первых лет жизни "взаимоотношения" между органами и системами развиты слабо, поэтому и возможности приспособления к меняющимся условиям жизни ограничены, в результате чего малыши так часто и легко заболевают. Проблемы начинаются с постоянных простудных заболеваний, они не проходят бесследно, а вызывают стойкое снижение иммунитета, которое будет зависеть от индивидуального набора генетически "слабых" органов, степени их "слабости" и особенностей конституционального типа. Так как же можно повысить иммунитет?

Применять иммуностимуляторы можно только по очень строгим показаниям, при обострении заболевания или при сильном нарушении иммунитета, базирующихся на генетических аномалиях иммунокомпетентных органов. Но, как показывает клинический опыт, чаще всего применение этих препаратов в широкой практике нежелательно.

Механизмы, восстанавливающие системные отношения между органами, заложены в нас самих. Ведь человек - это саморегенерирующаяся система, то есть внутри него постоянно идет рост и обновление клеток - регенерация. Организму надо помочь восстановить гармоничное взаимодействие с другими органами и системами, для этого надо найти генетически "слабое" или травмированное звено в системе "человеческое тело", компенсировать его работу, тем самым восстанавливая гармоничное протекание физиологических процессов в рамках конституциональных особенностей. Главным средством решения проблемы здесь будут выступать не таблетки и микстуры, а грамотное управление физиологическими процессами.

Существуют ли какие-то общие рекомендации для сохранения нормального иммунитета? Общие рекомендации общеизвестны: грудное вскармливание, оберегание ребенка от психологических травм, излишней физической нагрузки, прием рыбьего жира и морепродуктов, витаминов с микроэлементами, закаливающие процедуры, гимнастика, массаж, чеснок... Похожие рекомендации давались и сто лет назад, когда не было такой интенсивности жизни, таких экологических проблем. Как показывает практика, сегодня эти мероприятия малоэффективны, если наряду с ними не проводится специфическая терапия по восстановлению деятельности генетических "слабостей", которые есть у каждого человека. Например, витамины и микроэлементы действительно необходимы, поскольку почти не синтезируются в организме малыша, но толку от их применения будет мало, если качество их усвоения в кишечнике будет низким. Поэтому, возвращаясь к предыдущему вопросу, суть не в том, какие витамины пить, а в том, насколько хорошо они будут усваиваться организмом. Достаточно одного функционального нарушения, например, несвоевременного и недостаточного сокращения желчного пузыря, как процесс усвоения пищевых продуктов, в том числе и витаминов, будет нарушен. У детей первых лет жизни указанное нарушение присутствует чуть ли не в 60% случаев, являясь одной из причин дерматитов, дисбактериозов, нарушения веса и, естественно, падения уровня иммунитета.

О предрасположенности к пониженному иммунитету можно судить по плотности радужной оболочки глаза ребенка: чем выше плотность радужки, тем меньше вероятность развития иммунных нарушений. А уж если перед осмотром радужки ребенка осмотреть радужные оболочки глаз обоих родителей, то можно почерпнуть совершенно уникальную информацию, не только прогнозирующую вероятность этих нарушений, но и объясняющую происхождение уже состоявшихся заболеваний малыша. Ведь весь генетический потенциал, имеющийся у ребенка, может складываться только из положительного и негативного генетического фонда отца и матери. При совпадении генетической "слабости" одного и того же органа у обоих родителей вероятность заболевания этого органа, а также других нарушений, связанных с его плохой работой, у ребенка увеличивается в 2 раза.

Существуют еще и специфические признаки подверженности этим нарушениям. У детей-левшей при всех равных условиях склонность к самым различным заболеваниям в 2,5 раза чаще, чем у детей-правшей. Это связано с тем, что в ряду органов, заинтересованных в производстве иммунокомпетентных клеток, на одном из первых мест стоит правое полушарие головного мозга, деятельность которого у левшей подавляется активностью левого полушария.

На сегодняшний день статистические данные свидетельствуют о нарастающей волне детских болезней, в основе которых - проблемы с иммунитетом. В школах только 14% детей признаются практически здоровыми, 50% остальных имеют конкретные хронические заболевания. Однако в этом случае не учитываются дети, которых признают "часто болеющими", так что цифры еще более печальны.

Поэтому у тех, кто хочет вырастить здоровых детей в реально сложившихся условиях, есть единственный выход - постоянная работа, направленная на компенсацию негативного генетического фонда, а для этого необходимо обладать и соответствующими знаниями. Результат грамотных усилий - гармоничное протекание физиологических процессов, он и сложится в вектор равновесия - всемогущий иммунитет. 

Источник: baby.inlife.ru

www.bhealth.ru

Как сохранить иммунитет? | Домовой

20 февраля 2013

Почему в осенне-зимний период одни люди умудряются по несколько раз переболеть разного рода простудами и гриппом, а другие излучают спокойствие и здоровье, несмотря на отчаянно чихающее окружение? Почему некоторые с легкостью переносят болезнь, что называется, на ногах, а некоторые даже при ОРВИ не могут встать с кровати?

А все дело в целой системе определенных органов, призванных защищать организм человека. В целом их называют иммунной системой. Интересно, что само слово «иммунитет» впервые было найдено в Древнем Риме. «Иммунным» называли гражданина, освобожденного от уплаты налогов и имевшего личную неприкосновенность. И только в конце XIX века это слово приобрело новое, собственно медицинское значение. Растолковать всю важность иммунитета в нашей жизни мы пригласили специалиста - доктора медицинских наук Андрея Игоревича КупченкО.

- Итак, иммунитет - что это?

- Не секрет, что иммунитет - это универсальная способность живых существ противостоять действию повреждающих агентов. Без иммунной системы мы были бы абсолютно беспомощными перед разнообразными бактериями, вирусами и т.п. А благодаря титаническому труду иммунной системы наш организм успешно защищается от болезнетворных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности. Кроме того, иммунитет старательно защищает наше тело от антигенов, под которыми следует понимать посторонние микроорганизмы, токсины и инородные тела и включения, он уничтожает раковые клетки и продлевает молодость.

- Насколько сложной является система иммунной защиты?

- Иммунная система обеспечивает целых четыре уровня защиты. Первый представлен центральными органами иммунитета: вилочковой железой, костным мозгом, лимфоидной тканью толстой кишки и аппендикса, а также небными миндалинами. Здесь созревают иммунные клетки.

Второй уровень - это вторичные органы иммунитета: селезенка и лимфатические узлы. Здесь лимфоциты проходят последние этапы своего развития. Третий уровень - уже зрелые лимфоциты обеспечивают поддержку специфического иммунитета - комплекса реакций, направленных на защиту организма от конкретных антигенов. Именно на этом уровне хранится память об уже перенесенных человеком инфекциях, и именно благодаря этому мы, переболев в детстве какой-то там ветрянкой или корью, не заражаемся во второй раз этими болезнями ни при каких обстоятельствах.

Четвертый уровень иммунной защиты - неспецифический иммунитет - срабатывает против грибков, вирусов и бактерий. Здесь участвуют не только разновидности лимфоцитов, но и много клеток, вещества и тканей нашего организма: кожа, слизистые оболочки и т. п. Благодаря своему особенному составу клетки этих тканей не только препятствуют проникновению в наш организм болезнетворных бактерий, но и безжалостно уничтожают клетки собственного организма, которые стали раковыми или заражены вирусами герпеса, кори или гриппа. Неспецифический иммунитет работает на ранних стадиях развития заболевания, когда специфический еще не сформировался.

- Каких-то «надцать» лет тому назад, когда я только закончил университет, по совету отоларинголога я удалил миндалины, чтобы не болеть часто простудой и гриппом...

- Вас подвели, потому что уже в 70-ые годы прошлого столетия в цивилизованных странах хорошо знали, что этого делать не стоит. Ведь так называемые, «лишние» органы в человеческом организме не предусмотрены, как думали некоторые законодатели медицинской моды в советские времена.

Нынче ученые пришли к выводу, что миндалины, например, относятся к центральным органам, которые руководят местным иммунитетом слизистых оболочек! Кроме того, для иммунитета они равны по значению вилочковой железе и костному мозгу. Сейчас наши врачи убеждены, что до достижения 8-летнего возраста миндалины удалять категорически нельзя, да и в старшем возрасте - крайне нежелательно.

Важную роль играют и аденоиды. Вместе с небными, язычной и гортанной миндалинами аденоиды образуют так называемое лимфоидное кольцо Пирогова, то есть замкнутую линию обороны от инфекции. Удали одно звено цепочки, вся оборона рассыплется в прах. Однако если аденоиды сильно разрослись, их следует попробовать уменьшить гомеопатическими средствами, прописанными, разумеется, врачом-гомеопатом. Но аденоиды III степени - это утрудненное носовое дыхание, а в некоторых случаях, и снижение слуха, поэтому, к сожалению, их следует удалять.

- А что касается аппендикса, то в советские времена всем членам отряда космонавтов удаляли аппендикс, чтобы на орбите не подвел, так сказать...

- Существовала такая практика. Да что там, в СССР еще несколько лет назад, даже в Америке, удаляли аппендикс всем детям превентивно, поскольку при воспалении червеобразный отросток создавал огромное количество проблем, иногда вызывая общий перитонит и даже гибель пациента. Но в стенках аппендикса выявлено большое количество лимфатических фолликулов, защищающих кишечник как от инфекционных, так и от онкологических заболеваний. Однако если аппендикс все-таки воспалился, в любом случае нельзя пытаться его сохранить, чтобы не нарушать защитные силы организма. Тем более, что это - не единственный орган, ответственный за иммунитет.

- А как сохранить иммунитет?

- Медики условно выделяют два подвида иммунитета: врожденный, он же неспецифический, то есть тот, который мама передает малышу при рождении, и приобретенный в результате вакцинации или же одноразового перенесения болезни - специфический иммунитет. Интересно, что от рождения мы получаем более 60 процентов иммунного статуса, и только 40 процентов мы зарабатываем в процессе жизнедеятельности. Ослабить иммунитет легко, а вот восстановление его требует много усилий и времени.

- Так как же сохранить и приумножить данное природой?

- Для начала, давайте начнем следить за своим питанием. Снижение, например, специфического иммунитета происходит из-за недостатка в крови таких сахаров, как фруктоза и маноза, необходимых для синтеза лимфоцитов и иммуноглобулинов. А для этого в пище обязательно должны присутствовать животные белки. Кроме того, иммунитет человека снижается при длительном приеме антибиотиков, которые многие из нас применяют самостоятельно. Также неплохо заняться спортом и лучше сразу несколькими видами. Например, летом - бег или плавание, а зимой - лыжи или коньки. Спортивные занятия сделают ваш организм значительно более крепким и более выносливым. Не следует забывать и о закаливающих процедурах. Например, после бани выйти на улицу босиком и обтереться снегом. Можно посоветовать и обливание или купание в ледяной воде. Впрочем, подобное рекомендуется далеко не всем. Если вы решили стать моржом, посоветуйтесь сначала с врачом.

Следите за своим настроением. Поверьте, что пессимизм, отсутствие желания радоваться и получать удовольствие уже снижает ваш иммунитет, поэтому чаще улыбайтесь. Оденьтесь, позвоните по телефону друзьям и договоритесь о встрече. Если у вас есть дети, то их тоже возьмите с собой и поиграйте в снежки или пойдите на каток. Одним словом, позитивные эмоции заряжают энергией и помогают бороться не только с неприятностями, но и болезнями.

- Стоит ли обращаться за помощью к иммунологу?

- Да. Ведь современная фармакология разработала, а медицина проверила на практике разнообразные иммуномодуляторы, которые врач подбирает для каждого пациента индивидуально. Поэтому совет специалиста лишь поможет укрепить ваше здоровье.

 

domovyk.com


Смотрите также