Исследовательская работа "Будь здоров, или как не болеть простудой". Иммунитет и его роль в жизни человека исследовательская работа


Исследовательская работа «Что такое иммунитет и как он работает?»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия №24 им.М.В. ОктябрьскойИсследовательская работа

« Что такое иммунитет и как он работает?»

Авторы работы: Ли Олег,

ученик 4В класса,

Руководитель:Самойленко Любовь Александровна,

учитель начальных классов

г. Томск 2015Оглавление:Введение ………………………………………………………………………………………. .

Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………………………

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………………………….

Глава 3. Результаты исследований……………………………………………………………

Выводы………………………………………………………………………………………….

Используемая литература……………………………………………………………………...

Введение

Тема: «Что такое иммунитет и как он работает?

Руководитель: Самойленко Любовь Александровна

Цель исследования: узнать, что такое иммунитет?

Задачи исследования:

Для чего нужен иммунитет;

Как работает иммунная система человека;

Что нужно делать, чтобы болеть реже.

Гипотезы:

Предположим, что иммунитет – это защита человека от болезней.

Допустим, что иммунные клетки это солдаты-пограничники.

Возможно, что это одна из важнейших систем организма.

Что, если иммунитет перестанет работать?

1. Иммунная система человека – естественный защитный механизм. От того, насколько она сильна, зависит, заболеет человек или нет. От латинского immunitas –освобождение, избавление от чего-либо. Общий вес всех органов и клеток иммунной системы взрослого человека не больше 1 кг. Центральными органами иммунитета (первый уровень) являются вилочковая железа, костный мозг, лимфоидная ткань толстой кишки и аппендикса, а также небные миндалины и носоглоточная миндалина. Здесь иммунные клетки созревают и становятся активными. Второй уровень – это селезенка и лимфатические узлы – это «военные базы» организма, здесь иммунные клетки проходят последние этапы своего развития.

Третий уровень – иммунный патруль организма. Отряды специального назначения постоянно прочесывают сосуды и ткани человека. Цель патрулирования – розыск конкретных, хорошо известных преступников. Ими занимаются «сыщики» - лимфоциты. Бок о бок с профессионалами внутреннего сыска в иммунном «спецназе» несут службу более скромные помощники – моноциты, макрофаги и другие лейкоциты.

Многочисленные бойцы невидимого фронта связаны единой информационной сетью. Обнаружив подозрительный объект, клетки вырабатывают сигнальные вещества, которые с током крови разносятся по организму и сообщают информацию о чужеродном объекте другим клеткам, которые принимают меры безопасности.

Четвертый уровень защиты – кожа и слизистые оболочки. Они подобны верным пограничникам. Попадая из воздуха, воды, земли на покровы тела, инфекционные возбудители не причиняют вреда здоровому человеку. Становясь утром и вечером под душ, человек помогает коже нести пограничную службу и укрепляет защиту организму.

Кстати, во время простуды водные процедуры необходимы нашим покровам. Ведь на них накапливаются вещества, выделяющиеся через кожу во время болезни. Возвращаясь со школы, важно умываться и промывать нос. А также проветривать классную комнату и квартиру, чтобы уменьшить количество бактерий в воздухе.

Основоположником иммунологии является И.И. Мечников, который открыл клетки фагоциты – в переводе означают «пожиратели», которые захватывают и переваривают возбудителей заболеваний.

Вакцинация – это процесс, когда с помощью вакцины в организм вводятся возбудители болезней или их части, которые помогают человеку выработать иммунитет к различным опасным заболеваниям. Встречаясь в обычной жизни с привитым возбудителем, человек быстро справляется с ним. Это хороший способ укрепления нашего иммунитета.В организме человека существуют и полезные бактерии. Мало, кто задумывается, сколько микроскопических переселенцев влечет за собой рукопожатие, за которое можно передать 42млн. бактерий. Рекордсмен по содержанию бактерий – это кишечник. В нем находится примерно 2 -2,5 кг нормальной микрофлоры (бактерий). В 1 грамме содержимого толстой кишки насчитывается 250 млрд. микроорганизмов. Заботливые бактерии неустанно трудятся, подавляют размножение опасных бактерий. Однако плохо то, что эти бактерии большие «неженки». Они не выносят антибиотиков, некачественной пищи, боятся стрессов.

Поэтому я делаю выводы: нужно правильно питаться, больше гулять на свежем воздухе, иметь много друзей и пребывать в хорошем настроении. У нас в Томске много полезных продуктов, повышающих иммунитет: кисломолочные продукты с бифидобактериями (йогурты, кефиры), есть конфеты с полезными бактериями. Фрукты и овощи помогают размножаться полезным бактериям в кишечнике. Поэтому я стараюсь каждый вечер выпивать по стакану кефира. А вот фастфуд – это убийцы нашего иммунитета! Поэтому, я такую пищу стараюсь не есть.

Практическая часть исследования2. По результатам анкетирования моих одноклассников, об иммунитете знает большая часть класса, что-то слышали о нем 6 человек. Правильно питаются 24 человека из класса, 3 человека не могут отказаться от фастфуда. Гуляют на свежем воздухе более 2-х часов 24 человека из класса, 3 человека гуляют мало. Болеют простудой за год редко 18 человек, 5 человек не болеют совсем, остальные болеют часто. На вопрос : помогают ли прививки от болезней – 12 человек ответило да, нет - ответило 6 человек, не знаю –ответило 7 человек. На вопрос снижает ли курение иммунитет – 24 человека ответило, что снижает, 2 человека не знает ничего. Занимаешься ли ты спортом – да ответил весь класс.

По результатам исследования был сделан следующий вывод: в нашем классе дети болеют редко, значит у большинства моих одноклассников крепкий, здоровый иммунитет.

Общий вывод: наша гипотеза подтвердилась: иммунитет – это защита человека от болезней.

Иммунные клетки - это солдаты-пограничники, стоящие на защите нашего организма.

Иммунитет - это одна из важнейших систем организма.Реализация результатов исследовательской работы на практике.Поскольку мы выяснили, что на иммунитет влияет много факторов, то мне и моим одноклассникам нужно вести здоровый образ жизни, чтобы всегда быть здоровыми, крепкими и чтобы иммунитет нас никогда не подводил! Именно от этого зависит моя успеваемость в школе!

Литература:

1. Энциклопедия для детей Аванта «Человек. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым». – М.:Мир энциклопедии 2008г с 96-99, с 152-155, с 201-221.

lit.na5bal.ru

Исследовательская работа на тему "Исскуственный иммунитет все за и против.."

Анотация.

Как известно высшую ценность в науке составляет истина, которая в человеческом восприятии выражается в законах природы. Один из законов касается непосредственно человека и его здоровья. Под состоянием здоровья можно понимать не только наличие уже имеющихся заболеваний но и возможность приобретения новых. Сегодня в мире известно множество заболеваний связанные с вирусами, т.е инфекционные , вызванные различными вирусами и бактериями. Эти заболевания быстро распространяются, захватывая новые территории и уносят сотни и тысячи жизней. Борьба с эти заболеваниями усложняется еще и тем что патогенные вирусы мутируют и быстро приспосабливаются к лекарствам. Поэтому ученые всего мира стараются спасти человечество от инфекций проводя иммунизацию населения.

Проблемные вопросы

1. Почему заставляют делать прививки?

2. Как появились прививки?

3. Какие прививки делают в школе?

Гипотеза

Я думаю, что многие родители и дети настроены против прививок, так как мало знают об этом вопросе.

Актуальность проблемы – все средства массовой информации поднимают проблему о целесообразности ставить прививки или нет, пожалуй, нет ни одного родителя, который был равнодушен к этой проблеме.

План исследования

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Провести опрос учащихся 11х классов по теме "Как вы относитесь к прививкам".

3. Проанализировать данные опроса.

4. Провести интервью с медицинским работником школы.

5. Сделать вывод о проделанной работе.

Иммунитет человека – это единая, целостная система.

Все ее клетки работают на один результат – здоровье организма. Тем не менее, условно ученые разделяют его на несколько видов для того, чтобы было проще изучать его и работать с ним. Современная наука выделяет врожденный и приобретенный виды иммунитета. Врожденный, мы получаем от родителей и на него в большой степени влияют генетические факторы. Он остается с нами на всю жизнь в неизменном виде. Другое дело – приобретенный иммунитет. На него можно и нужно воздействовать, развивать, укреплять, тренировать. Чтобы понять, каким образом это делать, нужно детально рассмотреть, как он классифицируется, и откуда берется.

При естественном врожденном иммунитете человек, оказывается, от рождения невосприимчивым к той или иной болезни. 

Приобретенным естественным называется иммунитет, который появляется после перенесения какой-либо инфекционной болезни. Дети, перенесшие корь, свинку, коклюш, приобретают естественный иммунитет против этих болезней, то есть не заболевают ими вторично. В крови человека после заражения возбудителями какой-либо болезни появляются особые защитные вещества, которые называются антителами или иммунными веществами. Они или разрушают возбудителей этой болезни, или резко ослабляют их действие, чем и создают благоприятные условия для фагоцитоза. Приобретенный естественный иммунитет действует в течение нескольких месяцев или лет.

Искусственный иммунитет может быть активным и пассивным. Активный искусственный иммунитет образуется в том случае, когда делают предохранительные прививки, т. е. в организм вводят вакцины. Вакцина состоит из живых, но ослабленных или из убитых микробов, а также из ядов или других продуктов, выделенных из них. Если вакцина содержит возбудителей одной болезни, например оспы, то она называется моновакцина. Если она содержит возбудителей нескольких болезней, например паратифов, брюшного тифа и бактериальной дизентерии, то она называется поливакцина. Вакцину вводят различными путями (в рот, уколами под кожу, в кровь). Искусственный активный иммунитет возникает через несколько дней или недель после прививки и действует иногда несколько лет.

Таким образом, в настоящее время существует несколько видов вакцин:

А. Бактериальные вакцины могут быть живыми и инактивированными. Для приготовления живых вакцин используются штаммы со сниженной вирулентностью и сохраненными антигенными и иммуногенными свойствами. Патогенность некоторых бактерий определяется их способностью вырабатывать токсины. Для стимуляции выработки токсиннейтрализующих антител применяют анатоксины — инактивированные токсины с сохраненными антигенными и иммуногенными свойствами.

Б. Вирусные вакцины также могут быть живыми и инактивированными. Живые вирусные вакцины вызывают более длительный иммунитет, чем инактивированные. Для поддержания иммунитета с помощью инактивированных вакцин требуется более частая ревакцинация. Живые вирусные, как и живые бактериальные, вакцины изготавливаются из штаммов со сниженной вирулентностью, но сохраненными антигенными и иммуногенными свойствами.

В.Синтетические вакцины сделаны генной –инженерией.

Пассивный искусственный иммунитет создается при введении в организм во время заболевания сыворотки крови животных, содержащей готовые антитела против определенной болезни. Лечебные сыворотки применяют в тех случаях, когда возникает необходимость экстренно помочь организму в преодолении инфекции, например при дифтерите. Сыворотки получают из крови животных, которым несколько раз вводили все увеличивающиеся дозы возбудителей определенного заболевания или их ядов. В крови таких животных вырабатываются антитела. Поэтому сыворотка крови этих животных имеет лечебное значение. Уже через несколько часов после введения лечебной сыворотки ее готовые антитела оказывают действие на возбудителей болезни. Лечебная сыворотка создает пассивный иммунитет, так как сам организм больного человека активно в выработке этих антител не участвует. Пассивный иммунитет в отличие от активного кратковременен.

Активный иммунитет формируется не сразу, держится долго, пассивный развивается сразу, но сохраняется недолго. Соответственно активный иммунитет (вакцины) используется для профилактики, а пассивный (сыворотки с антителами) — для лечения инфекционных заболеваний. Инфекционный иммунитет всегда конкретен или, другими словами, специфичен. Он направлен только против определенного возбудителя и не распространяется на прочих.

Вакцинация - это введение в организм человека ослабленных возбудителей заболевания - штаммов микроорганизмов или убитых возбудителей. Проводится с целью выработать иммунитет к болезни. А ревакцинация - это повторная вакцинация.

Иммунитет и вакцинация

Эре вакцинации — 200 лет. Основоположник прививания от оспы, английский врач Эдуард Дженнер ничего не знал о механизмах иммунитета, но установил, что доярки, переболев коровьей оспой, «черной» не болеют. С помощью созданной им вакцины человечество ликвидировало оспу. Его дело продолжил французский ученый Луи Пастер, создав вакцину от бешенства, также очень мало зная об иммунитете. Невозможно себе представить, что будет, если прекратить вакцинацию. Современные родители просто не представляют себе, что 1-2 поколения назад их дети обязательно заболели бы корью, коклюшем, свинкой, а дифтерия, полиомиелит и туберкулез были бы нашими постоянными спутниками.

С помощью вакцинации удается создать специфический иммунитет без перенесения соответствующей инфекции. Если вводят убитую или генно-инженерную вакцину (против коклюша, столбняка, дифтерии, гепатита В), прививки следует периодически повторять, чтобы поддерживать уровень антител. Живые вакцины (против полиомиелита, кори, свинки, туберкулеза, краснухи) как бы воспроизводят сильно ослабленное заболевание, создавая стойкий иммунитет; повторные дозы этих вакцин вводят для того, чтобы обеспечить иммунитет детям, у которых первая доза вакцины по какой-либо причине не привилась.

От болезни не спасут «неспецифическими мерами защиты» Не дадут защиты ни хорошее питание, ни закаливание, ни какие-то другие методы. При встрече с возбудителем ребенок имеет все шансы заболеть.

Доказано что привитые дети тоже болеют, у некоторых детей иммунитет может оказаться недостаточным. Но болезнь будет проходить легко , дети получают меньше осложнений, лечение пройдёт в более короткие сроки.

При использовании инактивированных вакцин для создания защитного иммунитета недостаточно одной инъекции. Обычно требуется проведение курса вакцинации, состоящего из 2-3 уколов с последующей ревакцинацией. Важно, чтобы вакцинация и ревакцинация ребенка была начата в рекомендуемом возрасте и проводилась через рекомендуемые промежутки времени. Хотя иммунный ответ на прививку живыми вакцинами обычно гораздо сильнее и бывает достаточно одного укола, тем не менее, у примерно 5% детей после прививки иммунная защита бывает недостаточной.

Закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней гласит (ст. 11, п. 2): «Профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными».В России рекомендована следующая схема прививок:

1. Вакцинация против дифтерии, столбняка и коклюшаВакцинация (или основной курс) проводится АКДС-вакциной. Первый укол - в 3 месяца, второй - в 4 месяца, третий - в 5 месяцев от рождения. Ревакцинации: первая - в 18 месяцев (АКДС-вакциной), вторая - в 6 лет (АДС-манатоксином), третья - в 11 лет (АД-м анатоксином), четвертая – в 16-17 лет (АДС-м анатоксином). Далее взрослым - однократно, через каждые 10 лет (АДС-м или АД-м анатоксином)

2. Вакцинация против полиомиелита живой оральной полиомиелитной вакциной (ОПВ)Курс вакцинации - возрасте 3, 4 и 5 месяцев от рождения. Ревакцинации - в 18 месяцев, в 2 года и третья - в 6 лет .

3. Вакцинация против туберкулеза вакциной БЦЖ Вакцинация на 4-7 день жизни (как правило в родильном доме).Ревакцинации: первая - в 7 лет, вторая - в 14 лет (проводится детям, неинфицированным туберкулезом и не получившим прививку в 7 лет).

4. Вакцинация против кори, паротита (свинки) и краснухи трехвалентной вакциной

Вакцинация - в 1 год. Ревакцинация - в 6 лет.

5. Вакцинация против вирусного гепатита В

Применяют одну их двух схем вакцинации. Первая схема рекомендуется, в случае, если мать новорожденного является носительницей HBs антигена (частицы поверхностной оболочки вируса гепатита В). У таких детей повышен риск заражения гепатитом, поэтому вакцинация должна начаться в первые сутки после рождения перед прививкой против туберкулеза вакциной БЦЖ. Второй укол серии вводят через 1 месяц, третий – в 5-6 месяцев жизни ребенка.

Вакцина против гепатита В может вводиться одновременно с любыми другими детскими вакцинами. Поэтому для детей, не входящих в группу риска, более удобна вторая схема вакцинации, при которой вакцину вводят вместе сАКДС и ОПВ. Первая доза – на 4-5 месяце жизни, вторая – через месяц (5-6 месяц жизни). Ревакцинация проводится через 6 месяцев (на 12-13 месяце жизни) .

АКДС, АДС и АДС-м вакцины

АКДС вакцина защищает против дифтерии, столбняка и коклюша. Содержит инактивированные токсины дифтерийных и столбнячных микробов, а также убитые коклюшные бактерии.

АДС (анатоксин дифтерийно-столбнячный) - вакцина против дифтерии и столбняка для детей до 7 лет. Применяется в случае, если АКДС вакцина противопоказана.

АДС-м - вакцина против дифтерии и столбняка, с уменьшенным содержанием дифтерийного анатоксина.Применяется для ревакцинации детей старше 6 лет и взрослых через каждые 10 лет.

Дифтерия. Инфекционное заболевание, при котором нередко возникает сильная интоксикация организма, воспаление горла и дыхательных путей. Кроме того, дифтерия чревата серьезными осложнениями - отеком горла и нарушением дыхания, поражением сердца и почек. Дифтерия нередко заканчивается смертью. Широкое использование АКДС вакцины в послевоенные годы во многих странах практически свело на нет случаи дифтериии столбняка и заметно уменьшило число случаев коклюша. Однако, в первой половине 90-х годов в России возникла эпидемия дифтерии, причиной которой был недостаточный охват привиками детей и взрослых. Тысячи людей погибли от заболевания, которое можно было предотвратить при помощи вакцинации.

Столбняк (или тетанус). При этом заболевании возникает поражение нервной системы, вызванное токсинами бактерий, попадающих в рану с грязью. Столбняком можно заразиться в любом возрасте, поэтому очень важно поддерживать иммунитет регулярными (через каждые 10 лет) прививками от этого заболевания.

Коклюш. При коклюше поражается дыхательная система. Характерным признаком заболевания является спазматический "лающий" кашель. Осложнения чаще всего возникают у детей первого года жизни. Наиболее частой причиной смерти является присоединившаяся вторичная бактериальная пневмония (воспаление легких). Пневмония возникает у 15% детей, заразившихся в возрасте до 6 месяцев.

Вакцина АКДС вводится внутримышечно в ягодицу или переднюю поверхность бедра.

Вакцинация АКДС является обязательным условием при устройстве ребенка в детский сад.

После проведения вакцинации и ревакцинации согласно календарю прививок проводятся ревакцинации взрослым каждые 10 лет вакциной АДС-М.

Вакцина против полиомиелита

Полиомиелит – в прошлом широко распространенная кишечная вирусная инфекция, грозным осложнением которой были параличи, превращающие детей в инвалидов. Появление вакцин против полиомиелита позволило успешно бороться с этой инфекцией. У более чем 90% детей после вакцинации вырабатывается защитный иммунитет. Имеется два типа полиовакцин:

1. Инактивированная полиовакцина (ИПВ), известная как вакцина Солка. Она содержит убитые вирусы полиомиелита и вводится инъекцией.

2. Живая полиовакцина (ЖПВ) или вакцина Сэбина. Содержит безопасные ослабленные живые полиовирусы трех типов. Вводится через рот. Это наиболее часто используемая вакцина против полиомиелита.

Вакцинация против полиомиелита является обязательным условием при устройстве ребенка в детский сад. Ревакцинация взрослого человека рекомендуется в случае, если он выезжают в опасные по полиомиелиту районы.

На настоящий момент в литературе не описано достоверных случаев серьезных поствакцинальных осложнений в ответ на введение ИПВ. Среди легких реакций бывают незначительная болезненность или припухлость в месте введения вакцины.

Вакцина против туберкулеза

Туберкулез - инфекция поражающая преимущественно легкие, но процесс может затрагивать любые органы и системы организма. Возбудитель туберкулеза - микобактерия Коха - очень устойчива к применяемому лечению.

Для профилактики туберкулеза применяют БЦЖ вакцину, представляет собой живые, ослабленные микобактерии туберкулеза. Вакцинация проводится обычно в родильном доме.

Вводится внутрикожно в верхнюю часть левого плеча. После введения вакцины образуется небольшое уплотнение, которое может нагноится и постепенно, после заживления, образуется рубчик (как правило весь процесс длится от 2-3 месяцев и дольше). Для оценки приобретенного иммунитета, в дальнейшем, ребенку ежегодно

.

Противопоказания к вакцинации и ревакцинацииУ новорожденных противопоказаниями к вакцинации БЦЖ являются острые заболевания (внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь и пр.) и выраженная недоношенность (<2000 гр).

Ревакцинацию не проводят, если у пациента:- клеточные иммунодефициты, ВИЧ-инфекция, онкологические заболевания;- проводится терапия большими дозами кортикостероидов или иммунодепрессантов;- туберкулез;- были тяжелые реакции на предыдущее введение БЦЖ.

Вакцина против кори

Корь - вирусное заболевание, чрезвычайно заразное. При контакте с больным корью заболевают 98% непривитых или не имеющих иммунитета людей.

Вакцина готовится из живых ослабленных вирусов кори. Во многих странах применяют тривакцины, содержащие помимо коревого краснушный и паротитный компоненты. Вакцина вводится подкожно под лопатку или в области плеча. Вакцинация против кори является обязательным условием при устройстве ребенка в детский сад. Вакцинация и ревакцинация проводится согласно календарю прививок.

Вакцина против паротита (свинки)

Паротит - вирусное заболевание, поражающее преимущественно слюнные железы, поджелудочную железу, яички. Может быть причиной мужского бесплодия и осложнений (панкреатит, менингит). Иммунитет после однократной вакцинации, как правило, пожизненный. Вакцина готовится из живых ослабленных вирусов паротита. Вводится подкожно, под лопатку или в плечо.

Противопоказания и ситуации, при которых вакцину назначают с осторожностьюВакцина противопоказана при:- иммунодефицитных состояниях;- онкологических заболеваниях;- аллергии на аминогликозиды (канамицин, мономицин), перепелинные яйца;- беременности.

Вакцина против гепатита B

Гепатит B - вирусное заболевание, поражающее печень. Опасным последствием этой болезни является ее затяжное течение с переходом в хронический гепатит, цирроз и рак печени. Заболевание передается половым путем и через контакт с кровью больного или носителя вируса гепатита В. Для заражения достаточно контакта с ничтожным количеством крови. Вакцина против гепатита В готовится генно-инженерными методами. Вводится внутримышечно в бедро или плечо.

Иммунизируются новорожденные, дети первого года жизни и взрослые из групп риска (медицинские работники, пациенты на гемодиализе или получающие в больших количествах препараты крови, лица проживающие в районах с высоким уровнем хронического носительства вируса гепатита В, наркоманы, гомосексуалисты, здоровые лица, имеющие в качестве полового партнера носителя HBs антигена, любые сексуально активные люди, имеющие большое число половых партнеров, индивидуумы с длительным сроком заключения в тюрьмах, пациенты учреждений для лиц с отставанием в развитии).

путей после введения вакцины против кори возможен на второй неделе после прививки.

Отводы от прививок

Нередко принимаются решения о невозможности вакцинации детей с ослабленным здоровьем. Однако по рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения именно ослабленные дети должны прививаться в первую очередь, так как они наиболее тяжело болеют инфекциями. В последнее время перечень заболеваний, считавшихся противопоказаниями для вакцинации, существенно сужен.

Абсолютными противопоказаниями для прививки являются: тяжелая реакция на предшествующее введение данного препарата, злокачественное заболевание, СПИД.

Временными противопоказаниями для прививок всеми вакцинами служат острые лихорадочные заболевания в периоде разгара или обострение хронических болезней. Минимальные сроки медицинских отводов после острых и обострения хронических заболеваний у детей апробированы в Научно-исследовательском институте детских инфекций и представлены в таблице.

Сроки медотводов от прививок после обострения заболеваний, мес.

Заболевания

Сроки медотводов при применении вакцин

АКДС

АДС

Полиомиелитная

Коревая

Паротитная

Аллергодерматозы

1

1

1

1

1

Анафилактический шок

***

3

1

3

6

Бронхиальная астма

***

1

1

1

6

Фебрильные судороги

***

1

1

1

1

Афебрильные судороги

***

3

1

3

6

Гидроцефалия

***

1

1

1

1

Нейроинфекции

***

6

1

6

12

Травмы мозга

***

1

1

1

1-3

Острые инфекции

1

1

1

1

1

Обострение хронических заболеваний

1

1

1

1

1

Системные болезни

***

1

1

12

12

Тромбоцитопения

***

1

1

6

6

Сахарный диабет

***

1

1

1

6

Туберкулез

***

1

1

1

6

Хронический гепатит

***

1

1

1

6

*** - постоянный медотвод.

Известно, что риск нежелательных реакций на современные вакцины несоизмеримо ниже, чем риск возникновения осложнений и смертельных исходов при заражении инфекционными заболеваниями.

Проведя исследования в МОУ СОШ с. Маккавеево мы выяснили что прививки рекомендованные национальным календарем ставятся 100 % т.е из 555 учащихся привито 555 человек.

infourok.ru

Исследовательская работа:«ИММУНИТЕТ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ»

БПОУ РК « Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой»

Исследовательская работа:

«ИММУНИТЕТ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ»

Выполнила: Студентка 14 м/с

Борманджиева Данара

Элиста, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ИММУНИТЕТЕ……………………...……4

1.1. РАЗНОВИДНОСТИ ИММУНИТЕТА..…………………...……4

1.2. РЕГУЛЯЦИЯ И МЕХАНИЗМЫ ИММУНИТЕТА…………….6

ГЛАВА II: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИММУНИТЕТА У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ…………………….…………........................................................11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТЕРАТУРЫ………………...….…16

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….17

ВВЕДЕНИЕ

Мы часто слышим, что здоровье человека во многом зависит от его иммунитета. Что такое иммунитет? В чём его значение? Попробуем разобраться в этих непонятных для многих вопросах. Именно иммунитет стал темой моей научно-исследовательской работы. Что такое иммунитет человека? Зачастую сегодня многих волнует эта тема. Иммунная система играет далеко не последнюю роль в жизни каждого из нас. Чем такая «служба безопасности» крепче, тем лучше самочувствие, здоровье человека. С возрастом слаженная иммунная система ослабевает, пошатывается, перестает справляться с вирусными атаками. Даже в экономически развитых странах с высоким уровнем жизни люди страдают от болезней иммунитета. С чем это связано? Попробуем разобраться в данном вопросе.

Цель работы: проследить за реакцией иммунитета на внешние факторы – на изменение температуры, на инфекцию, на прививку.

В ходе выполнения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Обзор литературы по данной темы;

  2. Просмотреть статистику заболеваний у студентов 1-х курсов нашего колледжа до и после прививания. Через работу с картами студентов;

  3. Провести анкетирование.

Глава I. Общие понятия об иммунитете.

    1. Разновидности иммунитета

    Так что же такое иммунитет? Иммунитет – это способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность. Особо важен этот защитный механизм для детей, особенно подростков.

    Иммунитет подразделяется на гуморальный и клеточный, хотя они выполняют различные функции, но при этом они тесно взаимосвязаны и их разделение условно.

    Гуморальный иммунитет - это защита организма от инфекций, осуществляемая белками антигенами, растворимыми в крови и жидкостях нашего организма.

    Клеточный иммунитет направлен на распознавание и уничтожение патогенных грибков, вирусов, внутриклеточных бактерий, чужеродных тканей и клеток, опухолей (измененных собственных клеток). А гуморальный иммунитет на бактерий находящихся во внеклеточном пространстве и крови.

    Слово «иммунитет» происходит от латинского immunitas – освобождение от податей или повинностей. Эта привилегия была распростра­нена в Древнем Риме и средне­вековой Европе. Лицо, на которое она распростра­нялась, называлось immunis – иммунный, неприкосновенный. Невозможно установить, кто именно ввел эти термины в медицину, но они удиви­тельно точно отражают состояние освобождения от дани, которую человек «платит» патогенным микробам - большая группа разнородных по систематическому положению микробов, которые вступают с организмом человека в одних случаях в отношения симбиоза, комменсализма и (или) нейтрализма, в других - в конкурентные отношения, нередко приводящие к развитию заболевания.

infourok.ru

Исследовательская работа "Будь здоров, или как не болеть простудой"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

Исследовательская работа

Будь здоров, или как не болеть простудой

Выполнил ученик 3а класса

Руденко Максим Сергеевич

Руководитель

учитель начальных классов

Рафикова Дилара Магдановна

Салават 2010

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………3-4

Глава 2 Понятие об иммунной системе человека ……………………… 5

Глава 3 Роль ЗОЖ в формировании крепкого иммунитета ………. 6-11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………..11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………………..12

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..13-16

-3-

ВВЕДЕНИЕ

Болен – лечись, а здоров – берегись.

Народная мудрость.

В последнее время я стал часто слышать от мамы: «Оденься теплее, сейчас легко простудиться!» или «Надо срочно выпить лекарство, на работе у нас вирусная инфекция». В школе не лучше. В понедельник перед каникулами были все 28 учеников нашего класса, а к пятнице осталось 18. А еще сестренка Танюша заболела. Приходил врач из поликлиники и произнес странное слово «ОРВИ». Я задумался, что прячется за этими странными буквами и так ли всё опасно, что потребовалось закрыть на карантин все школы города?

Я обратился для консультации к школьному фельдшеру. Оказалось, что ОРВИ – это острая респираторная вирусная инфекция. В этом определении мне непонятными словами стали «респираторный» и «вирус». Я нашел в медицинском словаре объяснение. {1}

Респираторный – дыхательный, относящийся к дыханию.

Вирус – мельчайший внутриклеточный паразит, размножающийся только в живых клетках, вызывающий болезни растений, животных, человека. Вирусов, вызывающих ОРВИ, около 300 видов. Они очень малы, устойчивы во внешнем мире, летучи, легко проникают в дыхательные пути. [1]

И так я выяснил, что заразиться ОРВИ очень легко, а избежать неприятных последствий - непросто.

-4-

Целью моей работы стало выявление роли здорового образа жизни в становлении иммунитета к ОРВИ.

Задачи исследования:

  • выяснить, что такое иммунитет,

  • проанализировать зависимость между образом жизни учеников 3а класса и их подверженностью ОРВИ.

В своей работе я выдвинул гипотезу – реже болеет ОРВИ тот, кто ведет здоровый образ жизни, его организму легче справиться с атакой вирусов.

Объект исследования – ученики 3А класса МОУ «СОШ №17».

Предмет исследования – влияние ЗОЖ на формирование иммунитета к вирусным заболеваниям.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ данных, сравнение, работа со справочной литературой.

-5-

Глава 1. Понятие об иммунной системе человека

Я проанализировал, сколько дней в текущем учебном году было пропущено моими одноклассниками по причине заболеваемости ОРВИ. Оказалось, что Ткаченко Даниил, Антонов Сережа, Козырев Данил, Гайнуллин Богдан ни разу не болели. Чаще всего болели Мизгулин Саша, Галина Диана, Бахарев Никита.

Про того, кто часто болеет, говорят, что у него слабый иммунитет. Иммунитет – это способность организма сопротивляться вредным факторам окружающей среды, например, вирусам или бактериям. У человека иммунная система формируется к 10 годам. Естественными стимуляторами иммунитета считаются голод, холод, физическая активность. Ослабление иммунитета может быть вызвано стрессом, переохлаждением, авитаминозом, несбалансированным питанием. [1]

Итак, я выяснил, что иммунитет - это защитная система человека. Во второй главе я постараюсь выяснить, можно ли укрепить иммунитет естественным способом, сделать его способным противостоять атаке вирусов.

-6-

Глава 2. Роль ЗОЖ в формировании крепкого иммунитета

Первым делом я решил узнать, а что думают мои одноклассники по этому вопросу? С этой целью мы провели в классе анкетирование на тему «Как ты относишься к своему здоровью?», а также раздали вопросники их родителям (Приложение 1). Все вопросы касались здорового образа жизни. Как известно основами ЗОЖ являются – правильный режим дня, полноценное питание,

закаливание, прогулки, занятия спортом, отсутствие вредных привычек.

Ответы одноклассников представлены в приложении 4.

Из 25 опрошенных одноклассников 12 ребят ложатся спать в 23 часа и позже. Давно уже известно, что если человек рано ложиться спать и рано встает, то он долго сохраняет хорошую работоспособность и чувствует себя бодрее, чем лежебока. Недостаток сна ведёт к проблемам с памятью, снижению внимательности на уроках, излишней раздражительности. Ребенку

7-12 лет спать нужно 10-11 часов, так как в этом возрасте происходит постоянное образование новых клеток, т.е. во сне мы растём. Организм каждого человека подчиняется своеобразным биологическим ритмам, в соответствии с которыми он переживает в течение суток несколько физиологических спадов и подъёмов. Самое благоприятное время для сна от 9 до 10 часов вечера, так как на это время приходится один из физиологических

-7-

спадов, именно в это время можно легко заснуть. А вот в 12 часов ночи спать уже не хочется, организм бодрствует, начался физиологический подъём. Это говорит о том, что деление на «сов» и «жаворонков» условное, от природы все люди «жаворонки». [2]

Следующий вопрос анкеты касался утренней гимнастики. 10 ребят делают зарядку регулярно, 9 – от случая к случаю, 6 – пренебрегают утренней разминкой.

Зарядка улучшает работу сердца и легких, насыщает кровь кислородом, развивает косно – мышечную ткань, заряжает бодростью на предстоящий день, укрепляет общее здоровье организма, а значит и сопротивляемость вирусам.

Существует много комплексов утренней зарядки. В приложении представлена базовая схема утренней разминки. Все так просто - 10 минут нетрудных упражнений, и ты зарядился положительной энергией на весь день! Но каждый раз что-то мешает: то не выспался, то опаздываешь в школу, то

хочешь лишнюю минутку полежать в теплой постели. Я предлагаю несколько способов, предложенных психологами, чтобы справиться с ленью. [3]

Придумайте комплекс из 5-10 несложных упражнений, напишите на листе бумаги, повесьте на видное место и четко зафиксируйте время выполнения, в конце можно поставить свою подпись. Письменный вид необходим, чтобы

-8-

визуально закрепить цель в сознании, дать мощную установку разуму. Есть еще один способ. Вечером, когда ты уже лег в постель, расслабься и представь, что завтра утром ты встаешь, надеваешь тапочки, идёшь к окну и делаешь зарядку. Это надо представить подробно, со всеми деталями, таким образом сознание

закладывает программу на следующее утро.

Зарядку хорошо совмещать с закаливающими процедурами.

Главный смысл закаливания – борьба за здоровье с помощью укрепления

иммунной системы. Закаленный человек не болеет – его организм устойчиво противостоит повышенным и пониженным температурам воздуха, он не восприимчив к инфекциям. Кроме того, закаливание укрепляет нервную систему, улучшает работу сердца, лёгких, улучшает состав крови.

Существует три вида закаливания: закаливание воздухом, закаливание солнечными лучами, закаливание водой. Но какой бы вид закаливания ты не

выбрал, необходимо придерживаться принципов постепенности и регулярности воздействия. [4]

Бассейн – один из самых эффективных и приятных способов закаливания. К сожаленью, в нашем классе только 4 ребят регулярно посещают бассейн, и именно они ни разу не болели ОРВИ в этом году. Это говорит само за себя.

Спортивные секции в нашем классе посещают всего 11 ребят (Приложение 2).

-9-

Среди всех секций лидирует танцевальная: почти все наши девочки посещают школьную студию восточных танцев. При этом по результатам анкетирования в среднем на одного ученика 3А приходиться 3ч 43 мин проведенных за экраном телевизора и компьютера.

Последние исследования показали, что чем активнее ребенок 5-8 лет занимался спортом, тем ниже его шансы получить инфаркт во взрослом возрасте. Вот несколько неутешительных фактов: 30% современных

школьников страдают нарушением осанки, каждый третий школьник весит больше нормы, около 40% жалуются на боли в спине. Значит, если хочешь быть здоровым, необходимость занятий спортом обжалованию не подлежит.

Каждому из нас надо выбрать вид спорта в зависимости от личностных способностей и начать заниматься.

Занимаясь любимым видом спорта, можно не только улучшить иммунитет к различным заболеваниям, улучшить сон, обмен веществ, но и поднять себе

настроение.

Существует прямая связь между настроением человека, внутренним мироощущением и его здоровьем. Доказано, что чем чаще мы общаемся с приятными людьми, тем реже мы болеем респираторными заболеваниями.

Мы тоже задали вопрос одноклассникам, касающийся их внутреннего состояния, комфортности пребывания в школе. Ответы порадовали: 96%

-10-

чувствуют себя комфортно в школе. Тем же, кто испытывает стресс, можно порекомендовать поговорить по душам с близким человеком, пообщаться с домашним животным, послушать спокойную музыку, посмотреть хорошую комедию. Тем более что смехотерапия официально признана как самостоятельное направление в медицине. [5]

Неплохие результаты в нашем классе по такому важному пункту ЗОЖ, как правильное питание. 100% ребят регулярно принимают в пищу фрукты, овощи,

принимают витаминные комплексы. Среди всех полезных продуктов на первом месте по профилактике ОРВИ находятся продукты, содержащие витамин С. Они

поддерживают все клетки иммунной системы, помогая вырабатывать организму антитела и интерферон – вещество, которое борется с вирусами.

Для родителей учащихся было предложено три вопроса (Приложение 3). Многие родители серьёзно относятся к вопросам профилактики сезонного гриппа. Регулярно заваривают травяные чаи 24%, применяют отвары шиповника 12%, чай с мёдом, лимоном дают детям 48%, промывают нос аквамарисом-8%, вакцинацию применяют – 44%, используют поход в баню как общеукрепляющее средство 16% (Приложение 3).

Анализ ведения ЗОЖ в нашем классе показал, что лучше всего обстоит дело с организацией правильного питания. А вот соблюдают режим дня, закаляются и ведут активный образ жизни всего 28 % одноклассников. Они и не болели ОРЗ.

-11-

Заключение

Изучив проблему, я выяснил для себя следующее. Все люди постоянно подвергаются атаке вирусов, но при этом одни дают отпор врагам, а другие заболевают. Все дело в иммунной системе человека. Значит, для того чтобы не болеть, надо иметь крепкий иммунитет.

Как же укрепить иммунитет, если он не достался тебе от природы? Закаливание, полноценное питание, правильный режим дня, спортивная секция вместо многочасового просиживания за компьютером, поддержание хорошего настроения – вот простые основы здорового образа жизни.

Таким образом, мне удалось убедиться в истинности выдвинутой гипотезы и доказать, что профилактика играет решающую роль в становлении иммунитета к ОРВИ.

Чтобы приобщить ребят к ЗОЖ, я предлагаю следующие рекомендации:

  • ознакомиться с примерным планом по началу закаливания, который я разместил в классе (Приложение 4),

  • каждый день в школе начинать с простой зарядки (Приложение 5),

  • на классном часе познакомиться со спортивными секциями в школе и в городе.

-12-

Список литературы

  1. Краткая медицинская энциклопедия в трех частях. - Ростов/Д: Феникс, 2007,180с.

  2. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. - Москва: Медицина,1983, 121с.

  3. Никитин Б.П. Резервы здоровья наших детей. – Москва: Физкультура и спорт, 1990, 94с.

  4. Студеникин М.Я. Закаливание детей. - Минская народная библиотека. 1986, 107с

  5. http://www.smile – it.ru / therapy/

-13-

Приложение 1

Анкета для учащихся

  1. В котором часу ты ложишься спать?

  2. Делаешь ли ты по утрам зарядку?

  3. Занимаешься ли ты закаливанием?

  4. Комфортно ли тебе в школе?

  5. Какую спортивную секцию посещаешь?

  6. Принимаешь ли ты витамины, употребляешь в пищу овощи и фрукты?

  7. Сколько времени проводишь за компьютером и телевизором?

Анкета для родителей

  1. Считаете ли вы своего ребёнка часто болеющим?

  2. Как относитесь к сезонной вакцинации?

  3. Какие профилактические меры в семье используете, чтобы не болеть ОРВИ?

-14-

Приложение 2

Занятость в секциях

Просмотр телевизора

-15-

Приложение 3

Сезонная профилактика (ответы родителей)

-16-

Приложение 4

номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Адыева Р.

0:00

иногда

танцы

да

да

да

Антонов С.

22:00

иногда

нет

да

нет

да

Васильева А.

21:00

да

танцы

да

нет

да

Ветрова М.

23:00

иногда

танцы

да

нет

да

Волков В.

1:00

да

скалолаз.

да

да

да

Гайнуллин Б.

23:00

нет

танцы

да

да

нет

Галина Д.

21:00

да

танцы

да

нет

да

Гусева А.

23:00

иногда

нет

да

нет

да

Гуськов И.

22:00

иногда

нет

да

нет

да

Ефимов Е.

21:00

да

нет

да

да

да

Зуйкина Ю.

22:00

иногда

танцы

да

да

да

Илькин Р.

23:50

нет

нет

да

да

нет

Козырев Д.

23:00

нет

нет

да

да

да

Кокорина М.

21:00

да

нет

да

нет

да

Мизгулин А.

21:30

да

нет

да

нет

да

Мухаметдинов

21:30

нет

бассейн

да

да

да

Руденко М.

21:00

да

танцы

да

нет

да

Рыбчиский В.

22:00

да

нет

да

нет

да

Суксин И.

21:00

да

бассейн

да

да

да

Ткаченко Д.

21:00

иногда

бассейн

да

да

да

Хадыев А.

23:00

нет

нет

да

нет

да

Чапайкин А.

21:00

да

нет

да

нет

да

Шалёв В.

21:30

нет

да

да

да

да

Шахов Д.

21:00

да

бассейн

да

бассейн

да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-17-

Приложение 5

Основные способы закаливания организма

  1. Сон с открытым окном летом, проветривание спальни.

  2. Прогулка на свежем воздухе до 4-6 ч ежедневно.

  3. Утренняя гимнастика, занятия на свежем воздухе.

  4. Воздушные ванны.

  5. Хождение босиком по ребристой доске.

  6. Полоскание рта и горла, умывание лица, рук и шеи водой комнатной температуры.

7.Обливание ступней водой t 34-20 гр, снижение t воды каждые два дня на два градуса.

Примерный комплекс упражнений для утренней зарядки

1.Ходьба на месте.

2.Упражнения для мышц шеи, рук плечевого пояса (потягивания).

3. Упражнения для мышц туловища и живота (наклоны вперёд и в сторону).

4. Упражнения для мышц ног (приседания, прыжки, махи).

5. Упражнения общего воздействия с участием мышц рук и ног (махи, выпады).

6.Упражнения силового характера.

7. Упражнения на расслабление, дыхательные упражнения.

РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательскую работу «Будь здоров, или как не болеть простудой»,

ученика 3 класса МОУ «СОШ №17» Руденко Максима.

Выбранная тема актуальна для учащихся начальной школы.

В структуре исследовательской работы можно выделить введение, основную часть, заключение. Основное содержание раскрывается в двух главах.

В первой главе автор знакомится с понятием об иммунитете человека и приходит к выводу, что чем сильнее иммунная система человека, тем легче ей противостоять постоянной атаке вирусов.

Во второй главе автор, анализирует зависимость между образом жизни учеников 3А класса и их иммунитетом к простудным заболеваниям, изучает естественные пути укрепления иммунитета. В конце главы автор приходит к выводу, что те одноклассники, которые вели здоровый образ жизни, не болели простудой в текущем учебном году.

Данная работа представляет теоретический и практический интерес.

Рекомендуется для заслушивания перед учащимися начальных классов.

infourok.ru


Смотрите также